НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мирнинского городского суда (Архангельская область) от 24.11.2015 № 12-45/15

Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

г. Мирный *** года

Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Липкин Ю.Г., рассмотрев жалобу начальника муниципального учреждения «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» Соловьева В.П. на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области № *** от 30 июня 2015 года о назначении МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» административного наказания, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области № *** от 30 июня 2015 года МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 846 рублей.

Из протокола об административном правонарушении № *** от 15 июня 2015 года, следует, что в нарушение ст. ст. 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации установлено направление средств федерального бюджета в целях, несоответствующих лимитам бюджетных обязательств, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, а именно: в рамках муниципального контракта № *** от 15 декабря 2014 года, заключенного между МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» и индивидуальным предпринимателем ФИО1., на общую сумму *** руб. *** коп., предметом которого является: обеспечение поставки и передачи товара для обеспечения объекта «Строительство 2-х детских садов по 280 мест в микрорайоне № 2 г. Мирный Архангельской области» согласно спецификации (спецификация содержит наименования поставляемого товара: кровать трехуровневая раздвижная и матрац ватный детский односпальный), была произведена оплата за счет средств федерального бюджета, в том числе за матрацы (47 штук) на сумму *** руб. *** коп. Вместе с тем, средства федерального бюджета (в виде межбюджетных трансфертов) в сумме *** руб. *** коп., выделенные МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» по главе 812 «муниципальное учреждение ««Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного», по разделу и подразделу 0701 «Дошкольное образование», по целевой статье 0815898 «Прочие мероприятия, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета», виду расходов 410 «Бюджетные инвестиции», подстатье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» использованы на оплату мягкого инвентаря (матрацы) в сумме *** руб. *** коп., тогда как данные расходы должны быть произведены по главе 812 «муниципальное учреждение «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного», разделу и подразделу 0701, целевой статье 0815898 «Прочие мероприятия, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета», виду расходов 410 «Бюджетные инвестиции», подстатье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Учитывая изложенное, должностное лицо Федеральной службы финансово-бюджетного надзора пришло к выводу, что юридическое лицо - муниципальное учреждение «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» допустило нецелевое использование средств федерального бюджета, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе законный представитель юридического лица - начальник муниципального учреждения «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» просит отменить указанное постановление. В обоснование жалобы указал, что при планировании расходов на приобретение матрацев руководствовался положением о муниципальном учреждении «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного», в соответствии с пунктом 1.1 которого, Управление является отраслевым органом администрации Мирного, осуществляющим полномочия администрации в сфере строительной, жилищно-коммунальной, дорожной деятельности, создания условий массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения, содержания мест захоронения, а также в области охраны окружающей среды и природопользования. Функциями Управления, в соответствии с вышеназванным Положением, являются: удовлетворение потребностей муниципального образования «Мирный» в выполнении работ (оказании услуг) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности и городского хозяйства. Расходы по комплектованию матрацами объекта капитального строительства непосредственно связаны с расходами на капитальное строительство (инвестиции), функционирование объекта без матрацев не будет соответствовать требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. В соответствии с разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, на статью КОСГУ 310 относятся расходы получателей бюджетных средств по оплате муниципальных контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в муниципальной собственности. Матрацы, приобретенные по муниципальным контрактам, не могут быть классифицированы как материальные запасы в связи с тем, что данные предметы не учитываются на счете 10500 «Материальные запасы». Учет данного имущества отражен на счете 10611 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения», который предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию (выбытию) фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов, связанных с новым строительством, в том числе с дооборудованием зданий, производственного и хозяйственного инвентаря. Основанием для отнесения приобретенных матрацев на счет 10611 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» является положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160. По завершении капитального строительства приобретенные матрацы в соответствии со ст.5 названного Положения списываются со счета 10611 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» одновременно с вводом в эксплуатацию строящегося объекта и отражаются в составе его стоимости на счете 10100 «Основные средства», считает действия юридического лица законными и обоснованными. Просил постановление о наложении штрафа, вынесенное в отношении МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» отменить и производство по данному делу прекратить.

Согласно представленным возражениям на жалобу должностное лицо Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области возражало против удовлетворения жалобы, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным, указав при этом, что МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного», в нарушение ст. ст. 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации допустило использование средств федерального бюджета в целях, не соответствующих лимитам бюджетных обязательств, являющимися правовым основание предоставления указанных средств. Кроме того, указали, что рассмотрение жалобы на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области подведомственно арбитражному суду, и должно рассматриваться в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав законного представителя юридического лица - начальника МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» Соловьева В.П., защитников - Булытнова Р.И. и Соловьева В.В., прихожу к следующим выводам.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

По смыслу, заложенному в абзаце 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, нельзя признать связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, как вытекающее из бюджетных отношений, не направленных на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, а жалоба на постановление подведомственна районному суду.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 1852-р «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» в состав мероприятий целевой программы включено мероприятие под порядковым номером 100 «Строительство 2 детских садов на 280 мест каждый в микрорайоне № 2» в г. Мирный Архангельской области (т. 1, л.д.155-156).

В соответствии с: приказом Госстроя от 27 ноября 2013 года № 456/ГС; приказом Минстроя России от 25 декабря 2013 года № 38/МС, утверждено, согласованное с Министерством экономического развития Российской Федерации, адресное пообъектное распределение на 2013 года и плановый период 2014 и 2015 годы субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, предоставляемых в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», согласно приложению к данному приказу на мероприятия, реализуемые на территории Архангельской области, ЗАТО Мирный в размере 1 *** тыс. руб. (т. 1, л.д. 159-164), в том числе по объекту программы: Строительство 2 детских садов по 280 мест каждый, в микрорайоне № 2 (по объекту капитального строительства: Строительство детского сада на 280 мест в г. Мирный Архангельской области) утверждено распределение субсидии в размере *** тыс. руб.

Соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Архангельской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» от 27 ноября 2013 года, с учетом дополнительного соглашения от 26 декабря 2013 года Госстроем (Минстроем России) в бюджет Архангельской области предоставлена субсидия на софинансирование, в размере *** руб. *** коп. (т. 1, л.д. 168-202).

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2014 году предоставило субсидии бюджету Архангельской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы». Правительство Архангельской области направило поступившие денежные средства муниципальному образованию «Мирный» (т. 1, л.д. 206, 207).

На основании поступившего уведомления внесены изменения в роспись расходов главного распорядителя на 2014 год с отнесением расходов на строительство 2 детских садов на 280 мест каждый в микрорайоне №2 в г. Мирный, включенных в федеральную целевую программу «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» на КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в размере *** тыс. руб. (т.1, л.д.216-223).

Согласно п.п. 10-11 п. 2.2 Положения о муниципальном учреждении «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного», Управление организует в пределах своей компетенции реализацию федеральных и областных целевых программ и программ социально-экономического развития Мирного; размещает муниципальные заказы на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд в области строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов муниципальной собственности и городского хозяйства.

Справкой - уведомлением № *** от 14.05.2014 до сведения муниципального учреждения «Управление строительства и городского хозяйства» доведено об увеличении бюджетных ассигнований на 2014 год по КОСГУ 310 на сумму *** тыс. руб. *** коп. (т. 1, л.д. 215).

Согласно муниципальному контракту № *** от 15 декабря 2014 года, заключенному между МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» и индивидуальным предпринимателем ФИО1., предметом контракта является обеспечение поставки и передачи товара для обеспечения объекта «Строительство 2-х детских садов по 280 мест в микрорайоне № 2 г. Мирный Архангельской области» согласно спецификации. Спецификация содержит наименования поставляемого товара: кровать трехуровневая раздвижная, в количестве 8 штук на общую сумму *** руб. *** коп. и матрац ватный детский односпальный, в количестве 47 штук на общую сумму *** руб.*** коп. (т. 1, л.д. 100-107).

Из бюджетной росписи следует, что расходы на приобретение матрацев детских в сумме *** рублей изначально доведены до муниципального учреждения «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Неправильное, по мнению органа финансово-бюджетного надзора определение должностными лицами Управления вида КОСГУ административно-наказуемым деянием не является.

Кроме того, согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

В целях настоящих Указаний в данном разделе определен порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлении операций государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.

Особенности применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее в целях Указаний - КОСГУ), применяемых в целях бухгалтерского (бюджетного) учета, определяются в нормативных актах Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.

В части 2 Приказа установлено, что в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете информации об осуществляемых операциях, государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), 180 "Прочие доходы", 290 "Прочие расходы", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в рамках третьего разряда кода).

Статья 340 Приказа «Увеличение стоимости материальных запасов» предусматривает отнесение на данную статью КОСГУ расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе: медикаментов и перевязочных средств; медицинской техники, вживляемой в организм пациента; продуктов питания; горюче-смазочных материалов; строительных материалов; мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды); запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.; спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; кухонного инвентаря; молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя; кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных; саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения; материальных запасов в составе имущества казны, в том числе, входящих в государственный материальный резерв; приобретение бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности)); другие аналогичные расходы.

Статья 310 Приказа «Увеличение стоимости основных средств» предусматривает отнесение на данную статью КОСГУ расходов получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе: жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений; драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; рабочего, продуктивного и племенного скота, иных животных (в т.ч. в зоопарках и в иных учреждениях, кроме подопытных животных, молодняка и скота для убоя); объектов основных фондов имущества казны; изготовление объектов основных средств из материала подрядчика; приобретение объектов для комплектования библиотечного фонда, в том числе, лицензионных копий аудиовизуальных произведений и иных объектов авторских прав на магнитных носителях; другие аналогичные расходы.

Таким образом, средства федерального бюджета на сумму *** рублей направлены на цели, которые предусмотрены федеральной целевой программой «Развитие Российских космодромов на 2006 - 2015 годы» и за счёт тех бюджетных ассигнований, которые были выделены на эти цели, в рамках обеспечения объекта строительства в соответствии с функциями Управления, отнесение данных расходов на КОСГУ 310 соответствует Приказу Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", было подтверждено росписью расходов главного распорядителя на 2014 год, распоряжением начальника Финансово - экономического управления администрации Мирного.

Следовательно, нецелевого использования бюджетных средств юридическим лицом допущено не было, что исключает административную ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, жалоба законного представителя муниципального учреждения «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» Соловьева В.П. подлежит удовлетворению, постановление должностного лица территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

жалобу законного представителя юридического лица- начальника муниципального учреждения «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» Соловьева В.П. удовлетворить.

постановление временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области № *** от 30 июня 2015 года о назначении административного наказания, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица МУ «Управление строительства и городского хозяйства администрации Мирного» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.Г. Липкин