НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мончегорского городского суда (Мурманская область) от 29.04.2020 № 2-362/20

Изготовлено в окончательной форме 29 апреля 2020 года

Дело № 2–362/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 24 апреля 2020 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архиповой Н.С.,

при секретаре Рузановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Межтерриториальному государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Мончегорска» о взыскании пособия по безработице,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межтерриториальному государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Мончегорска» (далее - МГОБУ ЦЗН г. Мончегорска) о взыскании пособия по безработице. В обоснование требований указала, что с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> работала в ....<адрес>, уволена по сокращению штата. <дд.мм.гггг> она обратилась в Отдел содействия трудоустройству граждан <адрес> МГОБУ ЦЗН г. Мончегорска и была зарегистрирована в качестве безработного. В период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> она получала пособие в размере среднемесячного заработка с последнего места работы, с <дд.мм.гггг> до <дд.мм.гггг> получала пособие по безработице в размере .... руб. в месяц. С <дд.мм.гггг> продолжала состоять на учете, выплаты ей не производились.

<дд.мм.гггг> она предоставила в МГОБУ ЦЗН г. Мончегорска сведения об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста с <дд.мм.гггг> и заявление о перерасчете выплаченного пособия по безработице в <дд.мм.гггг> году и выплату пособия в <дд.мм.гггг> году с учетом права на повышенный размер пособия, в чем ей было отказано.

Считая отказ необоснованным, просит обязать ответчика произвести перерасчет выплаченного пособия с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в сумме 27408,80 руб., выплатить пособие по безработице за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в размере 31584,00 руб., продлить период получения пособия до 12 месяцев.

Истец ФИО1 просила рассмотреть дело без ее участия. В дополнениях к исковому заявлению указала, что до <дд.мм.гггг> справку из ПФР ответчику не предоставляла.

Представитель ответчика МГОБУ «ЦЗН г. Мончегорска» ФИО2 предоставила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения, в котором указала, что возможность продления истцу периода получения пособия по безработице до 12 месяцев Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 не предусмотрена.

В возражениях на исковое заявление, иск не признала, указала, что <дд.мм.гггг> ФИО1 обратилась в МГОБУ ЦЗН г. Мончегорска с полным пакетом документов, на основании приказа от <дд.мм.гггг>№.... была признана безработной, ей установлена выплата пособия по безработице с <дд.мм.гггг> сроком на 6 месяцев. <дд.мм.гггг> ФИО1 предоставила справку из пенсионного фонда, в которой указано, что она не относится к категории граждан предпенсионного возраста. <дд.мм.гггг> ФИО1 предоставила справку об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста и просила произвести перерасчет выплаченного ей пособия до <дд.мм.гггг>, в чем было отказано, поскольку перерасчет производится со дня поступлений сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия.

В силу части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительством РФ принято Постановление от 07.09.2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" и утверждены соответствующие Правила.

В силу пункта 4 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Пунктом 9 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными.

Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что выплата пособия по безработице гарантируется государством гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными и поставленным на регистрационный учет в данном статусе.

Согласно статье 31 указанного Закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста, предусмотрены статьей 34.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Пунктом 1 статьи 34.2 указанного Закона период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента (пункт 3 статьи 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> истец ФИО1 работала в ....<адрес>, трудовой договор был расторгнут на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением штата работников организации.

На основании приказа МГОБУ ЦЗН <адрес> от <дд.мм.гггг>№.... с <дд.мм.гггг> ФИО1 признана безработной (л.д. 62).

Приказом МГОБУ ЦЗН <адрес> от <дд.мм.гггг>№.... истцу назначено пособие по безработице с <дд.мм.гггг>, установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 6 месяцев, установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 75% средней зарплаты гражданина (.... руб.) .... руб., но не выше 11200,00 руб. с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, а также в размере 60% средней зарплаты гражданина (.... руб.) .... руб., но не выше 11200,00 руб. с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> (л.д. 63).

<дд.мм.гггг> ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о производстве перерасчета выплаченного пособия по безработице и выплате пособия в <дд.мм.гггг> году, предоставив сведения об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста с <дд.мм.гггг> (л.д. 11).

В удовлетворении заявления истцу было отказано по мотиву предоставления справки об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста после окончания выплаты пособия по безработице (л.д. 12-13).

Суд считает данный отказ неправомерным, поскольку отсутствие у ответчика сведений об отнесении истца ФИО1 к категории граждан предпенсионного возраста не может служить основанием для лишения ее права на получение пособия по безработице в повышенном размере и продление срока его выплаты на основании статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Наличие у ФИО1 с <дд.мм.гггг> статуса гражданина предпенсионного возраста подтверждается справкой, выданной ГУ – УПФ РФ в <адрес> (межрайонное), по состоянию на <дд.мм.гггг>, соответствующей требованиям Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста, утвержденном Постановлением Правления ПФ РФ от 04.04.2019 N 206п (л.д. 10).

Содержащаяся в материалах личного дела истца справка, согласно которой по состоянию на <дд.мм.гггг> ФИО1 не относится к категории граждан предпенсионного возраста в соответствии со статьей 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации, датированная <дд.мм.гггг>, не является, по мнению суда, допустимым и достаточным доказательством, отсутствия оспариваемых истцом прав.

Истец отрицает предъявление вышеуказанной справки ответчику; администрация <адрес> также отрицает факт предоставления в ее адрес сведений из Пенсионного фонда РФ об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста в отношении ФИО1 в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, что подтверждается соответствующей справкой (л.д. 32)

Согласно сведениям ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от <дд.мм.гггг>№.... ФИО1 за информацией об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста обращалась <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг>, ей были выданы справки о том, что она относится к данной категории с <дд.мм.гггг> (л.д. 24).

В соответствии с пунктом 10 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" обмен информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста, под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет, налоговых льгот и (или) мер социальной защиты (поддержки) и социальной помощи, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Пунктом 12 указанной статьи Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ предусмотрено, что граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему "личный кабинет застрахованного лица", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Пунктом 16 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н, установлено, что отнесение граждан к категории предпенсионного возраста в соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" органы службы занятости осуществляют на основании сведений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, полученных: 1) органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия; 2) гражданами по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 29 октября 2018 г. N 464п (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2018 г., регистрационный N 53099), с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", и (или) на адрес электронной почты, указанный в запросе, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг", "Личный кабинет застрахованного лица" на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.

В качестве правового основания для отказа в выплате перерасчета пособия по безработице ответчик указывает на предоставление истцом сведений об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице.

Буквальное содержание приведенных положений правовых норм, свидетельствует об отсутствии у истца обязанности предоставлять в орган занятости справку об отнесении ее к категории лиц предпенсионного возраста.

Органом занятости в порядке информационного взаимодействия самостоятельно соответствующая информация из пенсионного органа в отношении истца не запрашивалась. Истец самостоятельно предоставила ответчику документ, подтверждающий отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста с <дд.мм.гггг>.

Применительно к приведенным положениям закона у истца существовало безусловное право на получение пособия продолжительностью один год в размере, предусмотренном статьей 34.2 Закона о занятости населения.

Действия ответчика, не издавшего приказ о внесении изменений в решение о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице с установлением, соответственно, новых размеров и сроков выплаты пособия по безработице, исходя из наличия у истца статуса гражданина предпенсионного возраста на момент назначения пособия по безработице, нарушают ее права и не соответствуют приведенным положениям закона.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства суд приходит к выводу о том, что исковые подлежат удовлетворению.

Пунктом 5 статьи 34.2 указанного Закона предусмотрено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год" установлена на 2019 год минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей - для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно расчету, предоставленному истцом, размер невыплаченного ей пособия по безработице за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> составил 27408,80 руб.

С учетом величины пособия по безработице, установленной для граждан предпенсионного возраста, увеличенной на размер районного коэффициента, размер подлежащего к выплате пособия за вычетом выплаченных денежных средств, за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, составит 27901,27 руб. (11280 х 1,4 районный коэффициент х 6 месяцев – 66850,73 руб.).

Поскольку суд не может выйти за пределы заявленных требований, взысканию с ответчика в пользу ФИО1 подлежит невыплаченное пособие по безработице за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в размере 27408,80 руб.

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 N 1426 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" (действовавшего с 01.01.2020 до 29.03.2020) на 2020 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей - для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Разрешая исковые требования в части взыскании пособия по безработице за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, на основании вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 пособия по безработице за заявленный период в размере 31584 руб. (11280 руб. х 1,4 х 2 месяца).

Таким образом, общий размер пособия по безработице, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, с учетом заявленных истцом требований, составляет 58992,80 руб. (27408,80 руб. + 31584,00 руб.).

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 1970 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1, к Межтерриториальному государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Мончегорска» о взыскании пособия по безработице - удовлетворить.

Взыскать с Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Мончегорска» в пользу ФИО1, пособие по безработице в размере 58992 (пятьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто два) рубля 80 копеек, а также судебные расходы в размере 1970 (одна тысяча девятьсот семьдесят) рублей.

Возложить на Межтерриториальное государственное областное бюджетное учреждение «Центр занятости населения города Мончегорска» обязанность продлить продолжительность выплаты пособия по безработице пособия ФИО1, до 12 месяцев.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.С. Архипова