2-186/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2019 г. с.Мокроусово
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Хреновой Н.А.,
с участием:
представителя истца ФИО1
ответчика ФИО2
представителя ответчика ФИО3
представителя Финансового отдела Администрации Мокроусовского района Курганской области ФИО4
представителя МКУ Районного отдела культуры ФИО5
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Мокроусовского района Курганской области к ФИО2 о возмещении материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Мокроусовского района Курганской области обратилась в Мокроусовский районный суд с иском к ФИО2 о возмещении материального ущерба в размере 79900 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 31.08.2017 по 12.09.2017 Финансовым отделом Администрации Мокроусовского района в МКУДО «Мокроусовская Детская школа искусств» проведена проверка планирования расходования фонда оплаты труда с начислениями за период 2016 года, и период с января по август 2017 года. Проверка начата 31.08.2017, окончена 12.09.2017. Директором МКУДО «Мокроусовская Детская школа искусств» в период с 29.08.2011 по 19.06.2019 являлась ФИО2 В акте проверки от 14.09.2017 указано, что в нарушение Положения об оплате труда школы искусств, утвержденного 21.12.2016 в результате недобросовестных действий директором МКУДО «Мокроусовская ДШИ» ФИО2 в отношении себя незаконно (без распоряжений (приказов) учредителя и работодателя) были установлены и перечислены стимулирующие выплаты, в том числе за исполнение функций, относящихся к ее должностным обязанностям: за 2016 год на сумму 43700 рублей, за январь - август 2017 года – 36200 рублей, всего на сумму 79900 рублей. 01.11.2017 в адрес директора МКУДО «Мокроусовская ДШИ» ФИО2 направлена претензия с требованием возместить незаконно отвлеченные денежные средства в районный бюджет. Истец просит взыскать с ответчика сумму материального ущерба в размере 79 900 рублей.
Представитель Администрации Мокроусовского района Курганской области ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, подтвердила обстоятельства, указанные в иске. Пояснила, что директор школы искусств ФИО2 выносила приказы о начислении себе стимулирующих надбавок как педагогу, которые не установлены Положением об отраслевой системе оплаты труда, утвержденным Постановлением Администрации района № от 05.11.2014. Полагает, что срок исковой давности для обращения с иском в суд истцом не пропущен, так как подлежат применению нормы гражданского законодательства об исковой давности, согласно которым данный срок составляет три года.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что работала в должности директора МКУДО «Мокроусовская ДШИ», а также в качестве педагога указанного учреждения. В июле 2019 года она уволена с должности директора, но в настоящее время продолжает работать в качестве педагога МКУДО «Мокроусовская ДШИ». При этом полагает, что надлежащим образом исполняла свои должностные обязанности руководителя учреждения. По выявленным нарушениям в финансово-хозяйственной сфере она к какой-либо ответственности не привлекалась. Считает, что каких – либо действий, явно выходящих за пределы ее полномочий, не совершала. Начисление заработной платы по должности преподаватель и директор производились ФИО2 раздельно бухгалтерией МКУДО «Мокроусовская ДШИ». Стимулирующие выплаты по должности преподаватель производились на основании коллективного договора, по решению комиссии по распределению стимулирующих выплат по согласованию с представителем трудового коллектива. Все выплаты производились в рамках установленных лимитов, которые ежемесячно согласовывались со специалистом Финансового отдела Мокроусовского района.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Считает, что Финансовым отделом Администрации района нарушена процедура проверки, которая была проведена в отношении МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» с 31.08.2017 по 12.09.2017, и процедура вынесения представления. Иск в отношении ФИО2 подан неуполномоченным лицом. При обращении с иском в суд Администрацией Мокроусовского района пропущен срок исковой давности, который составляет один год. Все приказы по стимулирующим выплатам, которые выносились ФИО2, соответствуют коллективному договору и Трудовому кодексу РФ, согласованы с комиссией по распределению стимулирующих выплат и с представителем трудового коллектива.
Представитель третьего лица МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района Курганской области» ФИО5 в судебном заседании исковые требования Администрации Мокроусовского района поддержала в полном объеме, и пояснила, что ФИО2 работала в должности директора МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» с 01.04.2000 по 21.06.2019 включительно. Работодателем директора учреждения являлся МКУ «Отдел культуры». В 2014 году школа искусств перешла на отраслевую систему оплаты труда. Финансовым отделом Администрации района, как главным распорядителем бюджетных средств района, в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области № от 09.08.2011 года разработано Положение об отраслевой системе оплаты труда, которое было утверждено Постановлением Администрации района №523 от 05.11.2014, и является единственным документом, регулирующим оплату труда работников МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ». В данном документе определены должностные оклады работников, содержится исчерпывающий перечень стимулирующих и компенсационных выплат и их размеры. Заработная плата (должностной оклад и надбавки) устанавливалась директору ФИО2 в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда, утвержденным Постановлением Администрации района № от 05.11.2014. МКУДО «Мокроусовская ДШИ» финансируется из бюджета района. Расходные целевые статьи бюджета оплата труда заложены через ДШИ. В штате учреждения до 04.10.2019 имелась ставка главного бухгалтера. МКУ «Отдел культуры» только издавало приказы о предоставлении отпуска, о направлении в командировку и т.п. С 05.10.2019 финансовое обслуживание учреждения осуществляется централизованной бухгалтерией МКУ «Отдел культуры» по договору от 05.10.2019. В 2017 году Финансовым отделом Администрации проведена проверка финансово-экономической деятельности МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ». Актом проверки установлено, что неправомерные действия директора ФИО2 повлекли незаконную выплату заработной платы, неэффективное использование бюджетных средств. Полагает, что переплата денежных средств, заявленная истцом к взысканию с ответчика, образовалась ввиду недобросовестности со стороны директора школы искусств ФИО2, ее злоупотребления должностными полномочиями, и совершения ей неправомерных действий, которые привели к незаконным выплатам.
Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации Мокроусовского района Курганской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что в сентябре 2017 года проведена проверка планирования и расходования фонда оплаты труда с начислениями МКУДО «Мокроусовская ДШИ» за период 2016 года и январь-август 2017 года. Фактически без разрешения работодателя, приказами по учреждению Кравцова лично себе устанавливала стимулирующие выплаты, в том числе за исполнение функций, относящихся к ее должностным обязанностям: добросовестное исполнение должностных обязанностей, ремонт системы горячего водоснабжения, за работу с документами в период отчетности. Кроме того, приказами директора школы искусств за январь-август 2017 года предусмотрены выплаты за работу в условиях эксперимента по программам Федеральных государственных требований в образовательных учреждениях дополнительного образования детей Курганской области, в том числе директору ФИО2 в размере 1,5 тыс. руб. ежемесячно, хотя школа не принимает участия в какой –либо программе. По приказу от апреля 2017 года ФИО2 как преподавателю выплачена единовременная выплата к отпуску в сумме 4,7 тыс. руб., отпуск по приказу был в июне 2017 года. Положение об оплате труда школы искусств, пункты коллективного договора, касающиеся оплаты труда, не соответствуют требованиям, установленным Положению об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных казенных образовательных организаций, подведомственных МКУ «Районный отдел культуры Мокроусовского района», утвержденному постановлением Администрации Мокроусовского района от 05.11.2014 №. Виды выплат не соответствуют нормативным документам.
Представитель третьего лица МКУДО «Мокроусовская ДШИ» ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве на исковое исковые требования поддержала в полном объеме, указывая, что школа искусств перешла на отраслевую систему оплаты труда в соответствии с рекомендациями Правительства Курганской области. Финансовым отделом Администрации района, как главным распорядителем бюджетных средств района, в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области № от 09.08.2011 было разработано Положение об отраслевой системе оплаты труда, которое утверждено Постановлением Администрации района № от 05.11.2014. Данный документ содержит исчерпывающий перечень стимулирующих и компенсационных выплат и их размеры. Считает, что переплата денежных средств, заявленная истцом к взысканию с ответчика, образовалась ввиду недобросовестности со стороны директора школы искусств ФИО2, ее злоупотребления должностными полномочиями, и совершения ей неправомерных действий, которые привели к незаконным выплатам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом начальника МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» от 29.07.2011 N 17 ФИО2 с 01.04.2000 принята в МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» на должность директора Детской музыкальной школы с.Мокроусово (т.1 л.д.39,40).
Кроме того, 31.05.2016 года МКУДО «Мокроусовская ДШИ» заключило с ФИО2 трудовой договор как с преподавателем, с датой начала работы с 01.06.2016 года (т.1 л.д.199-201)
В соответствии с приказом начальника МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» от 19.06.2019 N 51, трудовой договор с директором МКУДО «Мокроусовская детская школа искусств» ФИО2 прекращен с 21.06.2019 (т.1 л.д.63-64).
Согласно пунктам 3.4, 3.9, 3.10, 3.11 должностной инструкции директора детской школы искусств, на директора возложены, в том числе функции по определению структуры управления школой и штатного расписания по согласованию с Органом управления; установлению ставок заработной платы и должностных окладов работников школы в соответствии с правовыми актами органа местного самоуправления; утверждению расписания занятий обучающихся, графиков работы и педагогической нагрузки работников школы, тарификационных списков и графиков отпусков (л.д.58-62).
В соответствии с Уставом МКУДО «Мокроусовская ДШИ», зарегистрированным Межрайонной ИФНС по г.Кургану 22.07.2016 г. на основании постановления Администрации Мокроусовского района № от 18.05.2016 г. (т.1 л.д.120-132) учредителем является муниципальное образование Мокроусовский район Курганской области. Функции и полномочия учредителя МКУДО «Мокроусовская ДШИ» исполняет Администрация Мокроусовского района Курганской области непосредственно, либо через органы управления – МКУ «Районный отдел культуры» и финансовый отдел Администрации Мокроусовского района (пункт 6).
Учредитель в установленном порядке согласовывает назначение на должность и освобождение от должности директора Учреждения (пункт 81).
В компетенции Органа управления (МКУ «Районный отдел культуры») – принимает на работу директора Учреждения, освобождает его от занимаемой должности (пункт 82).
Имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования (пункт 65).
В соответствии с Положением об Администрации Мокроусовского района Курганской области (т.1 л.д.149-163) Глава Мокроусовского района руководит Администрацией Мокроусовского района на принципах единоначалия (пп.3 п. 1 ст. 17).
Администрация Мокроусовского района осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности (ч. 1 ст. 6).
В соответствии с пп.6 п.2 ст. 25 Устава Мокроусовского района Курганской области Глава Мокроусовского района назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений Мокроусовского района.
Распоряжением №-р от 18.05.2016 г. Администрации Мокроусовского района МКУ «Районный отдел культуры» наделен отдельными полномочиями в части приема на работу, освобождения от занимаемой должности директора МКУДО «Мокроусовская ДШИ».
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу положений Устава Мокроусовского района Курганской области Глава муниципального района как высшее должностное лицо муниципального района, в том числе издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения (п. 3 ч. 1 ст. 25).
Согласно ст. 35 Устава Мокроусовского района Курганской области Глава Мокроусовского района в пределах своих полномочий, установленных Уставом и решениями Мокроусовской районной Думы, издает постановления и распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции; постановления Администрации Мокроусовского района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области, а также распоряжения Администрации муниципального района по вопросам организации работы Администрации Мокроусовского района (т.1 л.д.92-107).
В соответствии ч. 2 ст. 37 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу положений ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Размеры окладов и выплат, а также условия их предоставления определяются в соответствии с разработанными в учреждении локальными нормативными актами по оплате труда, к которым относятся положения об оплате труда.
В соответствии со ст.143 Трудового кодекса РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Согласно ст.144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При разработке положения об оплате труда работников в 2014 г. государственным (муниципальным) учреждениям следует учитывать требования Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г., утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, Протокол N 11.
Содержащиеся в положении об оплате труда нормы, касающиеся установления отдельных выплат, не должны противоречить (ст. 144 ТК РФ):
- федеральным законам и иным нормативным правовым актам - во всех учреждениях;
- законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ - в государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях;
- нормативным правовым актам органов местного самоуправления - в муниципальных учреждениях.
Стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера также должны определяться трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а применительно к муниципальным учреждениям, в том числе в сфере образования, культуры - должны учитывать единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области № от 05.11.2014 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных казенных образовательных организаций, подведомственных МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» (т.1 л.д.124-135).
Данное Положение принято уполномоченным органом, в пределах установленных полномочий с соблюдением порядка его принятия и опубликования и подлежит исполнению.
Постановлениями Администрации Мокроусовского района № от 26.11.2015, № от 16.05.2018, № от 20.11.2018 внесены изменения в постановление Администрации Мокроусовского района Курганской области № от 05.11.2014 О введении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных казенных образовательных организаций, подведомственных МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района», в редакции которого он действует (т.1 л.д.136-138, 143-144, 145-146).
Разделами 1 и 2 положения установлен порядок и размеры оплаты труда работников муниципальных казенных образовательных организаций, в систему оплаты труда входит оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (т.1 л.д.125-127).
Положением предусмотрены рекомендуемые размеры окладов руководителя образовательной организации в виде 11315 рублей (минимальный размер) и 13578 рублей (максимальный размер) (т.1 л.д.132).
Также разделами 4, 5, и 7 положения установлены компенсационные выплаты и стимулирующие.
В соответствии с п.17 раздела 4 Положения, в целях поощрения работников образовательного учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат: - персональные повышающие коэффициенты к должностному окладу; - за квалификационную категорию; - за выслугу лет; - за качество выполняемых работ; - премиальные выплаты по итогам работы (т.1 л.д.127).
Пунктом 60 раздела 7 Положения об оплате труда предусмотрено, что руководителю образовательной организации устанавливаются стимулирующие выплаты, учитывающие специфику образовательной организации, к должностному окладу по результатам деятельности образовательной организации за предыдущий.
В соответствии с трудовым договором от 29.08.2011 (п.2.1 – действие трудового договора распространяется на правоотношения с 1 апреля 2000 года), заключенным между МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» и директором ФИО2, дополнительными соглашениями к трудовому договору от 29.08.2011, дополнительным соглашением от 01.11.2012 N 3 к трудовому договору от 29.08.2011, Положением об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных казенных образовательных организаций, подведомственных МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района» ответчику ФИО2 установлен должностной оклад, коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 0,15 к общей сумме заработной платы, за работу в сельской местности – 25% к должностному окладу, за выслугу лет -30%, за образование – 30%, за численность учащихся до 100 человек – повышающий коэффициент 0,1, за реализацию дополнительных предпрофессиональных образовательных программ - повышающий коэффициент 0,1. С целью поощрения руководителя образовательной организации производилась единовременная выплата к отпуску в размере 2,4 должностного оклада (л.д.65-81). Пунктом 20 дополнительных соглашений от 15.05.2013г. №4, №5 предусмотрено, что одним из условий осуществления иных выплат стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «р» пункта 9 настоящего трудового договора (л.д.73-79).
В период 2016 года, с января по август 2017 года ФИО2, приказами по учреждению установила себе следующие стимулирующие выплаты:
- добросовестное исполнение должностных обязанностей (приказ №138 от 27.01.2016 – 3000 руб., приказ №147 от 25.03.2016 – 800 руб., приказ №152 от 27.04.2016 – 900 руб., приказ №161 от 25.05.2016 – 1000 руб., приказ №16 от 30.08.2016 – 5000 руб., приказ №30 от 27.10.2016 – 4500 руб., приказ №35 от 23.12.2016 – 4500 руб., приказ №39 от 27.01.2017 – 5200 руб., приказ №43 от 27.02.2017 -2600 руб., приказ №45 от 25.03.2017 – 2600 руб.), всего на сумму 30100 руб.;
- работа в условиях эксперимента (ФГТ) (приказ №39 от 27.01.2017 – 1500 руб., приказ №43 от 27.02.2017 -1500 руб., приказ №45 от 25.03.2017 – 1500 руб., приказ №47 от 25.04.2017 – 1500 руб., приказ №50 от 25.05.2017 – 1500 руб., приказ №60 от 19.06.2017 – 1500 руб.), всего на сумму 9000 руб.;
- выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса (работа с документами) (приказ №161 от 25.05.2016 – 1000 руб., приказ №7 от 14.06.2016 – 2000 руб., приказ №25 от 29.09.2016 – 11500 руб., приказ №35 от 23.12.2016 – 500 руб., приказ №39 от 27.01.2017 – 3500 руб., приказ №43 от 27.02.2017 -2500 руб., приказ №45 от 25.03.2017 – 1000 руб., приказ №47 от 25.04.2017 – 500 руб., приказ №50 от 25.05.2017 – 1000 руб.), всего на сумму 23500 руб.;
- выполнение порученной работы – работа с системой АВЕРС (приказ №7 от 14.06.2016 – 1000 руб., приказ №16 от 30.08.2016 – 1000 руб., приказ №30 от 27.10.2016 – 1000 руб., приказ №32 от 28.11.2016 – 1000 руб., приказ №35 от 23.12.2016 – 1000 руб., приказ №43 от 27.02.2017 - 1000 руб.), всего на сумму 6000 рублей;
- ремонт системы горячего водоснабжения (приказ №45 от 25.03.2017) – 1500 руб.;
- выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса, подготовка материалов к самообследованию (приказ №151 от 27.04.2016) – 1000 руб.;
- единовременная выплата к отпуску (приказ №47 от 25.04.2017) – 4700 руб.;
- по итогам профориентационной работы (приказ №16 от 30.08.2016) – 3000 руб.;
- за подготовку и проведение к празднику семьи и концерта (приказ №45 от 25.03.2017) – 1100 руб. (т.1 л.д.21-37).
Финансовым отделом Администрации Мокроусовского района Курганской области с 31.08.2017 по 12.09.2017 проведена проверка планирования и расходования фонда оплаты труда с начислениями в МКУДО «Детская школа искусств». Выявлены переплаты денежных средств ФИО2 в период 2016 года и с января по август 2017 года на сумму 79900 рублей. По результатам проверки составлен акт от 14.09.2017, согласно которому установлено, что стимулирующие выплаты ответчику произведены с нарушением законодательства, то есть не соответствуют стимулирующим выплатам, установленным Положением об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных казенных образовательных организаций, подведомственных МКУ «Районный отдел культуры Администрации Мокроусовского района», утвержденным Постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области № от 05.11.2014 (т.1 л.д.9-13,17-20,41-45).
Согласно ведомостям по заработной плате, реестров на выплату, расчетных листов за спорный период ответчику фактически начислены и выплачены стимулирующие надбавки на сумму в размере 79 900 руб. (т.1 л.д.229-242, т.2 л.д.2-95).
Факт получения данной суммы не оспаривался ответчиком и подтверждается письменными доказательствами.
Вместе с тем, суд учитывает то, что в суде представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд, предусмотренного положениями ст. 392 ТК РФ.
Согласно ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Если работодатель пропустил срок для обращения в суд, судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения заявлено ответчиком и истцом не будут представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления (ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации). К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю").
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Суд приходит к выводу, о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, поскольку днем обнаружения ущерба по последней выплате стимулирующей суммы является 28 июня 2017 года – дата получения ответчиком (т.2 л.д.17), при этом исковое заявление подано в суд 22 октября 2019 года, т.е. за пределами установленных законом сроков.
Уважительных причин, объективно препятствовавших истцу своевременно обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями, не установлено, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
Доводы истца о применении норм гражданского законодательства об исковой давности, не могут быть приняты во внимание, поскольку Администрация Мокроусовского района, несмотря на делегирование полномочий МКУ «Районный отдел культуры» в части приема на работу и освобождения от занимаемой должности директора МКУДО «Мокроусовская ДШИ», выступает работодателем в отношении директора школы искусств, и к заявленным требованиям о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, подлежат применению положения трудового законодательства, регламентирующего порядок обращения в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, а не нормы закона, регулирующего гражданско-правовые отношения.
Поскольку до вынесения судом решения представителем ответчика заявлено о применении последствий пропуска срока для обращения в суд, суд удовлетворяет требования ответчиков, и отказывает истцу в удовлетворении исковых требований, так как данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, без дачи оценки в части обоснованности исковых требований.
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Администрации Мокроусовского района Курганской области к ФИО2 о возмещении материального ущерба, отказать, в связи с истечением срока исковой давности.
Настоящее решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.А. Хренова
Мотивированное решение суда изготовлено 02 декабря 2019 года.