НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мончегорского городского суда (Мурманская область) от 15.01.2024 № 2А-1269/2023

Дело № 2а – 1269/2023 Мотивированный текст от 15.01.2024

УИД 51RS0006-01-2023-001584-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 25 декабря 2023 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Прониной Е.А.,

при помощнике судьи Маркеловой Е.В.,

с участием представителя административного ответчика Х.В.А. по доверенности Р.С.А.,

представителя заинтересованного лица АО «Кольская ГМК» по доверенности К.Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к Х.В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Х.В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в общем размере 183525,37 руб., а именно, задолженности по НДФЛ за 2021 год в сумме 156247,48 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 18346,24 руб., а также пени за несвоевременную уплату (неуплату) НДФЛ и страховых взносов в общей сумме 8931,65 руб., указав в обоснование требований, что согласно представленной налоговому органу .... справке о доходах и суммах налога Х.В.А. за 2021 год, доход ответчика составил 1350176,92 руб., с которого не удержан налог в сумме 175523,0 руб. Кроме того, административный ответчик, являясь в <дд.мм.гггг> индивидуальным предпринимателем, был обязан в срок до <дд.мм.гггг> уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 15288,50 руб. Не поступление в бюджет НДФЛ и страховых взносов, исчисленных к уплате, послужило основанием для начисления пени и направления требования №.... об уплате задолженности по состоянию на <дд.мм.гггг> о взыскании НДФЛ за 2021 год в размере 156247,48 руб., страховых взносов за 2022 год в размере 15288,50 руб., а также пени в сумме 4499,38 руб., в срок до <дд.мм.гггг>. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, налоговым органом было вынесено решение №.... от <дд.мм.гггг> о взыскании задолженности в размере 183129,70 руб., за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, которое также налогоплательщиком не было исполнено. В связи с неисполнением налогоплательщиком требования и решения, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании НДФЛ за 2021 год в размере 156247,48 руб., страховых взносов за 2022 год в размере 18346,24 руб., а также пени в сумме 8931,65 руб., который определением мирового судьи от <дд.мм.гггг> был отменен.

Определением суда от <дд.мм.гггг>, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено .....

В судебном заседании представитель административного истца УФНС России по <адрес> участия не принимал, извещен, в иске просил о рассмотрении дела без участия представителя. На возражения административного ответчика, представил дополнения к административному исковому заявлению, в которых указал, что Х.В.А., будучи уведомленным о необходимости уплаты соответствующих сумм НДФЛ за 2021 год, не перечислил их до настоящего времени. При этом .... информационным письмом от <дд.мм.гггг> уведомила налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ и необходимости уплатить сумму НДФЛ в срок не позднее <дд.мм.гггг>, так как судебные акты по делам о восстановлении налогоплательщика на работе обязывали .... произвести выплату среднего заработка за время вынужденного прогула без удержания и перечисления в бюджетную систему РФ указанного налогового платежа.

Указанная .... в справке о доходах Х.В.А. за 2021 год сумма является доходом Х.В.А. - средним заработком (заработной платой) работнику за период его вынужденного прогула по судебным актам по делам о восстановлении налогоплательщика на работе, то есть подлежит обложению НДФЛ.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в законодательство о налогах и сборах РФ внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2023. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа. Единый налоговый платеж учитывается на едином налоговом счете на основании информации, поступающей из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», со дня внесения физическим лицом наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства.

Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

В рамках настоящего дела за налогоплательщиком числилась следующая недоимка: по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2021 год в сумме 175523,0 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в сумме 18346,24 рублей; по соответствующим пеням в сумме 8931,65 руб., начисленным в соответствии со ст. 75 НК РФ.

По НДФЛ за 2021 год, из ЕНП Х.В.А. (в том числе за счет сумм уплаченных им по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - <дд.мм.гггг> в сумме 941,0 руб. и <дд.мм.гггг> в сумме 17405,24 руб. и сумм переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 740,76 руб. и 188,52 руб.) производились следующие погашения данной недоимки: 17405,24 руб., 740,76 руб., 188,52 руб. и 941,0 рублей. С учетом данных погашений итоговая сумма, взыскиваемая налоговым органом в рамках настоящего дела по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2021 год составляет – 156247,48 рублей. То есть, суммы уплаченных налогоплательщиком <дд.мм.гггг> платежей в размере 941,0 руб. и <дд.мм.гггг> в размере 17405,24 руб. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год учтены налоговым органом в соответствии с действующим налоговым законодательством в счет погашения недоимки по НДФЛ за 2021 год.

В судебном заседании административный ответчик Х.В.А. участия не принимал, извещен, представил письменные возражения на иск и обеспечил участие представителя Р.С.А., которая в судебном заседании поддержала доводы возражений, указывая на то, что в периоды с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>Х.В.А. фактически не работал в АО ...., поскольку <дд.мм.гггг>, <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг> работодатель расторгал с ним трудовой договор в связи с сокращением численности или штата предприятия. В указанные периоды Х.В.А. состоял на учете в Центре занятости населения <адрес> и ему выплачивалось пособие по безработице в размере среднего месячного заработка, которое в силу с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» является мерой государственной социальной поддержки, в качестве заработка не учитывается, и НДФЛ не облагается. То есть, сумма в размере 1350176,92 указанная .... в представленной налоговому органу справке о доходах и суммах налога Х.В.А. за 2021 год №.... от <дд.мм.гггг>, как доход, таковым не является, и не подлежит обложению НДФЛ. Полагает, что при каждом восстановлении на работе Х.В.А. входил в прежнее правовое положение, существовавшее до его увольнения, следовательно, НДФЛ должен был быть исчислен и уплачен работодателем ..... Более того, считает, что .... должно было откорректировать сведения, ранее переданные в налоговый орган, указав, что сумма в размере 1350176,92 руб. не является доходом, а является компенсационными выплатами, связанными с увольнением работника и полагающимися ему при сокращении штата в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ, а именно, выходным пособием в размере среднего месячного заработка и пособием по безработице в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства, не подлежащими обложению НДФЛ, а сумма не удержанного налога не подлежит взысканию. Кроме того, обратила внимание на то, что суммы указанные .... в представленной налоговому органу справке о доходах и суммах налога Х.В.А. за 2021 год №.... от <дд.мм.гггг>, в частности за апрель и июнь 2021 года не соответствуют суммам, указанным в расчетных листках Х.В.А. за эти же периоды.

Убеждена, что спорная задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 18346,24 руб. отсутствует, поскольку Х.В.А. обязанность по уплате страховых взносов за 2022 год в указанном размере была исполнена: платежами от <дд.мм.гггг> в размере 941,0 руб. и от <дд.мм.гггг> в размере 17405,24 руб. Полагает, что в данной части требование налогового органа также является незаконным, поскольку представляет собой двойное взыскание, что недопустимо. Учет внесенных Х.В.А. сумм в общем размере 18346,24 руб. в счет погашения недоимки по НДФЛ за 2021 год является незаконным и необоснованным, так как недоимка по НДФЛ отсутствует. Поскольку задолженность по уплате НДФЛ за 2021 год и страховых взносов за 2022 год отсутствует, производное требование о взыскании с ответчика пени также является незаконным и не может быть удовлетворено.

Представитель заинтересованного лица ....К.Л.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска по доводам письменных отзывов на иск, указывая на то, что в соответствии с судебными актами по делам о восстановлении Х.В.А. на работе, облагаемый НДФЛ средний заработок за время вынужденного прогула взыскивался с .... в пользу Х.В.А. включая НДФЛ. При этом, судебными инстанциями, при рассмотрении дел о восстановлении Х.В.А. на работе, принимались в зачет оплаты времени вынужденного прогула выплата при увольнении выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства последнего, что является оплатой труда работника, соответственно, данные выплаты подлежат налогообложению на доходы физических лиц в установленном порядке. Судебные акты по делам о восстановлении Х.В.А. на работе обязывали .... произвести выплату среднего заработка за время вынужденного прогула без удержания и перечисления в бюджетную систему РФ налоговых платежей. В адрес .... не поступало заявлений от Х.В.А. об удержании НДФЛ с взыскиваемых в его пользу сумм среднего заработка за время вынужденного прогула. В связи с отсутствием у работодателя возможности удержать налог с данного дохода, <дд.мм.гггг> в адрес Х.В.А. было направлено информационное письмо об уплате в бюджет РФ налога в срок не позднее <дд.мм.гггг> со справкой о доходах и суммах налога Х.В.А. за 2021 год №...., которая ранее, <дд.мм.гггг> была направлена .... в адрес налогового органа посредством электронной платформы .....

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела судебного участка №.... Мончегорского судебного района №...., суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Обязанность граждан – налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации (п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 178 Трудового Кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, связанных, в частности, с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В силу п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии производят налогоплательщики - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в законодательство о налогах и сборах РФ внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2023.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (далее по тексту – ЕНП).

ЕНП учитывается на едином налоговом счете на основании информации, поступающей из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», со дня внесения физическим лицом наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства.

Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно ст.ст. 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, самостоятельно уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере, определяемом исходя из их дохода.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов определяется в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в сумме 34445 рублей за расчетный период 2022 года.

Если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно (п. 5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

Абзацем 2 п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. То есть срок уплаты страховых взносов за 2022 год – 31.12.2022.

В силу п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Х.В.А., <дд.мм.гггг> года рождения (ИНН №....) состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика (т. 1 л.д. 14).

Согласно справке о доходах и суммах налога Х.В.А. за 2021 год №.... от <дд.мм.гггг>...., где Х.В.А. работал в 2021 году и осуществляет трудовую деятельность в настоящее время, сумма дохода с которого не удержан налог на доходы физических лиц в размере 175523,0 руб. составила 1350176,92 руб. (т. 1 л.д. 23).

....<дд.мм.гггг> в установленном ст. 226 НК РФ порядке, сообщила Х.В.А. о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога и необходимости уплатить сумму НДФЛ в срок не позднее <дд.мм.гггг> (т. 1 л.д. 189, 190-192, 193). Стороной административного ответчика получение указанного сообщения в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Кроме того, в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>Х.В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в УФНС России по <адрес> (т. 1 л.д. 15-21).

С учетом того, что размер страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период 2022 года (с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 430 Налогового Кодекса РФ составляет 34445,0 руб. (т. 1 л.д. 24), фиксированный размер подлежащих уплате Х.В.А. за период (с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 18346,24 руб. (т. 1 л.д. 25).

В связи с тем, что налогоплательщик Х.В.А. в установленные законом сроки не уплатил НДФЛ за 2021 год и страховые взносы за 2022 года, налоговым органом начислены пени в размере 8931,65 руб. (т. 1 л.д. 31-32), с учетом особенностей их начисления с <дд.мм.гггг> за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3 ст. 75 НК РФ), общая сумма задолженности по которым в настоящее время, по данным налогового органа, составляет 405564,80 рублей (т. 2 л.д. 104).

Таким образом, за налогоплательщиком Х.В.А. числилась недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2021 год в сумме 175523,0 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в сумме 18346,24 рублей и по пеням в сумме 8931,65 руб.

В счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год, Х.В.А. произведены платежи: <дд.мм.гггг> в сумме 941,0 руб. и <дд.мм.гггг> в сумме 17405,24 руб., всего 18346,24 руб. (т. 2, л.д. 57-64).

Принадлежность указанной суммы денежных средств, перечисленных Х.В.А. в счет уплаты страховых взносов за 2022 год в размере 18346,24 руб. и имеющихся сумм переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 740,76 руб. и 188,52 руб., была обоснованно, с учетом установленной ст. 45 Налогового кодекса РФ последовательности, определена налоговым органом на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности и учтена в погашение имеющейся недоимки по НДФЛ за 2021 год (т. 2 л.д. 78).

С учетом данных погашений итоговая сумма недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2021 год составила – 156247,48 рублей (175523,0 – 18346,24 – 740,76 – 188,52).

В связи с неуплатой в установленный срок административным ответчиком налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 156247,48 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 18346,24 руб., и пеней, начисленных по состоянию на <дд.мм.гггг> в сумме 4499,38 руб., налоговым органом выставлено и направлено через личный кабинет налогоплательщика требование №.... по состоянию на <дд.мм.гггг>, с указанием о необходимости оплаты образовавшейся задолженности в срок до <дд.мм.гггг>, которое было <дд.мм.гггг> вручено налогоплательщику (т. 1 л.д. 29-30, 33), но своевременно не исполнено.

В связи с неисполнением требования об уплате задолженности от <дд.мм.гггг>№...., в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, налоговым органом вынесено решение №.... от <дд.мм.гггг> о взыскании задолженности в размере 183129,70 рублей за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств с налогоплательщика Х.В.А., которое направлено налогоплательщику почтовой связью и вручено <дд.мм.гггг> (т. 1 л.д. 34, 35-45).

В связи с неисполнением Х.В.А. вышеуказанного требования об уплате обязательных платежей налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

<дд.мм.гггг> мировым судьей судебного участка №.... Мончегорского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №.... о взыскании с Х.В.А. задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) в общей сумме 183525,37 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №.... Мончегорского судебного района <адрес> от <дд.мм.гггг> данный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений от Х.В.А. в лице представителя по доверенности Р.С.А. (т. 1 л.д. 28).

Таким образом, в настоящее время в рамках настоящего дела за административным ответчиком числится задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере - 183525,37 руб., из которых задолженность по НДФЛ за 2021 год – 156247,48 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год – 18346,24 руб., пени – 8931,65 руб. (т. 1 л.д. 26).

Ответчиком оспаривается наличие указанной задолженности, по его мнению, ввиду отсутствия задолженности по НДФЛ за 2021 год как таковой, поскольку полученные им от работодателя суммы не являются доходом, облагаемым подоходным налогом, а являются компенсационными выплатами, т.е. доходом, не подлежащим налогообложению, следовательно, уплаченные им в счет страховых взносов за 2022 год и другие, находящиеся на едином налоговом счете суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, были необоснованно учтены налоговым органом в счет погашения отсутствующей задолженности по НДФЛ за 2021 год, и незаконно начислены пени за несвоевременную уплату (неуплату) как НДФЛ, так и страховых взносов, обязанность по уплате которых была им исполнена.

Действительно, в ходе судебного разбирательства установлено, что в 2021 году, а именно, <дд.мм.гггг>, <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг>.... расторгало с Х.В.А. трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности штата работников организации. После увольнения Х.В.А. вставал на учет в центре занятости населения (т. 2 л.д. 7), в связи с увольнением Х.В.А. производились компенсационные выплаты, связанные с увольнением в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства (т. 2 л.д. 21, 23, 25, 26, 27, 29, 31, 32, 41, 43, 44, 55-56), и которые в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ и п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ, как верно указано административным ответчиком, не подлежат налогообложению НДФЛ.

Вместе с тем, Х.В.А. решениями судом в каждом случае был восстановлен на работе в .... а именно, уволен <дд.мм.гггг> - восстановлен на работе с <дд.мм.гггг> на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам .... суда от <дд.мм.гггг> (т. 1 л.д. 121-125, 126-139); уволен <дд.мм.гггг> - восстановлен на работе с <дд.мм.гггг> на основании решения .... суда от <дд.мм.гггг> (т. 1 л.д. 140-145, 146-155); уволен <дд.мм.гггг> - восстановлен на работе с <дд.мм.гггг> на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам .... суда от <дд.мм.гггг> (т. 1 л.д. 100-101, 102-105, 156-162, 163-173).

При этом, судами при восстановлении Х.В.А. на прежней работе с даты, следующей за датой увольнения, в зачет оплаты времени вынужденного прогула принимались выплаты при увольнении выходного пособия, а также сохраняемого среднего заработка на период его трудоустройства (включая НДФЛ). Размер подлежащего взысканию в пользу Х.В.А. среднего заработка за время вынужденного прогула был определен судами также включая НДФЛ (т. 1 л.д. 138-139, 144-145), что вопреки доводам стороны административного ответчика свидетельствует о том, что произведенные в связи с восстановлением Х.В.А. на работе выплаты за время вынужденного прогула, являются оплатой труда работника, т.е. доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ в установленном порядке.

Увольнение Х.В.А. от <дд.мм.гггг> и его восстановление на работе с <дд.мм.гггг>, предмет настоящего спора не затрагивает, поскольку предметом спора является НДФЛ, неудержанный налоговым агентом .... при выплате налогоплательщику Х.В.А. дохода.

В связи с вышеизложенным, суд находит ошибочным довод стороны административного ответчика о том, что доход, указанный в справке ....№.... от <дд.мм.гггг> не подлежит налогообложению, поскольку он, являлся бы таковым и не подлежал налогообложению только в случае не восстановления Х.В.А. на прежней работе. Однако, поскольку ответчик был восстановлен на прежней работе с даты, следующей за датой увольнения, т.е. при восстановлении на работе статус работника был восстановлен, а статус безработного утрачен, и Х.В.А. были произведены выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула включая НДФЛ с зачетом выходного пособия, а также сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства, полученный им доход подлежит налогообложению на общих основаниях.

Суд соглашается с заявленным к взысканию налоговым органом размером задолженности, поскольку при установленных по делу обстоятельствах, обязанность Х.В.А. по уплате страховых взносов за 2022 год нельзя считать исполненной, при том, что на сумму произведенных им платежей и сумму имеющейся переплаты в счет уплаты страховых взносов была уменьшена недоимка по НДФЛ за 2021, погашение которой носит первостепенный характер.

Также суд не может согласиться с доводами стороны административного ответчика о том, что НДФЛ должен был быть исчислен и уплачен работодателем .... а также о несоответствии сумм дохода, отраженных в представленной налоговому органу справке №.... от <дд.мм.гггг> с суммами, указанными в расчетных листках Х.В.А. за эти же периоды, поскольку судебные акты по делам о восстановлении Х.В.А. на работе обязывали .... произвести выплату среднего заработка за время вынужденного прогула без удержания и перечисления в бюджетную систему НДФЛ, вместе с тем своего согласия на удержание НДФЛ в письменном виде, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось стороной административного ответчика, Х.В.А. не давал, что подтверждается и его позицией, занятой в рассматриваемом споре, следовательно у работодателя отсутствовала возможность удержать налог с полученного Х.В.А. дохода, а потому, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате НДФЛ лежала именно на налогоплательщике Х.В.А., получившем доход, с которого не был удержан налог налоговым агентом .... исходя из суммы такого дохода.

Несоответствие сумм дохода отраженного в представленной налоговому органу справке с расчетными листками Х.В.А., как установлено в ходе судебного разбирательства, обусловлено отражением в расчетный листках начислений за расчетный период, т.е. за полный месяц, а средний заработок рассчитывался с момента увольнения, т.е. за период, в связи с чем, данный довод административного ответчика отклоняется ввиду его несостоятельности, без дополнительного обоснования.

Суд соглашается и с суммой отраженного в справке ....№.... от <дд.мм.гггг> дохода Х.В.А. в 2021 году в размере 1350176,92 руб., поскольку указанную сумму дохода составляют суммы включая НДФЛ, принятые судами для расчета размера денежной суммы, причитающейся Х.В.А. за время вынужденного прогула и не оспариваемые последним при рассмотрении дел о его восстановлении на работе (1075178,19 + 274997,89) (т. 1 л.д. 138, 144).

Учитывая установленные по делу обстоятельства и требования действующего законодательства, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, на основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4870,51 рублей.

Руководствуясь статьями 179, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к Х.В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, – удовлетворить.

Взыскать с Х.В.А., зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 156247,48 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 18346,24 рублей, пени в сумме 8931,65 рублей, а всего 183525,37 рублей.

Взыскать с Х.В.А. (СНИЛС ....) государственную пошлину в бюджет муниципального образования муниципальный округ <адрес> с подведомственной территорией <адрес> в сумме 4870,51 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.А. Пронина