НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского городского суда (город Москва) от 31.12.9999 № 7-6092/2016

Судья фио                                                                                  дело № 7-6092/2016

РЕШЕНИЕ

дата Москва

Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника фио, действующей в интересах генерального директора наименование организации, на решение судьи Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановление № 4-4796-15-ППР/665/55/46 главного государственного инспектора труда в адрес от дата, вынесенное в отношение генерального директора наименование организации фио по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения, 

УСТАНОВИЛ:

дата заместителем прокурора Московской межрайонной транспортной прокуратуры фио в отношении генерального директора наименование организации фио возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения в Государственную инспекцию труда по  адрес.

Постановлением № 4-4796-15-ППР/665/55/46 Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес от дата генеральный директор наименование организации фио признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и его назначено  наказание в виде штрафа.

 Решением судьи  Мещанского районного суда Москвы от дата постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник генерального директора наименование организации фио просит вышеназванные  административные акты отменить, производство по делу прекратить  в связи с отсутствием в действиях фио состава вмененного административного  правонарушения, а также в связи с допущенными в ходе производства по делу процессуальными нарушениями.  

фио надлежащим образом извещен о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Руководствуясь положениями ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании защитники фио – фио и фио доводы жалобы подержали.

Прокурор фио в суде дала заключение, в котором просила отказать фио в удовлетворении  заявленных требований.  

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитников фио, заключение прокурора, допросив свидетеля фио, подтвердившего факт нарушения фио трудового законодательства, нахожу постановление должностного лица и решение судьи Мещанского районного суда Москвы подлежащими отмене по следующим обстоятельствам.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с дата по дата Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения наименование организации, требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ходе проверки прокурором установлено, что генеральным директором наименование организации фио, при выполнении возложенных должностных обязанностей, предусмотренных Уставом наименование организации и пп.пп. 1,9 п. 4, пп.14 п. 5 трудового договора, допущены нарушения ст.ст.76, 212, 225 Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работника организации, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от дата № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а именно:  допущена к работе (не отстранена от работы)  главный методолог Отдела организации и методологии конкурсных процедур Дирекции по правовым вопросам и корпоративному управлению наименование организации фио, назначенная на данную должность, не прошедшая в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Вывод о наличии вины фио в совершении вмененного правонарушения, по мнению должностного лица и суда, нашел свое подтверждение имеющимися в деле доказательствами, в т.ч. актом проверки от дата и материалами проверки.  Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств у должностного лица и суда сомнений не вызвали.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган и судья районного суда пришли к выводу о нарушении фио требований ст.ст.76, 212, 225 Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работника организации, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от дата № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» и о наличии в действиях указанного должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

С указанными выводами согласиться нельзя, поскольку административный орган и суд первой инстанции, придя к таким выводам, не учли следующее.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пп.1, 2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции данные обстоятельства при рассмотрении дела не учел и пришел к выводу о доказанности вины генерального директора наименование организации фио, оставив без изменения постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Москве.

Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии со ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Согласно требований ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от дата № 1/29.

Пунктом 2.3.1 данного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрено, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

-руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Абзацем 10 ст. 2.3.2 указанного Постановления предусмотрено, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Из указанной нормы следует, что руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 2-9 указанной нормы, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. 

Федеральным законом от дата N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определен перечень лиц, относящихся к категории руководителей  общества, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, к каковым  в соответствии со ст. 64-70 указанного  закона  относятся  члены совета  директоров общества, генеральный директор, члены правления (дирекции) коллегиального исполнительного органа  общества.

   Иные лица, в т.ч. руководители структурных подразделений акционерного  общества и их заместители, могут быть отнесены к категории руководителей, специалистов организации, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, в т.ч.  в соответствии  с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от дата N 37) (ред. от дата), в также в случаях, если на  указанных лиц такие обязанности возложены трудовым договором или  иными локальными акта юридического лица.

  Следовательно, иные руководители и специалисты Акционерного общества в силу буквального толкования абз.10 п.2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от дата № 1/29, также могут проходить  обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда  в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, при условии, что  члены указанной комиссии по проверке знаний требований охраны труда организаций прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в организации разработаны программы обучения по охране труда, на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

В суде установлено, что адреснаименование организации является совокупностью структурных единиц Общества, осуществляющий управленческие функции  и координацию деятельности филиалов дочерних и зависимых обществ, в состав которого входят исполнительный орган Общества (генеральный директор), его заместители и подчиненные им подразделения. 

Приказом от дата № 133 утверждена организационная структура центрального аппарата наименование организации в состав которого входят структурные подразделения в виде дирекций, служб, отделов, секторов, деятельностью которых руководят  заместители генерального директора в соответствии с возложенными на них полномочиями. Функции  структурных подразделений  наименование организации определены  специально изданными локальными актами – Положениями о структурном подразделении, утвержденными генеральным директором общества.

Установлено также, что должность главного методолога Отдела организации и методологии конкурсных процедур наименование организации, как это следует из соответствующей должностной инструкции, утвержденной Положением о структурном подразделении наименование организации Корпоративная система менеджмента качества Дирекция по правовым вопросам и корпоративному управлению  наименование организации,  не предусматривает организацию и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, связанные в т.ч. с техническим надзором за проведением работ, не относится к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Тот факт, что на главного методолога Отдела организации и методологии конкурсных процедур наименование организации должностной инструкцией возложена обязанность по руководству и контролю за осуществлением текущей трудовой деятельности сотрудников отдела, не свидетельствует о том, что он осуществляет именно организацию и проведение работ, связанных с необходимостью осуществления контроля и технического надзора за их проведением.

   Порядок проведения обучения и проверки знаний  определен  положениями п.3.4,3.5 и 3.6  Постановления от дата N 1/29, согласно которым для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

   В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

В ходе рассмотрения  жалобы установлено, что Приказом № 174 от дата Первого заместителя Генерального директора - адреснаименование организации создана постоянно действующая комиссия проверок знаний требований охраны труда  работников  центрального аппарата в составе 6 человек.

Приказом руководителя наименование организации № 36-1 от дата «Об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников центрального аппарата Общества», определен порядок прохождения  обучения по охране труда, утверждены планы обучения, конспекты лекций, вопросы к билетам по проверке знаний обучающихся.

В суд  представлены  оригинал конспектов лекций.    

В суде второй инстанции достоверно установлено, что члены комиссии по проверке знаний по охране труда работников центрального  аппарата наименование организации фио, фио, фио, фио, фио в соответствии с положениями п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от дата № 1/29, прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, что подтверждается представленными  в суд удостоверениями о проверке знаний требований охраны труда, соответствующими протоколами заседания комиссий по проверке знаний по охране труда работников,  копиями лицензий обучающих организаций.

Согласно  представленному в дело протоколу № 14 заседания комиссии по проверке знаний по охране труда работников центрального  аппарата наименование организации от дата  фио прошла обучение и проверку знаний требований охраны труда работников в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Из текста протокола  следует, что  фио успешно прошла обучение и проверку знаний, что подтверждено подписями членов комиссии, состав которой соответствует составу, указанному в вышеназванном приказе № 174 от дата.

С момента последнего обучения и до момента проверки трехлетний срок, установленный пунктом 2.3.1 Порядка, не истек. 

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в действиях генерального директора наименование организации фио отсутствует.

В связи с изложенным, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Решение судьи Мещанского районного суда адрес от дата,  постановление № 4-4796-15-ППР/665/55/46 главного государственного инспектора труда в Москве от дата, вынесенное в отношение генерального директора наименование организации фио по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Московского городского суда                                                                               фио