НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Могочинского районного суда (Забайкальский край) от 17.06.2020 № 2-188/20

УИД 75RS0016-01-2020-000259-58

Дело № 2-188/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча 17 июня 2020 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Вишняковой Е.Н.,

при секретаре Домашонкиной Е.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчиков – администрации муниципального района «Могочинский район», комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к администрации муниципального района «Могочинский район», комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, начисленного и не выплаченного перерасчета заработной платы, компенсации в возмещение морального вреда,

установил:

ФИО1 обратились в суд с иском к администрации муниципального района «Могочинский район» (далее по тексту администрация МР «Могочинский район»), к комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» (далее по тексту комитет образования администрация МР «Могочинский район») (том1 л.д. 3-6) в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 сентября 2017 г. по декабрь 2018 года в сумме 148210 руб. 68 коп., компенсацию в возмещение морального вреда в сумме 50000 руб., ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу к ответчику на должность бухгалтера. Порядок выплаты заработной платы регулируется Положением «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» (далее по тексту Положение об оплате труда). Ответчик принял истца на работу и начислял заработную плату с 01.09.2017 г. согласно Положению об оплате труда, утвержденному Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014, утратившему силу 31.08.2017г., что является нарушением. В соответствии с Положением об оплате труда, утвержденным Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017, размеры базовых окладов не изменились, размер стимулирующих выплат за интенсивность был изменен без учета градации квалификационных уровней с указанием максимального размере до 45 % должностного оклада, а также размер ежемесячного денежного поощрения с указанием максимального размера до 130 % должностного оклада, в сторону увеличения в сравнении с предыдущим Положением об оплате труда №155 от 26.09.2014 года. Таким образом, за период с 01 сентября 2017 г. по декабрь 2018 года ответчик недоначислил и не выплатил заработную плату истцу в размере 148210,68 рублей. Кроме того, недобросовестными действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания.

ФИО1 дополнила заявленные требования (том 1 л.д.62-63), также просила взыскать с ответчиков начисленный и невыплаченный перерасчет заработной платы за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 в сумме 51290 руб. 53 коп., ссылаясь на то, что в указанный период заработная выплачивалась истцу в меньшем размере. Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №292 от 25.06.2019 были внесены изменения в Положение об оплате труда, согласно которому производилось увеличение оклада и уменьшение размера ежемесячного денежного поощрения. В сентябре 2019 года был произведен перерасчет за период с 01.01.2019 по 31.08.2019, но не выплачен. Основанием для перерасчета является приказ комитета образования №74 от 09.09.2019г.

В письменном отзыве представитель ответчиков –администрации МР «Могочинский район», комитета образования администрации МР «Могочинский район» по доверенности ФИО2 (том 1 л.д.106-121) считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3.6.7. Положения об оплате труда, утвержденное Решением Совета муниципального района "Могочинский район" от 31.08.2017 N 101 размеры стимулирующих выплат за интенсивность назначаются работникам за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. По результатам анализа документов, предоставленных Комитетом образования администрации муниципального района процент ежемесячного денежного поощрения и за интенсивность установлен в пределах предусмотренного процентного соотношения стимулирующей и премиальной выплаты. Бухгалтерам централизованной бухгалтерии установлены следующие проценты выплат: ежемесячное денежное поощрение 70%, за интенсивность 25%. По мнению истца, ежемесячное денежное поощрение у бухгалтера должно быть 130 %, а за интенсивность 45%. В Положении об оплате труда указано, что надбавка за интенсивность выплачивается за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. Бухгалтер, программист, документовед экономист, инженер по охране труда, должности по которым установлена I и II внутридолжностная категория, производственное наименование «ведущий», заместитель главного бухгалтера относятся к ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих третьего уровня» и каждая должность принадлежит к тому или иному квалификационному уровню. В связи, чем процентное соотношение надбавок уже не может быть одинаковое, у всех вышеперечисленных должностей в виду разного выполняемого объемы работ и ответственности, которая возлагается на работника. Между работодателем и работниками комитета образования администрации МР «Могочинский район» не были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, свидетельствующие об изменении условий, ранее определенных трудовыми договорами в сторону увеличения заработной платы в период с 01.07.2017 по 07.09.2019 годов. Также в период с 01 сентября 2017 года материальное положение работников ухудшено не было. Оклады, установленные штатным расписанием 2017 -2018 года, указывают на то, что они установлены в соответствии с Положением об оплату труда, утвержденным 31.08.2017 N 101 в редакции решения совета от 21.02.2018 N 173. Согласно расчетам установлено, что истцу ФИО1 за период с сентября 2017 года по декабрь 2018 года, была начислена заработная плата с переплатой, которая составила 18684,59 руб. Таким образом, со стороны ответчика не было допущено нарушений по не доначислению и невыплате заработной платы истцу ФИО1 С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требованиях истца следует отказать в полном объеме.

В дополнительном отзыве представитель ответчиков –администрации муниципального района «Могочинский район», комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности ФИО2 (том 2 л.д.30-34) считает заявленные исковые требования о взыскании начисленного и невыплаченного перерасчета с января по август 2019г. в сумме 51290,53 руб. не подлежащими удовлетворению, поскольку вносимые изменения в Положение по оплате труда не предусматривали повышение заработной платы, о чем указано в п.3 Решения Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Все изменения производятся в пределах утвержденного на 2019 год фонда оплаты труда, а именно, были увеличены базовые оклады по должностям и уменьшены предельные размеры стимулирующих выплат. Председателем Комитета образования издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым принято решение централизованной бухгалтерии произвести перерасчет с 01.01.2019, согласно внесенных изменений в Положение об оплате труда в пределах утвержденного фонда оплаты труда. В нарушение ч.1,2 ст.83 БК РФ комитетом образования в рамках установленного фонда оплаты труда не были отрегулированы выплаты стимулирующего характера, что привело бы к значительному его увеличению. Кроме того, при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору №174 от 03.05.2018 истцу за выполнение трудовых обязанностей установлена премиальная выплата в размере 55 %. Настоящее соглашение вступило в законную силу с 08.09.2019, однако истец требует произвести перерасчет заработной платы в 01.01.2019, что противоречит заключенному дополнительному соглашению.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования, с учетом дополнений, поддержала в полном объеме, дополнив, что в расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 по декабрь 2018 года включена задолженность как по основной должности – ведущего бухгалтера, так по совмещению должностей, о чем представила дополнитьельный расчет (том1 л.д.73-85). Дополнительные соглашения к трудовому договору в 2017,2018 годах не заключались. Со штатным расписанием, Положениями об оплате труда, утвержденными 26.09.2014, 31.08.2017 она ознакомлена не была. Выносились ли приказы о размере стимулирующих выплат, ей не известно, с данными приказами ее не знакомили. Дисциплинарных взысканий за период ее работы не имелось. На сегодняшний день выплаты недоначисленной заработной платы, начисленного перерасчета заработной платы не произведены работодателем.

Представитель ответчиков –администрации МР «Могочинский район», комитета образования администрации МР «Могочинский район» по доверенности ФИО2 иск не признала в полном объеме по доводам, указанным в письменных возражениях.

Выслушав истца, представителя ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 3 ст.37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник по трудовому договору обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а работодатель обязуется своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату работнику.
Согласно положений ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 ТК РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 ТК РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 ТК РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 ТК РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 ТК РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - Поощрения за труд).

Согласно ст.136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из общепринятых принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы за свой труд.

Решением совета муниципального района «Могочинский район» 16.09.2014 за №158 утверждено Положение о комитете образования администрации муниципального района «Могочинский район» (том1 л.д.150-156) согласно которому комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район» является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, учредителем которого является администрации муниципального района «Могочинский район» (п.п.1.2, 1.3).Структурным подразделением которого является, в том числе, централизованная бухгалтерия (п.1.6).

Свидетельством (том1 л.д.149), выпиской из ЕГРЮЛ (том2 л.д.12-21) также подтверждается, что комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район» является юридическим лицом.

Распоряжением администрации муниципального района «Могочинский район» №189 от 30.12.2011г. (том 2 л.д. 22-23 ) утверждена структура комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район», согласно приложению №1 в него входит централизованная бухгалтерия.

Постановлением администрации муниципального района «Могочинский район» №652 от 10.11.2017 (том 2 л.д.24- 26) функциями главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) муниципального района «Могочинский район» наделены администрации муниципального района «Могочинский район», комитет по финансам администрации муниципального района «Могочинский район», комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район».

Как установлено судом, ФИО1 с 05.09.2012 состоит в трудовых отношениях с комитетом образования администрации МР «Могочинский район», принята на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии на постоянную должность, что подтверждается приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.7, 177), трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ ( том1 л.д.8-10, 157-161), из которых следует, что ФИО1 установлена тарифная ставка (оклад) по штатному расписанию. Стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, и другие выплаты) выплата которых производится в порядке, установленном трудовым законодательством РФ, локальными нормативными актами работодателя (п.4.1.3 трудового договора). Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами (п.4.2). С приказом и трудовым договором Царева ознакомлена под роспись.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.180) ФИО1 производится доплата в размере 0,5 ставки кассира за с 18.09.2017 по 09.11.2017 г.г. (том 1 л.д.180).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.182) ФИО1 производится доплата в размере 0,5 ставки кассира за с 23.07.2018 по 08.09.2018 г.г. (том 1 л.д.182).

Штатным расписанием, утвержденным с 01.10.2014, 01.01.2017 (том 1 л.д.193, 194) подтверждается, что в централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» имеются, в том числе, 14,5 штатные единицы бухгалтера, базовый оклад которого является – 4755 руб., размер стимулирующих выплат установлен: 25 % надбавка за интенсивность, премиальная выплата – 70 %; 1 штатная единица кассира, базовый оклад 3855 руб., надбавка за интенсивность 15 %, премиальная выплата 70 %.

Выпиской из отчета за 2017 год по централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» (том2 л.д. 36) подтверждается, что фонд оплаты труда составил 6607,00 тыс. руб.

Согласно должностной инструкции бухгалтера по учету материальных запасов (том 1 л.д.162-163), работник должен знать: законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящий, методические и нормативные материалы по организации бюджетного учета имущества и составлению отчетности.

Сведения о приеме на работу в централизованную бухгалтерию комитета образования администрации МР «Могочинский район», внесены в трудовую книжку истца (том 1 л.д.13-15).

Постановлением администрации МР «Могочинский район» №19 от 16.01.2018 (том 1 л.д.147-148), проиндексированы с 01.01.2018 оклады (должностные оклады) ставки заработной платы работников муниципальных учреждений, на которых не распространяются указы Президента РФ от 07.05.2012 №597, от 01.06.2012 №761, от 28.12.2012 №1688 и заработная плата которых не индексировалась с 01.01.2014 на 4,0 %.

Штатным расписанием, утвержденным с 01.01.2018 (том 1 л.д. 195) подтверждается, что в централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» имеются, в том числе, 14,5 штатные единицы бухгалтера, базовый оклад которых является– 4945 руб., размер стимулирующих выплат установлен: 25 % надбавка за интенсивность, премиальная выплата – 70 %; 1 штатная единица кассира, базовый оклад 4009 руб., надбавка за интенсивность 15 %, премиальная выплата 70 %.

Выпиской из отчета за 2018 год по централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» (том2 л.д.37) подтверждается, что фонд оплаты труда составил 6663,00 тыс. руб.

Справкой председателя комитета по финансам администрации МР «Могочинский район» (том 2 л.д.39) подтверждается, что в бюджете муниципального района «Могочинский район» на 2017 г. за счет собственных денежных средств бюджета муниципального района лимиты бюджетных ассигнований централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» предусмотрены в размере утвержденного штатного расписания. На 2018г. лимиты бюджетных ассигнований предусмотрены в размере утвержденного штатного расписания с учетом индексации на основании постановления администрации МР «Могочинский район» от 16.01.2018 №19 «Об индексации с 01.01.2018 окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников муниципальных учреждений МР «Могочинский район».

Работодателем заведены личное дело, личная карточка на работника ФИО1 (том 1 л.д.173-192) из которых следует, что за период работы дисциплинарных взысканий не имелось. На основании приказа п.2 от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.179) ФИО1 находилась в ежегодном основном оплачиваемом отпуске с 17.07.2017 по 27.08.2017 (в количестве 42 календарных дней). На основании приказа от 09.04.2018 (том 1 л.д.181) ФИО1 находилась в ежегодном основном оплачиваемом отпуске с 16.04.2018 по 30.05.2018 (в количестве 43 календарных дня). На основании приказа от 09.07.2018 (том 2 л.д.12 ) ФИО1 находилась в ежегодном основном оплачиваемом отпуске с 23.07.2018 по 03.09.2018 (в количестве 43 календарных дней).

Судом исследованы табеля учета рабочего времени централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» с сентября 2017 по декабрь 2018 г.г. (том 1 л.д. 197-260) из которых следует, что в указанный период ФИО1 (должность бухгалтер) на листке временной нетрудоспособности находилась в апреле 2018г; находилась в отпусках; имелось совмещение должностей – 1,5 ставки бухгалтера за весь период, кроме июля 2018г. – совмещение 0,5 ставки кассира.

Истцу регулярно выплачивалась заработная плата, что подтверждается расчетными листками за период с сентября 2017 года по декабрь 2018г. (том1 л.д.16-18, 164-167), лицевыми счетами за 2017, 2018г.г. (том1 л.д.188-192) из которых следует, что по основной должности размер надбавки за интенсивность – 45 %, ежемесячное денежное поощрение 70 %, осуществлялась доплата за совмещение должности – бухгалтер 0,5 ставки. В сентябре – октябре 2017, в июле – сентябре 2018г. осуществлялась доплата за 0,5 ставки кассира.

Согласно справки работодателя (том 1 л.д.186-187) заработная плата ФИО1 с сентября по декабрь 2017 года составляет 133364,45руб., с января по декабрь 2018 г. составляет 405281,73 руб.

05.11.2019 ФИО1 обращалась к главе муниципального района «Могочинский район» с заявлением о выплате перерасчета заработной платы за 2017,2018,2019г.г.(том 1 л.д.44), на который был дан ответ (том 1 л.д.45) что выплата перерасчета заработной платы невозможна.

ФИО1 обращалась за защитной своих прав в Могочинскую межрайонную прокуратуру, на что был дан письменный ответ 09.01.2020 (том 1 л.д.42-43) согласно которому разъяснено право для обращения за защитой своих прав, в том числе, обращение в суд

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014 (том 1 л.д. 122-131) утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» согласно которому оплата труда работников производится за счет средств бюджета муниципального района «Могочинский район» (п. 1.4). Заработная плата работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (п.3.1). Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу (п.3.6.1). Работникам могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет; надбавка водителям за классность; надбавка за почетное звание, ученую степень, ученое звание; выплата за интенсивность; система премирования (п.3.6.3). Выплата за интенсивность назначается работникам за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. Выплаты за интенсивность производятся, в том числе, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевые должности служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень (бухгалтер)– до 25 % должностного оклада (п.3.6.7), ПКГ «общеотраслевые должности служащих первого уровня» 1 квалификационный уровень (кассир)– до 15 %. Систему премирования работников составляют: ежемесячное денежное поощрение; материальная помощь к отпуску; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; премия по результатам работы за квартал. Порядок и условия премирования работников устанавливаются постановлением администрации МР «Могочинский район» и утвержденными на основании этого постановления локальными нормативными актами структурных подразделений администрации, в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом показателей эффективности и результативности деятельности структурных подразделений. Ежемесячное денежное поощрение работников выплачивается в следующих размерах: должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевые должности служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень (бухгалтер) – до 70 % должностного оклада; ПКГ «общеотраслевые должности служащих первого уровня» 1 квалификационный уровень (кассир)– до 70 % должностного оклада (п.3.6.8.1).

Судом установлено, что согласно приложению №1 к Положению «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» (том 1 л.д. 129-131) должность на которой работала истец по основной работе –бухгалтер относятся к «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» (профессиональная квалификационная группа п.2.3- 1 квалификационный уровень, должностной оклад составляет 4755 руб.; должность на которой работала по совмещению - кассир относятся к «общеотраслевым должностям служащих первого уровня» (профессиональная квалификационная группа п.2.1- 1 квалификационный уровень, должностной оклад составляет 3855руб.

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017 (том 1 л.д. 132-141) утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», согласно которому не изменился размер должностного оклада должности истца – бухгалтер, кассир, изменился размер выплаты за интенсивность, а именно должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» в размере до 45 % должностного оклада, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих первого уровня» в размере до 15 % должностного оклада (п.3.6.7). Изменился размер ежемесячного денежного поощрения работников, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» до 130 % должностного оклада, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих первого уровня» до 70 % должностного оклада (п.3.6.8). Предыдущее Решение об утверждении Положения №155 от 26.09.2014 признано утратившим силу с 01.09.2017.

Представленным истцом документам: решению Совета муниципального района «Могочинский район»№155 от 26.09.2014, Положению, решению Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017, (том 1 л.д.23-37) суд не дает оценку, поскольку данные документы не подписаны лицами, их принявшими.

Свидетель Свидетель №1 показала, что работает ведущим ревизором комитета по финансам администрации муниципального района «Могочинский район». Заработная плата сотрудникам осуществляется в пределах утвержденного штатным расписанием фонда оплаты труда на текущий год. После индексации в 2018г. размеры окладов сотрудников были увеличены. Изменений по размеру стимулирующих выплат в штатное расписание на 2017, 2018 год не вносилось. Приказ комитета образования от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете заработной платы является действующим. В нем указано, что в пределах утвержденного фонда оплаты труда обеспечить установление базовых окладов, ставок.

Судом установлено, что при устройстве на работу истец с Положениями об оплате труда, утвержденными 26.09.2014, 31.08.2017 ознакомлена не была, что не оспаривалось представителем ответчика. При этом, размер стимулирующих выплат по основной должности –бухгалтер надбавка за интенсивность 25 %, премиальные выплаты 70 % указаны в штатном расписании, в Положении об оплате труда, которое находится в свободном доступе, размещено на официальном сайте администрации МР «Могочинский район». Заработная плата с сентября 2017 г. по декабрь 2018 года начислялась и выплачивалась из расчета установленного оклада и установленных стимулирующих выплат.

Штатным расписанием на 2017, 2018г. утвержден фонд оплаты труда исходя из размеров стимулирующих выплат 25 % выплата за интенсивность, премиальная выплата – 70 % для должности, к которой относится истец – бухгалтер, а также по совмещению – 0,5 ставки кассира 15 %- выплата за интенсивность, премиальная выплата - 70 %. Указание в расчетных листках за указанный период 45% надбавки за интенсивность является технической ошибкой, поскольку сумма надбавки в 2017 году - 1888,75 руб. составляет 25 % от оклада 4755 руб., сумма надбавки в 2018 году – 1236,25 руб. составляет 25 % от оклада 4945 руб.

В судебном заседании подтверждено представителем ответчиков, что после утверждения 31.08.2017 Положения об оплате труда, в котором был увеличен размер выплаты за интенсивность, ежемесячная денежное поощрение, изменения в штатное расписание не вносились, дополнительное соглашение к трудовому договору с истцом не заключалось.

Таким образом, в спорный период с сентября 2017 по декабрь 2018г. действовало Решение Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017, которым утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район». С учетом вышеизложенного, доводы истца о том, что работодатель начислял заработную плату согласно Положения об оплате труда, утвержденному Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014, утратившему силу 31.08.2017, что по мнению истца является нарушением, суд находит не состоятельными.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, в связи с чем суд придает им доказательственное значение, а также вышеперечисленные нормы трудового законодательства, суд приходит к выводу о том, что стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя. Исходя из условий трудового договора размер выплаты за интенсивность и ежемесячного денежного поощрения, в отношении которых возник настоящий спор, как стимулирующих выплат, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, а также ряда иных факторов, связанных с осуществлением организацией своей деятельности и достижением определенных результатов. Стимулирующие выплаты – надбавка за интенсивность, ежемесячное денежное вознаграждение выплачивались истцу в спорный период исходя из в утвержденного фонда оплаты труда.

Установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется. В связи с чем доводы истца о том, что поскольку размер выплаты за интенсивность и ежемесячной премиальной выплаты были увеличены, работодатель приказы не издавал о снижении размера указанных выплат, в связи с чем начислению и выплате подлежат выплата за интенсивность и ежемесячная премиальная выплата в максимальном размере, суд находит не состоятельными.

Не ознакомление ФИО1 с Положением об оплате труда является нарушением со стороны работодателя, однако не может служить безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований. В данном случае к работодателю должны применяться меры реагирования, предусмотренные ст.362 ТК РФ.

Судом установлено, что изменение условий трудового договора, касающиеся увеличения размера стимулирующих выплат не осуществлялось, доказательств обратного суду истцом не представлено. Принимая во внимание, что подписав трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ, работодатель - комитет образования администрации МР «Могочинский район» и работник ФИО1 выразили свое обоюдное согласие с его условиями и обязались их исполнять. Таким образом, не выплата истцу стимулирующих выплат, по поводу которых возник спор, в максимальном размере не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд, поскольку установление размера стимулирующих выплат является правом работодателя. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017г. по декабрь 2018г.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчиков начисленного и невыплаченного перерасчета заработной платы за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 в сумме 51290,53 руб.

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №292 от 25.06.2019 (том 1 л.д.142-146) внесены изменения в Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», согласно которому для должности, на которой работает истец –бухгалтер, относящейся к «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» (профессиональная квалификационная группа п.2.3) 1 квалификационный уровень, изменился должностной оклад- составляет 6 804 руб. Изменился размер ежемесячного денежного поощрения работников, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня»– в размере до 55 % должностного оклада (п.1.2). Пунктом 3 определено обеспечить установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Пунктом 6 определено, что действие настоящего решения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019г.

Штатным расписанием, утвержденным с 08 сентября 2019 (том 1 л.д.196) подтверждается, что в централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» имеются, в том числе, 14,5 штатные единицы бухгалтера, базовый оклад составляет 6804 руб., размер стимулирующих выплат установлен: 45 % -надбавка за интенсивность, премиальная выплата – 55 %.

Выпиской из отчета за 2019 год по централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» (том2 л.д.38) подтверждается, что фонд оплаты труда составил 6808,00 тыс. руб.

Приказом комитета образования МР «Могочинский район» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 64) принято решение централизованной бухгалтерии комитета образования произвести перерасчет с 01.01.2019 согласно изменений в Положении об оплате труда.

Расчетными листками за период с января по август 2019г. (том 1 л.д. 65-67) подтверждается, что заработная плата истцу начислялась исходя из оклада 4945 руб., премиальная выплата 70 %, надбавка за интенсивность 45 %. В сентябре 2019 заработная плата истцу начислялась исходя из оклада 6804 руб., премиальная выплата 55 %, надбавка за интенсивность 45 % (том 1 л.д. 68)

Справкой председателя комитета образования МР «Могочинский район» от 12.03.2020 (л.д.69) подтверждается, что ФИО1 начисленный перерасчет заработной платы в сентябре 2019 г. в сумме 51290,53 руб. не выплачен.

Определением мирового судьи судебного участка Могочинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.11) подтверждается, что по заявлению должника – председателя комитета образования МР «Могочинский район» был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.10 ) о взыскании с комитета образования МР «Могочинский район» в пользу ФИО1 заработной платы в сумме 51290,53 руб.

Судом установлено, что Решение Совета муниципального района «Могочинский район» №292 от 25.06.2019 о внесении изменений в Положение об оплате труда, приказ комитета образования МР «Могочинский район» №74 от 09.09.2019 о перерасчете с 01.01.2019 заработной платы действующие, ни кем не оспорены и не отменены, до настоящего времени перерасчет заработной платы истцу с января по август 2019 г. не выплачен.

Анализируя представленные доказательства, произведенные начисления и выплату заработной платы истца в спорный период с января по август 2019г., суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение указанного перерасчета, поскольку это определено самим работодателем. Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на оплату перерасчета не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Доводы представителя ответчика о том, что истцу в спорный период переплачена заработная плата, суд также находит не состоятельными. Требования истца обоснованы, при данных обстоятельствах заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации в возмещение морального вреда в размере 50000 руб., суд приходит к следующему выводу.

Согласно положений ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с ч.4 ст.3 и ч.9 ст. 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда.

Истец ссылалась на трудное материальное положение, наличие несовершеннолетних двоих детей на иждивении, в 2017,2018,2019 г.г. семья истца признана малоимущей, что подтверждается справками (том 1 л.д.21,22, оборот 22).

Поскольку судом было установлено нарушение трудовых прав истца незаконным бездействием ответчика (не получение начисленного в 2019 г. перерасчета заработной платы), требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд руководствуется конкретными обстоятельствами дела, объемом и характером причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению частично, с ответчика в пользу истца следует взыскать 1000 руб. Такую сумму суд полагает достаточной для того, чтобы компенсация морального вреда максимально возмещала истцу причиненные нравственные страдания, поскольку в связи с длительным не получением начисленного перерасчета заработной платы, она безусловно испытывала нравственные страдания.

Таким образом, требования о взыскании компенсации в возмещение морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

Информацией, предоставленной председателем комитета по финансам администрации МР «Могочинский район» (том 2 л.д.40) подтверждается, что централизованная бухгалтерия комитета образования муниципального района «Могочинский район» в соответствии с Положением о комитете образования муниципального района «Могочинский район», утвержденным Решением Совета муниципального района «Могочинский район» от 26.09.2014 №158 является структурным подразделением комитета образования. Учредителем комитета образования является администрация Муниципального района «Могочинский район». В соответствии с п.2 ст.161 БК РФ финансовое обеспечение казенного учреждения комитета образования и централизованной бухгалтерии осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.

Таким образом, судом установлено, что комитет образования администрации МР «Могочинский район» является казенным учреждением.

Согласно ч.4 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п.1 ст. 102 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Частью 1,2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Таким образом, при недостаточности денежных средств в комитете образования МР «Могочинский район» на выплату истцу начисленного и невыплаченного перерасчета заработной платы с января по август 2019г., компенсации в возмещение морального вреда в субсидиарном порядке следует взыскать указанную сумму с администрации МР «Могочинский район».

С учетом вышеизложенного, заявленные требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Отказать в удовлетворении требований к администрации муниципального района «Могочинский район», комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 г. по декабрь 2018 года.

Взыскать с комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» в пользу ФИО1 начисленный и не выплаченный перерасчет заработной платы за период с 01.01.2019г. по 31.08. 2019г. в сумме 51290 рублей 53 коп., компенсацию в возмещение морального вреда в размере 1000 рублей, а всего 52290 рублей 53 коп. При недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке взыскать указанную сумму с администрации муниципального района «Могочинский район».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 19 июня 2020 года

Председательствующий судья Е.Н. Вишнякова