НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мирнинского городского суда (Архангельская область) от 11.08.2022 № 2А-389/2022

Дело № 2а-389/2022

УИД: 29RS0028-01-2022-000467-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Мирный 11 августа 2022 г.

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего Агеева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Омелиной Е.В.,

с участием представителя администрации Мирного Глоба О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Мирного к ФКУ «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в лице филиала в Архангельской области и Ненецком автономном округе и Федеральной налоговой службе о признании незаконным решения об отказе в размещении и утверждении адресных сведений в государственном адресном реестре,

установил:

администрация Мирного обратилась в суд с административным иском ФКУ «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в лице филиала в Архангельской области и Ненецком автономном округе и Федеральной налоговой службе о признании незаконным решения об отказе в размещении и утверждении адресных сведений в государственном адресном реестре.

В обоснование административного иска указано, что 21 декабря 2021 г. было принято постановление о присвоении наименований элементам улично-дорожной сети гаражной зоны № 4, которым были присвоены наименования элементам улично–дорожной сети гаражной зоны № 4, расположенной в кадастровом квартале ***. 11 апреля 2022 г. административным ответчиком отказано в утверждении адресных сведений со ссылкой на то, что данные в заявке не соответствуют данным в нормативном документе, допущена техническая ошибка. Впоследствии техническая ошибка была устранена, подана новая заявка № ***, в удовлетворении которой также было отказано по тем же основаниям. Полагает данный отказ незаконным, так как постановление администрации Мирного от 21 декабря 2022 г. издано в полном соответствии с ч.1 ст.9.1 Федерального закона № 131-ФЗ и абз.5 ст.1 Областного закона № 258-внеоч-ОЗ. Просит признать незаконным отказ в размещении и утверждении адресных сведений в государственном адресном реестре, возложить на административного ответчика разместить и утвердить адресные сведения в государственном адресном реестре по заявке № ***.

В ходе судебного заседания представитель административного истца Глоба О.А. настаивала на удовлетворении административного иска по тем же основаниям.

Дело рассмотрено без участия ответчиков и заинтересованного лица муниципального учреждения «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного», надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

В отзыве на административное исковое заявление ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России административный иск не признало, считая отказ в размещении и утверждении законным и обоснованным. 11 апреля 2022 г. администрацией Мирного направлена заявка № *** на размещение сведений в государственном адресном реестре (ГАР), в ходе рассмотрения которой выявлены несоответствия данных, указанных в заявке, нормативному документу (постановлению) администрации о присвоении наименований элементов улично-дорожной сети гаражной зоны 4. В связи с этим заявка была отклонена. Не согласившись с причиной отклонения, администрация Мирного направила обращение в ФНС России с просьбой предоставить обоснования и разъяснения по причине отказа. Ответ на обращение был дан. Не дождавшись ответа, администрация Мирного сформировала новую заявку № *** от 5 июля 2022 г. на размещение сведений в ГАР, устранив лишь одно из нарушений, выявленных ранее. Данная заявка также была отклонена, так как имела расхождение в наименовании родительского объекта – городского округа, который в нормативном документе (постановлении) указан как «городской округ Архангельской области «Мирный», а в заявке «городской округ Мирный». Филиал Учреждения при отклонении заявки основывался на разъяснениях ФНС России, направленных в адрес Учреждения письмами от 11.08.2020 № *** и от 11.02.2022 № *** которыми был дан ответ УФНС России по Архангельской области по аналогичным заявкам в отношении адресов объектов адресации, расположенных на территории городского округа Северодвинск Архангельской области, что оснований для включения такого адреса в ГАР не имеется. Доводы администрации Мирного о том, что адреса вносятся по итогам инвентаризации сведений об адресах ГАР, проведенной в соответствии с разделом IV Правил межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, являются несостоятельными, так как в силу п.6 Постановления Правительства РФ от 22.05.2015 № 492 мероприятия, предусмотренные разделом IV Правил подлежат реализации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Постановления № 492, то есть должны были быть завершены в 2015 г. Несоответствие адресных сведений, указанных в заявке на включение адресных сведений в ГАР, сведениям, указанным в решении уполномоченного органа о присвоении адреса объекту адресации и аннулировании его адреса (в частности постановление администрации от 21.12.2021 № 1120) является основанием для отклонения таких заявок оператором ФИАС. Заявка имеет расхождения в наименовании родительского объекта - городского округа, который в нормативном документе (постановлении) указан как «городской округ Архангельской области «Мирный», а в заявке «городской округ Мирный».

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В соовтетствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.27 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Постановлением администрации Мирного от 21 декабря 2021 г. № 1120 присвоены наименования элементам улично-дорожной сети гаражной зоны № 4, расположенной в кадастровом квартале ***, согласно приложению.

Из приложения к указанному постановлению следует, что присвоены наименования с 1-ого по 28-ой ряды гаражной зоны, при этом описание адреса выглядит следующим образом: Российская Федерация, Архангельская область, городской округ Архангельской области «Мирный», город Мирный, территория гаражная зона 4, ряды с 1 по 28.

В размещении и утверждении адресных сведений по заявке № *** было отказано.

В ответ на обращение о причинах отказа советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Елисеев В.В. разъяснил, что согласно Правилам присвоения адресов заявка в данном случае должна иметь, например, вид: Российская Федерация, Архангельская область, городской округ Мирный, город Мирный, территория гаражная зона 4, ряд(ы) 1. С учетом предусмотренного Правилами присвоения адресов положения об использовании при описании адреса последовательности написания адреса, соответствующей последовательности адресообразующих элементов в установленной Правилами присвоения адресов структуре адреса, оснований для использования в наименовании последующего адресообразующего элемента наименования (наименований) предшествующего (предшествующих) адресообразующего элемента (адресообразующих элементов) не имеется. Таким образом, описание адреса в заявке на групповое добавление элементов улично-дорожной сети от 11 апреля 2022 г. № *** не соответствует требованиям Правил присвоения адресов, в связи с чем оснований для включения такого адреса в государственный адресный реестр не имеется. (л.д.13, 14)

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", осуществляют следующие полномочия:

1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;

2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 (далее - Правила).

Согласно п.47 названных Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются:

а) страна;

б) субъект Российской Федерации;

в) муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, федеральная территория;

г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на федеральных и межселенных территориях);

д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).

В соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наименование муниципального образования должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование.

В случае, если в городском округе расположен административный центр субъекта Российской Федерации, указание на наименование этого субъекта Российской Федерации в наименовании данного муниципального образования может не приводиться.

В наименование городского поселения, сельского поселения, а также внутригородского района помимо элементов, указанных в части 1 настоящей статьи, должно включаться соответственно указание на наименование муниципального района, в состав которого входит данное поселение, или указание на наименование городского округа с внутригородским делением, в котором образован этот внутригородской район.

Иные элементы наименования муниципального образования могут определяться уставом муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций, а также наличия почетных званий СССР и Российской Федерации.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено использование в официальных символах муниципального образования, наименованиях органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, а также в других случаях сокращенной формы наименования муниципального образования наравне с наименованием данного муниципального образования, определенным уставом муниципального образования в соответствии с частями 1 - 4 настоящей статьи.

Наименование муниципального образования подлежит включению в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 23.09.2004) статусом городского округа наделяется муниципальное образование: "Мирный" (административный центр - город Мирный) с наименованием: городской округ Архангельской области "Мирный" (далее - городской округ "Мирный").

Судом установлено, что постановление администрации Мирного от 21.12.2021 № 1120 издано в полном соответствии с ч.1 ст.9.1 Федерального закона № 131-ФЗ и абз.5 ст.1 Областного закона № 258-внеоч-ОЗ, а поэтому отказ административного ответчика в размещении и утверждении адресных сведений в государственном адресном реестре является незаконным.

Таким образом административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Федеральной налоговой службы, Филиала Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г.Москва) в Архангельской области и Ненецком автономном округе в размещении и утверждении адресных сведений в государственном адресном реестре по заявке № ***.

Обязать Федеральную налоговую службу, Филиал Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г.Москва) в Архангельской области и Ненецком автономном округе разместить и утвердить адресные сведения в государственном адресном реестре по заявке № ***.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Мирнинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий Агеев Д.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2022 г.

Председательствующий Агеев Д.А.