НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 10.02.2020 № 3А-1337/19

Дело <данные изъяты>а-373/2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Козловой О.А.

при секретаре Тягай А.А

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черновой С. А. об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Черновой С. А. о признании не действующими Распоряжений Министерства имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746 от <данные изъяты> и <данные изъяты>ВР-1632 от <данные изъяты> в части пунктов 1764 и 2704 по включению в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером 50:4760021502:487 – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова

Дело <данные изъяты>а-373/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты><данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Козловой О.А.,

при секретаре Тягай А.А

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черновой С. А. об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

установил:

<данные изъяты> Министерством имущественных отношений <данные изъяты> принято распоряжение N 13ВР-1746 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - распоряжение Министерства от <данные изъяты> N 13ВР-1746).

Названным распоряжением определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень на 2017 год).

В пункт 1764 Перечня на 2017 год внесено здание с кадастровым номером 50:47:0021502:487, расположенное по адресу: <данные изъяты>.

Министерством имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты> принято распоряжение N 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - распоряжение Министерства от <данные изъяты> N 15ВР-1632).

Названным распоряжением определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2018 год).

В пункт 2404 Перечня на 2018 год внесено здание с кадастровым номером 50:47:0021502:487, расположенное по адресу: <данные изъяты>.

Распоряжения Министерства от <данные изъяты> N 13ВР-1746 и от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 опубликованы в официальном печатном издании - газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> - http://mosreg.ru.

Чернова С. А. являясь индивидуальным предпринимателем, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании недействующими указанных выше распоряжений в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, принадлежащего ей на праве собственности здания, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, указав в обоснование, что оснований для включения, принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания в перечне имелось, поскольку Министерство имущественных отношений, утверждая оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, применило единый подход, как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц. Кроме того, не учтен критерий площади недвижимого имущества свыше 1000 кв.м, предусмотренный пунктом 1 статьи 1.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>".

В обоснование требований представитель административного истца указал, что Черновой С.А. принадлежит на праве собственности нежилое здание – магазина. Объект расположен на земельном участке с видом разрешенного использования под строительство магазина. На период принятия оспариваемого нормативного правового акта утвердившего Перечень на 2018 год здание имело общую площадь 1011,1 кв. метров. <данные изъяты> в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о площади объекта недвижимости 998.4 кв. метров.

Полагает, что оснований у административного ответчика для включения нежилого здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности в Перечень на 2019 год не имелось, поскольку на момент его принятия площадь объекта не соответствовала критерию предусмотренному законом субъекта и составляла менее 1000 кв. метров (<данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О налоге на имущество организаций»). Учитывая, что площадь объекта изменена в марте 2018 года, то полагает указанный объект подлежал исключению и из Перечня на 2018 год с момента внесения сведений в ЕГРН.

В данной части административный истец находит нормативные акты противоречащими пунктом 1 статьи 1.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>" определяющему главный критерий для включения здания в перечень - его площадь более 1000 кв. метров. Вид разрешенного использования участка, предусматривающего размещение торгового объекта на котором расположено торговое здание, по его мнению, не имеет правового значения. Также полагает, что положения указанного Закона субъекта по налогу на имущество организаций подлежат применению к Черновой С.А., поскольку последняя является индивидуальным предпринимателем, применяет упрощенную систему налогообложения и исключение ее объекта их перечней освобождает ее от уплаты налога на имущество.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что включение объекта недвижимости в утвержденные перечни противоречит требованиям положений Налогового кодекса Российской Федерации и закона субъекта, нарушает права Черновой С.А. как налогоплательщика.

Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что Министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти <данные изъяты> по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перечень объектов недвижимого имущества определен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество и размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Административному истцу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения, которое предусмотрено ст. 378.2 Налогового кодекса РФ и, следовательно, подлежащее включению в оспариваемые перечни. Поскольку оспариваемые приказы в части не нарушают прав и свобод административного истца, не противоречат федеральному законодательству или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (здесь и далее по тексту законы и иные нормативные акты приведены в их редакции, действующей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

К вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа (п. 2 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от <данные изъяты> N 131-ФЗ).

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Согласно пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Статьей <данные изъяты> от <данные изъяты> N 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории <данные изъяты> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории <данные изъяты> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - <данные изъяты>.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, на указанные объекты не распространяется (пункт 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.

Советом депутатов городского округа Орехово-<данные изъяты> от <данные изъяты> N 35/4 принято решение «О налоге на имущество физических лиц».

Согласно пунктам 1, 2.2, указанного решения на территории муниципального образования городского округа "Орехово-Зуево" установлен и введен в действие с <данные изъяты> налог на имущество физических лиц в размере 1.5 % в 2017,2018 и 2019 годах, на 2020 год в размере 2% в отношении: объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции решения от <данные изъяты>).

На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Представитель административного истца в судебном заседании не оспаривал, что нежилое здание с кадастровым номером 50:47:0021502:487, расположенное по адресу: <данные изъяты> отвечают признакам торгового, в том числе и по фактическому виду использования.

Указанные обстоятельства также следуют из технической документации, согласно которой объект недвижимости - здание с кадастровым номером 50:47:0021502:48<данные изъяты> год являлось отдельно стоящим нежилым строением магазина площадью 1011.1 кв. метров. После проведенной внутренней перепланировки (возведение новых внутренних перегородок) и капитального ремонта площадь объекта в 2018 году составила 998.4 кв. метров. Назначение объекта как торговое, и осуществление в нем торговой деятельности после проведенной реконструкции осталось не низменным. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:47:0021502:8 площадью 1280 кв. метров вид разрешенного использования под строительство магазина.

В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 842/27, в <данные изъяты> уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.

Приведенные нормы свидетельствует о том, что оспариваемый нормативные правовые акты приняты компетентным органом. Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> N 13ВР-1764 и от <данные изъяты> N 15ВР-1632 опубликованы на официальном портале <данные изъяты> - http://www.mosreg.ru, на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты>, а также в официальном печатном издании - газете Ежедневные новости. Подмосковье".

Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта административным истцом не оспаривается.

Пунктом 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Пунктом 1 статьи 1.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>" определено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества: торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализ приведенного выше законодательства позволяет прийти суду к выводу, что оспариваемые административным истцом в части распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты>, утвердившие перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не противоречат требованиям пунктов 1 и 3 ст. 402, п. 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, <данные изъяты> от <данные изъяты> N 126/2014-ОЗ.

Включение принадлежащего Черновой С.А. здания в Перечни на 2018 и 2019 годы соотносятся с положениями статьи 378.2 НК РФ, поскольку они фактически используются в целях размещения торговых объектов, на земельном участке под строительство объекта торговли.

Доводы административного истца со ссылкой на положения <данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>" основаны на неправильном толковании закона.

Утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> перечини объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость содержат объекты, принадлежащие как организациям, так и физическим лицам.

При этом положения <данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>" применяются в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

С доводами административного истца о распространении указанных особенностей, предусмотренных вышеназванным законом <данные изъяты>, при установлении налога на принадлежащий ей объект недвижимости, суд согласиться не может поскольку в силу положений НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц - к местным налогам.

Вопросы установления налога на имущество физических лиц, урегулированы главой 32 НК РФ, а в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 1 НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом в названной главе НК РФ не содержится указаний на то, что положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации предусматривающие особенности определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям, подлежат применению при определении налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам.

Таким образом, нормы <данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>" не могут быть применены при определении налоговой базы на имущество физических лиц, поскольку данный порядок регулируется решением Совета депутатов городского округа Орехово-<данные изъяты> от <данные изъяты> N 35/4 «О налоге на имущество физических лиц».

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из изложенного оснований полагать, что оспариваемые нормы противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется. Оснований для удовлетворения административного иска Черновой С. А. суд не усмотрел.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Черновой С. А. о признании не действующими Распоряжений Министерства имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746 от <данные изъяты> и <данные изъяты>ВР-1632 от <данные изъяты> в части пунктов 1764 и 2704 по включению в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером 50:4760021502:487 – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен <данные изъяты>.

Судья М.Ю. Елизарова