НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 01.12.2021 № 3А-1368/2021

Дело № 3а-1368/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Тарасовой И.А.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хорстен» об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования в части,

установил:

Советом депутатов Раменского городского округа Московской области 20.11.2019 принято решение №7/7-СД «О земельном налоге».

Абзацем 1 подпункта 4.1. пункта 4 для земельных участков занятых индивидуальным жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства установлена ставка земельного налога 0.17% от кадастровой стоимости земельного участка.

ООО «Хорстен» является собственником земельных участков расположенных в муниципальном образовании и осуществлял уплату налоговых платежей за 2020 налоговый период с применением приведенной выше ставки налога.

Решением Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 28.10.2020 г. №13/8-СД в решение «О земельном налоге» внесены изменения и дополнения в частности п.п. 4.1 установлена ставка земельного налога в размере 0,17 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых индивидуальным жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), а также земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства. Данная редакция пунктом 2 решения распространена на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 года.

ООО «Хорстен» полагает, что придание нормативному правовому акту обратную силу противоречит положениям п.1-2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации и просит признать пункт 2 решения Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 28.10.2020 г. №13/8-СД недействующим со дня его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.

Представитель Совета депутатов Раменского городского округа Московской области и Администрации Раменского городского округа Московской области возражала против заявленных требований, указывая на то, что ставка земельного налога в оспариваемом решении Совета депутатов не менялась. Полагает, что к правоотношениям по расчету налоговых платежей ООО «Хорстен» подлежит применению налоговая ставка 1.5 процентов, установленная пунктом 4.3 решения Совета депутатов от 20.11.2019 №7/7-СД «О земельном налоге». Изменение в указанный пункт оспариваемым решением не вносились, данный пункт административным истцом не оспаривался. Также указала о нарушении административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ.

ИФНС по городу Домодедово Московской области в судебное заседание представителя не направило. Извещено.

Суд, заслушав участвующих в деле представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заключение прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В., полагавшего, что имеются основания для признания в оспариваемой части нормативного правового акта недействующим, как принятого в противоречие с положениями налогового законодательства, приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом, административный истец является собственником земельных участков для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на территории муниципального образования Раменского городского округа. ООО «Хорстен» в отношении данных объектов недвижимости в соответствии с налоговым законодательством является плательщиком земельного налога за 2020 год и уплачивает налоговые платежи, при расчете которых применяет ставки земельного налога, установленные решением Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 20.11.2019 №7/7-СД «О земельном налоге».

Таким образом, административный истец является субъектом возникших правоотношений и к нему применяется оспариваемый нормативный правовой акт.

Решением Совета депутатов Раменского городского округа Московской области 20.11.2019 принято решение №7/7-СД «О земельном налоге» с 1 января 2020 года на территории Раменского городского округа установлен земельный налог. Данное решение опубликовано в официальном печатном издании Раменского городского округа- газете «Родник» №136 (17967) от 21.11.2019 и размещено на официальном информационном портале www.ramenskoe.ru в разделе Совет депутатов- официальные документы 20.11.2019г.

Решением Совета депутатов Раменского городского округа от 28.10.2020 № 13/8-СД внесены изменения и дополнения в решение Совета депутатов Раменского городского округа от 20.11.2019 № 7/7-СД «О земельном налоге», в частности п.п. 4.1 установлена ставка земельного налога в размере 0,17 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых индивидуальным жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), а также земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение опубликовано в официальном печатном издании Раменского городского округа- газете «Родник» №112 (18100) от 05.11.2020г. и размещено на официальном информационном портале www.ramenskoe.ru в разделе Совет депутатов 28.10.2021г.

Судом установлено и не оспаривается административным истцом, что о внесении изменений приняты уполномоченным органом представительного органа муниципального образования в соответствии с установленной процедурой принятия, опубликованы в установленном порядке.

Оспариваемым пунктом 2 решения установлено, что оно вступает в силу с даты его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа, решение этих вопросов находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 названного Кодекса).

Согласно ч. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В силу требований п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ такие акты вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Оспариваемым пунктом 2 решения установлено, что оно вступает в силу с даты его официального опубликования (05.11.2020) и применяется к правоотношениям, возникшим с 01 января 2020 года, что противоречит вышеуказанным положениям ст. 5 НК РФ.

В связи с тем, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать порядок применения налоговых ставок, отличный от порядка, определенного Налоговым кодексом РФ, имеются предусмотренные ст. 6 НК РФ основания для удовлетворения административного искового заявления и признания недействующим оспариваемого положения нормативного акта.

Довод административного ответчика относительно применения к налоговым правоотношениям ставки налога в размере 1.5 процентов, установленной пунктом 4.3 решения Совета депутатов от 20.11.2019 №7/7-СД «О земельном налоге», а также довод о нарушении административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ суд находит не состоятельными.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Устанавливая дату, с которой оспариваемое решение должно быть признано недействующим, суд полагает, что оно подлежит признанию не действующим со дня его принятия, поскольку определение иной даты, связанной со вступлением настоящего решения в законную силу не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании и размещению на официальном сайте представительного органа муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Хорстен» удовлетворить.

Признать пункт 2 решения Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 28.10.2020 г. №13/8-СД «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 20.11.2019 г. №7/7-СД «О земельном налоге» недействующим с момента принятия.

Возложить на Совет депутатов Раменского городского округа Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в местном печатном издании и официальном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 10.12.2021г.

Судья М.Ю. Елизарова