НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мирнинского городского суда (Архангельская область) от 30.09.2015 № 12-34/15

Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

г.Мирный *** г.

Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Агеев Д.А., рассмотрев жалобу Соловьева В.П. на постановление Вр.и.о. руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области №*** от 30 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ,

установил:

постановлением Вр.и.о. руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 30 июня 2015 года начальник МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» Соловьев В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе Соловьев В.П. просит отменить указанное постановление, считая свои действия законными и обоснованными. При планировании расходов на приобретение матрацев он руководствовался положением о МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного», в соответствии с пунктом 1.1 которого Управление является отраслевым органом администрации Мирного, осуществляющим полномочия администрации в сфере строительной, жилищно-коммунальной, дорожной деятельности, создания условий массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения, содержания мест захоронения, а также в области охраны окружающей среды и природоиспользования. У Управления не имеется функций по закупке материалов, за исключением природоохранной деятельности. Вместе с тем, функциями Управления являются: удовлетворение потребностей муниципального образования «Мирный» в выполнении работ (оказании услуг) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности и городского хозяйства. Расходы по комплектованию матрацами объекта капитального строительства непосредственно связаны с расходами на капитальное строительство (инвестиции), функционирование объекта без матрацев не будет соответствовать требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2013№ 26. В соответствии с разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, на статью КОСГУ 310 относятся расходы получателей бюджетных средств по оплате муниципальных контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в муниципальной собственности. Матрацы, приобретенные по муниципальным контрактам, не могут быть классифицированы как материальные запасы в связи с тем, что данные предметы не учитываются на счете 10500 «Материальные запасы». Учет данного имущества отражен на счете 10611 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения», который предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию (выбытию) фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов, связанных с новым строительством, в том числе с дооборудованием зданий, производственного и хозяйственного инвентаря. Основанием для отнесения приобретенных матрацев на счет 10611 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» является положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160. По завершении капитального строительства приобретенные матрацы в соответствии со ст.5 названного Положения списываются со счета 10611 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» одновременно с вводом в эксплуатацию строящегося объекта и отражаются в составе его стоимости на счете 10100 «Основные средства».

Дело рассмотрено без участия Соловьева В.П., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Защитники Соловьева В.П. - Булытнов Р.И. и Соловьев В.В. просили удовлетворить жалобу.

В письменном отзыве на жалобу руководитель Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области Булатов А.Ф. возражал против удовлетворения жалобы, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав защитников, прихожу к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Из протокола об административном правонарушении от 15 июня 2015 года №*** следует, что в рамках заключенного муниципального контракта с ИП ФИО3 на общую сумму *** руб., в том числе на поставку матрацев односпальных, оплата была произведена за счет средств федерального бюджета, в нарушение раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н по КОГСУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» вместо предусмотренного для этих целей КОГСУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 21.07.2015) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

В целях настоящих Указаний в данном разделе определен порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлении операций государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.

Особенности применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее в целях Указаний - КОСГУ), применяемых в целях бухгалтерского (бюджетного) учета, определяются в нормативных актах Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.

В части 2 Приказа установлено, что в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете информации об осуществляемых операциях, государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), 180 "Прочие доходы", 290 "Прочие расходы", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в рамках третьего разряда кода).

Статья 340 Приказа «Увеличение стоимости материальных запасов» предусматривает отнесение на данную статью КОСГУ расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе: медикаментов и перевязочных средств; медицинской техники, вживляемой в организм пациента; продуктов питания; горюче-смазочных материалов; строительных материалов; мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды); запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.; спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; кухонного инвентаря; молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя; кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных; саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения; материальных запасов в составе имущества казны, в том числе, входящих в государственный материальный резерв; приобретение бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности)); другие аналогичные расходы.

Статья 310 Приказа «Увеличение стоимости основных средств» предусматривает отнесение на данную статью КОСГУ расходов получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе: жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений; драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; рабочего, продуктивного и племенного скота, иных животных (в т.ч. в зоопарках и в иных учреждениях, кроме подопытных животных, молодняка и скота для убоя); объектов основных фондов имущества казны; изготовление объектов основных средств из материала подрядчика; приобретение объектов для комплектования библиотечного фонда, в том числе, лицензионных копий аудиовизуальных произведений и иных объектов авторских прав на магнитных носителях; другие аналогичные расходы.

Расходы, произведенные по данному муниципальному контракту на оплату поставленных матрацев, были проведены для обеспечения объекта «***».

Согласно п.п. 10-11 п.2.2 Положения о Муниципальном учреждении «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» Управление организует в пределах своей компетенции реализацию федеральных и областных целевых программ и программ социально-экономического развития Мирного; размещает муниципальные заказы на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд в области строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов муниципальной собственности и городского хозяйства.

Из муниципального контракта №*** от 15 декабря 2014 года, заключенного между МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» и индивидуальным предпринимателем ФИО3., следует, что предметом контракта является обеспечение поставки и передачи товара для обеспечения объекта «***» согласно спецификации. Спецификация содержит наименования поставляемого товара: кровать трехуровневая раздвижная и матрац ватный детский односпальный.

Из исследованных материалов дела следует, что закупка матрацев детских происходила в рамках обеспечения объекта строительства в соответствии с функциями Управления, отнесение данных расходов на КОСГУ 310 было подтверждено росписью расходов главного распорядителя на 2014 года, из Финансово - экономического управления администрации Мирного было получено уведомление о бюджетных ассигнованиях на 2014 год с отнесением расходов по данному КОСГУ, в связи с чем, нецелевого использования денежных средств не усматривается.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Неправильное, по мнению органа финансово-бюджетного надзора определение должностными лицами Управления вида КОСГУ административно-наказуемым деянием не является.

Из разъяснений, содержащихся в п.14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам необходимо учитывать следующее.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (далее - Классификация). Порядок применения названной Классификации исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации.

Таким образом, если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

На основании изложенного, основания для привлечения начальника МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» Соловьева В.П. к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ не имеется, в связи с чем, жалоба подлежит удовлетворению, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,

решил:

Постановление № Вр.и.о. руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области №*** от 30 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Соловьева В.П. отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Агеев Д.А.