НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского городского суда (город Москва) от 24.01.2017 № 7-0043/2017

Судья Орехова А.Ю.                                                             Дело № 7-43/2017

Р Е Ш Е Н И Е

24 января 2017 г.                                                                           г. Москва

Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Крупского М.А. в интересах АНО «Центр социально-трудовых прав» и дополнений к ней на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 28 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении АНО «Центр социально-трудовых прав», 

УСТАНОВИЛ:

17 мая 2016 г. в отношении АНО «Центр социально-трудовых прав» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы.

Постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 28 июня 2016 г. АНО «Центр социально-трудовых прав» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 300000 руб.

Не согласившись с постановлением судьи, защитник Крупский М.А. в интересах АНО «Центр социально-трудовых прав» обратился в Московский городской суд с жалобой и дополнениями к ней, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины организации в совершении вмененного административного правонарушения, организация не участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации, судья первой инстанции не рассмотрел заявленное ходатайство об отложении слушания дела.

Решением судьи Московского городского суда от 26 октября 2016 г. названное выше постановление судьи отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 14 декабря 2016 г. решение судьи Московского городского суда от 26 октября 2016 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.

В судебном заседании защитник Крупский М.А., генеральный директор АНО «Центр социально-трудовых прав» ФИО1 жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержали. Также защитник указал на то, что обжалуемое постановление не мотивировано, представленные в дело доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судьей не оценены, организация привлечена к административной ответственности за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Представитель ГУ Минюста России по г. Москве ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника Крупского М.А., генерального директора АНО «Центр социально-трудовых прав» ФИО1, представителя ГУ Минюста России по г. Москве ФИО2, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.

Частью 1 ст. 19.34 КоАП РФ установлено, что осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Как усматривается из материалов настоящего дела, в период с 01 февраля по 26 февраля 2016 г. должностными лицами ГУ Минюста России по г. Москве на основании распоряжения от 29 декабря 2015 г. № 11340 проведена плановая документальная проверка в отношении АНО «Центр социально-трудовых прав» по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что в период с 2013 г. по 2015 г. АНО «Центр социально-трудовых прав» получала финансирование из нескольких иностранных источников, а именно: Национальный фонд в поддержку демократии (США); Институт Открытое общество фонд содействия; Благотворительный фонд «Чаритиз Энд Фаундейшн» (Великобритания); Европейский союз (Представительство Европейского союза в Российской Федерации). При этом 29 июля 2015 г. Национальный фонд в поддержку демократии (США), 01 декабря 2015 г. Институт Открытое общество фонд содействия включены Минюстом России в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Одним из проектов АНО «Центр социально-трудовых прав» в период с 01 марта 2013 г. по 31 сентября 2015 г., финансируемых Национальным фондом развития демократии (США) в 2013-2015 гг. в размере 3767 тысяч рублей, являлся проект «Ваши права на рабочем месте». В рамках данного проекта АНО «Центр социально-трудовых прав» создан сайт. Из приложения «А» к договору с Национальным фондом развития демократии (США) следует, что АНО «Центр социально-трудовых прав» предлагалось использовать поддержку Фонда для модернизации указанного сайта, который способствует распространению знаний о трудовых правах и смежных вопросах, отслеживает изменения в трудовом законодательстве, и сообщает пользователям сайта способ защиты своих трудовых прав. Организация также использует имеющиеся социальные медиа-платформы для оказания помощи и информирования работников, посвящает материалы различным вопросам в области трудовых прав, а также занимается созданием подборки судебных дел, когда работники защитили свои права.

АНО «Центр социально-трудовых прав» модернизировала и обновляла свой сайт в рамках партнерства с некоммерческим проектом «Теплица социальных технологий, в рамках которого организация принимала участие в программах обучения «Теплица социальный технологий» с целью расширить и активизировать деятельность организаций гражданского общества. В ходе проекта уделялось особое внимание вопросам защиты трудовых прав работников, занятых полный рабочий день, вопросам минимального размера заработной платы, снижения уровня безработицы и прав мигрантов, вопросов применения трудового законодательства, социального обеспечения, применения аутсорсинга на рынке труда в России.

В рамках реализации программы «Продвижение и защиты трудовых прав» АНО «Центр социально-трудовых прав» заключен договор с Благотворительным фондом «Чаритиз Энд Фаундейшн» (Великобритания), с финансированием в период с 01 июня 2013 г. по 31 декабря 2015 г. в размере 14480 тысяч рублей, целью которой являлось развитие возможностей защиты социально-трудовых прав работников России по направлениям:

- юридическое: содействие в использовании юридических механизмов для защиты социально-трудовых прав граждан и профсоюзов;

- информационно-просветительское: повышение осведомленности работников по вопросам трудовых прав и возможностях их защиты;

- исследовательско-аналитическое: мониторинг трудовых протестов в России;

- гендерное: расширение возможностей женских НКО и женщин-активисток по работе с нуждами и требованиями членов их организаций, повышение эффективности этой работы;

- труд и миграция: проведение презентаций результатов исследований в области трудовой миграции и подготовки методических материалов для профсоюзов.

При реализации данного проекта АНО «Центр социально-трудовых прав» предоставляло работникам и профсоюзам юридическую помощь в применении существующих механизмов защиты социально-трудовых прав, осуществлялось информирование широких кругов населения путем размещения информации на сайте организации.

В период с 27 по 28 октября 2014 г. АНО «Центр социально-трудовых прав» реализована стратегическая сессия «Защита трудовых прав граждан: трудности и необходимые решения», в рамках которого в период с 27 октября 2014 г. по 28 октября 2014 г. организацией проведен форум на аналогичную тему. В ходе работы стратегических сессий, на секциях и круглых столах «IV Социального форума России» организацией обсуждались вопросы реализации прав на жилище для малоимущих, многодетных, молодых семей, проблемы и перспективы реализации пенсионных прав граждан, использование инструментов общественного контроля и независимой оценки качества государственных услуг в защите социальных прав граждан, трудности и необходимые решения в защите трудовых прав, механизмы благотворительности в реализации социальных прав граждан, защита прав российских семей, материнства и детства, реализация прав граждан в сфере здравоохранения, защита прав людей с инвалидностью и социальных прав молодежи, соблюдение правовых гарантий для социально уязвимых слоев населения и другое.

По итогам указанной сессии АНО «Центр социально-трудовых прав» сформированы предложения:

- для Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: внести изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на повышение ответственности работодателей за нарушение трудовых прав работников и профессиональных союзов; регулирующие рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах; обеспечивающие гарантии прав работников в случае передачи предприятия и прекращении деятельности работодателя и другие;

- для Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации: увеличить число инспекторов труда в субъектах Российской Федерации, где их численности является недостаточной в соответствии с расчетными нормативами; повышать престиж работы в органах госинспекции труда, привлекая талантливых, работоспособных, ответственных работников, предпринять меры, направленные на повышение уровня правовой подготовки инспекторов труда; усовершенствовать внутренние документы, регламентирующие деятельность госинспекии труда для обеспечения неразглашения сведений при проведении проверок о лицах, направивших жалобы;

 - для Верховного Суда Российской Федерации: разработать методические материалы для судей по вопросам рассмотрения дел о защите от дискриминации; по делам, в рамках которых установлены факты дискриминации, взыскивать компенсацию морального вреда в крупных суммах, ориентируясь на подходы в законодательстве зарубежных стран, предусматривающие взыскание компенсаций в фиксированном крупном размере или в значительном размере без установления максимального предела; до принятия законодательных норм, регулирующих распределение обязанностей по доказыванию при рассмотрении судами дел, связанных с дискриминацией, сформулировать разъяснения по этому вопросу в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Также в книге «Международные трудовые стандарты и Российское трудовое законодательство» АНО «Центр социально-трудовых прав» сформирован ряд предложений, направленных на внесение изменений в законодательство и правоприменительную практику, с целью приведения их в соответствие с международными трудовыми стандартами по ряду направлений.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что АНО «Центр социально-трудовых прав», получая финансирование от иностранных источников, в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принимала участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Действия АНО «Центр социально-трудовых прав» квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность АНО «Центр социально-трудовых прав» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении плановой документальной проверки от 29 декабря 2015 г. № 11340; распоряжением от 17 февраля 2016 г. № 1208; актом проверки от 26 февраля 2016 г.; выпиской из ЕГРЮЛ; свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации; уставом АНО «Центр социально-трудовых прав»; договором целевого поступления-пожертвования от 17 июня 2013 г. № 88/697; дополнительным соглашением от 29 мая 2014 г. № 1 к договору целевого поступления-пожертвования от 17 июня 2013 г. № 88/697; дополнительным соглашением от 30 марта 2015 г. № 2 к договору целевого поступления-пожертвования от 17 июня 2013 г. № 88/697; дополнительным соглашением от 21 декабря 2015 г. № 3 к договору целевого поступления-пожертвования от 17 июня 2013 г. № 88/697; договором от 14 мая 2014 г. № 2014-186; дополнительным соглашением от 23 марта 2015 г. № 2014-186.1; карточкой счета 86 АНО «Центр социально-трудовых прав» за 2014 г.; распоряжением Минюста России от 21 марта 2016 г. №420-р «О включении АНО «Центр социально-трудовых прав» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и другими материалами дела.

Вопреки доводам заявителя протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях АНО «Центр социально-трудовых прав» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ч. 6 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан ФИО3, ФИО4 и ФИО5», при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Признавая наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что организуемые и проводимые АНО «Центр социально-трудовых прав» мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс.

При этом деятельность АНО «Центр социально-трудовых прав» финансируется из иностранных источников, что не оспаривалось стороной защиты в ходе производства по делу, а также подтверждено заключенными соглашениями о предоставлении денежных средств, платежными документами.

С учетом изложенного, довод жалобы о том, что АНО «Центр социально-трудовых прав» не осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации, является необоснованным, опровергается указанными выше доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные судьей доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления, что нашло свое отражение в постановлении судьи.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АНО «Центр социально-трудовых прав» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях».

Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АНО «Центр социально-трудовых прав» имелась, доказательства принятия организацией всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях АНО «Центр социально-трудовых прав».

Таким образом, совершенное АНО «Центр социально-трудовых прав» деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Вывод суда первой инстанции о том, что АНО «Центр социально-трудовых прав» отвечает предусмотренным п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является обоснованным.

Утверждение о том, что АНО «Центр социально-трудовых прав» привлечено к административной ответственности за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока, подлежит отклонению.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 названного Кодекса, составляет один год.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 14 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, является длящимся.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения организации к административной ответственности, выявлены в рамках проверки, проведенной в отношении организации ГУ Минюста России по г. Москве, которая была окончена 26 февраля 2016 г.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции 28 июня 2016 г. годичный срок давности привлечения организации к административной ответственности не истек.

Ссылка заявителя на то, что поданное в канцелярию Тверского районного суда г. Москвы ходатайство о приостановлении производства по делу на рассмотрение судье не передано и, соответственно, не рассмотрено судом первой инстанции, служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи не может, поскольку КоАП РФ не предусматривает приостановления производства по делу об административном правонарушении.

Довод жалобы о том, что судьей районного суда не рассмотрено заявленное ходатайство об отложении слушания дела, является необоснованным. Как следует из материалов дела, данное ходатайство в установленном законом порядке рассмотрено судом первой инстанции, мотивированное определение об отклонении ходатайства отражено в обжалуемом постановления судьи.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности АНО «Центр социально-трудовых прав» в совершении вмененного административного правонарушения.

Административное наказание АНО «Центр социально-трудовых прав»  назначено судьей в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 28 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении АНО «Центр социально-трудовых прав» оставить без изменения, жалобу защитника Крупского М.А. в интересах АНО «Центр социально-трудовых прав» и дополнения к ней - без удовлетворения.

Судья

Московского городского суда                                        А.А. Селивёрстова