НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мокроусовского районного суда (Курганская область) от 09.02.2024 № 2-27/2024

УИД:45RS0013-01-2023-000549-48

дело № 2-27/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Мокроусово 09 февраля 2024 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой Н.В.,

с участием заместителя прокурора Мокроусовского района Курганской области Путькова И.Ю.

при секретаре Квашниной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному казенному учреждению «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда и возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному казенному учреждению «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», (далее МКУ «Мокроусовский музей»), Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда и возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности в МКУ «Мокроусовский музей», в результате которой установлено нарушение. В силу Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На основании ч.2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 3426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон №426-ФЗ») специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды т трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Согласно п.1 ч.2 ст. 4 Федерального закона №426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. В Соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона №426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В нарушение указанных требований закона, в МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», не проведена аттестация 5 рабочих мест, а именно по должности: 1 - директор, 1 - главный научный сотрудник; 1 - главный хранитель музейных предметов; 1 - менеджер экскурсионно-выставочной деятельности; 1 - смотритель - экскурсовод. Таким образом, в настоящее время работники, осуществляющие трудовую деятельность в МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», лишены права на получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействиях вредных и (или) опасных производственных факторов, а также лишены возможности получения дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.8 Устава Мокроусовского муниципального округа, утвержденного решением Мокроусовской районной Думы от 21.07.2022 №48, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Мокроусовского района обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Указанная норма Устава соответствует положениям п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация Мокроусовского муниципального округа Курганской области является учредителем МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», что подтверждается п.3 раздела 1 Устава учреждения МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств своего учредителя. Таким образом, МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», Администрация Мокроусовского муниципального округа обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда работников. Несвоевременное проведение специальной оценки условий труда нарушает права работников на безопасные условия и охраны труда. В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, истец просит: 1.обязать МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством 5 рабочих мест, а именно по должности: 1 - директор, 1 - главный научный сотрудник; 1 - главный хранитель музейных предметов; 1 - менеджер экскурсионно-выставочной деятельности; 1 - смотритель – экскурсовод; 2. возложить на Администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области в месячный срок после вступления решения в законную силу обязать произвести финансирование мероприятий, направленных на проведение специальной оценки труда в МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» по следующим 5 рабочим местам, а именно по должности: 1 - директор, 1 - главный научный сотрудник; 1 - главный хранитель музейных предметов; 1 - менеджер экскурсионно-выставочной деятельности; 1 - смотритель - экскурсовод.

В судебном заседании заместитель прокурора Мокроусовского района Курганской области Путьков И.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Муниципального казенного учреждения «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, согласно письменному отзыву указал, что МКУ «Мокроусовский музей» является казенным учреждением и финансируется из бюджета муниципального округа. 18.12.2023 учреждением заключен договор №292-23СОУТ45 на выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда в МКУ «Мокроусовский музей» с ООО «Центр безопасности труда». Срок выполнения работ в течение 120 календарных дней с даты заключения договора. В настоящее время исполнителем ведутся работы. В 2018 году в МКУ «Мокроусовский музей» проводилась специальная оценка условий труда, вредных и неблагоприятных факторов выявлено не было. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.76).

Представители Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, Муниципального казенного учреждения «Мокроусовский центр культуры», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве сообщили, что в настоящее время между МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» и ООО Центр безопасности труда заключен договор на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда от 18.12.2023, срок выполнения работ составляет 120 календарных дней, с даты заключения договора, оплата по настоящему договору будет произведена не позднее 15 рабочих дней после подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.35, 121).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от дата N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.09.2023 (далее также - Федеральный закон от дата N 426-ФЗ).

Исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), специальная оценка условий труда - комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, то есть оценивается непосредственно рабочее место.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

А согласно части 4 указанной статьи специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

В ходе судебного заседания установлено, что Муниципальному казенному учреждению «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также Уставом МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» (л.д.13-27).

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, прокуратурой Мокроусовского района Курганской области в МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», выявлены нарушения трудового законодательства: в нарушение положений статьи 212 ТК РФ, пункта 4 статьи 8 Закона N 426-ФЗ, юридическим лицом не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, а именно, не проведена специальная оценка условий труда в МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» 5 рабочих мест: 1 - директор, 1 - главный научный сотрудник; 1 - главный хранитель музейных предметов; 1 - менеджер экскурсионно-выставочной деятельности; 1 - смотритель - экскурсовод (л.д.6).

МКОУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей»» является работодателем. Согласно штатному расписанию в МКОУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» имеется 5 ставок работников. Однако, в нарушение требований трудового законодательства в МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» не проведена специальная оценка условий труда, согласно штатному расписанию. Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела информацией директора МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» (л.д.7-10).

Установленные обстоятельства в части нарушения требований трудового законодательства, в связи с не проведением специальной оценки условий труда (далее СОУТ), ущемляют права работников, работающих в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем и должны быть устранены путем проведения СОУТ.

Уставом МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» предусмотрено, что учредителем МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» является муниципальное образование Мокроусовский муниципальный округ Курганской области в лице Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области. Органом управления Учреждения является Муниципальное казенное учреждение «Мокроусовский центр культуры». Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа Курганской области.

В соответствии с п.п.1 п.2.4 Устава МКУ «Мокроусовский центр культуры» его отраслевым подведомственным учреждением является МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», а согласно п.4 Устава, МКУ «Мокроусовский центр культуры» выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств отрасли, формирует муниципальные задания для учреждений культуры района в соответствии с видами их деятельности. Также МКУ «Мокроусовский центр культуры» осуществляет контроль над состоянием охраны труда и техники безопасности в подведомственных учреждениях и структурных подразделениях.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.8 Устава Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Указанная норма Устава соответствует положениям п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Организация, проводящая СОУТ, проводит работу для обеспечения нужд МКУ «Мокроусовский музей».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на проведение СОУТ, должна быть возложена на - муниципальное образование Администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области.

Обязанность по устранению нарушений трудового законодательства и проведению СОУТ, суд возлагает на «МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей».

Указанный в исковом заявлении срок проведения СОУТ и осуществления финансирования, суд находит разумным и обоснованным. Каких-либо документов свидетельствующих о наличии препятствий для исполнения заявленных требований в указанный срок, ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, с МКУ «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», Администрации Мокроусовского Муниципального округа Курганской области, государственная пошлина взысканию не подлежит

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному казенному учреждению «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей», Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда и возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда, удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством 5 рабочих мест: 1 - директор, 1 - главный научный сотрудник; 1 - главный хранитель музейных предметов; 1 - менеджер экскурсионно-выставочной деятельности; 1 - смотритель - экскурсовод, с результатами которой ознакомить работников вышеуказанного учреждения.

Возложить на Администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области в месячный срок после вступления решения в законную силу обязать произвести финансирование мероприятий, направленных на проведение специальной оценки труда в Муниципальном казенном учреждении «Мокроусовский районный историко-краеведческий музей» 5 рабочих мест: 1 - директор, 1 - главный научный сотрудник; 1 - главный хранитель музейных предметов; 1 - менеджер экскурсионно-выставочной деятельности; 1 - смотритель - экскурсовод.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области.

Судья