НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Молчановского районного суда (Томская область) от 15.02.2021 № 2А-4/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Томская область, с. Молчаново 15 февраля 2021 года

Молчановский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Бажилина В.В.,

при секретаре судебного заседания Лушовой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туманова А.Ю. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Молчановскому району Управления ФССП России по Томской области Хабеевой Ю.С. и Управлению ФССП России по Томской области о признании незаконным постановления от 27.02.2020 об обращении взыскания на денежные средства и о возложении обязанности отменить указанное постановление,

УСТАНОВИЛ:

Туманов А.Ю. обратился в Молчановский районный суд Томской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Молчановскому району Управления ФССП России по Томской области Хабеевой Ю.С. и Управлению ФССП России по Томской области о признании незаконным постановления от 27.02.2020 об обращении взыскания на денежные средства должника Туманова А.Ю. в сумме /___/ рублей /___/ копеек и о возложении обязанности отменить указанное постановление.

В обоснование исковых требований Тумановым А.Ю. указано, что 08.06.2018 на основании исполнительного листа № 2-75/2018 от 04.06.2018, выданного Молчановским районным судом Томской области, возбуждено исполнительное производство № 4267/18/70017-ИП о взыскании с него алиментов на содержание /___/.

Судебным приставом-исполнителем Хабеевой Ю.С. 27.02.2020 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника Туманова А.Ю. в сумме 10 129 рублей 17 копеек. По мнению Туманова А.Ю., какая-либо задолженность по алиментам у него отсутствует, в связи с чем постановление от 27.02.2020 является незаконным, не соответствующим требованиям статей 81, 82, 113 Семейного кодекса Российской Федерации и Перечню видов заработанной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 (далее также – Перечень, постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841).

По мнению административного истца, постановление судебного пристава-исполнителя от 06.08.2020 нарушает его имущественные права, поскольку алименты удержаны с дохода, который в силу вышеуказанного Перечня не относится к доходам, с которого допустимо взыскание алиментов. Расчет задолженности в сумме /___/ рублей /___/ копеек осуществлен приставом в постановлении от 01.08.2019, которое также оспорено истцом в Молчановском районном суде Томской области.

В судебное заседание административной истец не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик Хабеева Ю.С. также представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административный ответчик Управление ФССП России по Томской области и заинтересованное лицо Туманова О.А., уведомленные судом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суд не проинформировали и не просили об отложении рассмотрения дела.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие сторон заинтересованного лица.

Материалами административного дела подтверждается, что на основании исполнительного листа № 2-75/2018 от 04.06.2018, выданного Молчановским районным судом Томской области, 08.06.2018 возбуждено исполнительное производство № 4267/18/70017-ИП о взыскании с Туманова А.Ю. алиментов на содержание двоих несовершеннолетних детей, один из которых 03.02.2020 достиг совершеннолетия. Реализуя функции по принудительному исполнению судебного акта, судебный пристав-исполнитель Хабеева Ю.С. 16.07.2019 направила запрос в избирательную комиссию Томской области о предоставлении сведений о доходах должника. По сообщению избирательной комиссии Томской области от 22.07.2019 Туманову А.Ю. была произведена дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в территориальной избирательной комиссии Молчановского района за период с 05.02.2018 по 22.07.2020 в сумме /___/ рублей /___/ копеек. С учетом поступившей информации судебный пристав-исполнитель Хабеева Ю.С. вынесла постановление от 01.08.2019 о расчете задолженности по алиментам, определив сумму долга в размере /___/ рублей /___/ копеек. Копия постановления вручена Туманову А.Ю. 10.09.2019.

В дальнейшем, на основании постановления от 01.08.2019 о расчете задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем Хабеевой Ю.С. вынесено постановление от 27.02.2020 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке. В соответствии с представленной административным истцом детализацией операций по картам 28.02.2020 произведена операция ареста/взыскания по которой с банковской карты Туманова А.Ю. списано /___/ рублей /___/ копеек.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Как указывает административный истец, постановление судебного пристава-исполнителя от 27.02.2019 нарушает его имущественные права. Таким образом, постановление от 27.02.2019, законность которого является предметом рассмотрения по настоящему делу, затрагивает имущественные права Туманова А.Ю. и может быть оспорено им в судебном порядке.

Сроки обращения в суд, определенные частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не нарушены.

Как предусмотрено частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду при рассмотрении настоящего административного дела надлежит выяснить, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Частью 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Статьей 70 указанного Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ предусмотрено перечисление денежных средств со счетов должника в банке на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

С учетом анализа названных норм права, принимая во внимание, что полномочия судебного пристава-исполнителя по осуществлению взыскания денежных средств с банковского счета должника никем из участников дела не оспаривались, суд приходит к выводу, что постановление от 27.02.2020 принято в пределах таких полномочий.

В части оценки доводов административного истца о недопустимости обращения взыскания по алиментным обязательствам на доходы, полученные от территориальной избирательной комиссии Молчановского района, поскольку такие доходы не предусмотрены напрямую постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, суд учитывает следующее.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Статьями 80 – 83 Семейного кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы алиментных обязательств родителей. Решением Молчановского районного суда Томской области от 04.06.2018 с Туманова А.Ю. взысканы алименты на содержание /___/ Таким образом, Туманов А.Ю. обязан уплачивать алименты. Расчет размера задолженности, приведенной в постановлении судебного пристава-исполнителя от 01.08.2019 (на основании которого принято оспариваемое постановление от 27.02.2020), арифметически является правильным.

По сообщению территориальной избирательной комиссии от 22.07.2019 Туманову А.Ю. была произведена дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в территориальной избирательной комиссии Молчановского района за период с 05.02.2018 по 22.07.2020 в сумме /___/ рублей 50 копеек.

Статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Данный перечень не содержит указания на такой вид доходов, как дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии. Таким образом, закон допускает обращение взыскания на денежные суммы, выплаченные Туманову А.Ю. территориальной избирательной комиссией.

Анализ видов доходов, приведенных в вышеуказанной статье 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что законодатель исходил из недопустимости обращения взыскания на компенсационные и иные социальные выплаты, направленные на возмещение вреда, восполнение ущерба имуществу и здоровью, пенсионные и другие выплаты, связанные с поддержкой и обеспечением достойной жизни малоимущих, пострадавших граждан, лиц, осуществивших затраты в связи с трудовой и иной деятельностью. Вознаграждение за выполненную работу в избирательной комиссии к таким выплатам не относится.

В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение названной нормы права постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 утвержден Перечень видов заработанной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Подпунктом «б» пункта 1 Перечня установлено, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, в том числе, с денежного содержания (вознаграждения) и иных выплат, начисленных за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе.

Приведенная норма права предполагает удержание алиментов, в том числе, из денежных сумм, поступающих должнику в качестве вознаграждения за осуществление государственных функций. При этом трудовые или гражданско-правовые договоры у таких лиц могут отсутствовать (депутаты, выборные должностные лица, мэры, губернаторы и т.д.).

Частями 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации действуют, в том числе, территориальные избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Таким образом, территориальные комиссии реализуют государственные функции по обеспечению прав граждан избирать и быть избранными в органы власти и местного самоуправления.

Более того, Перечнем предусмотрена возможность обращения взыскания на выплаты членам избирательной комиссии муниципального образования. Постановлением Избирательной комиссии Томской области от 14 февраля 2013 года №3/23 на территориальную избирательную комиссию Молчановского района возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Молчановский район».

Оценивая в совокупности вышеприведенные требования Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в части определения видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание) и постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, суд приходит к выводу о том, что законодатель допускает обращение взыскания по алиментным обязательствам на доходы, полученные должником в качестве вознаграждения за исполнение государственных функций в территориальной избирательной комиссии.

Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии является по своему характеру платой за выполненную работу, за исполнение определенных функций, что соответствует положениям пункта 1 Перечня. Такое вознаграждение нельзя отнести к компенсационным выплатам, гарантиям и иным видам социальной поддержки, из которых не могут производиться удержания в силу статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Иное истолкование нормативных правовых актов повлечет ущемление прав ребенка на получение материального содержания от родителей, обязанных платить алименты.

Суд также принимает во внимание, что решением Молчановского районного суда Томской области от 15.11.2019 отклонены доводы Туманова А.Ю. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 01.08.2019, которым произведен расчет задолженности в сумме /___/ рублей /___/ копеек. Решение оставлено без изменения апелляционным определением Томского областного суда от 18.09.2020.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления от 27.02.2020 об обращении взыскания на денежные средства и об отсутствии основания для возложения обязанности на административных ответчиков отменить данное решение. Постановление от 27.02.2020 вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением процедуры и в рамках установленной законом компетенции и с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих алиментные обязательства родителей. Права, свободы и законные интересы Туманова А.Ю. при этом не нарушены.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Туманова А.Ю. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Молчановскому району Управления ФССП России по Томской области Хабеевой Ю.С. и Управлению ФССП России по Томской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 27.02.2020 об обращении взыскания на денежные средства должника Туманова А.Ю. в сумме /___/ рублей /___/ копеек и о возложении обязанности отменить указанное постановление отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Молчановский районный суд Томской области.

Судья /подпись/ В.В. Бажилин

Решение не вступило в законную силу.

.

.

.