НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мончегорского городского суда (Мурманская область) от 16.07.2019 № 2А-509/19ИЗГОТОВ

Дело № 2а – 509/2019 изготовлено 16.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 12 июля 2019 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Кораевой В.Б.,

при секретаре Гау А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №.... по <адрес> к К.А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №.... по <адрес> (далее по тексту – МИФНС №...., истец) обратилась в суд с административным иском к К.А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование требований, что ответчик до <дд.мм.гггг> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов. Согласно карточке расчета с бюджетом, задолженность К.А.В. по страховым взносам за период 2016 года составляет 20131,27 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование – 19356,48 руб., на обязательное медицинское страхование 774,79 руб., с учетом частичного погашения задолженности. За периоды с <дд.мм.гггг> страховые взносы рассчитаны К.А.В., с учетом положений ст.ст. 425, 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из представленной налогоплательщиком налоговой отчетности за 2017 год, где сумма полученных доходов – 0,0 руб. Задолженность административного ответчика за 2017 год по страховым взносам составляет на обязательное пенсионное страхование – 2437,50 руб., на обязательное медицинское страхование – 478,13 руб. Поскольку К.А.В. в установленный срок, до <дд.мм.гггг>, страховые взносы за 2017 год не уплатил, на основании ст.ст. 58, 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в общей сумма 12,33 руб. Указывают, что административному ответчику были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени, которые до настоящего времени не исполнены, задолженность в бюджет не уплачена, в связи с чем административный истец просит взыскать с К.А.В. указанную задолженность.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие, на иске настаивают в полном объеме.

Административный ответчик К.А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, в ранее представленных возражениях по административному иску просит в иске отказать, указывая, что налоговая инспекция пропустила срок предъявления требования об уплате страховых взносов. Также указал, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» отменен и не имеет юридической силы. Кроме того, ссылаясь на пункт 5 статьи 12 и пункт 2 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что все страховые взносы, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменены. Просил рассмотреть дело без его участия.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), действовавшего до 1 января 2017 г., индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Как установлено в судебном заседании К.А.В. в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> являлся индивидуальным предпринимателем.

За 2016 года и за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> административный ответчик не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, суммы недоимки на обязательное пенсионное страхование, которые составили за 2016 г. – 19356,48 руб., за 2017 г. – 2437,50 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование недоимка за 2016 г. составила 774,79 руб. (с учетом частичного погашения задолженности в размере 3022,06 руб.), за 2017 г. – 478,13 руб.

На имеющуюся сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены пени в размере 10,30 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование начислены пени в размере 2,03 руб.

Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В силу части 11 статьи 14 Закона о страховых взносах сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; в случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <дд.мм.гггг>, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за всеми индивидуальными предпринимателями, а в статье 11 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 436-ФЗ имеется ссылка лишь на размер максимальной списываемой недоимки (восьмикратный МРОТ *12).

Согласно представленному налоговым органом расчету страховых взносов задолженность К.А.В., рассчитана следующим образом:

Страховые взносы за 2016 год на пенсионное страхование - 1 МРОТ 6204,00 руб. *26% *12 месяцев = 19356,48 руб.; на обязательное медицинское страхование - 1 МРОТ 6204,00 руб.*5,1% *12 месяцев = 3796 руб. 85 коп.;

Страховые взносы за 2017 год на пенсионное страхование - 1 МРОТ 7500,00 руб.*26%*1 месяц = 1950,00 руб.; на обязательное медицинское страхование - 1 МРОТ 7500,00 руб.*5,1% *1 месяц = 478 руб. 13 коп.

В силу пункта 13 части 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетом сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, в том числе индивидуальные предприниматели, производится самостоятельно в соответствии со статьей 14 этого Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Таким образом, страховые взносы за 2016 год должны были быть уплачены К.А.В. не позднее <дд.мм.гггг>, в связи с чем суд принимает указанную задолженность как недоимку сложившуюся до <дд.мм.гггг>.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам Инспекции, суд приходит к выводу о признании безнадежной к взысканию и подлежащей к списанию недоимку по страховым взносам в размере 20131,27 рублей за 2016 год, в силу положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ, поскольку задолженность по страховым взносам в указанном размере, образовалась в 2016 году, сумма указанной задолженности не превышает размер, определяемый как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов, количества месяцев и календарных дней осуществления деятельности.

В соответствии с указанными нормами закона недоимка по страховым взносам за 2017 год не подлежит списанию.

Вместе с тем, административные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с указанным иском.

Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из материалов дела следует, что К.А.В. было направлено требование №.... от <дд.мм.гггг> об уплате страховых взносов и пеней на пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное медицинские страхование, с установленным сроком уплаты до <дд.мм.гггг>, и требование №.... от <дд.мм.гггг> об уплате страховых взносов и пеней на пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное медицинские страхование, с установленным сроком уплаты до <дд.мм.гггг>.

Срок для обращения в суд по требованию №.... от <дд.мм.гггг> истек в ноябре 2017 года и по требованию №.... от <дд.мм.гггг> в феврале 2018 года.

Из материалов дела следует, что Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с К.А.В. обязательных платежей по указанным выше требованиям в марте 2018 года.

Определением мирового судьи судебного участка №.... от <дд.мм.гггг> отменен судебный приказ от <дд.мм.гггг> о взыскании требуемых налоговым органом обязательных платежей.

С настоящим иском Инспекция обратилась в суд <дд.мм.гггг>.

Таким образом, первоначальное обращение Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с К.А.В. обязательных платежей находилось за пределами шестимесячного срока обращения в суд, то есть, подано с пропуском установленного законом срока для обращения в суд.

Суд при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций обязан поверить в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с указанными требованиями.

Руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №.... по <адрес> к К.А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.Б. Кораева