НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского городского суда (город Москва) от 31.12.9999 № 7-6001/2016

Судья фио                                                                                  дело № 7-6001/2016

РЕШЕНИЕ

дата Москва

Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника фио, действующей в интересах генерального директора наименование организации фио, на решение судьи Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановление № 4-4796-15-ППР/665/55/19 главного государственного инспектора труда в адрес от дата, вынесенное в отношение генерального директора наименование организации фио по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения, 

УСТАНОВИЛ:

дата заместителем прокурора Московской межрайонной транспортной прокуратуры фио в отношении генерального директора наименование организации фио возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения в Государственную инспекцию труда по  адрес.

Постановлением № 4-4796-15-ППР/665/55/19 Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес от дата генеральный директор наименование организации фио признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и его назначено  наказание в виде штрафа.

Решением судьи  Мещанского районного суда Москвы от дата постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник генерального директора наименование организации фио просит вышеназванные  административные акты отменить, производство по делу прекратить  в связи с отсутствием в действиях фио состава вмененного административного  правонарушения, а также в связи с допущенными в ходе производства по делу процессуальными нарушениями.  

фио надлежащим образом извещен о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Руководствуясь положениями ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании защитники фио – фио и фио доводы жалобы подержали.

Прокурор фио в суде дала заключение, в котором просила отказать фио в удовлетворении  заявленных требований.  

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитников фио, заключение прокурора, допросив свидетеля фио, который подтвердил факт нарушения юридическим лицом трудового законодательства, нахожу постановление должностного лица и решение судьи Мещанского районного суда Москвы подлежащими отмене по следующим обстоятельствам.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с дата по дата Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения наименование организации, требований трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ходе проверки прокурором установлено, что генеральным директором наименование организации фио, при выполнении возложенных должностных обязанностей, предусмотренных Уставом наименование организации и пп.пп. 1,9 п. 4, пп.14 п. 5 трудового договора, допущены нарушения ст.ст.76, 212, 225 Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работника организации, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от дата № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а именно:  допущен к работе (не отстранен от работы)  начальник отдела по мониторингу реализации генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла Центра по комплексному управлению проектами Московского железнодорожного узла  наименование организации фио, назначенный на данную должность, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Вывод о наличии вины фио в совершении вмененного правонарушения, по мнению должностного лица и суда, нашел свое подтверждение имеющимися в деле доказательствами, в т.ч. актом проверки от дата и материалами проверки.  Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств у должностного лица и суда сомнений не вызвали.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган и судья районного суда пришли к выводу о нарушении фио требований ст.ст.76, 212, 225 Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работника организации, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от дата № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» и о наличии в действиях указанного должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

С указанными выводами согласиться нельзя, поскольку административный орган и суд первой инстанции, придя к таким выводам, не учли следующее.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пп.1, 2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции данные обстоятельства при рассмотрении дела не учел и пришел к выводу о доказанности вины генерального директора наименование организации фио, оставив без изменения постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Москве.

Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии со ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Согласно требований ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от дата № 1/29.

Пунктом 2.3.1 данного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрено, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

-руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Абзацем 10 ст. 2.3.2 указанного Постановления предусмотрено, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Из указанной нормы следует, что руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 2-9 указанной нормы, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. 

Федеральным законом от дата N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определен перечень лиц, относящихся к категории руководителей  общества, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, к каковым  в соответствии со ст. 64-70 указанного  закона  относятся  члены совета  директоров общества, генеральный директор, члены правления (дирекции) коллегиального исполнительного органа  общества.

   Иные лица, в т.ч. руководители структурных подразделений акционерного  общества и их заместители, могут быть отнесены к категории руководителей, специалистов организации, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, в т.ч.  в соответствии  с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от дата N 37) (ред. от дата), в также в случаях, если на  указанных лиц такие обязанности возложены трудовым договором или  иными локальными акта юридического лица.

  Следовательно, иные руководители и специалисты Акционерного общества в силу буквального толкования абз.10 п.2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от дата № 1/29, также могут проходить  обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда  в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, при условии, что  члены указанной комиссии по проверке знаний требований охраны труда организаций прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в организации разработаны программы обучения по охране труда, на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

В суде установлено, что адреснаименование организации является совокупностью структурных единиц Общества, осуществляющий управленческие функции  и координацию деятельности филиалов дочерних и зависимых обществ, в состав которого входят исполнительный орган Общества (генеральный директор), его заместители и подчиненные им подразделения. 

Приказом от дата № 133 утверждена организационная структура центрального аппарата наименование организации, в состав которого входят структурные подразделения в виде дирекций, служб, отделов, секторов, деятельностью которых руководят  заместители генерального директора в соответствии с возложенными на них полномочиями. Функции  структурных подразделений  наименование организации определены  специально изданными локальными актами – Положениями о структурном подразделении, утвержденными генеральным директором общества.

Установлено также, что должность начальника отдела по мониторингу реализации генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла Центра по комплексному управлению проектами Московского железнодорожного узла  наименование организации, как это следует из соответствующей должностной инструкции, утвержденной Положением о структурном подразделении наименование организации Корпоративная система менеджмента качества Отдел по мониторингу реализации генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла Центра по комплексному управлению проектами Московского железнодорожного узла наименование организации, не предусматривает организацию и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, связанных в т.ч. с техническим надзором за проведением работ, не относится к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Тот факт, что на начальника отдела по мониторингу реализации генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла Центра по комплексному управлению проектами Московского железнодорожного узла  наименование организации должностной инструкцией возложена обязанность по руководству и контролю за осуществлением текущей трудовой деятельности сотрудников отдела, не свидетельствует о том, что он осуществляет именно организацию и проведение работ, связанных с необходимостью осуществления контроля и технического надзора за их проведением.

   Порядок проведения обучения и проверки знаний  определен  положениями п.3.4,3.5 и 3.6  Постановления от дата N 1/29, согласно которым для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

   В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя,  (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

В ходе рассмотрения  жалобы установлено, что Приказом № 174 от дата Первого  Генерального директора - адреснаименование организации создана постоянно действующая комиссия проверок знаний требований охраны труда работников  центрального аппарата в составе 6 человек.

Приказом руководителя наименование организации № 36-1 от дата «Об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников центрального аппарата Общества», определен порядок прохождения  обучения по охране труда, утверждены планы обучения, конспекты лекций, вопросы к билетам по проверке знаний обучающихся.

В суд  представлены  оригинал конспектов лекций.    

В суде второй инстанции достоверно установлено, что члены комиссии по проверке знаний по охране труда работников центрального аппарата наименование организации фио, фио, фио, фио, фио в соответствии с положениями п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от дата № 1/29, прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, что подтверждается представленными  в суд удостоверениями о проверке знаний требований охраны труда, соответствующими протоколами заседания комиссий по проверке знаний по охране труда работников,  копиями лицензий обучающих организаций.

Согласно  представленному в дело протоколу № 26 заседания комиссии по проверке знаний по охране труда работников центрального  аппарата наименование организации от дата фио  прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда работников в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Из текста протокола  следует, что фио успешно прошел обучение и проверку знаний, что подтверждено подписями членов комиссии, состав которой соответствует составу, указанному в вышеназванном приказе № 174 от дата.

С момента последнего обучения и до момента проверки трехлетний срок, установленный пунктом 2.3.1 Порядка, не истек. 

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в действиях генерального директора наименование организации фио отсутствует.

В связи с изложенным, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Решение судьи Мещанского районного суда адрес от дата,  постановление № 4-4796-15-ППР/665/55/19  главного государственного инспектора труда в Москве от дата, вынесенное в отношение генерального директора наименование организации фио по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Московского городского суда                                                                               фио