Изготовлено в окончательной форме 16 сентября 2019 года
Дело № 2 – 659/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 10 сентября 2019 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой Н.С.,
при помощнике судьи Зимине Д.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №.... комбинированного вида о взыскании недоначисленного и невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №.... комбинированного вида (далее – МАДОУ «Детский сад №.... комбинированного вида») о взыскании недоначисленного и невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности.
В обоснование заявленных требований указала, что с <дд.мм.гггг> работает в МАДОУ «Детский сад №.... комбинированного вида». Сумма выплаченного работодателем пособия по временной нетрудоспособности в <дд.мм.гггг> года за .... дней составила .... руб. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (ред. от 10.12.2016) и статью и.о. управляющего Мурманским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, опубликованную в газете «Аргументы и факты» №...., полагала, что ответчик неправильно определил размер пособия, так как его расчет должен производиться исходя из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Просила суд взыскать с ответчика недоначисленное и невыплаченное пособие по временной нетрудоспособности в размере .... руб.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала частично, просила взыскать с ответчика в ее пользу недоначисленное и невыплаченное пособие по временной нетрудоспособности в размере .... руб., исчисленного исходя из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, с учетом районного коэффициента 1,5.
Представителем ответчика МАДОУ «Детский сад №.... комбинированного вида», представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Филиала №.... ГУ – Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что, по мнению Филиала № 2, пособие по временной нетрудоспособности, выплаченное истице работодателем, изначально рассчитано верно и в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем перерасчету не подлежит. Указала о неправомерности применения истцом при расчете размера пособия по нетрудоспособности коэффициента 1,5 вместо подлежащего применению в соответствии с пунктом 55 постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" коэффициента 1,40, установленного для работников непроизводственных отраслей, проживающих в районах и местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями.
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, пояснения свидетеля Свидетель №1, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 (далее - Положение N 375).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Аналогичная норма содержится в пункте 11 (1) Положения N 375, согласно которой, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 ТК РФ).
Постановлением от 07 декабря 2017 года N 38-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В Постановлении от 07 декабря 2017 года N 38-П Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4.2 указал, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам, независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Таким образом, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Таким образом, в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности исходя из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, районный коэффициент, как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в климатических условиях, подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника, следовательно, подлежит применению к минимальному размеру оплаты труда на стадии сравнения со средним заработком.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела ФИО1 с <дд.мм.гггг> по работала по трудовому договору №.... в МАДОУ «Детский сад №.... комбинированного вида» (л.д. 6).
В период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ФИО1 являлась нетрудоспособной, в связи с чем, работодатель произвел выплату пособия по листкам нетрудоспособности за .... дней в размере .... рублей .... копеек.
Как следует из представленных ответчиком справок-расчетов заработка ФИО1, применяемого для расчета пособий по временной нетрудоспособности, за <дд.мм.гггг> заработок составил .... рублей .... копеек, за <дд.мм.гггг> - .... руб. .... коп. (л.д. 68, 69).
Согласно расчетам пособия, произведенным ответчиком, средний дневной заработок за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности составил .... рубля .... копеек (.... руб. .... коп. / ....), средний дневной заработок, исчисленный из минимального размера оплаты труда, составил .... рублей (.... рублей х ..../....), размер пособия, исчисленного из среднего дневного заработка, рассчитанный за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, составил в общей сумме .... руб. .... коп. (л.д. 69,70).
Из представленных представителем ответчика расчетов выплаченного истице пособия, следует, что при его исчислении исходя из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, ответчик не применил районный коэффициент на стадии сравнения со средним заработком, а произвел его начисление к конечной исчисленной сумме пособия.
Статьей 5 Закона Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 579-01-ЗМО (от 19 июня 2017 года) «О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» установлено, что для лиц, являющихся работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, устанавливается районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5; за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен более высокий его размер (пункт 1).
Для лиц, являющихся работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств местных бюджетов, размер районного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления Мурманской области, не может превышать размера районного коэффициента, применяемого к заработной плате, установленного для лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен более высокий его размер (пункт 3).
Положением о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией и работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, утвержденным решением Совета депутатов города Мончегорска от 21 декабря 2007 года № 153 (в ред. от 26 апреля 2012 г.), для работников организаций, финансируемых из бюджета города Мончегорска установлен районный коэффициент к заработной плате, также равный 1,5.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 года) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда составляет 11163 рублей в месяц.
Таким образом, средний дневной заработок, исходя из минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента составит (.... руб. х .... х .... / ....) .... рублей .... копеек.
В связи с тем, что средний дневной заработок, рассчитанный из средней заработной платы за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в данном случае ниже среднего дневного заработка, исчисленного из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, с учетом районного коэффициента, пособие по временной нетрудоспособности подлежит исчислению из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, с учетом районного коэффициента, что составит (.... руб. .... коп. х .... дней) .... руб. .... коп.
Учитывая, что исчисление ответчиком размера пособия по временной нетрудоспособности за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ФИО1 из среднего дневного заработка, рассчитанного из минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента на день наступления страхового случая, не соответствует положениям части 1.1 и 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пункту 11(1) Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375), а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П, суд приходит к выводу о том, что пособие по временной нетрудоспособности выплачено истице не в полном размере, в связи с чем, с МАДОУ «Детский сад №.... комбинированного вида» в ее пользу подлежит взысканию недоначисленное пособие в размере .... рублей .... копеек (без удержания НДФЛ).
Довод истца о том, что расчет пособия по временной нетрудоспособности, исчисленный из среднего дневного заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, должен производиться с учетом процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, подлежит отклонению, в силу следующего.
Из системного толкования положений статей 146, 148, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 10, 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что районный коэффициент и процентные надбавки не идентичны по своей правовой природе, представляют разные элементы заработной платы, отличные по правовому регулированию: районный коэффициент – конкретный показатель (коэффициент), на который должна увеличиваться заработная плата работников в соответствующей местности, он введен для компенсации дополнительных расходов и повышенных затрат труда, связанных с выполнением работы и проживанием в регионах с тяжелыми климатическими условиями, тогда как процентная надбавка призвана выполнять стимулирующую функцию, направлена на увеличение заработной платы, зависит непосредственно от стажа работника в соответствующей местности и определяется в процентах.
Как следует из буквального содержания пункта 11 (1) Положения N 375, при определении среднего заработка размеры пособий, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда, определяются с учетом коэффициентов к заработной плате, которые применяются в соответствующих районах и местностях.
Таким образом, поскольку данной нормой не предусмотрено исчисление пособия с учетом процентных надбавок за стаж работы в северных районах, правовых оснований для исчисления пособия по временной нетрудоспособности из среднего дневного заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, с учетом процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, не имеется.
Довод представителя третьего лица о необоснованном применении истцом при расчете пособия районного коэффициента в размере 1,5, суд отклоняет в силу следующего.
Как определено в статье 10 Закона N 4520-1, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Акт, предусмотренный вышеназванной нормой, не издан Правительством Российской Федерации до настоящего времени.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" предусмотрено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Согласно пункту 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, повышенные в соответствии с этим постановлением стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 для работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в Мурманской области, установлен районный коэффициент в размере 1,4.
В информационных письмах Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда России от 09.06.2003 N 25-23/5995 сообщается, что на всей территории Мурманской области, за исключением города Мурманск-140 и поселка городского типа Туманный, к заработной плате работников применяется районный коэффициент в размере 1,4.
Вместе с тем, в силу абзацев второго и третьего статьи 10 Закона N 4520-1, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с данной статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
Учитывая, что истица являлась работником учреждения, финансируемого за счет средств местного бюджета, работникам которого органами муниципальной власти установлен более высокий размер районного коэффициента, применению подлежит региональное законодательство и нормативно-правовой акт органа местного самоуправления.
С учетом положения части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №.... комбинированного вида о взыскании недоначисленного и невыплаченного пособия по временной нетрудоспособности – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №.... комбинированного вида недоначисленное и невыплаченное пособие по временной нетрудоспособности в размере 2587 (две тысячи пятьсот восемьдесят семь) рублей 14 копеек.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №.... комбинированного вида в бюджет муниципального округа город Мончегорск с подведомственной территорией государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Архипова