<номер>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 29 ноября 2017 года
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Туприной М.Е., при секретаре Ивановой А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (Якутия) к Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> (Якутия) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>», указав, что данная организация зарегистрирована <дата>., сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ <дата>., ОГРН <номер>
В соответствии с п.п.3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: - некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников; - некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (Постановлением Правительства РФ <номер> от <дата> срок установлен - не позднее 15 апреля, следующего за отчетным).
В нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства организация не представляла необходимые сведения в управление.
В связи с чем, в отношении должностного лица организации <дата>., <дата>., <дата>. управлением составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
Административный истец просит суд ликвидировать Кочевую родовую общину коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>» и исключить ее из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился. В исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, согласно ст. 150 КАС РФ суд считает, возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать в удовлетворении иска, при этом пояснила, что действительно имеет место быть не представление отчетности в управление юстиции в связи с отдаленностью и труднодоступностью местонахождения общины. В настоящее время отчеты предоставлены, также в другие государственные органы (налоговые, органы статистики, пенсионный фонд, соцстрах) отчетности предоставляются своевременно. Кочевая родовая община осуществляет свою деятельность, занимается разведением домашних оленей, рыболовством, охотпромыслом, ведет кочевой образ жизни. В общине работают 12 человек, которые являются представителями коренных малочисленных народов севера-долган. В общине насчитывается <данные изъяты> голов домашних оленей. Доходы получаемые членами общины от ведения традиционной деятельности является единственным источником существования.
Свидетель ФИО2 в суде показала, что кочевая родовая община «<данные изъяты>» находится в отдаленной местности от населенного пункта на острове «<данные изъяты>», который омывается морем Л-вых. Община ведет традиционный образ жизни, отчетность о своей деятельности предоставляется своевременно, в частности отчет о количестве оленей. С общиной заключены договора о сотрудничестве с ОАО «<данные изъяты>», МО «<адрес> улус (район)». Реализуется продукция населению.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред.<дата>) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее <дата> года, следующего за отчетным.
Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.
В силу п. 10 ст.32Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно ст.61 ГК РФликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Кочевая родовая община коренных малочисленных народов Севера – долганов «БОЛЬШОЙ БЕГИЧЕВ» зарегистрирована <дата>., сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ <дата>., ОГРН <номер>
Постановлениями мирового судьи по судебному участку №<адрес> РС(Я) от <дата>; <дата>.; <дата> должностное лицо- глава общины ФИО3 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ - непредставление сведений, подвергнут к административным штрафам.
В соответствии с Уставом Кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>» местонахождение общины ее руководящего органа определено по адресу: <адрес> (Якутия), Анабарский улус, <адрес>, тот же адрес указан в выписке из ЕГРЮЛ, и основным видом деятельности является разведение оленей.
Согласно ст. 1 Закона РС(Я) «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в РС(Я)» установлено, что критериями труднодоступных и отдаленных местностей в <адрес><адрес> признаются отсутствие круглогодичного автотранспортного сообщения, водного сообщения, наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта и отсутствие оборудованных посадочных площадок для авиационного транспорта, а также значительная отдаленность местности от улусного (районного) центра.
Административная единица – <адрес><адрес> улуса в соответствии с указанным Законом РС(Я) входит в перечень труднодоступных и отдаленных местностей.
Основной вид деятельности разведение оленей, община осуществляет на территории острова «<данные изъяты>» ведя кочевой образ жизни, что подтверждается копией договора от <дата>. заключенным между ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Министерства охраны природы <адрес>» и общиной.
В соответствии с Уставом общины основными видами деятельности являются оленеводство (разведение домашних оленей), рыболовство, охотпромысел, прочие традиционные промыслы.
Сведений о наличии задолженности по представлению отчетности в иные государственные органы (налоговые, органы статистики, пенсионный фонд, соцстрах) истцом не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального Закона от <дата><номер> ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации» общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами; неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины.
Между тем, как установлено в судебном заседании Кочевая родовая община коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>» ведет традиционный образ жизни, основанных системах жизнеобеспечения предков включая оленеводство, охотпромысел, рыболовство.
Как следует из предоставленных ответчиком суду документов, община имеет <данные изъяты> голов оленей, также отчетности в государственные органы (налоговые, пенсионный фонд, соцстрах) направляются своевременно.
Община фактически действует, занимается традиционными видами деятельности, при этом ведется бухгалтерская отчетность, налажены хозяйственные связи с иными организациями.
В Постановлении Конституционного суда от <дата><номер>-П «По делу о проверке конституционности положений статьи35Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99Гражданского кодекса РФ, статьи31 Налогового кодекса РФ и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса РФ указано, что отсутствие в пункте 2 статьи61ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей55(часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Оценивая все представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно то, что к моменту вынесения судом решения допущенные нарушения действующего законодательства ответчиком устранены (в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> Кочевая родовая община коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>» отчётность представлена).
Исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путём его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Устранение административным ответчиком допущенных нарушений, а также объяснение представителя ответчика об отдаленности местонахождения кочевой родовой общины (отсутствием транспортной связи) связано несвоевременным представлением отчетности, что свидетельствует об отсутствии умышленных действий, повлекших допущение нарушений.
Суд, также учитывает, что выявленные нарушения носят устранимый характер ине могут являться достаточным основанием для ликвидации кочевой родовой общины КМНС. Ведение традиционной хозяйственной деятельности является единственным источником существования членов общины- представителей коренных малочисленных народов Севера и решением социально-экономических проблем. Кочевая родовая община создана в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Ликвидация общины, исключение ее из числа юридических лиц может лишить членов общины возможности заниматься традиционными видами деятельности и источника существования.
При таких обстоятельствах оснований для ликвидации Кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции по <адрес> (<адрес> к Кочевой родовой общине коренных малочисленных народов Севера – долганов «<данные изъяты>» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированная часть решения составлена <дата>.
Судья М.Е.Туприна