НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Москаленского районного суда (Омская область) от 22.12.2020 № 2А-617/20

Дело № 2а-617/2020

УИД55RS0020-01-2020-001096-66

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Омская область р.п. Москаленки 22 декабря 2020 года

Москаленский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Барабанова А.Н.,

при секретаре Руденко О.В.,

с участием представителя административного ответчика администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Сиволапа Н.О., представившего доверенность и копию диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области в лице представителя Денисюка Д.Г. к администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании действий Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в виде принятого решения от 05 октября 2020 о сносе зелёных насаждений – 9 деревьев породы берёза, которые относятся к лесам лесного фонда, не соответствующими обязательным требованиям положений статей 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее по тексту ГУЛХ Омской области) в лице представителя по доверенности Денисюка Д.Г. обратилось в суд с вышеуказанным иском к администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района (далее по тексту администрации сельского поселения), в котором просило (с учётом уточнений на л.д. 167) - признать действия Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в виде принятого решения Краснознаменского сельского поселения от 05 октября 2020 о сносе зелёных насаждений – 9 деревьев породы берёза, которые относятся к лесам лесного фонда, не соответствующими обязательным требованиям положений статей 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) и обязать администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения.

В обоснование административных исковых требований указано, что 22.10.2020 в процессе проведения в рамках операции «Экологический щит» текущего патрулирования лесного участка, местоположение которого определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество Москаленское участковое сельское лесничество, урочище Краснознаменское сельское поселение в лесотаксационном квартале <адрес>, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, границы которого определяются приложением – таблицей лесохозяйственного регламента (таксационным описанием, планом лесонасаждений), выявлена незаконная рубка деревьев 5-6 категорий состояния, гражданами поселения.

При проверке законности заготовки древесины было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением администрации сельского поселения была разрешена рубка указанных лесных насаждений на лесном участке без уведомления Исилькульского лесничества, с нарушением полномочий, предусмотренных статьями 81-84 ЛК РФ.

Превышение полномочий при вынесении административным ответчиком решения заключается в том, что органы местного самоуправления на территории поселения не имеют в собственности лесных участков, не осуществляют муниципальный лесной контроль и не участвуют в принятии решении о назначении насаждений в рубку. Лесной участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Российской Федерации «Земли лесного фонда» не входит в состав земель населённых пунктов.

В соответствии с таблицей Лесного плана Омской области «Лесное районирование» на территории Москаленского района отсутствуют городские леса или лесные участки.

В соответствии с положениями статей 81-83, 96 ЛК РФ, Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 года № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей природной среды – государственного экологического контроля», пункта 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утверждённого постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года № 394, подпунктом 10 пункта 8 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области утверждённого Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143, полномочия по осуществлению государственного лесного контроля возложены на Главное управление лесного хозяйства Омской области. В силу прямого указания закона пункта 7 части 3 статьи 96 ЛК РФ ГУЛХ Омской области в защиту государственных интересов вправе предъявлять иски в суд.

Представитель административного истца Главного управления лесного хозяйства Омской области в судебном заседании участия не принимал, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области Сиволап Н.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, указанным в возражении на иск (л.д. 91-96), в котором указал, что решение о рубке зелённых насаждений – деревьев породы берёза администрацией Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района принято на основании обращения жителей села в рамках полномочий, которые находились в неудовлетворительном состоянии и представляли собой реальную угрозу жизни и здоровью лицам, оказавшимся вблизи данных объектов, а также близлежащим жилым домам. Административный ответчик руководствовался требованиями постановления главы Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 20.01.2016 № 10 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос зелённых насаждений», в которых отсутствует какое-либо указание на обязательное уведомление Исилькульского лесничества о предстоящей вырубке зелённых насаждений, расположенных на участке в границах сельского поселения. Из содержания положений статей 81-84 ЛК РФ не следует какого-либо обязательного уведомления административного истца при принятии решения о проведении рубки лесных насаждений в границах земель населённых пунктов. Положения действующего законодательства не содержат каких-либо требований к проведению обязательного уведомления (получению согласия) органов лесного хозяйства при принятии администрацией муниципального образования решения о производстве вырубки зелёных насаждений, расположенных на участке в границах муниципального образования и не относящемуся к лесному фонду. Проведение административным ответчиком рубки аварийных деревьев, представляющих угрозу для окружающих людей, является обязательным требованием правовых положений по организации благоустройства и озеленении территории Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области и не требует проведения обязательного уведомления (получения согласия) о предстоящей рубке Исилькульского лесничества. Кроме того, административный истец не представил суду доказательства, свидетельствующие о том, что спиленные деревья породы берёза находились на землях лесного фонда.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив административное исковое заявление и возражение на иск, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 1 и 96 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1).

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и прочее (ч. 2).

Согласно Положению о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143, Главное управление является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области (пп. 6 п. 8), осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану (пп. 10 п. 8), для чего вправе обращаться в суд как одна из сторон процесса при рассмотрении споров по вопросам, входящим в его компетенцию (пп. 6 п. 9).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).

Озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений, т.е. древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных.

Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений.

В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно акту о совершении незаконной рубки лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ ГУЛХ ФИО2<адрес> (л.д. 11-17) ДД.ММ.ГГГГ на территории Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> в урочище Краснознаменское сельское поселение квартал <адрес> лицами ГУЛХ ФИО2<адрес> выявлена незаконная рубка лесных насаждений породы берёза количеством 7 сухостойных деревьев общим объёмом 8,76 куб.метров с применением механического средства – бензопилы. В соответствии с актом о совершении незаконной рубки лесных насаждений от 22.20.2020 АП размер вреда, причинённого лесам составил 1930,00 рублей. Лесной колок, в котором совершена незаконная рубка подвержен частичному вымоканию в 2018-2019 годах. Спиленные деревья, в количестве 7 объектов утратили свою биологическую устойчивость и прекратили свой рост. Лесозаготовительная деятельность в соответствии с договорами на использование лесов не осуществлялась. Лесной участок не использовался на правах аренды. На 2019-2020 годы разрешение на проведение санитарных рубок не выдавалось. Лесной участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Российской Федерации «Земли лесного фонда».

На письменное обращение ГУЛХ ФИО2<адрес> исполняющая обязанности главы Краснознаменского сельского поселения ФИО6 сообщила, что земель государственного фонда на территории села Красное Знамя Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> нет и вмешательство ГУЛХ ФИО2<адрес> является превышением полномочий. За помощью о сносе деревьев в ГУЛХ ФИО2<адрес> администрация не обращалась (л.д. 97).

Согласно письменному обращению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98) следует, что жительница села Красное Знамя – ФИО7 обратилась к исполняющей обязанности главы сельского поселения дать разрешение на вырубку деревьев в количестве 9 штук своими средствами и силами, которые подвергают опасности жителей села.

Из акта обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99) следует, что комиссией Краснознаменского сельского поселения установлено, что девять деревьев породы берёза подлежат спилу в связи с угрозой их падения.

Распоряжением о/д от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарной рубке сухостойных и аварийных деревьев» исполняющая обязанности главы сельского поселения ФИО6 действующая на основании Устава от имени Краснознаменского сельского поселения согласно указанного выше обращения жительницы села и акта обследования зелённых насаждений, руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также правилами благоустройства территории Краснознаменского сельского поселения, приняло решение произвести санитарную вырубку сухостойных и аварийных деревьев (породы берёза) по адресу: <адрес>, напротив <адрес> очистку места вырубки от порубочных остатков. Исполнение распоряжения возложить на ФИО8 и ФИО7

Согласно разрешению на снос зелённых насаждений Краснознаменского сельского поселения принятого в лице исполняющей главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101) ФИО8 разрешено снос зелённых насаждений в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно справке ГУЛХ ФИО2<адрес> (л.д. 152) следует, что лесные насаждения, расположенные в населённом пункте Красное Знамя Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> относятся к землям лесного фонда. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Исилькульского лесничества ФИО2<адрес> эти лесные насаждения расположены в выделе б/н (Красное Знамя) квартала урочища «Краснознаменское сельское поселение» Исилькульского лесничества, которые относятся к защитным лесам.

Согласно письменным справкам главы Москаленского муниципального района ФИО2<адрес>, исполняющей обязанности главы администрации Краснознаменского сельского поселения (л.д. 143. 145), ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесного плана ФИО2<адрес> и признании утратившими силу отдельных ФИО1<адрес>» с приложением (л.д. 86-88) в собственности Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> лесных участков не имеется и леса в аренду (либо на других условиях) не передавались.

Порядком проведения лесопатологических обследований, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и Экологии от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования» установлено, что лесопатологическое обследование (далее ЛПО) проводятся в лесах с учётом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. Проведение ЛПО обеспечивается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации либо гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения обязаны в пятидневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом уполномоченные органы (п. 3 Порядка).

Информация направляется в письменном виде или электронном виде с указанием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием признаков повреждения), повреждённой породы деревьев, примерной площади повреждения и контактных данных заявителя (фамилия, имя, отчество и телефон, п. 4 Порядка).

Проверка информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, проводится уполномоченными органами в 30-дневный срок с момента её получения (п. 5 Порядка).

При наличии аварийных деревьев в лесном насаждении при условии существования угрозы причинения вреда физическим лицам, ущерба имуществу физических и юридических лиц, государственному имуществу или угрозы безопасности эксплуатации линейных и иных объектов проводится лесопатологическое обследование. Аварийное дерево отмечается клеймением или маркируется иным способом (п. 39 Порядка).

По результатам ЛПО уполномоченным органом составляется акт лесопатологического обследования (п. 48 Порядка).

В срок не позднее 3-х рабочих дней со дня утверждения акт без приложений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 19.3 ст. 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования.

Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 82 ЛК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений - владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах.

Подпунктами 1-3 части 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений - предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно статье 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся - владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм закона и системного их толкования, суд приходит к выводу, что Краснознаменское сельское поселение Москаленского муниципального района Омской области в лице администрации и главы сельского поселения, действующей на основании Устава от имени поселения, при принятии решения о санитарной рубке вышеуказанных лесных насаждений на землях лесного фонда в границах сельского поселения, которые не находились в данном случае в собственности данного сельского поселения, обязано было действовать в соответствии с положениями статей 81-84 ЛК РФ и Порядком проведения лесопатологических обследований, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и Экологии от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования», а именно уведомить в письменной форме ГУЛХ Омской области о неблагополучном (аварийном) состоянии указанных деревьев с целью лесопатологического их обследования должностными лицами ГУЛХ Омской области и в пределах их полномочий для дальнейшего принятия решения о рубке таких деревьев, что не было выполнено административным ответчиком.

При таких обстоятельствах, исковые требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административные исковые требования Главного управления лесного хозяйства Омской области к администрации Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, удовлетворить.

Признать действия Краснознаменского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в виде принятого решения Краснознаменского сельского поселения от 05 октября 2020 о сносе зелёных насаждений – 9 деревьев породы берёза, которые относятся к лесам лесного фонда, не соответствующими обязательным требованиям положений статей 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации и обязать администрацию сельского поселения устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ВЕРНО

Судья А.Н. Барабанов