НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 07.08.2017 № 3А-679/17

Дело № 3а-679/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Подкопаевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никифорова Андрея Анатольевича о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, жилого дома,

у с т а н о в и л :

Никифоров Андрей Анатольевич обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, жилого дома.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему с 23 июля 2009года на праве собственности принадлежит здание (садовый дом) с кадастровым номером 50:22:0050202:2240, общей площадью 462.1 кв. метров, расположенный в с/т Горняк, города Котельники Московской области участок №6. В начале 2016 года из налогового уведомления по уплате налога на имущество за 2015 год ему стало известно, что кадастровая стоимость рассчитана из объекта площадью 4018 кв. метров и составила по состоянию на 01 января 2015 года 77 634 429.88 рублей по состоянию на 01 января 2016 года 54 013 049.86 рублей. Обнаружив ошибку в площади объекта и не согласившись с размером определенной кадастровой стоимости садового дома, он обратился в Управление Росреестра по Московской области, откуда получил ответ с рекомендациями обращения в суд.

Учитывая, что при определении кадастровой стоимости садового дома органом кадастрового учета была допущена кадастровая ошибка в виде определения недостоверной площади объекта 4018 кв. метров вместо 462.1 кв. метров, что привело к увеличению кадастровой стоимости, уточняя заявленные требования, просит обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области устранить кадастровую ошибку и принять меры к изменению кадастровой стоимости объекта утвержденной распоряжениями, признать недействительными распоряжение Министерства имущественных отношений МО от 18.04.2013 №476 и распоряжение от 24.11.2015 года №13ВР-1998 в части утверждения кадастровой стоимости объекта недвижимости здания (садового дома) с кадастровым номером 50:22:0050202:2240.

В судебное заседание Никифоров А.А. не явился, его представитель Козлов С.А. поддержал заявленные требования.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области Парамзин А.В. оставил требования на усмотрение суда.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Бумбаров Б.М. не отрицал наличие в Едином государственном кадастре недвижимости технической ошибки в части указания площади садового дома административного истца. Оставил разрешение требований на усмотрение суда.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в суд представителя не направил, суд предпринимал меры к извещению.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.

Как установлено судом и прямо следует из материалов дела, 23 июля 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области за Никифоровым А.А. зарегистрировано право собственности на здание (садовый дом) с условным кадастровым номером 50-50-22/052/2009-013, общей площадью 462.1 кв. метров, расположенный в с/т Горняк, города Котельники Московской области участок №6.

Указанные в свидетельстве о государственной регистрации сведения об объекте подтверждаются также выпиской из ЕГРП от 25 июля 2016 года, согласно которой в реестре значиться объект, площадь которого 462.1 кв. метров.

По данным технического паспорта БТИ выданного Котельническим филиалом ГУП МО МОБТИ по состоянию на 03 апреля 2009 года на участке 6 в с/т Горняк города Котельники учтен объект нежилое строение (садовый дом) инвентарный номер 489/6 площадью основного строения 462.1 кв. метров.

Как следует из кадастрового паспорта, в государственном кадастре недвижимости объект поставлен на кадастровый учет и 29 июня 2012 года ему присвоен кадастровый номер 50:22:0050202:2240. В разделе основные характеристики в графе значение площадь объекта недвижимости органом кадастрового учета указана в размере 4018 кв. метров.

По данным кадастровых справок кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 50:22:0050202:2240 по состоянию на 01 января 2015 года утвержденная распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №476 от 18 апреля 2013 года составляет 77 634 429.88 рубле.

По состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость объекта утверждена распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №13ВР-1998 по состоянию на 01 августа 2015 года составила 54 013 049.86 рублей.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования суд, исходит из следующего.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в своем сообщении подтвердило наличие ошибки в сведения о площади объекта 4018 кв. метров содержащейся в едином ГКН.

Проанализировав представленные документы, суд, не усмотрел, что площадь объекта недвижимости с кадастровым номером 50:22:0050202:2240 составляет 462.1 кв. метров. Наличие порока документы, на основании которых в государственный кадастр недвижимости были органом кадастрового учета (кадастровой палатой) в 2012 году внесены сведения о площади объекта не содержат, поэтому суд приходит к выводу, что органом кадастрового учета допущена техническая ошибка в части указания площади объекта как 4018 кв. метров.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

Статьей 15 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Как следует из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 НК РФ).

Согласно статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим кадастровый учет, учитывается при определении налоговый базы начиная с того года, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ).

Поскольку административный истец является собственником объекта недвижимости, следовательно, налогоплательщиком налога на имущество, налоговая база которого подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта, то допущенная техническая ошибка об объекте в сведениях ГКН непосредственно влечет нарушение прав истца на уплату налогов в законно установленном размере и полежит восстановлению путем возложения обязанности на орган, осуществляющий государственный учет по ее исправлению.

С 1 января 2017 года на основании Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 регистрация прав на недвижимость и кадастровый учет осуществляется по новым правилам.

В силу изменения в законодательстве произошло слияние Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого реестра регистрации прав (ЕГРП.

Согласно данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Едином государственном реестре недвижимости (АИС ГНК) также содержатся недостоверные (ошибочные) сведения об объекте с кадастровым номером 50:22:0050202:2240 в части указания площади объекта 4018 кв. метров.

Порядок исправление ошибок содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регламентирован главой 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости".

Такт статья 61 Закона указывает, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти и его территориальными органами. Согласно Закону о регистрации недвижимости проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должны исключительно Росреестр и его территориальные органы.

На территории Московской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области).

Таким образом, обязанность по исправлению технической ошибки содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости подлежит возложению на Управление Росреестра по Московской области.

Суд считает, что допущенная техническая ошибка, безусловно, могла повлиять на размере определенной кадастровой стоимости объекта, поэтому приходит к выводу, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания (садовый дом) назначение нежилое с кадастровым номером 50:22:0050202:2240 по состоянию на 01 января 2015 года в размере 77 634 429.88 рублей и по состоянию на 01 января 2016 года в размере 54 013 049.86 рублей, утвержденной распоряжениями Министерства имущественных отношений МО являются недостоверными.

Согласно статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

В Московской области функциями по принятию решения о государственной кадастровой оценки объектов недвижимости наделено Министерство имущественных отношений Московской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае на Министерство имущественных отношений Московской области следует возложить обязанность обеспечить определение кадастровой стоимости здания (садовый дом) назначение нежилое с кадастровым номером 50:22:0050202:2240, расположенного по адресу: Московская область, г. Котельники, с/т «Горняк», участок 6, исходя из общей площади здания (садовый дом) площадью 462.1 кв. метр.

С учетом вышеизложенного суд не находит самостоятельных оснований для удовлетворения требований административного истца по признанию недействительными распоряжения Министерства имущественных отношений МО №476 от 18 апреля 2013 года и распоряжения от 24.11.2015 года №13ВР-1998 в части утверждения кадастровой стоимости объекта недвижимости здания (садового дома) с кадастровым номером 50:22:0050202:2240.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Никифорова Андрея Анатольевича удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр) обязанность исправить техническую ошибку, содержащуюся в едином государственном реестре недвижимости в части указания площади объекта недвижимости здания (садовый дом) назначение нежилое с кадастровым номером 50:22:0050202:2240, расположенного по адресу: Московская область, г. Котельникт, с/т «Горняк» участок 6 с 4018 кв. метров на 462.1 кв. метров.

Признать недостоверными внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания (садовый дом) с кадастровым номером 50:22:0050202:2240 в размере 54 013 049.86 рублей, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №13ВР-1998 от 24 ноября 2015 года и в размере 77 634 429.88 рублей, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №476 от 18 апреля 2013 года.

Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений Московской области обеспечить определение кадастровой стоимости здания (садовый дом) назначение нежилое с кадастровым номером 50:22:0050202:2240, расположенного по адресу: Московская область, г. Котельникт, с/т «Горняк», участок 6 исходя из общей площади 462.1 кв. метр.

Требования Никифорова Андрея Анатольевича о признании недействительными распоряжения Министерства имущественных отношений №476 от 18 апреля 2013 года и распоряжения от 24.11.2015 года №13ВР-1998 в части утверждения кадастровой стоимости объекта недвижимости здания (садового дома) с кадастровым номером 50:22:0050202:2240 - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова