НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Моркинского районного суда (Республика Марий Эл) от 09.01.2019 № 2-444/19

Дело № 2-444/2019 (12RS0009-01-2019-000785-22)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 ноября 2019 г. пгт. Морки

Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,

при секретаре судебного заседания Корольковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптева А. А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Истец Лаптев А.А. обратился в Моркинский районный суд с исковым заявлением о признании за ним права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование своих исковых требований указал, что обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ответчиком в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано (решение об отказе в установлении пенсии № … от 02 сентября 2019 г.) ввиду недостаточности стажа.

С 17 декабря 1993 г. по 30 ноября 1994 г. он проходил службу в рядах Советской Армии по призыву. С 05 апреля 1995 г. по 26 августа 2001 г. работал в К. доме детства в должности воспитателя, спортивного руководителя.

Данные периоды были исключены из педагогического стажа, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений и правилами исчисления периодов работы, работа в качестве воспитателя, спортивного руководителя не соответствует правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Его работа полностью была связана с педагогической деятельностью и заключалась в систематическом проведении групповых и индивидуальных занятий с учащимися начальных классов.

Для спортивного руководителя (учитель физкультуры) предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ. Начисление ежегодного отпуска производилось как учителю.

Просил решение комиссии признать недействительным, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период службы в армии по призыву, время работы в качестве воспитателя и спортивного руководителя в К. доме детства и признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента наступления права на досрочное назначение пенсии, т.е. с 02 сентября 2019 г.

В возражениях на исковое заявление ответчик исковые требования истца не признал и пояснил, что включение в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы в Вооруженных Силах СССР не предусмотрено ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ни действовавшими ранее Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067,Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463.

Нормы Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период, когда применяется для учета специального стажа Положение от 17 декабря 1959г. № 1397 (а именно до 01.01.1992г), у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности, педагогическая деятельность началась позже и сам период службы в армии был в период, когда вышеуказанное Положение утратило силу и на территории РФ его нормы не применялись.

Согласно записям № 4 и № 7 трудовой книжки … № … Лаптев А.А. работал в К. Доме детства в должности воспитателя, с 01.11.1999 - спортивного руководителя.

Согласно 3 Правил № 781. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г., 3. в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Таким образом, в стаж работы в связи с педагогической деятельностью включаются периоды работы гражданина не только в соответствующей должности, но и в соответствующем учреждении.

Наименование учреждения «дом детства» в пунктах 1.1.-1.14., пункте 2 Списка отсутствует.

Ранее действующие Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 предусматривало те же условия: наименование учреждения - «дом детства» списками не предусмотрено.

Кроме того, согласно п. 5 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 2075 от 24.12.2010 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Однако, истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие фактическую нагрузку его как педагога, свидетельствующие о выполнении им нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы в спорный период.

Согласно п. 4. периоды педагогической работы начиная с 1 сентября 2000 г. засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В связи с отсутствием достаточного стажа для назначения пенсии, истцу было обоснованно отказано в ее назначении.

В судебном заседании истец Лаптев А.А. и его представитель адвокат Зуева А.А. исковые требования поддержали полностью и дали пояснения, соответствующие исковому заявлению. Считают, что в назначении пенсии истцу отказано необоснованно, поскольку как спортивный руководитель и как воспитатель он выполнял педагогические функции, работал с детьми, выезжал с ними на соревнования, в места летнего отдыха, ему предоставлялся отпуск в размере, как педагогу. К. дом детства являлся образовательным учреждении и в последующем был переименован в детский дом без изменения его структуры и целей деятельности.

Представитель ответчика государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Димитриева Л.И.исковые требования не признала и дала пояснения, соответствующие письменым возражением. Считает, что истцу в назначении пенсии отказано обоснованно ввиду недостаточности стажа.

Изучив представленные доказательства, заслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно решению ГУ-УПФР в Моркинском районе № … от 02 сентября 2019 г. Лаптеву А.А. в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с недостаточностью требуемого стажа педагогической деятельности 25 лет. Пенсионным органом бесспорно принят страховой стаж истца на момент обращения 01 августа 2019 г. 18 лет 01 мес. 28 дней. В стаж работы не включен период службы в рядах СА с 17 декабря 1993 г. по 30 ноября 1994 г., т.к. служба не предусмотрена Списком должностей и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. Также в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включены периоды работа в должности воспитателя, спортивного руководителя в К. доме детства с 05 апреля 1995 г. по 26 августа 2001 г., так как наименование учреждения не поименовано Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.п. 2, 3 и 4 ст. 30 Федерального Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

м) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

До 22 сентября 1993 года условия назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения в сельской местности». Данным постановлением был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п.2 указанного Постановления в стаж работы учителей засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В соответствии с п. 4 указанное положение применяется в случае, если работа на должностях и в предприятиях, дающих право на льготную пенсию, составляла более 2/3 общего стажа работы.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года ныне действующее законодательство не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Решением государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл № … от 02 сентября 2019 г. Лаптеву А.А. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч.1 п.19 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей- 25 лет.

Пенсионным органом бесспорно принят специальный стаж 18 лет 01 мес. 28 дней. В специальный стаж не включены периоды службы в рядах СА с 17 декабря 1993 г. по 30 ноября 1994 г., т.к. служба не предусмотрена Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов, утвержденными Постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 г., и периоды работы в должностях воспитателя, спортивного руководителя в К. доме детства с 05 апреля 1995 г. по 26 августа 2001 г., поскольку учреждение не поименовано перечнем.

Согласно трудовой книжке … № …от 16 августа 1993 г. Лаптев А.А. с 05 апреля 1995 г. был принят на работу в К. Дом детства на должность воспитателя и работал на указанной должности по 01 ноября 1999 г. (записи № 4 и 6); 01 ноября 1999 г. переведен на должность спортивного руководителя в этом же учреждении. 11 июня 1998 г. К. Дом детства переименован в Республиканское государственное учреждение образования и воспитания «.К детский дом».

Согласно военному билету … № … Лаптев А.А. проходил военную службу с 17 декабря 1993 г. по 30 ноября 1994 г.

С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Таким образом, сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года, то есть до 1 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц соответствующего стажа, предусмотренного п. 4 вышеуказанного Положения, на момент обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.

Поскольку военная служба у истца проходила после 1 января 1992 г., исковые требования о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической работой, периода ее прохождения удовлетворению не подлежат.

Период работы истца в качестве воспитателя К. Дома детства для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку должность «воспитатель» поименована Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".

Доводы ответчика, что наименование учебного заведения не соответствует указанным нормативным актам и К. Дом детства не являлся образовательным учреждение, суд находит необоснованными.

Согласно Уставу К. Дома детства для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 30 ноября 1994 г. указанное учреждение учреждено Министерством образования и воспитания Республики Марий Эл (п. 1.4). В своей деятельности Дом детства руководствуется Уставом, Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законами об образования Российской Федерации и Республики Марий Эл (п.1.6 Устава). В соответствии с п. 5.5 Устава в Доме создается педагогический Совет, избираемый коллективом педагогических работников.

11 июня 1998 г. утвержден Устав Республиканского государственного учреждения образования и воспитания «К. Детский дом», в п. 1.7 которого указано, что он является правопреемником К. Дома детства.

Указанные формы создания и реорганизации учреждения Дом детства отражены и справке от 01 августа 2019 г. из документов наблюдательного дела ГОУ РМЭ «К. детский дом».

При реорганизации профиль учреждения, его цели и задачи не изменялись. Правопреемник Дома детства-детский дом признан пенсионным органом учреждением, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Таким образом, судом на основании исследованных доказательств установлено, что К. Дом детства для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являлся образовательным учреждением и работа в нем на определенных должностях в соответствии с нормами законов предоставляет право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

В то же время должность «спортивный руководитель» в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно не включена.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Суду доказательств осуществления педагогической деятельности в период работы в качестве спортивного руководителя истцом и его представителем не представлено.

Таким образом, тождественность выполнявшихся истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не установлена.

С учетом установленного спорного периода стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у истца составил 22 г. 08 мес. 23 дня (18 лет 01 мес. 28 дней принято бесспорно пенсионным органом и 4 г. 6 мес. 25 дней работы в качестве воспитателя), т.е. менее требуемого, в связи с чем исковые требования о признании за ним права на пенсию удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Лаптева А. А. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл включить в стаж работы по педагогической специальности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, Лаптева А. А. время работы на должности воспитателя К. Дома детства с 05 апреля 1995 г. по 11 ноября 1999 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований Лаптеву А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

Судья Т.И.Лапшина

29.11.2019