Дело № 2а-420/2016
Поступило: 14.03.2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» мая 2016 года р.п. Мошково Новосибирская область
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мухиной М.В.,
при секретаре Желиба Т.В.,
с участием представителя административного истца Паташевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Новосибирской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы к Абдыкулову <данные изъяты> о взыскании таможенных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Новосибирская таможня Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы обратился в суд с иском к Абдыкулову А.А. с требованием о взыскании задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в том числе задолженность по таможенным платежам и сборам в размере <данные изъяты> рублей, по пени в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование своих требований административный истец указал, что Абдыкуловым А.А. была подана пассажирская таможенная декларация (ПТД) №, а также документы, подтверждающие заявленные сведения. Согласно указанной декларации административный ответчик ввез из <данные изъяты> Республики в Россию для личных целей автомобиль марки TOYOTA GTRANVIA, 2001 года выпуска, объем двигателя 3498 куб.см. По результатам таможенного контроля ввезенное транспортное средство, в соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза было выпущено ДД.ММ.ГГГГ для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, и на указанное транспортное средство был выдан ПТС № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами для личного пользования установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Согласно пп.3 п.3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Пунктами 8, 12, 24 Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 установлены условия предоставления льгот, при которых осуществляется освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительство из иностранного государства.
В соответствии с указанными пунктами Соглашения от 18.06.2010 лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также пребывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, а также легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного; прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:
-ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного Ввоза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство - член Таможенного союза;
-такие автомобиль и прицеп, которое ввезено на таможенную территорию таможенного союза должно находится в собственности у указанного лица и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их пребывания (переселения) на постоянное место жительство.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения от 18.06.2010 датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии законодательством этого государства.
Для подтверждения соблюдения 6-ти месячного срока нахождения автомобиля в собственности ответчика и регистрации на него в стране предыдущего проживания Абдыкуловым А.А. были предоставлены: свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ№, с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и убытием в Российскую Федерацию, а также отметкой о том, что документ выдан взамен свидетельства о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; миграционная карта № о въезде в Российскую Федерацию с отметкой УФМС по Новосибирской области о принятии документов на разрешение на временное проживание № от 21.12.20911; паспорт гражданина <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ с отметкой от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в Вице-консульстве <данные изъяты> Республики в г. Новосибирске РФ, а также с отметкой от ДД.ММ.ГГГГ Генерального консульства <данные изъяты> Республики в г. Екатеринбурге о выезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой о прибытии в <адрес>; адресный листок выбытия с отметкой о снятии с регистрационного учета от ДД.ММ.ГГГГ; внутренний паспорт гражданина <данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В ходе камеральной таможенной проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена операция купли-продажи Абдыкуловым А.А. автомобиля, из чего следует, что на дату прибытия Абдыкуловым А.А. в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ автомобиль находился в собственности и был зарегистрирован менее 6 месяцев, что свидетельствует о том, что при декларировании автомобиля не выполнены условия, предусмотренные п. 24 Приложения 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установлено, что сведения о нахождении в собственности автомобиля и о дате регистрации транспортного средства, указанные в свидетельстве о регистрации транспортного средства, недостоверны.
Кроме того, согласно полученной информации из Управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области, гражданин Абдыкулов А.А. зарегистрированным по месту жительства (пребывания) и снятым с регистрационного учета не значится, имел постановку на миграционный учет в <адрес>, выбыл за пределы РФ ДД.ММ.ГГГГ; по вопросам оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с переселением, в УФМС по Новосибирской области в установленном законом порядке не обращался. Представленная справка о приеме документов на оформление разрешения на временное проживание и гражданства РФ на имя Абдыкулова А.А. не выдавалась, отметка о приеме документов в миграционной карте не соответствует действительности. Следовательно, освобождение от уплаты таможенных платежей предоставлено неправомерно, в нарушение положений п. 24 приложения №3 Соглашения от 18.06.2010.
В связи с выявленными нарушениями, влекущими возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ч.1 ст.152 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311 -ФЗ) был составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ№, которым зафиксирован факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Новосибирская таможня обращалась к мировому судье <данные изъяты> судебного участка Мошковского района Новосибирской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника. Определением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с неподсудностью, а также отсутствием доказательств проживания должника в <адрес>
В соответствии с частью 1 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании» в РФ» Новосибирской таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ № №, в котором Абдыкулову А.А. установлен срок для уплаты задолженности сумм таможенных платежей в размере <данные изъяты> рублей. По всем известным адресам должника направлялось письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ и письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, в которых содержалось требование об уплате таможенных платежей. Однако до настоящего времени задолженность по уплате таможенных платежей и пени добровольно не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца Новосибирской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Кроме того ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска, указал, что срок пропущен по уважительной причине в связи с тем, что Новосибирская таможня обращалась к мировому судье <данные изъяты> судебного участка Мошковского судебного района Новосибирской области, однако в принятии заявления было отказано в связи с тем, что место жительства ответчика находится вне пределов Российской Федерации, также Новосибирская таможня реализовывала свое право на судебную защиту интересов государственного органа, обращалась в суды общей юрисдикции с исковыми заявлениями по уплате таможенных платежей и пени с ответчика, однако районными судами отказывалось в принятии указанных заявлений, в связи с неподсудностью. С сентября <данные изъяты> года по январь <данные изъяты> года Новосибирской таможней велась работа по подготовке исковых заявлений в районные суды с учетом требований КАС РФ. Таким образом с <данные изъяты> года Новосибирская таможня с учетом своих полномочий осуществляла действия, направленные на взыскание задолженности, использовала как приказной, так и исковой порядок ее взыскания.
Административный ответчик Абдыкулов А.А. в судебное заседание не явился, извещен, по последнему известному суду месту жительства, возражений по заявленным требованиям не направил.
На основании п.2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Согласно ч. 1,2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» являясь плательщиком таможенного сбора административный ответчик ввез из Киргизской Республики в Россию для личных целей автомобиль марки TOYOTA GTRANVIA, 2001 года выпуска, объем двигателя 3498см 3.
Решая вопрос о восстановлении пропущенного срока, суд приходит к следующему.
Срок предъявления административного искового заявления истек ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что первоначально административный истец обращался к Мировому судье <данные изъяты> судебного участка Мошковского судебного района Новосибирской области и определением Мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления было отказано, административное исковое заявление направлено административным истцом в Мошковский районный суд 09.03.2016, административное исковое заявление с приложением было направлено ответчику 13.01.2016, возвращено с истечением срока хранения, а в суд административный иск поступил 14.03.2016, суд признает причины пропуска срока уважительными, в связи с этим восстанавливает пропущенный срок для подачи административного иска.
По результатам таможенного контроля указанный автомобиль в соответствии с п. 4 ст. 354 ТК Таможенного кодекса Таможенного союза был выпущен ДД.ММ.ГГГГ для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, и на указанное транспортное средство был выдан ПТС. Согласно информации Управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области, гражданин Абдыкулов А.А. зарегистрированным по месту жительства (пребывания) и снятым с регистрационного учета не значится, имел постановку на миграционный учет в <адрес>, выбыл за пределы РФ ДД.ММ.ГГГГ; по вопросам оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с переселением, в УФМС по Новосибирской области в установленном законом порядке не обращался. Представленная справка о приеме документов на оформление разрешения на временное проживание и гражданства РФ на имя Абдыкулова А.А. не выдавалась, отметка о приеме документов в миграционной карте не соответствует действительности. Таким образом, освобождение Абдыкулова А.А. от уплаты таможенных платежей предоставлено неправомерно, в нарушение положений п. 24 приложения №3 Соглашения от 18.06.2010.
Судом установлено, что сведения о нахождении в собственности автомобиля и о дате регистрации транспортного, указанные в свидетельстве о регистрации транспортного средства, предоставленные при таможенном декларировании товаров с ПТД, недостоверны.
Согласно ст. 114 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при перемещении товаров личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии п. 3 ст. 352 ТК ТС критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, величественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров ли личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена таможенного союза на постоянное место жительства из иностранных государств установлены пунктами 8, 12, 24 Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 и применяются при одновременном выполнении определенных Соглашением от 18.06.2010 года условий.
Одним из таких условий является то, что ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного Ввоза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство - член Таможенного союза, а автомобиль должен находиться в собственности указанных лиц и быть зарегистрированным на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.
Согласно с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения от 18.06. 2010 года датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии законодательством этого государства.
Таким образом, поскольку суду не представлено доказательств иного, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовало право ввоза автомобиля на льготных условиях, в связи с чем, требование истца об уплате таможенных пошлин является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 360 Таможенного Кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера.
Таможенные пошлины и налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК ТС.
На основании ст. 91 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги, принудительно за счет денежных средств или иного имущества плательщика.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения от 18.06.2010 года датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что требования пункта 24 приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 г., согласно которому для освобождения от уплаты таможенных платежей автомобиль должен находиться в собственности лица, переселяющегося на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, и быть зарегистрирован на такое лицо в стране предыдущего проживания не менее 6 месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства. Абдыкуловым А.А. не соблюдены. Следовательно, в силу вышеуказанных норм таможенного законодательства ответчик обязан уплатить таможенные пошлины и сборы.
В силу ст. 130 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» предусматривает, что при совершении таможенных операций в отношении автомобилей легковых, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно расчету истца сумма пени за неуплату таможенного сбора по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 151 ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. За исключением случаев, предусмотренных частями 5-8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч. 6 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Новосибирской таможней был составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ№, которым зафиксирован факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, а также в соответствии со ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3«О таможенном регулировании в Российской Федерации» Новосибирской таможней составлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором Абдыкулову А.А. установлен 20 -дневный срок для уплаты таможенных платежей в сумме <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, а всего на <данные изъяты> рублей, данное требование направлено Абдыкулову А.А., однако требование не исполнено, уплата таможенных пошлин и пени не произведена.
Судом проверен представленный административным истцом расчет размере взыскиваемой задолженности соответствующим требованиям закона, в связи с чем, с ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность в размере <данные изъяты> рублей, в том числе задолженности по таможенным платежам и сборам в размере <данные изъяты> рублей, задолженность по пени в размере <данные изъяты> рублей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Новосибирской таможни о взыскании с Абдыкулова А.А. таможенных платежей в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей, подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой был освобожден административный истец при подаче указанного иска в суд.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Новосибирской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы к Абдыкулову <данные изъяты> о взыскании таможенных платежей и пени - удовлетворить.
Взыскать с Абдыкулова <данные изъяты> в пользу Новосибирской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенные платежи в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а всего взыскать <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
Взыскать с Абдыкулова <данные изъяты> в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мошковский районный суд Новосибирской области.
Мотивированное решение составлено 01.06.2016
Судья: М.В. Мухина