НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Моргаушского районного суда (Чувашская Республика) от 04.02.2016 № 2А-140/2016

Дело № 2а-140/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания Алексеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики -Чувашии (межрайонное) к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней,

установил:

Государственное учреждение –Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней всего в сумме 8551,42 рублей, из которых: 6954,04 рублей – недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 1364,06 рублей - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 195,06 рублей - пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 38,26 рублей - пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов в ПФР и фонды ОМС являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 № 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, определяемом в соответствии с частями 1.1 и 1.2 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря этого года. В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность индивидуального предпринимателя.

В ходе проверки истцом выявлено, что ответчиком за ДД.ММ.ГГГГ и по день прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не уплачены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в размере 6954,04 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1364,06 рублей.

В соответствии со ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ ответчику начислены пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Ответчику начислены пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 195,06 рублей, на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 38,26 рублей.

Для добровольной уплаты недоимки должнику предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, предлагалось исполнить предъявленные требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени недоимка по страховым взносам и пени не уплачена.

Представитель административного истца УПФР в <адрес> Чувашской Республике-Чувашии представил суду заявление о рассмотрении дела без их участия, просили рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административного ответчика ФИО1 суд находит надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, так как судом ей направлено извещение по месту регистрации, то есть по последнему известному месту жительства, но на судебное заседание она не явилась, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения, представителя ответчик в суд не направила, об уважительности причины неявки суд не известила, не просила об отложении дела.

На основании статьи 102 КАС РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке упрощенного (письменного) производства на основании п. 3 ст. 291 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

К плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частями 3 и 4.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлен порядок расчета размера фиксированных страховых взносов в случае начала осуществления или прекращения предпринимательской деятельности после начала очередного расчетного периода. Размер страховых взносов, подлежащий уплате за такой расчетный период, определяется: при начале осуществления деятельности в середине календарного года – пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с месяца начала деятельности; при прекращении деятельности – пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности размер фиксированных страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно ч.8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч.3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Таким образом, вышеуказанными нормами права предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства об уплате страховых взносов.

Судом установлено, что административный ответчик ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленной суду выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Из материалов дела следует, что, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик не исполнила обязанность по предоставлению отчетности в налоговый орган. Указанное явилось основанием для направления административным истцом плательщику страховых взносов требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6954,04 рублей, недоимки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1364,06 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии- 195,06 рублей, на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 38,26 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В добровольном порядке указанное требование ответчиком исполнено не было.

Как следует из ч.1 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч.2 вышеуказанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 9 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, орган контроля, ответственный за своевременное исполнение страхователями обязанности по уплате страховых взносов, вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки и пени по страховым взносам в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате таких взносов.

Административный истец обратился в суд в пределах установленного законом срока.

Данных о том, что задолженность по страховым взносам и пени оплачена административным ответчиком, суду не представлено.

Таким образом, сведений об оплате недоимки по страховым взносам и пени административным ответчиком суду не представлены, представленный административным истцом расчет административный ответчик не оспаривает, суд находит правильным.

Действия административного истца по начислению пени соответствуют нормам законодательства о страховых взносах, оснований для освобождения административного ответчика от уплаты пени судом не установлено.

С учетом изложенного суд полагает, что требования административного истца о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени всего в сумме 8551,42 рублей являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом судом установлено, что уплата страховых взносов предпринимателями производится с момента приобретения указанного статуса и до момента прекращения предпринимательской действий, предприниматель обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.

Действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республике-Чувашии по начислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взысканию недоимки и пени с ответчика соответствуют нормам законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а наоборот, способствуют реализации в дальнейшем его праву на пенсионное обеспечение исходя из уплаченных страховых взносов.

Руководствуясь статьями 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с ФИО1 в пользу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республике-Чувашии (межрайонного) задолженность по страховым взносам и пени: недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии 6954,04 рублей, недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1364,06 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии 195,06 рублей, пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 38,26 рублей, всего 8551(Восемь тысяч пятьсот пятьдесят один) рублей 42 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Моргаушского районного суда

Чувашской Республики Т.М.Салдыркина