НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 15.02.2017 № 3А-200/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<данные изъяты><данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Железном А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-200/2017 по административному исковому заявлению Герасимовой Е. Ю. и Венецкого С. Н. об исправлении ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка

у с т а н о в и л:

Герасимова Е.Ю. и Венецкий С.Н.<данные изъяты> по почте обратились в Егорьевский городской суд <данные изъяты> с иском к Управлению Росреестра по <данные изъяты>, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> и ИФНС России по <данные изъяты> об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости и пересчете земельного налога, исчисленного на основании ошибочных сведений.

В обоснование своих требований истцы указали, что в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>Герасимова Е.Ю. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020101:467, площадью 64 731кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ОАО «Егорьевское». С <данные изъяты> собственником данного земельного участка стал Венецкий С.Н. До <данные изъяты> земельный участок имел вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, после указанной даты – для дачного строительства.

После изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка была определена органом кадастрового учета исходя из значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений <данные изъяты> – 2402,59 рублей, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты>» и составила 155 522 053,29 рублей.

Истцы полагают, что органом кадастрового учета при расчете кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования допущена ошибка. По мнению истцов, кадастровая стоимость в данном случае должна была рассчитываться исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по <данные изъяты> - 43,05 рублей, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ и составлять 2 786 669,55 рублей.

Учитывая, что допущенная, по мнению истцов, органом кадастрового учета ошибка влечет увеличение налогового бремени, истцы просили суд исключить из государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) ошибочные сведения о кадастровой стоимости участка в размере 155 522 053,29 рубля за период 2011 - 2013 годы, внести исправления в ГКН, указав кадастровую стоимость участка за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 2 786 669,55 рублей и обязать ИФНС по <данные изъяты> произвести перерасчет земельного налога исходя из налоговой базы в размере 2 786 669,55 рублей.

Решением Егорьевского городского суда от <данные изъяты> указанные исковые требования Герасимовой Е.Ю. и Венецкого С.Н. были удовлетворены (т. 1 л.д. 114-121).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> решение Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в части требований к ИФНС по <данные изъяты> о перерасчете земельного налога отменено и принято новое решение об отказе в данном требовании. В части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости дело передано по подсудности в Московский областной суд (л.д. 158-160).

Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, административные истцы просят суд возложить обязанность на соответствующий орган исправить допущенную ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020101:467 исключив сведения о его кадастровой стоимости в размере 155 522 053,29 рублей с даты внесения и указать в Едином государственном реестре недвижимости кадастровую стоимость данного земельного участка за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно в размере 2 786 669,55 рублей (т. 2 л.д. 136-142).

Административные истцы – Герасимова Е.Ю. и Венецкий С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.

Представитель административных истцов – Нажжар А.Ж. в судебном заседании поддержал уточненные требования своего доверителей.

Административные ответчики – Управление Росреестра по <данные изъяты> и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений <данные изъяты>Левина М.Е. возражала против удовлетворения требований административных истцов, полагая, что ими пропущен срок для обращения в суд.

Суд, выслушав представителей административных истцов и заинтересованного лица, исследовав материал дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 61 вступившего в силу с <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав (до <данные изъяты> – органом кадастрового учета) при осуществлении государственного учета и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (до <данные изъяты> – государственном кадастре недвижимости) сведениям, содержащимся в документах на основании которых вносились сведения в Единый государственный кадастр недвижимости исправляется по решению государственного регистратора прав либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила), которыми регулируются порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пунктам 5 и 9 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственный кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Во исполнение пункта 11 Правил, Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Герасимова Е.Ю. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020101:467, площадью 64 731кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ОАО «Егорьевское» в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>Герасимова Е.Ю. С <данные изъяты> и до настоящего времени собственником данного земельного участка является Венецкий С.Н. (т. 1 л.д. 13, 14, 15-17).

Таким образом, Герасимова Е.Ю. является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка за период с <данные изъяты> по 20 ноября, Венецкий С.Н. – с <данные изъяты>.

Судом также установлено, что постановлением администрации Егорьевского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> вид разрешенного использования данного земельного участка – для сельскохозяйственного производства изменен на вид – для дачного строительства. Указанные изменения в сведениях о разрешенном использовании участка учтены в государственном кадастре недвижимости <данные изъяты> (л.д. 60-61).

Согласно пункту 2.3.1 вышеназванных Методических указаний от <данные изъяты><данные изъяты> в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования на площадь земельного участка.

Таким образом, Методическими указаниями предусмотрено определение кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, посредством умножения среднего для муниципального района (но не субъекта Российской Федерации в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Поскольку изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка было учтено в государственном кадастре недвижимости <данные изъяты> (после утверждения результатов определения кадастровой оценки земель распоряжением Минэкологии РФ от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ), то его кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний.

Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельного участка административных истцов (дачное строительство), является дачное объединение.

Как установлено судом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020101:467 после изменения вида разрешенного использования рассчитана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> с учетом утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ (далее распоряжение <данные изъяты>-РМ) среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по <данные изъяты> в размере 2402,59 рублей и определена в размере 155 522 053,29 рублей (т. 1 л.д. 242, 243). Данным распоряжением Минэкологии по <данные изъяты> средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков по <данные изъяты> установлен не был.

Вместе с тем, в ходе предыдущей государственной кадастровой оценки, распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ (далее – распоряжение <данные изъяты>-РМ) среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в <данные изъяты> было утверждено в размере 43,05 рублей (т. 1 л.д. 20-25).

Пунктом 2 распоряжения <данные изъяты>-РМ установлено, что указанное распоряжение <данные изъяты>-РМ применяется в части, не противоречащей распоряжению <данные изъяты>-РМ. Распоряжение <данные изъяты>-РМ признано утратившим силу распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ, то есть уже после расчета органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка административных истцов (т. 1 л.д.18).

При таких обстоятельствах, учитывая, что применение для определения кадастровой стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида его разрешенного использования, среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего измененному виду разрешенного использования, утвержденного не по муниципальному району, а по субъекту Российской Федерации в целом, Методическими указаниями и иными действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен, кадастровая стоимость земельного участка истцов, после изменения вида его разрешенного использования, должна была рассчитываться с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в <данные изъяты>, утвержденного распоряжением <данные изъяты>-РМ в размере 43,05 рублей.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета была допущена техническая ошибка, которая повлекла для административных истцов многократное увеличение земельного налога, что подтверждается соответствующими налоговыми уведомлениями (т. 1 л.д. 11-12).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ вновь утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>, в том числе, данным распоряжением установлена и новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020101:467. Однако данное распоряжение порождает правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков только с <данные изъяты> (п. 4).

Вместе с тем, в связи с допущенной органом кадастрового учета <данные изъяты> ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, оказалось нарушено право административных истцов на уплату законно установленного земельного налога за 2011, 2012 и 2013 годы.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования административных истцов об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020101:467.

Учитывая, что, в силу положений Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с <данные изъяты> исправление технических ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, отнесено к полномочиям Росреестра Российской Федерации и его территориальных органов, суд полагает возможным возложить соответствующую обязанность на Управление Росреестра по <данные изъяты> (ст. 3, 61, 64 Федерального закона № 218-ФЗ).

Доводы представителя Министерства имущественных отношений <данные изъяты> о пропуске административными истцами срока для обращения в суд с данным административным иском, суд находит необоснованными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Как следует из материалов дела, налоговые уведомления ИФНС России по <данные изъяты> об уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2011, 2012, 2013 годы получены административными истцами в 2014 году. Срок уплаты налога установлен до <данные изъяты> (т. 1 л.д. 11,12).

Учитывая, что обязанность уплатить земельный налог у Герасимовой Е.Ю. и Венецкого С.Н. возникала только после получения налогового уведомления, оспариваемая истцами архивная кадастровая стоимость на дату обращения в суд (декабрь 2014 года) подлежала применению. При таких обстоятельствах, в силу названных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, срок обращения в суд истцами пропущен не был.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление Герасимовой Е.Ю. и Венецкого С.Н. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

р е ш и л:

административное исковое заявление Герасимовой Е. Ю. и Венецкого С. Н. об исправлении ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление Росреестра по <данные изъяты> исправить техническую ошибку, допущенную <данные изъяты> в сведениях государственного кадастра недвижимости (с <данные изъяты> – Единого государственного реестра недвижимости) о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020101:467, площадью 64 731 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ОАО «Егорьевское», определив кадастровую стоимость земельного участка на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты>» исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по <данные изъяты>- 43,05 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, установленной в результате исправления технической ошибки, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (с <данные изъяты> – Единый государственный кадастр недвижимости) соответствующих сведений, содержащих техническую ошибку – с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.