НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Москаленского районного суда (Омская область) от 17.04.2019 № 2-158/19

Дело № 2-158/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года р.п. Москаленки

Москаленский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Кобзарь О.В.,

при секретаре Искаковой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозовой Валентины Владимировны к Управлению министерства труда и социального развития по Москаленскому району, Министерству труда и социального развития по Омской области, Управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области, Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» о восстановлении права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемого гражданам, проработавшим и уволенным из образовательных организаций,

установил:

Морозова В.В. обратилась в суд с иском к Управлению министерства труда и социального развития по Москаленскому району о восстановлении права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемого гражданам, проработавшим и уволенным из образовательных организаций.

В обоснование исковых требований указано, что в 1991 году Морозова В.В. вышла на пенсию и, как работник образования, получала льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В январе 2019 года она получила от Министерства труда и социального развития Омской области уведомление о том, что утратила право на льготы, предоставляемые ей как работнику образования на основании Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 04.07.2008 № 1061-ОЗ.

На момент выхода на пенсию она более 10 лет проработала инспектором по трудовому обучению в районном отделе народного образования Москаленского района. Данная должность была образована по инициативе райкома партии для непосредственной работы в сельских школах для организации трудового обучения детей по различным специальностям, а также проведения конкурсов среди ребят старших классов. Она постоянно выезжала в различные школы. Ее трудовая деятельность была связана с образовательным процессом, организацией труда детей в летний период и трудового обучения в школах в процессе занятий. Сама истица более сорока лет проживает в Москаленском районе, уходила на пенсию по достижению пенсионного возраста из районо Москаленского района и была уволена в связи с выходом на пенсию.

В связи с вышеизложенным, истица просит восстановить ей право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном объеме.

Истец Морозова В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что переехала с мужем в Москаленский район из <адрес>. В период с 1972-1977 г.г. работала в училище, потом перешла на работу в районо. В апреле 1981 года заняла должность инспектора по трудовому обучению в районо, где проработала до сентября 1991 года. Уволена с данной должности в связи с выходом на пенсию в октябре 1991 года по договоренности на месяц раньше, поскольку фактически работала без отпуска. Занимая должность инспектора по трудовому обучению, она организовывала работу по труду в школах, проводила семинары, слеты. Непосредственно преподавательской деятельностью не занималась. Потом в районе открыли производственный комбинат, чтобы ребята могли знакомиться с профессиями. У девочек это было домоводство, а у мальчиков – технический труд. Один год преподавала девочкам. Работником МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.» никогда не была. Почему этим образовательным учреждением была дана справка о ее педагогической деятельности, пояснить не может. Самостоятельно эту справку она не получала. Сейчас пользуется льготой по оплате ЖКУ как ветеран труда. Поскольку льготу педагога прекратили. Еще будучи на должности инспектора ей была назначена льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг. Когда в сентябре 1991 года она уволилась в связи с выходом на пенсию, льгота продолжалась. На один месяц, когда она уволилась и еще не оформилась на пенсию, т.е. в течение октября 1991 года, ее педагогическая льгота не прекращалась и не приостанавливалась. После увольнения она не трудоустраивалась, находилась на пенсии. Фактически льготу прекратили в декабре 2018 года. Изначально она оплачивала данные услуги, потом затраченная сумма возвращалась вместе с пенсией. Позже стали возвращать только 2300 рублей. Сейчас ей, как ветерану труда, возвращают 1007 рублей, но эта льгота меньше, чем льгота педагогического работника. Считает незаконным прекращение льготы, поскольку ее должность в качестве инспектора по трудовому обучению в органах народного образования всегда относилась к педагогической работе, в связи с чем, просит восстановить право на льготу по жилищно-коммунальным услугам.

Представитель истицы Морозов И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг его мать - Морозова В.В. всегда получала, будучи педагогическим работником районо. Также льгота всегда предоставлялась после ее увольнения и выхода на пенсию. Считает прекращение данной льготы незаконным.

Представитель Морозовой В.В. Морозова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнив, что должность инспектора по трудовому обучению в районо всегда приравнивалась к должности учителя, в связи с чем, истице предоставлялась льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, Морозова В.В. работала учителем в других учреждениях. Ранее истица получала льготу на коммунальные услуги как педработник постоянно, без прекращения и приостановления. Считает, что Морозовой В.В. следует восстановить право на льготу, как педагогическому работнику.

Представитель Уполномоченного Омской области по правам человека в Москаленском муниципальном районе Омской области Серков В.Г., представляющий интересы истца, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Указал, что в период с 1985-1989 г.г. он работал в должности заведующего Москаленского районо и был непосредственным руководителем истицы. Морозова В.В., будучи инспектором по трудовому обучению районо, пользовалась льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемой педагогическим работникам. В 1991 году истица вышла на пенсию, данная льгота уже действовала, ее предоставление нельзя было прекращать. Обязанность по предоставлению и оплате данной льготы лежала на администрации района. Документов, подтверждающих данный факт, не имеется, т.к. они не сохранились. Характер работы инспектора по трудовому обучению связан с контролем и организацией работы школ, организацией оплачиваемого детского труда. При этом с детьми напрямую истица не работала, только с учителями. Необходимо учитывать, что ранее должность инспекторов в районо приравнивалась к должности учителя, т.е. к педагогической работе, поэтому им полагалась педагогическая льгота по коммунальным услугам. Именно только должность инспекторов, другие должности в районо к педагогическим должностям не относились. Дополнил, что когда начислялась льгота по инспекторам, то сметы составлялись по каким-либо образовательным учреждениям, поскольку необходимо было предоставить льготу педработника, а инспектора числились не в школах, а в отделе народного образования. Считает незаконным прекращение данной льготы Морозовой В.В.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном деле к качестве соответчиков в соответствии со ст. 40 ГПК РФ привлечены Министерство труда и социального развития по Омской области, Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области, Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области».

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития по Москаленскому району в судебном заседании участия не принимал. Согласно письменному отзыву Москаленский отдел Межрайонного управления Министерства труда и социального развития по Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия полномочий по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития по Омской области по доверенности Рогачев В.И. в судебном заседании исковые требования Морозовой В.В. не признал. Дополнил, что законодательный орган Омской области в пределах предоставленных ему полномочий установил меры социальной поддержки как для педагогических работников, так и пенсионеров, проживающих в сельской местности, уволенных в связи с выходом на пенсию из образовательных учреждений Омской области. Омский областной суд в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу указал, что положение пп. 2 п. 2 ст. 34 Кодекса Омской области не противоречит федеральному законодательству, принят законодателем в пределах предоставленных ему полномочий. На момент назначения истцу денежного эквивалента скидки, как педагогу-пенсионеру, порядок и условия его предоставления определялся ст. 35 Кодекса Омской области, предусматривающей, что гражданин при обращении в орган социальный защиты предоставляет необходимый перечень документов, в том числе, документ, подтверждающий, что гражданин является педагогическим работником или пенсионером в связи с выходом на пенсию из образовательного учреждения. При этом предоставление трудовой книжки не предусматривалось. Таким образом, право на получение меры социальной поддержки подтверждалось на основании документа, выданного образовательной организацией. В 2009 году при обращении истца с соответствующим заявлением была представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Гимназией им. Горького Москаленского района, которая подтверждала наличие права истца. В ходе проведения инвентаризации в 2018 году МФЦ установлено, что истец, как работник-пенсионер Гимназии им. Горького, не значится, соответственно, справка за содержала недостоверные сведения. Отсутствие у истицы права на соответствующие льготы подтверждается также письмом управления образования администрации Москаленского муниципального района. Обязательными условиями, перечисленными в ст. 34 Кодекса Омской области, в совокупности являются проживание в сельской местности, факт увольнения в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области, наличие общего трудового стажа не менее 10 лет, а также наличие права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Морозовой В.В. перечисленные условия не соблюдены.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития по Омской области по доверенности Аристархова И.А. в судебном заседании полагала, что Министерство не является надлежащим ответчиком по данному иску. Пояснила, что законодательством Омской области установлена мера социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников только образовательных учреждений. Истец уволена в 1991 году с должности инспектора Москаленского районо по трудовому обучению, т.е. из государственного органа. Районо являлся отделом райисполкома, контролирующим работу школ, отвечающим за изучение, распространение опыта лучших школ. Контрольные и надзорные функции не связаны с преподавательской деятельностью, обучением детей. Справку, подтверждающую право истицы на меры соцподдержки, выдала гимназия им. Горького, где истец не работала. Постановление Совнаркома и инструкция к нему, в котором говорится об инспекторах народного образования, а не о пенсионерах из их числа, утратили законную силу. В перечне педагогических работников в настоящее время инспектор по трудовому обучению отсутствует. Указала на отсутствие правовых оснований для восстановления и удовлетворения иска в полном объеме.

Представитель ответчика Управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебном заседании Белова О.В. в судебном заседании выразила несогласие с исковыми требованиями. Районо было переименовано в Управление образования администрации Москаленского муниципального района, реорганизации не было. Должность инспектора не имеет отношения к образовательному процессу. Педагогическая деятельность в районо, а также в Управлении образовании не осуществлялась. Документов, подтверждающих предоставление льгот Морозовой В.В., в Управлении образования не имеется. Документы по выплатам хранятся 5 лет. Получить справку о том, что Морозова В.В. являлась работником образовательного учреждения в Управлении образования невозможно, поскольку истица работала в районном отделе народного образования, а не в школе.

Представитель ответчика Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» по доверенности Матвеева Л.А. в судебном заседании исковые требования Морозовой В.В. не признала. Суду пояснила, что порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения регламентирован Законом Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Данный Закон устанавливает обязательные условия, при наличии которых педагогам на пенсии может быть назначена данная компенсация. С 2010 года началась монетизация льгот. Изначально педагоги (педагогический работник пенсионер) не платили за жилищно-коммунальные услуги, потом стали оплачивать, и им компенсировались эти затраты. Затем им стала возвращаться фиксированная денежная сумма в размере 2300 рублей. До МФЦ предоставлением льгот занимался Центр жилищных субсидий. До 2010 года сведений о льготе в отношении Морозовой В.В. не имеется. При назначении льготы с трудовой книжкой истицы не ознакамливались, поскольку ее предоставление не требовал закон. С 2010 года ей предоставлялась льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг как педагогическому работнику пенсионеру. Затем в 2018 году в ходе проведения инвентаризации были сделаны запросы о правомерности выданных школами справок. Выяснилось, что Морозова В.В. не являлась работником Гимназии им. Горького, в связи с чем, предоставление льгот истице было прекращено. Дополнила, что согласно трудовой книжке Морозова В.В. работала учителем. Однако ее стаж не достиг 10-летнего, как требует Закон Омской области, и составляет 9 лет 5 месяцев 25 дней. Кроме того, льгота Морозовой В.В. не может быть предоставлена по ее 10-летней работе в должности инспектора по трудовому обучению, поскольку истица не являлась работником образовательного учреждения, а работала в районо. Также уволилась, не оформившись на пенсию в течение одного месяца (с сентября по октябрь 1991 года), т.е. она не имела пенсионных прав при увольнении. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.» директор Буряченко Е.В. в судебном заседании пояснила, что по книгам приказов Морозова В.В. как работник образовательного учреждения не числится. На каком основании была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ неизвестно. Инспекторы курируют образовательную деятельность. Они могли являться педагогическими работниками, если занимались педагогической деятельностью по совместительству.

Представитель третьего лица Министерства образования Омской области, привлеченного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Полагает, что отмена меры социальной поддержки будет правомерна в том случае, если истец не является пенсионером, уволенным из образовательной организации на территории Омской области.

Свидетель ФИО1 суду пояснила, что работала вместе с истицей в районо. С ДД.ММ.ГГГГ она трудилась в должности инспектора по трудовому обучению, затем на эту должность приняли Морозову В.В. Инспектор курировал обучение, сама должность не предполагала ведение уроков. Инспектором осуществлялась проверка всего учебного процесса, а также контактировали с детьми. На период работы в данной должности она (свидетель) пользовалась льготами, предоставляемыми учителям, а именно – по оплате за отопление и освещение жилого помещения. Данную льготу предоставляли в районо.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 пояснила, что знакома с истицей с 1979 года. Она (свидетель) работала методистом в районо. Инспектор осуществлял профориентацию учащихся, работу с учителями, при этом уроки не проводил. Инспекторы пользовались льготами по оплате коммунальных услуг, предоставляемыми учителям. Льготы предоставляло районо. Фактически должность инспектора приравнивалась к должности учителя.

Свидетель ФИО3 суду пояснила, что работала в Москаленском районо экономистом до 2005 года. Инспекторам по трудовому обучению районо предоставлялась льгота по оплате коммунальных услуг. Данная льгота предоставлялась самим районо. Она, будучи на должности экономиста, занималась составлением смет. Фактически районо оплачивало коммунальные услуги учителям и инспекторам. Сметы составлялись на основе тарификации. Соответствующие списки предоставлялись в отдел коммунального хозяйства, последний предоставлял в районо соответствующие счета, которые отделом народного образования и оплачивались. Льготы инспекторам предоставлялись именно по категории «педагогический работник» на период работы, а после увольнения работника на пенсию продолжали предоставляться, т.е. сохранялись. Инспекторы по трудовой обучению были связаны с педагогической деятельностью, с учебным процессом. Их деятельность являлась педагогической.

Выслушав истца Морозову В.В., ее представителей Морозова И.В., Морозову Т.В., Серкова В.Г., представителей ответчиков Матвееву Л.А., Рогачева В.И. и Аристархову И.А., Белову О.В., третьего лица Буряченко Е.В., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования Морозовой В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено трудовой книжкой от ДД.ММ.ГГГГ, Морозова В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала преподавателем труда и зав. пришкольным участком в Р-Полянской с. школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитателем в Исилькульской школе-интернате; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем в Москаленском СПТУ 29; ДД.ММ.ГГГГ назначена завучем районной заочной школы, ДД.ММ.ГГГГ переведена инспектором по трудовому обучению Москаленского районо, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию. Далее трудовая книжка сведений о работе не имеет.

Таким образом, исходя из содержания трудовой книжки, а также из пояснений представителя Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» Матвеевой Л.А., педагогический стаж Морозовой В.В., исключая период работы в должности инспектора по трудовому обучению Москаленского районо, составил менее 10-ти лет, а именно, 9 лет 5 месяцев 25 дней.

Кроме того, согласно сведениям трудовой книжки за период работы в Москаленском СПТУ 29 истица награждалась за хорошую работу, активное участие в общественной жизни, за что ДД.ММ.ГГГГ ей была объявлена благодарность, за хорошее отношение к работе ДД.ММ.ГГГГ была награждена ценным подарком, ДД.ММ.ГГГГ объявлена благодарность за четкое и добросовестное исполнение служебных обязанностей.

За период работы в Москаленском районо Морозова В.В. также неоднократно поощрялась: ДД.ММ.ГГГГ ей объявлена благодарность с награждением денежной премией за достигнутые успехи в деле руководства работой учреждений просвещения района в течение 1984-1985 г.г. и в связи с празднованием Дня учителя; ДД.ММ.ГГГГ объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку с награждением денежной премией за успехи в коммунистическом воспитании учащихся и в связи с Днем учителя; ДД.ММ.ГГГГ объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку за большой личный вклад в подготовку и проведение семинаров; ДД.ММ.ГГГГ за успехи в работе награждена денежной премией; ДД.ММ.ГГГГ награждена денежной премией за хорошую подготовку районной команды к областному слету членов УПБ; ДД.ММ.ГГГГ за добросовестный труд по воспитанию подрастающего поколения и в связи с Днем учителя награждена денежной премией; ДД.ММ.ГГГГ объявлена благодарность за участие в подготовке и проведении выставки технического и художественного творчества учащихся, продукции, изготовленной в учебных мастерских; ДД.ММ.ГГГГ награждена денежной премией за хорошую подготовку районных команд к областному слету учебно-производственных бригад.

Факт регистрации Морозовой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по <адрес>, подтверждается копией паспорта гражданина РФ 52 03 . Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ истице назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Также Морозова В.В. награждена медалью «Ветеран труда», что подтверждается копией удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ Морозовой В.В. был предоставлен денежный эквивалент скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренный постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГП.

Как следует из материалов дела, основанием для получения истцом льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемой гражданам, проработавшим и уволенным из образовательных организаций, послужила справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная директором МБОУ Москаленского муниципального района Омской области «Гимназия им. Горького А.М.», о подтверждении права Морозовой В.В. на меры социальной поддержки как педагогического работника (пенсионера).

Согласно распоряжению БУ Омской области «МФЦ Москаленского района» от ДД.ММ.ГГГГ Морозовой В.В. назначена компенсация в виде денежной выплаты на оплату ЖКУ как педагогическому работнику, неработающему пенсионеру, в размере 2300 рублей с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Омской области от 04.07.2008 № 1060-ОЗ.

В соответствии с распоряжением БУ Омской области «МФЦ Москаленского района» от ДД.ММ.ГГГГ с Морозовой В.В. была удержана переплата компенсации в виде денежной выплаты на оплату ЖКУ в размере 1293,46 руб.

В ответе на запрос, предоставленном МБОУ Москаленского муниципального района «Гимназия им. Горького А.М.» от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Морозова В.В. по книге приказов как педагогический работник – пенсионер не значится.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением образования администрации Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, у Морозовой В.В. отсутствует право на получение ежемесячной денежной выплаты по категории педагогический работник, пенсионер, поскольку не подтверждено увольнение в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области, а также наличие права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию.

Распоряжением БУ Омской области «МФЦ Москаленского района» от ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление Морозовой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ мер социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику, неработающему пенсионеру, по причине – по законодательству не положено.

О прекращении предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения БУ Омской области «МФЦ Москаленского района» известил Морозову В.В., направив соответствующее извещение от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведениями из выплатного дела подтверждается, что Морозовой В.В. предоставлялась льгота по оплате ЖКУ как педагогическому работнику, неработающему пенсионеру, в 2010 году на общую сумму 14210,86 руб., в 2011 году –30084,12 руб., в 2012 года – 29984,18 руб., в 2013 году – 31881,90 руб., в 2014 году – 34588,86 руб., в 2015 году – 33521,36 руб., в 2016 году – 34797,48 руб., в 2017 году – 26306,54 руб., в 2018 году – 25300 руб.

Морозова В.В. обращалась в Министерство труда и социального развития Омской области по вопросу предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Из ответа, данного Министерством от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что меры социальной поддержки (МСП) предоставляются в соответствии со ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Данным категориям граждан предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 2300 рублей. По информации БУ Омской области «МФЦ Москаленского района», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Морозовой В.В. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании личного заявления и справки, подтверждающей право на указанные меры, выданной МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.». В 2018 году специалистами МФЦ при проведении инвентаризационных личных дел получателей МСП были направлены запросы в образовательные учреждения для подтверждения права на получение указанных мер. В ноябре 2018 года поступили сведения из Гимназии им. Горького и Управления образования администрации Москаленского муниципального района, согласно которым право на МСП в соответствии со ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан у Морозовой В.В. отсутствует. На основании данных сведений и в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан в Омской области предоставление МСП истице было прекращено с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Морозова В.В. пользуется МСП, предоставляемыми по категории «Ветеран труда». В случае предоставления документа, подтверждающего принадлежность к вышеуказанной категории граждан, выданного государственной (муниципальной) организацией образования Омской области, расположенной в сельской местности, вопрос о предоставлении МСП по оплате жилищно-коммунальных услуг по другому основанию будет рассмотрен.

Согласно сведениям, данным Управлением образования администрации Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в архивных документах имеются сведения об увольнении Морозовой В.В. приказ по Москаленскому РОНО от ДД.ММ.ГГГГ § 14 - Морозову В.Вл. - инспектора РОНО уволить с работы по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию (ст. 31 КЗоТ РСФСР), основание: заявление Морозовой В.В.

В ответе на запрос, предоставленном МБОУ Москаленского района «Москаленская очно-заочная средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что документы о периоде работы в должности завуча Москаленской районной заочной школы на Морозову (<данные изъяты> В.В. переданы в архив Управления образования.

В архивных документах отсутствуют должностная инструкция инспектора РОНО по трудовому обучению, действующая в период 1981-1991 г.г., а также учредительные документы РОНО, действующие в указанный выше период. Учредителем Москаленского РОНО являлась администрация Москаленского муниципального района.

В соответствии с информацией, данной Управлением образования администрации Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, документов о производимых Морозовой В.В. выплатах за 2009 год не сохранилось, т.к. истек срок хранения данного вида документов.

Согласно справке Управления образования администрации Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, отдел народного образования исполнительного комитета Москаленского Совета народных депутатов преобразован в отдел образования администрации Москаленского района на основании постановления Главы администрации Москаленского района от ДД.ММ.ГГГГ. Отдел образования администрации Москаленского района переименован в муниципальное учреждение образования Управление образования администрации Москаленского муниципального образования Омской области на основании постановления Главы Москаленского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное учреждение образования Управление образования администрации Москаленского муниципального образования переименовано в Управление образования Москаленского муниципального образования Омской области на основании постановления Главы Москаленского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. Управление образования Москаленского муниципального образования Омской области переименовано в Управление образования Москаленского муниципального района на основании постановления Главы Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Управление образования Москаленского муниципального района переименовано в управление образования администрации Москаленского муниципального района на основании постановления Главы Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

В архивных справках, предоставленных муниципальным архивом администрации Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что документы постоянного хранения «Районный отдел народного образования Москаленского района Омской области» по 1991 год (включительно) переданы на постоянное хранение в БУ Омской области «Исторический архив Омской области». В связи с этим не представляется возможным предоставить копии учредительных документов РОНО за период 1981-1991 г.г. В муниципальный архив не поступали на хранение документы РОНО по личному составу. Данные документы находятся на хранении в Управлении образования администрации Москаленского муниципального района. Документы постоянного хранения архивного фонда «Москаленский поселковый Совет народных депутатов и его исполнительный комитет» по 1990 год (включительно) переданы на постоянное хранение в БУ Омской области «Исторический архив Омской области».

В муниципальный архив не поступали на хранение учредительные документы Москаленского РОНО за период 1981-1991 г.г., должностная инструкция инспектора РОНО по трудовому обучению за период 1981-1991 г.г., приказы по личному составу за 1977-1981 г.г. Документы по личному составу находятся на хранении в Управлении образования администрации Москаленского муниципального района.

В архивных справках, данных муниципальным архивом администрации Москаленского муниципального района, от ДД.ММ.ГГГГ, , отражено, что в муниципальном архиве не имеются на хранении годовые сметы расходов районного отдела народного образования и его подведомственных учреждений за 1990-1991 г.г. Не поступали на хранение документы, в соответствии с которыми Морозовой В.В. предоставлялась льгота по оплате коммунальных платежей, а также о проведении выплат по компенсации коммунальных услуг.

Из архивной справки, предоставленной БУ Омской области «Исторический архив Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в архивном фонде Отдела народного образования Москаленского района Омской области в сметах расходов районо и подведомственных учреждений за 1981-1989 годы имеются сметы расходов школы заочного обучения за 1981 год и сметы расходов Москаленской средней школы № 2, в которых в разделах «Расчет расходов по оплате бесплатно предоставляемых учителям квартир и коммунальных услуг в рабочих поселках и сельской местности» значится Морозова В.В., зам.директора, завуч. Ей предоставлялась компенсация расходов по оплате жилплощади, отопления, освещения за период 1981-1983 г.г. в общей сумме 193,12 руб., за период 1984-1988 г.г. – 193,12 руб., за 1989 г. – 193,12 руб. Приказа от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Морозовой В.В. на должность завуча районной заочной школы и приказа от ДД.ММ.ГГГГ о переводе Морозовой В.В. на должность инспектора районо по трудовому обучению не имеется. В приказах заведующего отделом по основной деятельности за 1981-1991 г.г. сведения о предоставлении Морозовой В.В. льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не выявлены. Учредительные документы Отдела народного образования Москаленского района Омской области, сметы расходов районо и подведомственных учреждений за 1990-1991 г.г., должностные инструкции работников, документы по личному составу отдела в архив на хранение не поступали.

Из выплатного пенсионного дела видно, что Морозовой В.В. назначена пенсия на общих основаниях, вид пенсии - по возрасту. Представление на пенсию – Москаленское РОНО, ДД.ММ.ГГГГ. Засчитан стаж 32 года 10 месяцев 11 дней.

В соответствии с Уставом Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», обеспечения реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством, обеспечения реализации полномочий территориальных органов Отраслевого органа (п. Устава).

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19 июля 1973 года и Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании» закрепляли право работников народного образования пользоваться бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (ст. 61 Основ, ст. 91 Закона)

При рассмотрении дела судом установлено, что после увольнения 10.09.1991 и ухода на пенсию 20.10.1991 года Морозова В.В. пользовалась постоянно по 1 декабря 2018 года льготами категории «педагогический работник, неработающий пенсионер» по оплате коммунальных услуг, которые предоставлялись квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках и имеющим стаж более 10-ти лет, в число которых входили и районные инспектора народного образования. Данные обстоятельства следуют из материалов дела, а также подтверждены показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.

На момент выхода истца на пенсию льготами по оплате жилья и коммунальных услуг пользовались педагогические и медицинские работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Система мер социальной поддержки работников просвещения, работающих и проживающих в сельской местности, была введена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ, в соответствии с пунктом 10 которого квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащими учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.

Согласно пункту 12 названного Постановления квалифицированные медицинские, ветеринарные и агрономические работники, районные инспектора по народному образованию, обязанные совершать служебные разъезды по району (участку), обеспечиваются соответствующими исполкомами, учреждениями или организациями бесплатным транспортом в натуре или же на основе соглашений, заключаемых на местах, им возмещаются расходы по разъездам.

Как следует из пункта 25 Постановления, перечень должностей квалифицированных работников, подпадающих под действие настоящего Постановления, а равно порядок применения сего Постановления определяется инструкцией НКТруда РСФСР, издаваемой по соглашению с НКФ РСФСР, ВЦСПС и заинтересованными ведомствами.

Согласно инструкции НКТ РСФСР 17 августа 1931 г. № 49 «О применении постановления ВЦИК и СНК РСФСР 10 июня 1930 г. о льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков» в связи с введением в действие Положения о льготах для лиц, работающих в отдаленных местностях и вне крупных городских поселений, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 12 августа 1930 года ("Известия НКТ СССР", 1930, № 31 - 32), правом на льготы, предусмотренные Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков", пользуются следующие категории квалифицированных работников:

2. Работники просвещения. Заведующие, преподаватели, штатные инструктора постоянно действующих учебных заведений, штатные преподаватели по ликвидации неграмотности, заведующие и педагогический персонал дошкольных учреждений (детсадов и пр.), заведующие, преподавательский, инструкторский и воспитательский персонал детдомов, учреждений для умственно - отсталых, физически - дефективных и трудно воспитуемых, а также других учреждений интернатного типа. Заведующие и штатные инструктора политпросветительных учреждений (домов культуры, нардомов, колхозных и совхозных клубов), избачи, библиотекари, районные инспектора по народному образованию.

В силу пункта 4 Инструкции установленные Законом от 10 июня 1930 года льготы предоставляются медицинскому и ветеринарному персоналу и работникам просвещения (ст. 1 и 2 настоящей Инструкции) независимо от того, в каком учреждении, предприятии, организации (государственном, кооперативном, общественном, бюджетном, хозрасчетном и пр.) они работают, если только данные учреждения, предприятия и организации расположены в сельских местностях и рабочих поселках.

Им предоставляется бесплатная квартира с отоплением и освещением в натуре, а в случае невозможности ее предоставления, таковая предоставляется в наемных помещениях. Освещение и топливо предоставляются работнику по нормам, установленным для учреждений данной местности, с доставкой на дом (п.п. 2, 6). Пункты 8-9 указанной инструкции сохраняют за работником право на бесплатное отопление и освещение и в домах ЖСК, и в собственных домах.

Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 18.08.1998 № 10-03-02 следует, что пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрено, что квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам (за исключением агрономов) и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местнобюджетным учреждениям), учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением.

При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения, предприятия, организации. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности.

В соответствии с действующим законодательством за перешедшими на пенсию названными работниками и проживающими совместно с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы этих работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет и к моменту перехода на пенсию они пользовались такими льготами.

При переезде перечисленных пенсионеров в город (на постоянное место жительства) право на указанные льготы утрачивается.

Право на эти льготы сохраняется за членами семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими льготами и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования, независимо от вида получаемой ими пенсии.

Перечисленным категориям специалистов бесплатно предоставляется только жилое помещение, освещение (без учета использования электробытовых приборов), отопление (централизованное и печное). Другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора и др.) оплачиваются в общеустановленном порядке.

При переходе в 1994 г. на новый порядок определения финансовой помощи регионам расходы на эти цели (фактически сложившиеся) были учтены при определении долей субъектов Российской Федерации в Федеральном фонде финансовой поддержки регионов (согласно указанному письму от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 59 ЖК РСФСР от 24 июня 1983 г. специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством случаях в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых посещений устанавливается Советом Министров РСФСР.

В связи с рыночными преобразованиями в стране произошло изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан, что нашло отражение в Законе РФ от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).

Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

При этом законодатель не связывает права педагогических работников образовательных учреждений на указанные льготы ни от статуса жилья, ни от вида образовательного учреждения. Имеется лишь ссылка на то, что льгота предоставляется в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. Педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который в пункте 8 статьи 47 содержит аналогичные положения, а именно, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» статьёй 5 признал утратившим силу постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», статьёй 2 закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года) и частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Таким образом, Федеральным законом от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот, в соответствии с чем, субъекты РФ должны были до 01.01.2005 г. установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе педагогическим работникам в сельских местностях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан. Пунктом 30 статьи 16 Закона 122-ФЗ в абзац третий пункта 5 ст. 55 Закона об образовании от 10 июля 1992 г. внесены изменения и было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Данные изменения вступали в силу с 1 января 2005 года.

Кроме того, абз. 3 п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи принятием настоящего Федерального Закона нормативно-правовых актов должны быть соблюдены определенные условия. В частности, при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат, не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, как следует из его преамбулы, обязывает субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений, и не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Положения статьи 153 указанного Федерального закона, предопределяющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки, а также содержание соответствующих правовых норм конкретизируют приведенные положения преамбулы. По смыслу данной статьи, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях Конституционный суд Российской Федерации в своём Определении от 1 апреля 2008 года №268-О-П также определил, что статьи 5 и 6 Федерального закона от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» не предполагают лишение работников жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года.

Таким образом, в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

На территории Омской области Постановлением Правительства Омской области от 18 мая 2005 г. № 56-п «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Омской области» (с изменениями от 21 декабря 2005 г.), направленным на реализацию предписаний Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, было закреплено, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (п.1.1.). Кроме того, в пункте 1 Постановления было определено, что на 2005 год неработающим пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из бюджетных учреждений, проработавшим в соответствующих учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на льготы на момент выхода на пенсию, установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг:

1) бесплатную жилую площадь с отоплением в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг (норм расхода топлива), установленных органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования Омской области, с учетом совместно проживающих с ними их несовершеннолетних детей;

2) бесплатное предоставление освещения в пределах нормативов потребления освещения, установленных органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования Омской области.

Пунктом 5 Постановления № 56-п было рекомендовано органам местного самоуправления Омской области установить меры социальной поддержки специалистам, проживающим в сельской местности и работающим в муниципальных учреждениях в сфере здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, молодежной политики, социальной защиты населения, ветеринарии, расположенных в сельской местности (далее - муниципальные учреждения), а также неработающим пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений, проработавшим в соответствующих учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на данные льготы на момент выхода на пенсию.

Согласно п. 8 Постановления оказание поддержки муниципальным образованиям Омской области на финансирование мер, предусмотренных осуществляется в пределах, установленных Законом Омской области «Об областном бюджете на 2005 год», с учетом объема финансирования данных расходов из местных бюджетов.

Постановлением Правительства Омской области от 21.12.2005 № 138-п введен пункт 1.1., согласно которому педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Возмещение затрат на предоставление указанной меры социальной поддержки производится в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Омской области "Об областном бюджете на 2005 год" в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством образования Омской области по согласованию с Министерством финансов Омской области.

Данное постановление распространялось на отношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В статье 160 Кодекса говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

Меры социальной поддержки педагогических работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления в период с 1 января 2006 года по настоящее время предусматривались Законом Омской области от 7 июля 2006 года № 763-ОЗ «О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений, неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из образовательных учреждений» и далее Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Пункт 1 статьи 2 Закона Омской области № 763-ОЗ закреплял, что право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предоставляется педагогическим работникам, а также другим категориям работников, деятельность которых непосредственно связана с образовательным процессом, проживающим в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области и осуществляющим свою деятельность на постоянной основе в расположенных в сельской местности на территории Омской области федеральных образовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях Омской области и муниципальных образовательных учреждениях, а также пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, имеющим общий стаж трудовой деятельности в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки на момент увольнения в связи с выходом на пенсию.

Законом Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее - Кодекс) Закон Омской области № 763-03 был признан утратившим силу.

Статьей 34 Кодекса были установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам: право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности имели педагогические работники, проживающие в сельской местности и осуществляющие свою деятельность в расположенных в сельской местности федеральных образовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях Омской области, муниципальных образовательных учреждениях Омской области, а также пенсионеры, проживающие в сельской местности, уволенные в связи с выходом на пенсию из государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений Омской области, имеющие общий стаж трудовой деятельности в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки на момент увольнения в связи с выходом работника на пенсию.

В настоящее время статья 34 Кодекса устанавливает иной порядок получения меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области - в виде их денежного эквивалента.

Статьей 37 Кодекса предусматривалось, что Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, твердого топлива, природного газа, электроэнергии.

В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утв. постановлением Правительства Омской области от 8 апреля 2009 г. № 63-п устанавливает в части, не урегулированной Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, процедуру предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным и областным законодательством (далее - меры социальной поддержки), отдельным категориям граждан в Омской области (далее - граждане).

Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что в целях получения компенсации граждане обращаются в филиал бюджетного учреждения Омской области "Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот" (далее - учреждение) по месту жительства с заявлением о предоставлении компенсации по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области (далее - Министерство), с приложением следующих документов:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и место его жительства;

2) документ, подтверждающий право гражданина на получение компенсации;

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

4) копия лицевого счета или выписка из домовой книги по месту жительства гражданина;

5) технический паспорт жилого помещения (в случае получения компенсации по оплате электроснабжения);

6) технический паспорт жилого помещения, справка органа местного самоуправления об использовании печного отопления (в случае получения компенсации по приобретению и доставке твердого топлива);

7) реквизиты банковского счета и документы, подтверждающие оплату жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения гражданина (в случае получения компенсации через кредитные организации).

В силу пункта 7 постановления Правительства Омской области от 08 апреля 2009 г. № 63-п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в омской области» граждане, которым меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись до вступления в силу настоящего постановления, не представляют документы, предусмотренные пунктами 3, 4 Порядка.

В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Морозовой В.В. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате ЖКУ на период с 01.07.2010 по 01.12.2018 г. в соответствии со ст. 34 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» по категории «педагогический работник, неработающий пенсионер». Кроме того, судом установлено, что до 01.07.2010, а именно после увольнения 10.09.1991 Морозова В.В. также пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению, как работник народного образования в должности инспектора по трудовому обучению, перешедший на пенсию и проживающий в сельской местности. Данные обстоятельства следуют из архивной справки, представленной БУ Омской области «Исторический архив Омской области» от 02.04.2019 о том, что Морозовой В.В. предоставлялась компенсация расходов по оплате жилплощади, отопления, освещения за период ее работы в отделе районного образования с 1981 по 1989 г.г. (иные периоды не выявлены), а также следуют из пояснений истца, его представителей, и нашли свое подтверждение в показаниях допрошенных судом свидетелей.

Суд отмечает, что ранее Морозовой В.В. льгота на ЖКУ предоставлялась на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.», согласно которой подтверждено право Морозовой В.В. на меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области как педагогического работника (пенсионера). Прекращено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения на основании справки директора МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой педагогический работник – пенсионер Морозова В.В. не значится. Таким образом, суд приходит к выводу, что справка от ДД.ММ.ГГГГ подтверждала именно наличие права на меру социальной поддержки у педагогического работника-пенсионера, а не факт работы в МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.», как это следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, основанием для прекращения предоставления компенсации расходов на оплату ЖКУ послужила справка от ДД.ММ.ГГГГ начальника Москаленского управления образования, в которой сообщено об отсутствии права на ЕДВ на оплату по ЖКУ по категории «педагогический работник-пенсионер» у Морозовой В.В., поскольку не имеет факт увольнения в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области и наличия права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию.

Представитель БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» Матвеева Л.А. основным доводом, обосновывающим прекращение предоставления льготы Морозовой В.В., считает непедагогический стаж истицы, т.к., по их мнению, Морозова В.В. не является пенсионером, уволенным из образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию, в связи с чем, 10-летний стаж в должности инспектора районо по трудовому обучению не относится к педагогической деятельности.

В соответствии со ст. 6 ГК РФ, если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с изменениями и дополнениями от 02.02.2011 года) система образования в РФ представляет собой совокупность, в том числе, взаимодействующих сети образовательных учреждений, органов осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций. В соответствии со ст. 37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

В периоды работы истицы в должности инспектора по трудовому обучению в районном отделе народного образования с 23.04.1981 года по 10.09.1991 года, пенсионное обеспечение педагогических работников осуществлялось в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Этим Постановлением были утверждены: «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно Перечню работа в должности инспектора в органах народного образования указана в качестве должности, дающей право на льготную пенсию по старости педагогическим работникам.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР № 1397 не применяется. Однако, до принятия Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет.

Согласно Разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27, 28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года по делу о проверки конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает по смыслу статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться и будет реализовано.

Статьёй 18 и частью 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Акты, противоречащие Конституции Российской Федерации не подлежат применению.

В процессе судебного разбирательства установлено, что в период работы истца Морозовой В.В. в должности инспектора по трудовому обучению в отделе народного образования Москаленского района Омской области с 23.04.1981 года по 10.09.1991 года она получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, как педагогический работник, работающий в сельской местности. Соответственно, из системного анализа вышеуказанных норм регионального и федерального законодательства, в том числе бывшего Союза ССР, и исходя из принципа недопустимости противоречия норм законодательства субъектов РФ федеральному законодательству следует, что после выхода на пенсию 20.10.1991 года с учетом стажа педагогической деятельности в сельской местности более 10-ти лет Морозова В.В. сохраняет право на указанные меры социальной поддержки, независимо от того, что на момент увольнения – 10.09.1991 право на пенсию она еще не имела.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным прекращение предоставления истице компенсации расходов на оплату ЖКУ, поскольку работа Морозовой В.В. в должности инспектора по трудовому обучению в отделе народного образования Москаленского района Омской области с 23.04.1981 года по 10.09.1991 года признается как педагогическая деятельность со стажем 10 лет, при этом истица проживает в сельской местности и на дату увольнения в связи с выходом на пенсию она имела право на меру социальной поддержки.

Кроме того, суд отмечает, что фактически БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» прекратил предоставление мер социальной поддержки ранее установленных, основания которого Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" не предусмотрены.

Согласно п. 22 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утв. постановлением Правительства Омской области от 8 апреля 2009 г. № 63-п, устанавливающему в части, не урегулированной Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, процедуру прекращения предоставления мер социальной поддержки, в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований (изменение состава семьи гражданина, изменение места жительства) или прекращение предоставления мер социальной поддержки, граждане обязаны сообщить о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления. При этом перерасчет размера компенсации в сторону увеличения производится с момента представления документов, подтверждающих наступление соответствующих обстоятельств, а в сторону уменьшения - с момента возникновения таких обстоятельств.

В силу п. 23 Порядка к обстоятельствам, влекущим прекращение предоставления мер социальной поддержки, относятся: смерть гражданина, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; утрата права гражданина на меру социальной поддержки, в том числе в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Омской области.

Судом при рассмотрении дела не установлено наличие обстоятельств, указанных в пункте 23 Порядка, влекущих прекращение предоставления Морозовой В.В. мер социальной поддержки.

Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что в исковых требованиях Морозовой В.В. к Управлению министерства труда и социального развития по Москаленскому району, Министерству труда и социального развития по Омской области, Управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области надлежит отказать по указанным выше основаниям, поскольку именно действиями ответчика БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» истице было прекращено предоставление оспариваемой льготы ранее правомерно установленной как педагогическому работнику и неработающему пенсионеру.

В связи с выше изложенным, исковые требования Морозовой В.В. о восстановлении права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемого гражданам, проработавшим и уволенным из образовательных организаций, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Морозовой Валентины Владимировны к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Москаленского района Омской области» о восстановлении права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемого гражданам, проработавшим и уволенным из образовательных организаций.

Признать за Морозовой Валентиной Владимировной право на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную статьёй 34 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.

В удовлетворении исковых требований к Управлению министерства труда и социального развития по Москаленскому району, Министерству труда и социального развития по Омской области, Управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области о восстановлении права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемого гражданам, проработавшим и уволенным из образовательных организаций, Морозовой Валентине Владимировне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Кобзарь

Мотивированное решение изготовлено 22.04.2019.

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи ______________________

______секретарь судебного заседания_______

(Наименование должности работника аппарата суда)

__Р.Т. Искакова____

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.