НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 08.06.2021 № 3А-1767/20

№ 3а-223/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Румянцевым М.С.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-223/2021 по административному исковому заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании недействующим приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 № 29-п-2007 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области»,

установил:

Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 № 29П-2007 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области» утверждена проектная документация по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области.

Административный истец - Межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» обратился в Московский областной суд в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании недействующим приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 № 29-п-2007 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области».

Требования мотивированы тем, что Межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ», обращаясь в суд с настоящим административным иском, выступает в интересах неопределенного круга лиц – жителей д.<данные изъяты><данные изъяты>, подписавших коллективное обращение с просьбой о защите их прав и законных интересов, поскольку приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 № 29-п-2007 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области» защитный лес в лесопарковой зоне (земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>) выводится из состава земель лесопарка в целях последующей застройки.

Административный истец полагает, что на момент принятия оспариваемого приказа решений о выводе территории из земель лесного фонда не принималось, как и решений о строительстве на данной территории. Лесной массив в лесопарковой зоне вблизи пос. Красково на момент издания оспариваемого приказа не утрачивал своих природных качеств, фактически потребность граждан, проживающих в пос. Красково, в данной зоне по изменилась. Указанный нормативный акт противоречит Лесному кодексу Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 № 863/22, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537.

Согласно правовой позиции административного истца, оспариваемый приказ принят без учета мнений граждан о возможном строительстве на месте лесопарка, что указывает на нарушение конституционного права граждан, закрепленного статьей 133 Конституции РФ. Таким образом, данный нормативный правовой акт направлен исключительно на лишение граждан доступа к природному объекту, влечет нарушение экологических прав жителей муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного истца Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» Трунин Д.Н. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности Махарадзе М.А. в судебном заседании просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по доверенности Чернова М.Н., Администрации городского округа Люберцы Московской области по доверенности Анохин О.И. также просили в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 № 29П-2007 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области» утверждена проектная документация по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области.

В соответствии с оспариваемым приказом утверждена документация по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области; исключен из границ земель в лесопарковых зонах лесной участок площадью 4,1214 га в квартале 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества согласно приложению 1; включены в границы земель лесопарковой зоны лесные участки общей площадью 4,2000 га, расположенные в части квартала 47 Виноградовского лесничества, части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества согласно приложению 3. Даны указания разместить указанный приказ с приложением на официальном сайте Мособлкомлеса, а также копию настоящего приказа направить в Рослесхоз, проинформировать ФГБУ «Рослесинфорг» об издании настоящего приказа.

Установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что оспариваемый приказ Комитета лесного хозяйства Московской области опубликован на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области в установленном законом порядке.

В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся, в том числе леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды), а также леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).

Исходя из положений п.п. 1.1, 1.2 ст. 82 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей на 10.06.2020, а также в настоящее время), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относится, в том числе принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

Согласно Закону Московской области от 19.07.2005 № 185/2005-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» центральные исполнительные органы государственной власти Московской области – органы специальной компетенции, осуществляющие на всей территории Московской области исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных отраслях и сферах государственного управления, и действуют на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Московской области, законов Московской области, постановлений Губернатора Московской области, постановлений Правительства Московской области, а также положений о них.

В соответствии с частью 6 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации порядок определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, порядок изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1755 утверждены Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.

Пунктом 2 Правил № 1755 определено, что изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п.п. 3 и 4 Правил № 1755, подготовка проектной документации осуществляется по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений (далее – уполномоченный орган), либо органа местного самоуправления, физического и юридического лица (далее – заинтересованные лица). В случае подготовки проектной документации по инициативе уполномоченного органа или органа местного самоуправления уполномоченный орган или орган местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по подготовке проектной документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, пунктом 5 Правил № 1755 предусмотрено, что подготовка проектной документации по инициативе физических и юридических лиц осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 8 Правил № 1755 проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах.

В соответствии с п.9 Правил № 1755 проектная документация также подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.

Пунктом 14 Правил №1755 закреплено, что в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, уполномоченный орган направляет копию решения об утверждении проектной документации в Рослесхоз для принятия решения об отнесении лесов на территории субъекта Российской Федерации к защитным лесам.

В силу пункта 16 Правил № 1755, изменение границ земель, на котрых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, которое может привести к уменьшению площади этих земель, не допускается.

Пунктом 17 указанных Правил предусмотрено, что при изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, площадь исключаемых земель компенсируется включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств с учетом зон планируемого освоения лесов и территориального планирования. В изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, не должны включаться земли с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом в лесах, в лесопарковых и зеленых зонах, а также земли, на которых в соответствии с документами территориального планирования предусмотрено размещение таких объектов.

Исходя из положений п.п. 3, 12 указанных Правил решение об утверждении проектной документации принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 № 863/22, на территории Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, является Комитет лесного хозяйства Московской области.

Постановлением Правительства МО от 11.02.2020 № 38/4 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» и Положение о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области» пункты 12.43 и 12.44 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области изложены в новой редакции, а именно, к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области отнесено рассмотрение проектной документации об определении функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, об изменении границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 12.43), а также принятие решений об утверждении проектной документации об определении функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, об изменении границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 12.44).

Анализ указанных выше нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 №29-П-2007 принят Комитетом в пределах компетенции и полномочий, установленных действующим законодательством.

В соответствии с п. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736, Рослесхоз уполномочен на принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса РФ, принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Комитет лесного хозяйства Московской области письмом № Исх-9590/29-08 от 23.04.2020 направил на согласование разработанную по инициативе Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области проектную документацию по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области.

Установлено, что оспариваемый приказ №29п-2007, а также прилагаемая к нему проектная документация по изменению границ, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества, составленная Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг, опубликованы на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области.

Из Приложения 1 к Приказу № 29-п-2007 видно, что проектная документация подготовлена филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Мослеспроект» по инициативе заинтересованного лица – муниципального образования Городской округ Люберцы Московской области в соответствии с требованиями п. 5 Постановления № 1755 в целях строительства на указанной территории общеобразовательной школы на 750 мест в д/п Красково на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно государственной программе Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017-2024 годы», а также принятому положительному решению Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 28.02.2019 и Градостроительного совета Московской области от 05.03.2019.

В соответствии с Лесным планом Московской области, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 21.03.2019 № 116-ПГ «Об утверждении лесного плана Московской области на 2019-2028 года», сведениями ГЛР в отношении рассматриваемых лесных участков, Лесохозяйственным регламентом Виноградовского лесничества Московской области, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства Московской области, утвержденного приказом Мособлкомлеса от 14.12.2018 № 26П-2990 на территории Виноградовского лесничества расположены леса, отнесенные к категории защитных лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов в соответствии со статьей 114 Лесного кодекса РФ и леса, отнесенные к категории защитных лесов – ценные леса в соответствии со статьей 115 Лесного кодекса РФ.

При этом, исключенный из лесопарковой зоны лесной участок в квартале 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества площадью 4, 1214 га, отнесен к категории защитных лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов подкатегории – леса, расположенные в лесопарковых зонах в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, проектной документации, один из выбранных в качестве компенсации лесной участок, расположенный в части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества отнесен к категории защитных лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов подкатегории лесов – леса, расположенные в зеленых зонах в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 114 Лесного кодекса РФ. Второй из выбранных в качестве компенсации лесной участок, расположенный в части квартала 47 Виноградовского участкового лесничества Виноградовского лесничества отнесен к категории защитных лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов подкатегории – леса, расположенные в лесопарковых зонах в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса РФ.

Установлено из содержания проектной документации, что общая площадь указанных компенсационных лесных участков составляет 4,2000 га. Указанные лесные участки не обременены правами третьих лиц. Территориальное размещение проектируемых лесных участков на территории участковых лесничеств Виноградовского лесничества показано на картах-схемах, схемах в приложении к Проектной документации.

Помимо изложенного, в соответствии с требованиями пункта 8 Правил №1755 проектная документация получила согласование органов местного самоуправления городского округа Люберцы Московской области.

Установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства на основании письма от 05.06.2020 № АВ-03-27/10392 сообщило, что по результатам рассмотрения утверждено заключение Комиссии, подтверждающее соответствие представленных материалов требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем Рослесхоз согласовал проектную документацию.

Таким образом, материалы административного дела содержат подтверждение согласования проектной документации с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При данных обстоятельствах, оспариваемый приказ Комитета лесного хозяйства Московской области № 29п-2007 принят в соответствии с компетенцией Комитета в порядке реализации полномочий по утверждению проектной документации, принятию решения об изменении границ лесов в лесопарковых и зеленых зонах, расположенных в участковых лесничествах Виноградовского лесничества и внесения соответствующих изменений в ГЛР. Проектная документация, утвержденная оспариваемым приказом, согласована с органами местного самоуправления городского округа Люберцы Московской области, Федеральным агентством лесного хозяйства.

В свою очередь, исключенная площадь лесов лесопарковой зоны в части квартала 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества площадью 4,1214 га компенсирована включением лесных участков общей площадью 4,2000 га в лесопарковую зону в части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества и части квартала 47 Виноградовского участкового лесничества.

При таком положении, оснований для признания оспариваемого приказа Комитета лесного хозяйства Московской области, как принятого с нарушением компетенции органа власти и порядка официального опубликования, у суда не имеется.

Оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Принимая во внимание установленные выше фактические обстоятельства, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований и признания недействующим приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 № 29-п-2007 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании недействующим приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2020 № 29-п-2007 «Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области», - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2021 года.