НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского городского суда (город Москва) от 22.04.2016 № 7-4560/2016

Судья Смолина Ю.М.                                                                  Дело № 7-4560/2016

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2016 года                                                                                    г. Москва

Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе с дополнениями защитника юридического лица «ПАО «БИНБАНК» по доверенности Евстигнеевой Г.Б. на решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года, которым постановление № <***> государственного инспектора труда в Москве от 21 августа 2015 года, которым ПАО «БИНБАНК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения, 

УСТАНОВИЛ:

Государственным инспектором труда ГИТ в Москве 21 августа 2015 года вынесено постановление № <***> о назначении юридическому лицу ПАО «БИНБАНК» административного наказания по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

 Защитник обжаловал постановление в суд, и 19.01.2016 г. судьей Таганского районного суда Москвы вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился защитник ПАО «БИНБАНК», указывая, что в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, не были учтены все обстоятельства дела, в том числе незаконность выданных предписаний, нарушение норм процессуального и материального права.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ПАО «БИНБАНК» по доверенности Евстигнееву Г.Б., поддержавшую доводы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи Таганского районного суда Москвы подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 11.06.2015, ПАО «БИНБАНК» (<***>), являясь работодателем, в нарушение ст.ст.76, 212, 225 ТК РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003 № 1/29, допустил до работы (не отстранил от работы) руководителя аппарата совета директоров-советника председателя совета директоров Ефремова А.В., не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, поскольку обучение по охране труда проводится самой организацией (ПАО «БИНБАНК»), в которой проверка проводится аттестационной комиссией самого Банка, что противоречит вышеуказанному Порядку обучения. 

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пп.1, 2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции данные обстоятельства при рассмотрении дела не учел и пришел к выводу о доказанности вины юридического лица, оставив без изменения постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Москве.

Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Согласно требований ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Пунктом 2.3 данного порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Между тем, должность «председатель совета директоров», как это следует из соответствующей должностной инструкции, не предусматривает организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; не относится к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.   

Из материалов дела следует, что приказом № 974 от 16.12.2014 в ПАО «БИНБАНК» создана комиссия по проверке знаний требованиям охраны труда, в состав которой вошли должностные лица ПАО «БИНБАНК», прошедшие обучение в Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт международного учета и управления» (лицензия Департамента образования Москвы и уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций).

Приказом № 974 также утверждены программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для руководителей и специалистов.

Работники банка, в том числе руководитель аппарата совета директоров-советника председателя совета директоров Ефремов А.В., прошли обучение по охране труда в Банке и аттестованы комиссией по проверке знаний охраны труда для руководителей и специалистов.  

Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что аттестационная комиссия ПАО «БИНБАНК» не правомочна проводить проверку знаний у руководителей, специалистов, перечень которых приведен в абзаце 1-8 п.2.3.2 указанного Порядка, является неверным, так как абз.9 п.2.3.2 названного порядка не содержит запрета на прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителями и специалистами по соответствующим программам непосредственно в самой организации, имеющей комиссию по проведению знаний охраны труда, а в ПАО «БИНБАНК» такая комиссия создана.

Следует также отметить, что п.10 предписания ГИТ от 11.06.2015г. № <***> (об обучении должностных лиц Банка охране труда и проверке знаний требований охраны труда) и предписание от 11.06.2016г. № <***> об отстранении указанных сотрудников банка от работы, как не прошедших соответствующее обучение, признаны незаконными Московским городским судом (определение по делу № <***>от 06.04.2016г.).

Из постановленного судебной коллегией Московского городского суда апелляционного определения следует, что положения п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (далее Порядок) предусматривают возможность прохождения обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителями и специалистами, перечень которых приведен в абзаце 1-8 указанного пункта, по соответствующим программам непосредственно в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, что свидетельствует о том, что руководители и специалисты ПАО «БИНБАНК» в установленном законом порядке прошли соответствующее обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда по соответствующим программам.

При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в действиях юридического лица ПАО «БИНБАНК» отсутствует.

В связи с изложенным, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года,  постановление № <***> государственного инспектора труда в Москве от 21 августа 2015 года, которым ПАО «БИНБАНК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей, - отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Московского городского суда                                                                  И.П. Козлов