НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 06.07.2017 № 3А-508/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Медведевой С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-508/17 по административному исковому заявлению ИП Мачульской Ирины Владимировны о признании действий незаконными

у с т а н о в и л:

ИП Мачульская И.В. (далее-административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании действий незаконными и, уточнив требования в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), просила признать незаконными с момента совершения действия Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области по определению и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 619 868 220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв. м., а также восстановить срок на подачу указанного административного иска.

Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 258000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, который был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Постановлением Администрации Шатурского муниципального района Московской области от 22.11.2010 г. № 3148 (далее – Постановление № 3148) был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для дачного строительства». Согласно выписке из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет 21.04.2010 г. кадастровая стоимость составляла 65 299 рублей, а удельный показатель - 0,2531 рублей за 1 кв. метр.

В октябре 2013 г. от МИФНС России №4 по Московской области административным истцом было получено налоговое уведомление № 181432, согласно которому сумма земельного налога по спорному земельному участку составила 1 862 417 рублей и была исчислена с налоговой базы в размере 619 868 220 рублей.

На обращение административного истца о разъяснении оснований начисления завышенной суммы земельного налога МИФНС России №4 по Московской области пояснило, что решением № МО-12/РКФ-395348 от 23.11.2012 г. об исправлении ошибки в сведениях ГКН о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка была изменена с 65 299 рублей на 619868 220 рублей на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ (далее - Распоряжение № 121-РМ). Кадастровая стоимость в размере 619868 220 рублей была рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области в размере 2402, 59 рублей за кв.м. и применяется с 01.01.2012 г.

Административный истец полагает, что данные действия Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Московской области являются незаконными, поскольку Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 г. № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» (далее - Распоряжение № 166-РМ) определено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Шатурскому району в размере 35 рублей 81 копейка. Так как Распоряжение № 166-РМ применяется в части, не противоречащей Распоряжение № 121-РМ удельный показатель для спорного земельного участка составляет 35 рублей 81 копейка.

Кроме того, указанными незаконными действиями был нарушен пункт 2.3.1 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 №222 (далее - Методические указания), согласно которому в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, просили рассмотреть административный иск в их отсутствие и удовлетворить требования в полном объеме. Представили отзыв на письменные возражения (л.д. 235-237).

Представители административного ответчика - Управления Росреестра по Московской области в удовлетворении требований просили отказать, поскольку административным истцом пропущен срок исковой давности. Представили письменные возражения (л.д. 212-214).

Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Московской области вопрос об удовлетворении административного иска оставила на усмотрение суда, представлены письменные возражения (л.д. 189-191).

Иные заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

При таких обстоятельствах, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Выслушав явившихся лиц, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 258000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.161).

Постановлением Администрации Шатурского муниципального района Московской области от 22.11.2010 года № 3148 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для дачного строительства» (л.д.45).

Согласно кадастровой выписке от 20.01.2011 г № МО-11/ЗВ/1-9676, кадастровая стоимость указанного участка на дату постановки на кадастровый учет - 21.04.2010 г. составляла 65299 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 0,2531 руб./кв.м. (л.д.18).

Из ответа Межрайонной инспекции ФНС №4 по Московской области № 09-11/3161 от 20.11.2013 года, следует, что МИФНС России № 4 было получено решение № МО-12/РКФ-395348 от 23.11.2012 года об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Кадастровая стоимость изменена с 65 299 рублей на 619 868 220 рублей на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка. Техническая ошибка в сведениях ГКН была допущена с 17.01.2011 года, и кадастровая стоимость в размере 619 868 220 рублей была применена с 01.01.2012 года. Данные сведения были подтверждены ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 06.06.2013 г. № 970 (л.д.69-73).

Согласно п. 1.3 Методических указаний от 12.08.2006 г. № 222 кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» установлено, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года № 166-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению, вступившему в силу с 1 января 2010 года.

Согласно Распоряжению № 166-РМ удельный показатель кадастровой стоимости по Шатурскому муниципальному району Московской области для дачных объединений составлял 35,81 руб./кв.м.

Согласно Распоряжению № 121-РМ удельный показатель кадастровой стоимости по Московской области для дачных объединений составлял 2402,59 руб./кв.м.; для Шатурского муниципального района удельный показатель не определен.

Распоряжение № 121-РМ утратило силу в связи с принятием Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 года № 564-РМ, согласно которому кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 118783200 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 460,40 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской в материалах дела (л.д. 16).

Пунктом 2.3.1 вышеуказанных Методических указаний установлено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Поскольку Распоряжением № 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Шатурского муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, изменен в 2010 году, то в данном случае подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району Московской области, определенный в Распоряжении № 166-РМ.

Однако административный ответчик, в нарушение п. 2.3.1 Методических указаний от 12.08.2006 г. № 222, не определил удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельного участка административного истца в указанном порядке, а ошибочно внес в государственный кадастр недвижимости сведения о его кадастровой стоимости в размере 619868 220 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 коп.

Данные действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области повлекли для административного истца увеличение земельного налога на участок, что подтверждается налоговым уведомлением (л.д. 29-36).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования надлежит удовлетворить частично, признав незаконными действия Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости в размере 619868220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рубля 59 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 258000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции закона, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, (далее - Закон о кадастре), кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществлялись федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 3 названного закона в действовавшей редакции полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

С 1 января 2017 года указанные положения Закона утратили силу.

Приказом Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы.

Поскольку на момент совершения оспариваемых действий обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости возлагалась на Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области в силу приведенного выше законодательного регулирования, оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконными действий Управления Росреестра по Московской области и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040101:2 в размере 619 868 220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв. м., не имеется.

В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 14 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено упомянутым пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391, пункт 3 статьи 396 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как усматривается из материалов дела, налоговое уведомление МИФНС России № 4 по Московской области об уплате земельного налога, в том числе за спорный земельный участок за 2012 год получено административным истцом в 2013 году. Срок уплаты налога установлен до 1 ноября 2013 г. Таким образом, публично-правовая обязанность уплатить земельный налог у административного истца возникла только с момента получения налогового уведомления.

При таких обстоятельствах, срок исковой давности административным истцом не пропущен, оснований для его восстановления, равно как для отказа административному истцу в удовлетворении административного иска по основаниям пропуска срока на обращение в суд не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ИП Мачульская Ирина Владимировна о признании действий незаконными удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости в размере 619868220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рубля 59 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 258000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В остальной части административного иска ИП Мачульской Ирине Владимировне отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова.

Мотивированное решение составлено 7 июля 2017 года.