Дело № 2а-233/2020
УИД 80RS0002-01-2020-000424-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Могойтуй 06 июля 2020 года
Судья Могойтуйского районного суда Забайкальского края Бальжинимаев Б.Б., рассмотрев в упрощенном порядке административное дело № 2а-233/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Забайкальскому краю к ФИО2, в лице его законного представителя ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество в общей сумме 3 103,03 руб. в том числе: земельный налог (городское поселение) в размере 293 руб., пеня в размере 4,94 руб.; налога на имущество в размере 242 руб., пеня в размере 3,32 руб.; земельный налог (сельское поселение) в размере 2 518 руб., пеня в размере 41,77 руб.,
установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Забайкальскому краю обратилась в Могойтуйский районный суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указала, что согласно сведениям, содержащимся в базе данных инспекции, должник имеет в собственности следующее имущество, которое в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» признается объектом налогообложения налога на имущество физических лиц. Жилой дом по адресу: <адрес>. Кадастровый №, площадь 23,50, дата регистрации права <ДАТА> Жилой дом по адресу: 673830, <адрес>, д. б/н, кадастровый №, площадь 58,80, дата регистрации права <ДАТА> Должник обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год не позднее 01.12.20165 г., за 2016 год не позднее 01.12.2017 г.
На основании ст. 69 НК РФ налогоплательщику были направлены требования от 21.12.2016 г. № 35030, от 21.02.2018 г. № 631 об уплате налогов на имущество.
Указывает, что требования налогоплательщиком не исполнены.
Ссылаясь на ст. 95 КАС РФ, в обоснование причин пропуска процессуального срока на подачу заявления указывает следующее: сбои в формировании заявления в связи с конвертацией на новую программу электронной обработки данных. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ.
На основании изложенного, просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании транспортного налога. Взыскать с ФИО2, в лице его законного представителя ФИО1 задолженность в общей сумме 3 103,03 руб. в том числе: земельный налог (городское поселение) в размере 293 руб., пеня в размере 4,94 руб.; налога на имущество в размере 242 руб., пеня в размере 3,32 руб.; земельный налог (сельское поселение) в размере 2 518 руб., пеня в размере 41,77 руб.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела. Представитель по доверенности Дамбаева Б.Б. направила ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался по последнему известному месту жительства.
В соответствии со ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом ст. 289 КАС РФ, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
В соответствии с п. 7 ст. 150 КАС РФ неявка в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, и (или) их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
При этом согласно части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
На основании изложенного, суд рассматривает настоящее административное дело в упрощенном (письменном) производстве в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании ст. 52 НК Российской Федерации ответчику направляется уведомление на уплату указанных выше налогов.
По правилам абз. 3 п. 2 ст. 52 НК Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» должник признается объектом налогообложения налога на имущество физических лиц.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания приведенных выше норм права, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п.п.1, 3 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
В силу п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как указано в абз.2 п.6 ст.75 НК РФ, принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пеня может быть начислена на недоимку по налогу, право на взыскание которой не утрачено, не пропущен срок для его принудительного взыскания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в адрес налогоплательщика направлено требование от 21.12.2016 г. № 35030, от 21.02.2018 г. № 631 об уплате налогов на имущество. В требовании указаны сроки их исполнения.
Требование об уплате налога и пени оставлено административным ответчиком без исполнения.
Срок предъявления физическому лицу заявления в рамках настоящего дела приходится на 2018 год.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как следует из разъяснений, данных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Административное исковое заявление поступило в Могойтуйский районный суд Забайкальского края 08 июня 2020 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного законом.
Уважительных причин для восстановления срока на обращение в суд не имеется, а изложенная в заявлении о восстановлении срока причина его пропуска – сбои в формировании заявления в связи с конвертацией на новую программу электронной обработки данных, не может быть признана уважительной. Межрайонная ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю к ФИО2 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
Ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Забайкальскому краю о восстановлении пропущенного срока обращения в суд оставить без удовлетворения.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Забайкальскому краю о взыскании с ФИО2, в лице его законного представителя ФИО1 задолженности по налогу на имущество в общей сумме 3 103,03 руб. в том числе: земельный налог (городское поселение) в размере 293 руб., пеня в размере 4,94 руб.; налога на имущество в размере 242 руб., пеня в размере 3,32 руб.; земельный налог (сельское поселение) в размере 2 518 руб., пеня в размере 41,77 руб. – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Б.Б. Бальжинимаев