НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 07.12.2017 № 12-1939/17

Судья Закурин И.А. дело № 12-1939/17

Р Е Ш Е Н И Е

«07» декабря 2017 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Ведущего контролера Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области ФИО1 на постановление Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ООО ПК «завод МАГНАТ»,

У с т а н о в и л:

Постановлением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 августа 2017 года ООО ПК «МАГНАТ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ. С назначением наказания 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением ведущий контролер Государственной инспекции пробирного надзора по г.Москве и Московской области ФИО1 обжаловал его, указав на неправильную квалификацию действий виновного лица - ООО ПК «МАГНАТ».

В судебном заседании защитник ООО ПК «МАГНАТ» -ФИО2 просил отказать в удовлетворении жалобы, а должностные лица – ФИО1 и ФИО3 просили удовлетворить жалобу, по основаниям, изложенным в ней.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника юридического лица – ФИО2, должностного лица – ФИО1, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ст.26.1 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности необходимо установление состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Состав административного правонарушения, в том числе его событие, устанавливаются на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в период с 31 мая 2017 года по 28 июня 2017 года должностными лицами Госинспекции -главным контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО3 и ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО1, на основании Распоряжения начальника Госинспекции ФИО4 от 31 мая 2017 года № 46 по адресу: <...> проведена проверка в отношении ООО ПК «МАГНАТ» (ИНН <***>) по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проведения проверки должностными лицами установлено, что ООО ПК «МАГНАТ» в нарушение подпункта «в» пункта 3 требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 57, в Правилах внутреннего контроля ООО ПК «МАГНАТ» не определены сроки выполнения отдельных обязанностей в целях осуществления внутреннего, контроля, а именно: не указан срок представления в Росфинмониторинг информации о наличии в результате проверки своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, тогда как согласно подпункту «г» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 года № 209, пункту 7.1 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 года № 110, организации обязаны информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Согласно пункту 28 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи специальному должностному лицу определяются организацией и индивидуальным предпринимателем самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 28 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, в программе документального фиксирования информации, а также в иных программах осуществления внутреннего контроля, включенных в Правила внутреннего контроля ООО ПК «МАГНАТ» не отражен срок передачи специальному должностному лицу внутреннего сообщения, составляемого сотрудником организации, выявившим операцию, подлежащую обязательному контролю.

В соответствии с пунктом 2 «Положения о требованиях к Подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу 03.08.2010 года № 203 (далее-Положение, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203), руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203, в утверждаемый руководителем организации перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включаются следующие сотрудники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями, курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате Организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; з) иные сотрудники организации (филиала) по, усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов. В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 3 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203, в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденный приказом генерального директора ООО ПК «МАГНАТ» ФИО5 № 1- ФМ/2016 от 28.03.2016 года, не включено специальное должностное лицо организации, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля. В ходе изучения представленного Перечня сотрудников ООО ПК «МАГНАТ», обязанных проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлено, что в данном документе указано проведение обучения следующих сотрудников в следующих формах: целевой инструктаж-генерального директора, главного бухгалтера, бухгалтера; вводный и дополнительный инструктажи заведующего складом готовой продукции, кладовщика склада готовой продукции, менеджера по продажам, в то время как в силу требований пунктов 6, 7, 8, 10, 12 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203, обучение проводится в следующих формах: вводный, дополнительный и целевой инструктажи; повышение уровня знаний. Вводный инструктаж проводится при приеме на работу и при переводе на должности руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) либо сотрудника, осуществляющего функции по ведению бухгалтерского учета. Дополнительный инструктаж проводится для перечисленных сотрудников в установленных законом случаях. Целевой инструктаж и повышение уровня знаний проходят следующие сотрудники: лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица; специальное должностное лицо; руководитель; главный бухгалтер (бухгалтер) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета.

Таким образом, установлено, что Перечнем сотрудников ООО ПК «МАГНАТ», обязанных проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным генеральным директором ООО ДТК «МАГНАТ» ФИО5, не предусмотрено прохождение обучения в форме вводного и дополнительного инструктажа генеральным директором и главным бухгалтером организации.

В соответствии с пунктом 8 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже 1 раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 8 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 обучение в форме дополнительного инструктажа генерального директора ООО ПК «МАГНАТ» ФИО5 (приказ от 25.12.2015 года № 1), главного бухгалтера ООО ПК «МАГНАТ» ФИО6 (приказ от 04.05.2016 года № ПКМ00000021) при изменении действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 декабря 2016 года № 433 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11 января 2011 года № 2 «Об утверждении Порядка принятия решения Федеральной службой по финансовому мониторингу о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», не проводилось.

В соответствии с пунктом 19 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

При изучении Журнала учета обучения по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО ПК «МАГНАТ» установлено, что в данном документе указана дата (28.10.2016 года), свидетельствующие о прохождении обучения в форме дополнительного инструктажа генеральным директором ООО ПК «МАГНАТ» ФИО5, главным бухгалтером ООО ПК «МАГНАТ» ФИО6, специальным должностным лицом-бухгалтером ООО ПК «МАГНАТ» ФИО7, кладовщиками-Ивановой А.В., ФИО8, ФИО9, менеджером по закупкам-Демкиной О.С, менеджерами по I продажам-Гужвенко С.Д., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, однако, не указаны занимаемые должности работников ООО ПК «МАГНАТ», основание проведения инструктажа и собственноручные подписи работников, то есть отсутствуют данные или сведения, подтверждающие факт прохождения указанными работниками ООО ПК «МАГНАТ» обучения в форме дополнительного инструктажа в случае изменения действующих и вступлении в силу новых нормативно-правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию), и финансированию терроризма, а также утверждения новых правил внутреннего контроля правила, что является нарушением пункта 19 Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 3рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации в том числе, является запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 года № 103 утверждены Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок.

Порядок представления информации в Росфинмониторинг об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю установлен «Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 года № 110.

Пунктом 6.3 Положения о федеральной службе по финансовому мониторингу, утверждённого Указом Президента РФ от 13.06.2012 года № 808, Росфинмониторинг уполномочен давать разъяснения юридическим и индивидуальным предпринимателям по вопросам, относящимся к компетенции Службы.

Согласно разъяснений, данных в пункте 4 Информационного сообщения Росфинмониторинга от 10.02.2016 года № 50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли», в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115- ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600.000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600.000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий из них. При этом из содержания вышеуказанной статьи следует, что предусмотренный в ней режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции, как с денежными средствами, так и с имуществом. Статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа и Осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Согласно разъяснений, данных в пункте 6 Информационного сообщения Росфинмониторинга от 10.02.2016 года № 50, сведения об операциях как с имуществом, переданные покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Согласно разъяснений, данных в пункте 8 Информационного сообщения Росфинмониторинга от 10.02.2016 года № 50, в случае, если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения, каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация (индивидуальный предприниматель) представляет сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Согласно разъяснений, данных в пункте 9 Информационного сообщения Росфинмониторинга от 10.02.2016 года № 50, в случае, если в 1 день в рамках 1 договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий осуществляется отгрузка несколькими партиями, а стоимость имущества по каждой из товарных накладных меньше и/или превышает пороговое значение, сведения о таких операциях с имуществом допустимо представить в рамках одного ФЭС 1-ФМ. Также допустимо представление в рамках одного ФЭС 1-ФМ сведений о нескольких платежах, осуществленных в 1 день в рамках 1 договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, сумма каждого из которых меньше и/или превышает пороговое значение, осуществленных с использованием одного банковского счета,

В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ ООО ПК «МАГНАТ» представило сведения в Росфинмониторинг по операции, подлежащей обязательному контролю, с нарушением установленного срока, а именно: в рамках договора поставки № 23/ДП от 24.08.2016 года, заключенного с ООО «Спарк» (ИНН <***>), обществом поставлены ювелирные изделия из драгоценных металлов по товарным накладным: № 243 от 24.08.2016 года на сумму 18161,95 рублей; № 244 от 24.08.2016 года на сумму 120662,60 рублей; № 259 от 26.08.2016 года на сумму 159019,70 рублей; № 260 от 26.08.2016 года на сумму 88170,50 рублей; № 266 от 29.08,2016 года на сумму 69441,60 рублей; № 267 от 29.08.2016 года на сумму 37790,15 рублей; № 276 от 30.08.2016 года на сумму 50999,65 рублей; № 277 от 30.08.2016 года на сумму 368906,20 рублей-на общую сумму 913 152,35 рублей-операция, подлежащая обязательному контролю, совершена 30.08.2016 года, сведения по данной операции должны были быть направлены не позднее 02.09.2016 года-сообщение № 00000033 было направлено в Федеральную службу по финансовому мониторингу 05.09.2016 года, нарушение сроков составило 1 рабочий день.

В соответствии с пунктом 5.4 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 года № ПО, представление в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1 -ФМ.

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 года № 110, организация, индивидуальный предприниматель, лицо при формировании ФЭС руководствуются рекомендациями, приведенными в описании структур соответствующих ФЭС, утверждаемых Росфинмониторингом.

В соответствии с пунктом 3.3 «Описания форматов формализованных электронных сообщений и рекомендаций по их заполнению», утвержденных приказом Росфинмониторинга от 27.08.2015 года № 261, каждое ФЭС состоит из служебной и информационной частей. Информационная часть ФЭС формируется для сообщения об операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю из показателей, приведенных в таблице 3.2. В таблице 3.2 приведены в том числе показатели: «Номер счета в банке», «Наименование банка» (строки 32, 33 Таблицы) Названии показатели имеют признак обязательности «0»-обязательный показатель, наличие, показателя обязательно. В показателе «Номер счета в банке» указывается номер счета частника операции в обслуживающей его кредитной организации (филиале кредитной организации), используемый при проведении операции (в рамках осуществляемой сделки).

В ходе проверки установлено, что при формировании и направлении в Росфинмониторинг нижеперечисленных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, ООО ПК «МАГНАТ» допущены нарушения требований пункта 3.1 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга от года № 110.

ООО ПК «МАГНАТ» в отдельных сообщениях, направленных в Росфинмониторинг, в показателях «Номер счета в банке», «Наименование банка» указан неверно номер счета участника операций (покупателя) в обслуживающей его кредитной организации, использованный при их проведении, а именно:

-в сообщении № 00000034 от 05.09.2016 года указан счет покупателя (ООО «Спарк») № 40702810638000079303 в ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» БИК 044525225 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 23/ДП от 24.08.2016 года-фактически 40702810000000019980, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ»;

-в сообщениях № 00000015 от 12.08.2016 года, № 00000018 от 19.08.2016 года, № 00000026 от 29.08.2016 года, № 00000037 от 22.03.2017 года, № 00000043 от 28.03.2017" года указан счет покупателя (ИП ФИО15) № 40802810400ЖЮ00026 в ПАО АКБ «Инвестиционный Торговый Банк» БИК 044583267 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 1/ДП от 09.08.2016 года)-фактически 40802810100000044895, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ГТК «МАГНАТ»; в сообщениях № 00000041 от 14.09.2016 года, № 00000051 от 05.04.2017 года указан счет покупателя (ИП ФИО16) № 40802810100390000025 в ПАО АКБ «Инвестиционный Торговый Банк» БИК 044583267 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 13/ДП от 17.08.2016 года)-фактически 40802810200000004829, 40802810738000037242, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ»; в сообщении № 00000056 от 26.09.2016 года указан счет покупателя (ИП ФИО17) № 40802810703010100356 в ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» БИК 044525225 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 51/ДП от 16.09.2016 года) -фактически 40802810709020001053, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ»; в сообщениях № 00000072 от 05.10.2016 года, № 00000075 от 07.10.2016 года, № 00000035 от 21.03.2017 года указан счет покупателя (ИП ФИО18) № 40802810044500000391 в Амурском филиале ОАО АКБ «РОСБАНК» БИК 041012715 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 45/ДП от 12.09.2016 года)-фактически 40802810146730000123, 40802810703000040845, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ»; -в сообщениях № 00000142 от 17.11.2016 года, № 00000004 от 12,01.2017 года указан счет покупателя (ИП ФИО19) № 40802810100000000178 в ООО БАНК «ИТУРУП» БИК 046401772 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 106/ДП от 03.10.2016 года)-фактически 40802810600000001253, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ»; -в сообщении № 00000111 от 21.10.2016 года указан счет покупателя (ООО «ГРАТИС») № 40702810200000000783 в АО «ВЭЛТОН БАНК» БИК 041403783 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 117/ДП от 06.10.2016 ода фактически 40702810200000000831, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ»; в сообщении № 00000075 от 29.05.2017 года указан счет покупателя (ИП ФИО20) № 40802810100080000487 в Астраханском филиале ЗАО КБ «РЭБ» БИК 041203788 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 62/ДП от 28.09.2016 года)-фактически 40802810500070000331, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ»; в сообщении № 00000080 от 29.05.2017 года указан счет покупателя (ИП ФИО21) № 40802810960180100174 в Северо-Кавказском банке ОАО «Сбербанк России» БИК 040702660 (указанный счет также значится в Договоре поставки № 66/ДП от 28.09.2016 года)-фактически 40802810100050004040, что подтверждается выпиской по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ». Таким образом, ООО ПК «МАГНАТ» представило в Росфинмониторинг недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с сообщениями: № 00000015 от 12.08.2016.года, № 00000018 от 26.08.2016 года, № 00000026 от 29.08.2016 года, № 00000034 от 05.09.2016 года, № 00000041 от 14.09.2016 года, № 00000056 от 26.09.2016 года, № 00000072 от 05.10.2010 года, № 00000075 от 07.10.2016 года, № 00000111 от 21.10.2016 года, № 00000142 от 17.11.2016 года, № 00000004 от 12.01.2017 года, № 00000035 от года, № 00000037 от 22.03.2017 года, № 00000043 от 28.03.2017 года, № 00000051 от 05.04.2017 года, № 00000075 от 29.05.2017 года, № 00000080 от 29.05.2017 года.

В ходе проведения проверочных мероприятий установлены операции, подпадающие под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, регламентированные приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», а именно: критерий № 1101 «Запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели», критерий № 1103 «Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом».

Согласно представленным документам ООО ПК «МАГНАТ» заключило с ИП ФИО22 (ИНН <***>) следующие договора поставки ювелирных изделий из драгоценных металлов: договор поставки № 18/ДП от 22.08.2016 года; договор поставки № 18/ДП/1 от 23.08.2016 года; 2) договор поставки № 18/ДП/2 от 24.08.2016 года.

При этом все 3 договора, заключенные обществом с ИП ФИО22, являются абсолютно идентичными по структуре и содержанию (условиям договора). Предметом каждого договора, в соответствии с пунктом 1.1 является условие, согласно которому «Поставщик обязуется передать в собственность Покупателю ювелирные изделия, а Покупатель обязуется принять и оплатить Товар». Наименование ювелирных изделий, вид металла, процентное содержание драгоценных металлов в сплаве, из которого изготовлены изделия (проба), а также общая сумма сделки ни в одном из заключенных договоров поставки не определена.

26 августа 2016 года в рамках договора № 18/ДП от 22.08.2016 года по товарной накладной № 255 от 26.08.2016 года ООО ПК «МАГНАТ» передало ИП ФИО22 изготовленные обществом браслеты и кольца из золота 585 пробы на сумму 91 953,50 рублей.

26 августа 2016 года в рамках договора № 18/ДП/1 от 23.08.2016 года по товарной накладной № 257 от 26.08.2016 года ООО ПК «МАГНАТ» передало ИП ФИО22 изготовленные обществом браслеты, колье и кольца из золота 585 пробы, на сумму 592 508,40 рублей.

26 августа 2016 года в рамках договора № 18/ДП/2 от 24.08.2016 года по товарной накладной -№ 256 от 26.08.2016 года ООО ПК «МАГНАТ» передало ИП ФИО22 изготовленные обществом браслеты из золота 585 пробы на сумму 212 025,60 рублей.

В рамках трех договоров поставки были переданы ювелирные изделия из драгоценных металлов на общую сумму 896 487,50 рублей.

Ювелирные изделия из драгоценных металлов, переданные в рамках договора № 18/ДП от 22.08.2016 года являются однотипными по наименованию изделий, виду драгоценного металла и пробе драгоценного металла относительно ювелирных изделий, поставленных в рамках договоров № 18/ДП/1 от 23.08.2016 года и № 18/ДП/2 от 24.08.2016 года.

Также, как следует из выписки по лицевому счету ООО ПК «МАГНАТ», ИП ФИО22 перечислила обществу денежные средства за приобретенные ювелирные изделия из драгоценных металлов по платежному поручению № 31 от 26.08.2016 года-592 508,40 рублей и по платежному поручению № 213 от 29.08.2016 года-242 025,60,рублей. В поле назначения платежа указанных платежных поручений отсутствуют сведения, в рамках какого договора произведена оплата. Общая сумма составила 804 534 рублей. С учетом изложенного можно сделать вывод, что заключение договоров № 18/ДП/1 от 23.08.2016 года и № 18/ДП/2 от 24.08.2016 года не имело очевидного экономического смысла или очевидной экономической цели. Неоднократность совершения однотипных сделок с одним юридическим лицом в течение незначительного промежутка времени, а также аналогичность заключенных ООО ПК «МАГНАТ» с ИП ФИО22 договоров поставки ювелирных изделий из драгоценных металлов являются основанием считать указанные сделки необычными, и дают основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля в части выявления, фиксирования и представления сведений в уполномоченный орган. Таким образом, ООО ПК «МАГНАТ» совершило в рамках одного договора поставки № 18/ДП от 22.08.2016 года, заключенного с ИП ФИО22 (ИНН <***>) следующие операции, подлежащие обязательному контролю: 26.08.2016 года по передаче покупателю ювелирных изделий из драгоценных металлов по вышеуказанным товарным накладным на общую сумму 896 487,50 рублей и 29.08.2016 года по получению денежных средств за поставленные ювелирные изделия из драгоценных металлов по вышеуказанным платежным поручениям на общую сумму 804 534, сведения о которых надлежало направить в Росфинмониторинг не позднее 31.08.2016 года и 01.09.2016 года. В ходе изучения представленного ООО ПК «МАГНАТ» Отчета о сообщениях, принятых Росфинмониторингом, об операциях, подлежащих обязательному контролю за период с 01.06.2016 года по 31.05.2017 года установлено, что в данном документе сообщения об операциях по передаче покупателю ювелирных изделий из драгоценных металлов и получению денежных средств за поставленные ювелирные изделия из драгоценных металлов, подлежащих обязательному контролю, совершенных в рамках заключенного с ИП ФИО22 (ИНН <***>) договора поставки, отсутствуют.

Учитывая изложенное, в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ, ООО ПК «МАГНАТ» информация по вышеуказанным операциям, подлежащим обязательному контролю, на основании товарных накладных и платежных поручений в рамках заключенного договора поставки с ИП ФИО22 (ИНН <***>), не зафиксирована и не представлена в уполномоченный орган (Росфинмониторинг). Согласно пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых стоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО ПК «МАГНАТ» обязано было обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но им не были предприняты необходимые организационные меры, что привело к нарушению требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; подпункта «в» пункта 3, пункта 28 «Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 года № 667; пунктов 3, 8, 19 «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 года № 203; пункта 3.1 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 года № 110.

Согласно абз.5 пп.4 п.1 ст.6 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.7 ФЗ №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Указанные действия юридического лица послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

При рассмотрении дела городской суд пришел к выводу, что действия привлекаемого лица подлежат переквалификации, поскольку указанные выше сведения были представлены юридическим лицом с нарушением установленных законом сроков, а именно заключение договоров № 18/ДП/1 от 23.08.2016 года и № 18/ДП/2 от 24.08.2016 года не имело очевидного экономического смысла или очевидной экономической цели. Неоднократность совершения однотипных сделок с одним юридическим лицом в течение незначительного промежутка времени, а также аналогичность заключенных ООО ПК «МАГНАТ» с ИП ФИО22 договоров поставки ювелирных изделий из драгоценных металлов, сведения о которых надлежало направить в Росфинмониторинг не позднее 31.08.2016 года и 01.09.2016 года.

В тоже время сведения об указанных сделках были представлены представителями виновного лица в уполномоченный орган за пределами 3-дневного срока, предусмотренного ФЗ №115-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для переквалификации действий Общества на ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Между тем, с данным выводом согласиться нельзя.

Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, выражается в действиях (бездействии), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

По данному делу вмененное нарушение, послужившее основанием для квалификации действий лица по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, связано с тем, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ ООО ПК «МАГНАТ» представило сведения в Росфинмониторинг по операции, подлежащей обязательному контролю, с нарушением установленного срока, а именно: в рамках договора поставки № 23/ДП от 24.08.2016 года, заключенного с ООО «Спарк» (ИНН <***>), обществом поставлены ювелирные изделия из драгоценных металлов по товарным накладным: № 243 от 24.08.2016 года на сумму 18161,95 рублей; № 244 от 24.08.2016 года на сумму 120662,60 рублей; № 259 от 26.08.2016 года на сумму 159019,70 рублей; № 260 от 26.08.2016 года на сумму 88170,50 рублей; № 266 от 29.08,2016 года на сумму 69441,60 рублей; № 267 от 29.08.2016 года на сумму 37790,15 рублей; № 276 от 30.08.2016 года на сумму 50999,65 рублей; № 277 от 30.08.2016 года на сумму 368906,20 рублей- на общую сумму 913 152,35 рублей- операция, подлежащая обязательному контролю, совершена 30.08.2016 года, сведения по данной операции должны были быть направлены не позднее 02.09.2016 года- сообщение № 00000033 было направлено в Федеральную службу по финансовому мониторингу 05.09.2016 года, нарушение сроков составило 1 рабочий день.

Согласно материалам дела, вмененное Обществу правонарушение выявлено органом административной юрисдикции 28 июня 2017 года, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в этот же день, тогда как сведения в виде формализованного электронного сообщения об операции с иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, совершенной в рамках договора поставки, заключенного с ИП ФИО22, на которые ссылается суд, представлены в Росфинмониторинг после выявления правонарушения и составления протокола об административном правонарушении, в рамках исполнения заявителем предписания об устранении выявленных нарушений, вынесенного в отношении Общества 28 июня 2017 года.

Обращает внимание суд второй инстанции и на другие выше приведенные нарушения, которые устранялись после проведенной проверки, а также на доводы жалобы должностных лиц, что, что ООО ПК «МАГНАТ» предоставляло в уполномоченный орган недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю и в которых неверно указаны счета покупателей (ООО «Спарк», ИП ФИО15, ИП ФИО16, ИП ФИО17, ИП ФИО18, ИП ФИО19, ООО «ГРАТИС». ИП ФИО20, ИП ФИО21, что не было принято во внимание судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что постановление Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 августа 2017 года вынесено без изучения доказательств по делу, выводы суда не основаны на материалах дела, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и в соответствии с требованиями закона рассмотреть данное дело, в связи с чем оно подлежит отмене. Учитывая, что сроки давности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истекли, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, тщательно исследовать материалы дела, постановить по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении ООО ПК « МАГНАТ», отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Павлово-Посадский городской суд Московской области.

Жалобу должностного лица Ведущего контролера Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области ФИО1 удовлетворить частично.

Судья М.В. Мертехин