УИД 14RS0016-01-2023-000970-80
Дело № 2а-894/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2023 года гор. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., с участием помощника прокурора г. Мирного Мыреева А.С., при помощнике судьи Тыхееве Е.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора гор. Мирного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал» о признании незаконными бездействия, о понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности прокурора гор. Мирного, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной проверки на предмет исполнения требований антитеррористической защищенности объектов Министерства труда и социальной защиты Республики Саха (Якутия), а именно Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал» (далее по тексту – ГКУ РС (Я) «МСРЦН», Центр) было установлено, что в нарушение действующих норм, указанное учреждение не оборудовано <данные изъяты>
Представители административного ответчика Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, направили письменный отзыв, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Мыреев А.С. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнения требований.
Представитель административного ответчика ГКУ РС (Я) «МСРЦН» Цыбикова С.Б. по существу предъявленных требований пояснила, что учреждение предпринимает меры по исполнению предписания прокуратуры и готовы выполнить заявленные требования при выделении финансовых средств. При этом считает, что невозможность в силу объективных причин, установить систему <данные изъяты>
В судебном заседании 05.07.2023, привлеченный специалист для дачи консультации по ходатайству административного истца, Епачинцев С.В., заместитель командира взвода Мирнинского ОВО - филиала ФГКУ Управление федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Саха (Якутия) суду пояснил, что при проведении проверки на объекте ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал» установлено, что Центр «Харысхал» относится объектам I категории, при этом на объекте отсутствуют системы <данные изъяты>
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, пояснения специалиста, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В целях создания государственных казенных учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Саха (Якутия), на основании распоряжения Правительства РС (Я) от 30 декабря 2011 года № 1450-р «Об изменении типа государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Саха (Якутия)) создано Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал».
Учреждение является некоммерческой организацией, реализующим меры направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставление социальных услуг семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, для обеспечения их прав и законных интересов, и действующим в соответствии с Уставом, согласованным Министром труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и утвержденным Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (л.д.7-18).
Функции и полномочия Учредителя в части координации и регулирования деятельности Учреждения осуществляются Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Учреждение находится в ведение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму", одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 вышеуказанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009.
Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – Требования к антитеррористической защищенности). Данным требованием в зависимости от категории объектов предусмотрено осуществление определенных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии с разделом II Требований к антитеррористической защищенности произведено категорирование объектов Министерства труда и социальной защиты Республики Саха (Якутия), а именно ГКУ РС (Я) «МСРЦН» присвоена первая категория антитеррористической защищенности.
Пунктом 15 раздела III Требований, антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования.
В силу пп. "а" п. 17 раздела Ш Требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
Система контроля и управления доступом (СКУД) должна обеспечивать: а) защиту от несанкционированного доступа на охраняемый объект (помещение, зону) в режиме снятия его с охраны;б) контроль и учет доступа работников (посетителей) на охраняемый объект (помещение, зону) в режиме снятия его с охраны; в) автоматизацию процессов взятия (снятия) охраняемого объекта (помещения, зоны) с помощью средств идентификации системы контроля и управления доступом в составе устройств и приборов охранной сигнализации; г) возможность интеграции с системами охранной сигнализации и охранного телевидения; д) возможность непрерывной работы с учетом проведения регламентного технического обслуживания.
ГКУ РС (Я) «МСРЦН» осуществляющее свою деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, как объект (территория), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет 100 человек, отнесен к объектам (территории) первой категории опасности. Категория опасности присвоена 12.12.2018, что следует по итогам проведения проверки от 23.01.2023, проверка проведена заместителем командира взвода Мирнинского ОВО - филиала ФГКУ Управление федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Саха (Якутия) Епачинцевым С.В. (л.д.20-24).
По делу установлено, что 26.01.2023 в ходе проведенной прокуратурой г. Мирного, ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал», расположенного на территории города Мирного по ул. Комсомольская, 17, было установлено, что в нарушение пп. "а" п. 15, пп. "б" п. 17 Требований, учреждение не оборудовано системой <данные изъяты>
Следовательно, нарушены требования законодательства о противодействии терроризму в сфере обеспечения безопасности мест массового пребывания людей.
В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства прокуратурой города в адрес ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал» 26.01.2023 вынесено представление (л.д.25-26).
По результатам рассмотрения представления, направлены заявки на увеличение финансирования антитеррористической защищенности центра "Харысхал" (л.д.39).
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки в мае 2023 года установлено, что действенных мер, направленных на исполнение представления и устранение нарушений, со стороны ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал» не принято, система контроля и управления доступом не установлена в учреждении, объект не обеспечен охраной сотрудниками охраной организации. Это обстоятельство также подтверждено пояснениями специалиста в судебном заседании.
ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал» представлен договор на оказание услуг по экстренному выезду наряда полиции при срабатывании средств тревожной сигнализации. Также, руководителем Учреждения издан приказ от <дата> № № о назначении ответственного лица за антитеррористическую безопасность. Как следует из его содержания, дежурным по смену приказано регулярно в течении смены осматривать помещения Центра с целью выявления посторонних предметов, в выходные и праздничные дни не пропускать на территории Центра посторонних лиц (л.д.30-39).
Таким образом, установлено, что при осуществлении деятельности ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал», после присвоения с 12.12.2018 объекту первой категории опасности, требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410, до настоящего времени не выполнены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения создают реальную угрозу безопасности личности, общества и государства со стороны терроризма. Свободный доступ посторонних лиц в помещения зданий учреждения для несовершеннолетних может являться предпосылкой и одним из условий совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористических актов.
В соответствии с п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4 Устава Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) формирует и утверждает в установленном порядке государственное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными его Уставом основными видами деятельности, осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение деятельности Учреждения, устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Учреждения в соответствии с установленными требованиями Министерства финансов РФ.
ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал» находится в ведение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований (пункт 3); составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств но подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (пункт 5).
Таким образом, ответственность за оснащение системой безопасности ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал» возложена также и на Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов дела, в мае 2023 года в целях устранения вышеприведенных нарушений руководителем Центра в адрес Министерства труда и социального развития РС (Я), учитывая отсутствия у учреждения дополнительных финансовых средств, направлялись заявки о необходимости предусмотреть увеличение объема средств на мероприятия по укреплению материально-технической базы. Следовательно, данное обстоятельство свидетельствует об отсутствие у Центра «Харысхал» собственных финансовых средств для проведения мероприятия по предупреждению терроризму.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
При этом, с учетом вышеприведенного законодательства в части наличия обязанности учредителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в силу закона и Устава осуществлять финансирование ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал», в том числе для надлежащего решения рассматриваемого вопроса, презумпции отсутствия иных самостоятельных источников финансирования у Центра «Харысхал», суд полагает необходимым для исполнения обязанностей по обеспечению инженерно-техническими средствами, системами охраны, путем установки системы контроля и управления доступом и обеспечения охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций, обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) выделить денежные средства для выполнения указанных мероприятий.
В свою очередь доводы возражений о том, что до поступления дополнительных средств из Министерства финансов РС(Я), обеспечить Центр финансовыми средствами не представляется возможным, подлежат отклонению, как противоречащие обязанности ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал», Министерства труда и социального развития РС (Я), выполнять вышеуказанные требования законодательства в целях принятия обеспечительных мер по предупреждению терроризма в отношении неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних).
Наличие у административного ответчика - Центра «Харысхал», договора на обслуживание учреждения посредством механической тревожной кнопки, а также обеспечение контрольно-пропускного режима на объекте (территории) работниками Центра «Харысхал», не освобождает административных ответчиков от обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками охранных организаций.
Исходя из правовых норм, представленных суду доказательств, имеющих место обстоятельств, суд приходит к выводу о бездействии административных ответчиков, выразившемся в непринятии вышеуказанных мер, поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права несовершеннолетних, персонала учреждения, находящихся в Центре «Харысхал», влияет на безопасность и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права неопределенного круга лиц является надлежащим.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявленные прокурором административные исковые требования с учетом их уточнений, подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку административными ответчиками не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности.
Требуемые прокурором сроки исполнения обязанностей Министерством труда и социального развития РС(Я) - 01.03.2024, а также ГКУ РС (Я) МРСЦН «Харысхал» - в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств, суд признает разумными, предусматривающими осуществления процедуры выделения финансовых средств из соответствующего бюджета, и для соблюдения процедуры, предусмотренной положениями Федерального закона 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требуется дополнительное время.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора гор. Мирного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал» о признании незаконными бездействия, о понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), выразившееся в необеспечении Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал» финансовыми средствами для обеспечения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Комсомольская, д. 17 <данные изъяты>
Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал», выразившееся в необеспечении Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Комсомольская, д. 17 <данные изъяты>
Обязать Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в срок до <дата> обеспечить Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал» финансовыми средствами для обеспечения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал» инженерно-техническими средствами, системами охраны, путем установки системы контроля и управления доступом и обеспечения охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал» в течение трех месяцев с момента поступления денежных средства от Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) обеспечить Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Харысхал», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Комсомольская, д. 17 <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия), (адрес: 678170, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, город Мирный, улица Тихонова, 29).
Председательствующий С.А. Иванова
Решение изготовлено 26.07.2023