Дело № 2-67/2022 (12RS0009-01-2022-000106-70)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 марта 2022 г. пгт.Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,
при секретаре судебного заседания Корольковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Алексея Евгеньевича о восстановлении нарушенных трудовых прав,
у с т а н о в и л :
Истец Алексеев А.Е. обратился в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав.
Свои исковые требования обосновал тем, что с 07 декабря 2021 г. работает на должности директора муниципального учреждения дополнительного образования «Моркинский центр физической культуры и спорта». При издании приказа № 7 от 18 января 2022 г. «Об установлении размеров должностных окладов руководителей общеобразовательных учреждений с 1 января 2022 года» руководителем отдела образования администрации Моркинского муниципального района был необоснованно установлен коэффициент для начисления его заработной платы 1,6 и нарушен порядок принятия решения об установлении коэффициента.
В судебном заседании истец Алексеев А.Е. свои исковые требования поддержал полностью и уточнил, что ему подлежал установлению коэффициент минимум 2,1, поскольку возглавляемое им учреждение дополнительного образования по установленных объемных показателях отнесено ко 2 группе оплаты труда. Как следует из п. 40 Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций, утвержденного постановлением главы администрации Моркинского муниципального района № 418 от 23 октября 2021 г., при определении заработной платы руководителя количество размеров средней заработной платы работников организации 2 группы по оплате труда составляет до 2,4. При этом такой коэффициент по 3 группе составляет до 2,1. Следовательно, ему подлежал установлению коэффициент между 2,1 и 2, 4. Ему же коэффициент был установлен без какого-либо обоснования в размере 1,6, т.е. ниже коэффициента даже 4 группы по оплате труда руководителей. Просил установить ему коэффициент по оплате труда не ниже 2,1.
Представитель ответчика руководитель муниципального учреждения «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» Кирчанов В.В. исковые требования истца не признал и пояснил, что коэффициент по оплате труда руководителя образовательного учреждения устанавливается тарификационной комиссией и зависит от объемных показателей деятельности учреждения. МУ ДО «Моркинский центр физической культуры и спорта» по объемным показателям действительно отнесен ко второй группе по оплате труда руководителя. Максимальный коэффициент по этой группе установлен 2,4, минимальный коэффициент по группам неустановлен, т.е. может быть от нуля. Тарификационной комиссией определен коэффициент 1,6 исходя из объема работы и ее специфики. При этом учтено, что учреждение подвозом детей не занимается, интерната не имеет и другие обстоятельства.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Богинич Г.А. исковые требования не признала и пояснила, что при установлении заработной платы истцу было учтено повышение заработной платы с 01 января 2022 г. По сравнению с ранее установленной Алексееву А.Е. заработной платой его оплата труда повысилась. Также ему установлена заработная плата выше той, которую он получал на прежней должности. При этом учтено и повышение минимального размера оплаты труда.
Изучив представленные доказательства, заслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Истец Алексеев А.Е. назначен на должность директора муниципального учреждения дополнительного образования «Моркинский центр физической культуры и спорта» с 07 декабря 2021 г. и с ним был заключен трудовой договор, в п.16 которого определен его должностной оклад 30707 руб. в месяц. П. 16 указанного договора установлено, что заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с договором.
Приказом руководителя отдела образования администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл № 7 от 18 января 2022 г. установлены размеры должностных окладов руководителей общеобразовательных учреждений с 1 января 2022 г. Руководителю МУ ДО «Моркинский центр физической культуры и спорта» установлен оклад 32270 руб.
Этим же приказом в п. 2 установлены коэффициенты при расчете должностных окладов. Руководителю МУ ДО «Моркинский центр физической культуры и спорта» установлен коэффициент 1,6.
Дополнительным соглашением между сторонами от 18 января 2022 г. п. 18 трудового договора изменен и должностной оклад установлен в размере 32270 руб.
Ст. 129 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Ч. 3 указанной статьи определено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В ч. 4 ст. 129 Трудового кодекса РФ закреплено, что базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – это минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Ст. 132 Трудового кодекса РФ провозглашает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. (ч. 2 ст. 132 Трудового кодекса РФ)
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (ст. 144 Трудового кодекса РФ)
Ст. 145 Трудового кодекса РФ определены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций.
В соответствии с указанной статьей условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 г. (протокол N 11) утверждены "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год", которыми в главе VI п. 21 установлено, что заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
П.22 Рекомендаций предусматривает, что должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
Порядок установления заработной платы руководителей образовательных учреждений Моркинского района определен Положением о новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций, финансируемых из бюджета Моркинского муниципального района, утвержденным постановлением главы администрации Моркинского муниципального района № 418 от 23 октября 2020 г.
Как следует из п. 39 указанного Положения, заработная плата руководителя организации состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
П. 40 Положения предусмотрено, что должностной оклад руководителя организации, определяемый ежегодно трудовым договором, устанавливается в зависимости от группы по оплате труда руководителей, определяемой в порядке согласно приложению № 2 к настоящему Положению, и составляет до 3 размеров средней заработной платы работников организации:
1 группы по оплате труда руководителей – до 3,0 размеров средней заработной платы;
2 группы- до 2,4 размера;
3 группы- до 2,1 размера;
4 группы – до 1,8 размера.
Приложением № 2 к Положению установлены объемные показатели деятельности муниципальных образовательных организаций и порядок отнесения их к группам по оплате труда руководителей.
П. 3 приложения № 2 организации относятся в 1,2,3 и 4 группам по оплате труда руководителей по сумме баллов, определенных на основе указанных в приложении показателей деятельности.
Исходя из объемных показателей деятельности МУ ДО ЦФКС, руководителем которого является истец, установлена группа по оплате труда 2.
Данный показатель сторонами не оспаривается.
Обосновывая установление истцу коэффициента 1,6, представитель ответчика ссылается на решение тарификационной комиссии по отделу администрации Моркинского муниципального района от 17 января 2022 г. Однако, в протоколе указанной комиссии сведения об обсуждении размера коэффициента оплаты труда руководителя МУ ДО МЦФС отсутствуют. Из представленного протокола установить, какими показателями руководствовалась комиссия при установлении ему коэффициента 1,6, не представляется возможными.
Согласно указанного п. 40 Положения, должностной оклад руководителя образовательной организации, отнесенной к 2 группе, должен составлять от 2,1 до 2,4 размера средней заработной платы по организации.
Представителем ответчика конкретные показатели либо обстоятельства, повлиявшие на установление указанного коэффициента истцу, не представлены.
Следовательно, должностной оклад истца не может составлять 1,6 размера средней заработной платы по организации.
Доводы представителей ответчика, что минимальный размер коэффициента законом не предусмотрен и может по любой группе быть 1,6, суд находит необоснованным, поскольку при указанном понятии нижнего предела предусматривается возможность назначения руководителю образовательной организации коэффициента без учета объемных показателей деятельности образовательной организации и иных заслуживающих внимание обстоятельств без какого-либо обоснования.
Суд приходит к выводу, что представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих обоснование назначения истцу коэффициента при определении его заработной платы в размере 1,6, в связи с чем требования истца о назначении ему коэффициента не ниже максимального предела 3 группы по оплате труда руководителей подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-196 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Алексеева А. Е. удовлетворить.
П. 2 приказа руководителя отдела образования администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл № 7 от 18 января 2022 г. « Об установлении размеров должностных окладов руководителей общеобразовательных учреждений с 1 января 2022 г.» в части установления коэффициента 1,6, используемого при расчете должностного оклада руководителя МУ ДО «Моркинский центр физической культуры и спорта», отменить.
Возложить на руководителя отдела образования администрации Моркинского муниципального района Республики Марий обязанность установить руководителю МУ ДО «Моркинский центр физической культуры и спорта» Алексееву А. Е. коэффициент для расчета должностного оклада не ниже 2,1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Судья Т.И.Лапшина
22.03.2022
Решение22.03.2022