НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Моргаушского районного суда (Чувашская Республика) от 20.10.2023 № 2А-606/2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 октября 2023 года село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Салдыркиной Т.М.,

при секретаре судебного заседания Замятиной Е.Г.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Фонд о ликвидации и исключении из реестра,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее также - Управление) в лице представителя ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилось в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Фонд о ликвидации в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано, что Управление осуществляет функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций на основании ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». ФондДД.ММ.ГГГГ внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), ОГРН <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Фонд действует на основании устава Фонд, принятого на общем собрании учредителей ДД.ММ.ГГГГ, изменения внесены от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Учредителями Фонд на момент создания являлись физические лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с письмом директора Фонда ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом собрания Совета от ДД.ММ.ГГГГ учредителями (участниками) организации являются ФИО2 и ФИО3.

Основной целью деятельности Фонд является формирование имущества на основе добровольных взносов, в том числе оказание всестороннего содействия всеми законными способами возрождению, восстановлению и функционированию Церковь.

Управлением в ходе внеплановых документарных проверок деятельности Фонд в ДД.ММ.ГГГГ году и в ДД.ММ.ГГГГ году выявлено осуществление неуставной деятельности, также нарушения требований закона:

- в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фондом не исполняются требования Устава в части деятельности Совета, Попечительского Совета, работы ревизионной комиссии (ревизора),

- в нарушение требований пунктов 5.5, 5.14 Устава Советом не утверждались годовые отчеты и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, годовой план, бюджет Фонда, директором не утверждались планы и программы своей работы, годовой финансовый план, а также отчеты об их выполнении;

- в нарушение пункта 4 статьи 123.19 ГК РФ Попечительский совет в проверяемый период не осуществлял свою деятельность, документы на проверку не представлены.

- в нарушение требований статей 10 и 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» высшим органом управления Фонда не утверждались благотворительные программы,

- в нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ согласно информации директора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в проверяемый период из <данные изъяты> рублей, поступивших по платежам за заказы на требы только 50% переведены им в Местную религиозную организацию Церковь,

- в нарушение подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ДД.ММ.ГГГГ годах не проводился обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонд,

- в нарушение пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» ни через сайт, ни через средства массовой информации доступ к ежегодной отчетности Организации не обеспечен,

- в нарушение требований пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Фонд не опубликовывал отчеты об использовании своего имущества (за ДД.ММ.ГГГГ годы),

- в нарушение пункта 2 статьи 574, статьи 161 ГК РФ договора с жертвователями при стоимости дара свыше <данные изъяты> тысяч рублей в письменной форме не оформлены, при этом приходные кассовые ордера от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают факт оказания Фонд благотворительных пожертвований на сумму <данные изъяты> рублей, письменные договоры пожертвования с юридическими лицами на проверку также не представлены,

- в нарушение статей 8 и 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Фонд не представил документы, утверждающие учетную политику, и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие движение средств Фонд.

В ходе проверки установлено, что от имени Фонд сбор денежных средств осуществлялся путем онлайн-сборов на личную карту ФИО2 Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Фонд, на проверку не представлены.

Кроме того, на сайте Фонд (адрес сайта <данные изъяты>) в разделе «<данные изъяты>» размещены предложения со ссылками на сайт Организации для рекламы товаров и услуг физических и юридических лиц, а предложение об оказании всех видов юридических услуг по уголовным, гражданским, административным делам. В разделе «<данные изъяты>» размещена реклама предприятия «<данные изъяты>» (производство и продажа мясных полуфабрикатов).

Уставом Фонд не предусмотрены виды приносящей доход деятельности, в том числе платных видов услуг, включая размещение рекламы и оказание юридических услуг.

- в нарушение пункта 5 статьи 50 ГК РФ имущество Фонд рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (<данные изъяты> рублей), не сформировано.

По указанным выявленным нарушениям Управлением в адрес Фонд на основании статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, с установлением срока устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушения, указанные в предупреждении в установленный срок, с учётом его продления, Фонд не устранены.

Директором ФондФИО2ДД.ММ.ГГГГ была представлена информация о деятельности Фонд с приложением протокола Совета от ДД.ММ.ГГГГ, однако вопрос о формировании Попечительского Совета не был рассмотрен по существу, документы, подтверждающие рассмотрение на заседании Совета от ДД.ММ.ГГГГ вопросов об утверждении благотворительной программы, годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной учетной политики, договор аренды с ОАО «<данные изъяты>», также документы заседаний Совета, Попечительского Совета, ревизионной комиссии, планы и программы работы директора не представлены. Их отсутствие является нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

Документы, указанные в пункте <данные изъяты> распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ-р, подтверждающие документы об устранении ранее выявленных нарушений Фонд не представлены, сообщено об отсутствии возможности их представить.

В ходе анализа сайта Фонд установлено размещение онлайн-сборов денежных средств за совершение религиозных обрядов в религиозных организациях, не указанных в Уставе Фонд.

При этом на приходском собрании ЦерковьДД.ММ.ГГГГ было принято решение о закрытии сайтов и аккаунтов, созданных Фонд в интернет пространстве для сбора средств от имени Церковь.

На письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГФонд нарушения не устранены.

Со ссылкой на неоднократное существенное нарушение Фонд обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации, на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 32 Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ обратились с требованием о ликвидации юридического лица и исключения из ЕГРЮЛ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике ФИО1 требования административного искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте, представитель административного ответчика Фонд, заинтересованные лица ФИО2., ФИО3, представители Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки не известили, свои доводы по административным исковым требованиям не представили.

Поскольку все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка обязательной не является, судом таковой не признавалась, суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

В соответствии с ч.4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

В силу ч.6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о ликвидации некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно ч.1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно п.7 ч.3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

На основании п.3 ч.3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Порядок ликвидации некоммерческой организации изложен в статье 19 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, является аналогичным положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26, к компетенции территориальных органов Минюста России отнесено обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций.

Таким образом, административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике является уполномоченным органом на обращение в суд с требованием о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно разъяснениям, данным в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Из исследованных доказательств судом установлено, что Фонд зарегистрирована Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН <данные изъяты>.

Указанная организация действует на основании устава Фонд, утвержденного решением общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ, протокол , и с изменениями, внесенными Советом Фонд от ДД.ММ.ГГГГ, протокол , протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных доказательств, выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что учредителями (участниками) Фонд являлись ФИО2, ФИО3, также ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ директор организации ФИО2 указывает, что учредителями (участниками) являются ФИО2 и ФИО3, данное обстоятельство подтверждается протоколом собрания Совета Фонд от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 2.1 Устава Фонд основной целью Фонд является формирование имущества на основе добровольных взносов, в том числе оказание всестороннего содействия всеми законными способами возрождению, восстановлению и функционированию Церковь.

Таким образом, согласно ст. 50 ГК РФ Фонд в качестве основной цели не имеет извлечение прибыли.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно пункту 5.5 Устава Фонд к компетенции Совета Фонд относится в том числе утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утверждение годового плана, бюджета Фонд и его годового отчета; в соответствии с пунктом 5.14 Устава директор Фонд разрабатывает и утверждает планы и программы своей работы, годовой финансовый план, а также отчеты об их выполнении.

В соответствии с пунктом 4 статьи 123.19 ГК РФ Попечительский совет Фонд является органом Фонд и осуществляет надзор за деятельностью Фонд, принятием другими органами Фонд решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонд, соблюдением Фонд законодательства. Попечительский совет Фонд осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Согласно п.1,2 ст. 10 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относится в том числе утверждение благотворительных программ.

В силу ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Как указано в пункте 4 статьи 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Подпунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрено проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в организациях, имеющих организационно-правовую форму фонда.

В пункте 5 статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлено обеспечение благотворительной организацией открытого доступа, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

Согласно ст. 123.18 ГК РФ имущество, переданное Фонд его учредителями (учредителем), является собственностью Фонд. Учредители Фонд не имеют имущественных прав в отношении созданного ими Фонд и не отвечают по его обязательствам, а Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно Фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

В соответствии с п.2 ст. 574 ГК РФ договор дарения должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей. В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.

В ст. 161 ГК РФ также предусмотрена простая письменная форма сделки юридических лиц между собой и с гражданами.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях: изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Как указано в ст. 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

Согласно пункту 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Пунктами 2, 3 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике осуществляет функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций. В связи с этим Управлением в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена внеплановая документарная проверка деятельности Фонд на основании поступившей ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры Моргаушского района Чувашской Республики жалобы Местной религиозной организации Церковь о незаконных онлайн-сборах, осуществляемых Фонд за совершение религиозных обрядов (адрес сайта –<данные изъяты>). Из жалобы следует, что Фонд под видом сбора денежных средств для данного Прихода вводил в заблуждение граждан, осуществлял сбор денег на личную банковскую карту директора ФондФИО2.

В ходе проведенной проверки были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

- в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ Фонд не исполнял требования Устава в части деятельности Совета, Попечительского Совета, работы ревизионной комиссии (ревизора), не представлены документы заседаний Совета, Попечительского Совета, ревизионной комиссии, планы и программы работы директора; в нарушение требований пункта 5.5 Устава Советом не утверждались годовые отчеты и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, годовой план, бюджет Фонда; в нарушение требований пункта 5.14 Устава директором не утверждались планы и программы своей работы, годовой финансовый план, а также отчеты об их выполнении;

2) в нарушение пункта 4 статьи 123.19 ГК РФ в проверяемый период Попечительский совет Фонда не осуществлял свою деятельность, соответствующие документы на проверку не представлены;

3) в нарушение требований статей 10 и 17 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» высшим органом управления Фонда не утверждались благотворительные программы; в нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в проверяемый период из ДД.ММ.ГГГГ рублей поступивших платежей благотворительного пожертвования (за заказы на требы) только 50% переведены в Приход храма (вместо 80%);

4) в нарушение подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ДД.ММ.ГГГГ годах не проводился обязательный аудит, ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда;

5) в нарушение требований пункта 5 статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» ни через сайт, ни через средства массовой информации доступ к ежегодной отчетности организации не обеспечен;

6) в нарушение требований пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ Фонд не опубликовывал отчеты об использовании своего имущества за ДД.ММ.ГГГГ годы;

7) в нарушение пункта 2 статьи 574, статьи 161 ГК РФ договоры пожертвования в письменной форме не оформлены, на проверку не представлены, при этом приходные кассовые ордера от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают факт оказания Фонд благотворительных пожертвований на сумму <данные изъяты> рублей; в нарушение статей 8 и 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не представлены документы, утверждающие учетную политику, и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие движение средств Фонд;

8) в нарушение статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы не оформлены, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета руководителем организации не организовано. Сбор денежных средств путем онлайн-сборов осуществлялся от имени Фонд, однако зачисления на счет Фонд или в кассу Фонд не производились, перечислялись на личную карту ФИО2, первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Фонд, на проверку не представлены;

9) В нарушение пункта 4 статьи 50 ГК РФ, пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческой организацией велись платные виды услуг (размещение рекламы, оказание юридических услуг), не предусмотренных уставом организации. На сайте Фонд<данные изъяты> в разделе «<данные изъяты>» имеется предложение о размещении ссылок на сайте организации для рекламы товаров и услуг физических и юридических лиц, а также предложение об оказании всех видов юридических услуг по уголовным, гражданским, административным делам, в разделе «<данные изъяты>» размещена реклама предприятия «<данные изъяты>» (производство и продажа мясных полуфабрикатов);

10) в нарушение пункта 5 статьи 50 ГК РФ имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (<данные изъяты> рублей), не сформировано.

По итогам проверки в адрес Фонд на основании статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений с установлением срока для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что указанное предупреждение вручено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Однако в установленный срок нарушения не устранены, такие доказательства не представлены.

Сведения об осуществлении Фонд деятельности, не предусмотренной Уставом, Управлением Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике были направлены в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике письмом от ДД.ММ.ГГГГ для организации проверки полноты предоставления отчетности и уплаты налогов.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, сообщило о проведении анализа налоговой отчетности, предоставленной Фонд в налоговый орган за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которой установлено, что согласно представленным расчетам по страховым взносам организацией выплаты в пользу физических лиц не производились. В ходе проведения мероприятий налогового контроля Фонд представлена уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ год с отражением сумм целевых поступлений.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 202 2года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» предусмотрено, что срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на <данные изъяты> календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

На основании данного положения нормативно-правового акта ДД.ММ.ГГГГ Управлением автоматически был продлен срок исполнения предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> дней, до ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что соответствующее уведомление ДД.ММ.ГГГГ о необходимости выполнения письменного предупреждения и автоматическом продлении срока его выполнения была направлена в Фонд.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленным по почте ДД.ММ.ГГГГ, Управление напомнило Фонд о необходимости исполнения предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ и сроках исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ директором ФИО2 в Управление представлено сообщение о том, что в будущем нарушения будут устранены, будут представлены истребованные документы, дано пояснение в части, что сборы за онлайн-заказы являются коммерческой услугой. Однако соответствующие доказательства на момент рассмотрения судом дела ни в Управление, ни в суд не представлены. Протокол собрания Совета Фонд от ДД.ММ.ГГГГ таким доказательством не является, изложенные в протоколе документы, в том числе указанные в предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ, не представлены.

На письмо Управления от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения Фонд не устранены. В своём сообщении от ДД.ММ.ГГГГ директор ФондФИО2 ссылается на возможность устранения нарушений в течение ДД.ММ.ГГГГ годов.

В связи с неисполнением Фонд предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Чувашской Республики Управлению выдано требование от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки в отношении Фонд.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Управлением была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Фонд на соответствие его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе данной проверки согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены ранее установленные нарушения требований законов, Устава, и по результатам проверки Фонд вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, а именно нарушения перечисленных в предупреждении требований пункта 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ, пунктов 5.5, 5.14, 2.4 Устава, статей 10, 17, пункта 4 статьи 16, пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», пункта 4 статьи 123.19, пункта 2 статьи 123.18, пункта 2 статьи 574, статьи 161, пунктов 2, 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Доводы и доказательства об устранении выявленных нарушений административным ответчиком снова не представлено.

Напротив, в письме от ДД.ММ.ГГГГФИО2 указывает на отсутствие возможности представления документов, ссылается на устранение недостатков в будущем, в течение ДД.ММ.ГГГГ года. Однако доводы и доказательства, свидетельствующие о фактическом наличии каких-либо документов, не приведены.

Из анализа информации, размещенной на сайте Фонд, следует, что Фонд производятся онлайн-сборы за совершение религиозных обрядов и сбор средств на восстановление религиозных организаций, не указанных в Уставе Фонд. При этом для перечисления денежных средств указаны номера банковской карты ПАО <данные изъяты>, открытой на имя ФИО2, и электронного кошелька физического лица, а не Фонд.

Как указано в Уставе, Фонд создан в целях возрождения, восстановления и функционирования Местной религиозной организации Церковь.

Однако согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ заседания приходского собрания Церковь было принято решение о закрытии сайтов, всех аккаунтов, созданных Фонд в интернет пространстве для сбора средств от имени Церковь, с участием директора Фонда ФИО2, где ему было вручено соответствующее уведомление о необходимости закрытия сайта и аккаунтов.

Судом установлено, что выявленные нарушения не устранены Фонд после вынесения в его адрес двух письменных предупреждений (предписаний) с требованием устранить данные нарушения.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о неоднократном непредставлении некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, является основанием для ликвидации данной некоммерческой организации.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», также разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Как указано выше, в силу ч.2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с п. 4 ч.3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Представленными доказательствами подтверждается ведение Фондом рекламной деятельности, не предусмотренной уставом Фонда, в том числе предложений об оказании юридических услуг, что является неуставной деятельностью, и в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации являться основанием для ликвидации Фонда в судебном порядке в связи с систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям благотворительного фонда.

В силу пунктов 4, 5 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 N 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" или решений судов. Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом (приложение N 1) заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда. Регистратор в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.

Таким образом, объединение граждан Фонд не устранило выявленные нарушения законодательства, приведя довод об устранении в будущем, доводы и доказательства, подтверждающие действия для устранения названных нарушений и подтверждающие фактическое устранение, не привели. О наличии объективных обстоятельств, препятствовавших их устранению, не заявлено.

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Ликвидировать Фонд в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.М.Салдыркина

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2023 года.