Дело №12-57/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Мончегорск,
Комсомольская наб., д. 56 24 сентября 2019 года
Судья Мончегорского городского суда Мурманской области Карпова О.А., рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Мурманской области (по охране труда) А.О.В.№.... от 05.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Мурманской области (по охране труда) А.О.В. №.... от <дд.мм.гггг> Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ», Учреждение) привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере .... рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление от 05.08.2019 в части наказания, назначив наказание в виде предупреждение, что предусмотрено статьей 5.27.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении оспариваемого постановления не было принято во внимание, что требование по обеспечению средствами индивидуальной защиты работодателем было выполнено. При назначении наказания не было учтено, что Учреждение является некоммерческой организацией, признало свою вину в совершенном административном правонарушении и приняло все необходимые меры к устранению выявленных нарушений, претензий со стороны потерпевшего отсутствуют, в связи с чем, может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи – предупреждение. Также указывает на нарушении правил территориальной подведомственности рассмотрения дела об административном правонарушении, ссылаясь на то, что дело подлежало рассмотрению по месту государственной регистрации юридического лица.
В суде при рассмотрении жалобы защитник ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» ФИО1 на удовлетворении жалобы настаивала. В дополнении просила учесть, что административное правонарушение совершено Учреждением впервые, в результате правонарушения ущерб не причинен, меры для исполнения предписания ГИТ приняты.
Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился.
Выслушав защитника юридического лица, исследовав административный материал, материалы данного дела, оценив доводы жалобы, оснований для отмены постановления не нахожу.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 1 статья 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, предусмотрено административное наказание юридическому лицу в виде административное штрафа от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно приложению (далее – Правила №290н), которые устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 4 Правил №290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Пунктом 13 данных Правил предусмотрено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Согласно пункту 77 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н, машинист насосных установок должен обеспечиваться специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий выдается на 1 год.
При рассмотрении жалобы установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области от 28.05.2019 №.... с 29.05.2019 по 26.06.2019 главным государственным инспектором ГИТ в Мурманской области А.О.В. была проведена внеплановая, выездная проверка филиала ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» (по ОСК Северного флота) Жилищно-коммунальной службы №3 (г. Мончегорск), расположенного по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что в личных карточках учета выдачи СИЗ работников ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» отсутствуют информация о типовых нормах, в соответствии с которыми предусмотрена выдача работникам СИЗ, номер сертификата или декларация соответствия СИЗ. Кроме того, машинисты насосных установок К.М.Г.К.О.В.., Р.И.В.., К.И.Н.. не обеспечены костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Срок носки костюмов истек, соответственно 22.10.2018, 05.12.2018, 05.12.2018, 04.12.2018.
Факт нахождения перечисленных работников в трудовых отношениях с ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ», не обеспечение их СИЗ, а именно костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ненадлежащего ведение личных карточек учета выдачи СИЗ, защитником юридического лица не оспаривалось.
Поскольку Учреждением были нарушены требования охраны труда, содержащиеся в вышеуказанных государственных нормативных актах, считаю квалификацию действий ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ верной.
Факт совершения ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: актом проверки от 26.06.2019 №...., предписанием от 26.06.2019, ответом об исполнении предписания от 23.10.2019, протоколом об административном правонарушении от 23.07.2019, личными карточка учета выдачи СИЗ, трудовыми договорами, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» №.... от 01.06.2017 «Об обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами», и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным на то должностным лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу изложенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Учреждением своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований статьей 211, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых влечет административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» к ответственности административным органом соблюден, срок давности привлечения лица к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется, поскольку данный вид наказания санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ не предусмотрен, а в соответствии с положением части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, Учреждение не относится к лицам, указанным в названной норме.
Доводы жалобы о том, что при назначении наказания не были учтены обстоятельства, смягчающую административную ответственности, судом отклоняется. Должностным лицом назначено административное наказание ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» в виде административного штрафа в размере .... руб., то есть фактически в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления Государственной инспекции труда в Мурманской области, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Мурманской области (по охране труда) А.О.В.. №.... от 05.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – оставить без изменения, жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: О.А.Карпова