НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 12.03.2018 № 3А-839/17

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 12 марта 2018 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Нестеровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-84/18 по административному исковому заявлению ООО «АИСТ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «АИСТ» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:93:0030615:1 категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения, разрешенное использование: под существующим топливозаправочным комплексом, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г/пос Воскресенск, д.Чемодурово, ул.Шоссейная, 71а и на праве аренды 2-ух земельных участков с кадастровыми номерами: 50:93:0030615:19 категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения, разрешенное использование: для расширения услуг существующей АЗС (автостоянка транзитного транспорта, установка газовой станции), расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г/пос Воскресенск, д.Чемодурово, ул.Шоссейная, 71а; 50:29:0040503:183 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автозаправочной станции, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г/пос Хорлово, п.Хорлово, в 255 м. на северо-запад от дома № 6 по ул.Победы.

Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленными им отчетах об оценке.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права как налогоплательщика и влечет для него увеличение выкупной цены арендуемых земельных участков.

Досудебный порядок рассмотрения спора соблюден: решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области от 20 января 2017 года заявления ООО «АИСТ» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, поступившие в Комиссию 20 декабря 2016 года, отклонены (л. д. 27-28, 29-30).

В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенных в отчетах об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки данных отчетов на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости спорных земельных участков. Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «ИОЛА. Объективная оценка» Липпонен Ю.С.

После получения заключения эксперта представитель административного истца представил уточненное административное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности и праве аренды равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату оценки в экспертном заключении.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Московской области вопрос об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков оставил на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражала против удовлетворения требований административного истца. Не оспаривала право истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, полагала, что действительная рыночная стоимость земельных участков определена в заключении эксперта, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.

Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд полагает уточненное административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения признаются плательщиками земельного налога. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности владельца данного земельного участка.

Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценке, утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.

Судом установлено, что ООО «АИСТ» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:93:0030615:1, общей площадью 2529 кв м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения, разрешенное использование: под существующим топливозаправочным комплексом, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, д.Чемодурово, ул.Шоссейная, уч.71 «а».

Указанное обстоятельство подтверждается представленным суду свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д.16).

Как усматривается из представленной суду кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости – стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040503:183 была определена по состоянию на 28 октября 2015 года актом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с применением утвержденного Распоряжением №566-РМ удельного показателя кадастровой стоимости земель и составила 5984 084 рублей (т.1 л.д.26).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель указанной категории на территории Московской области, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2013 года.

Судом установлено, что ООО «АИСТ» на праве аренды принадлежат два земельных участков с кадастровыми номерами:

- 50:93:0030615:19 категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения, разрешенное использование: для расширения услуг существующей АЗС (автостоянка транзитного транспорта, установка газовой станции), расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г/пос Воскресенск, д.Чемодурово, ул.Шоссейная, уч.71 «а»;

- 50:29:0040503:183 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автозаправочной станции, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г/пос Хорлово, п.Хорлово, в 255 м на северо-запад от дома № 6 по ул.Победы.

Указанное обстоятельство подтверждается представленным суду договорами аренды земельных участков для ведения предпринимательской деятельности от 09.03.2011г. (1 том л.д.48-49) и 23.10.2009г. (2 том л.д.112-113).

Утвержденная Распоряжением №567-РМ кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030615:1 составила 10417633,83 рублей (т. 1 л.д.17-21).

Утвержденная Распоряжением №567-РМ кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030615:19 составила 30894 525 рублей (т. 1 л.д.22-25).

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

В соответствии с представленным суду экспертным заключением, которое дано экспертом ООО ИОЛА. Объективная оценка» Липпонен Ю.С., рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату оценки – 01 января 2013 года составляла:

- с кадастровым номером 50:29:0030615:1, общей площадью 2 529 кв. м.,, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, дер.Чемодурово, ул.Шоссейная, уч.71 «а», категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения, разрешенное использование: под существующим топливозаправочным комплексом, в размере 4782064 руб.;

- с кадастровым номером 50:29:0030615:19, общей площадью 7 500 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, дер.Чемодурово, ул.Шоссейная, уч.71 «а», категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения, разрешенное использование: для расширения услуг существующей АЗС (автостоянка транзитного транспорта, установка газовой станции), в размере 12474584 руб.;

- с кадастровым номером 50:29:0040503:183, общей площадью 3 700 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г/пос Хорлово, п.Хорлово, в 255 м на северо-запад от дома № 6 по ул.Победы, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автозаправочной станции, в размере 4561934 руб.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на дату оценки каждого из участков в заключении эксперта.

Оценивая экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.

Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», противоречий которому судом не установлено.

Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная им методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, суду не представлено.

Сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.

С учетом изложенного уточненное административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, определенной в экспертном заключении эксперта Липпонен Ю.С., подлежит удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.

В данном случае заявления ООО «АИСТ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами поступили в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 20 декабря 2016 года, и именно эта дата подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2013 года.

Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «АИСТ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030615:1, общей площадью 2 529 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г.п. Воскресенск, д. Чемодурово, ул.Шоссейная, уч. 71а, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013года, в размере 4782 064 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030615:19, общей площадью 7 500 кв. м., расположенного по адресу: Местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Воскресенский район, г.п. Воскресенск, д. Чемодурово, ул.Шоссейная, уч. 71а, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013года, в размере 12474 584 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040503:183, общей площадью 3 700 кв. м., расположенного по адресу: Местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, г.п.Хорлово, п.Хорлово, в 255 м на северо-запад от дома № 6 по ул.Победа, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013года, в размере 4561 934 рубля.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «20 декабря 2016 года».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко

Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2018 года.

Судья А.А. Терещенко