Дело № 2-656/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мирный 08 декабря 2017 года
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Липкина Ю.Г.
при секретаре Корниловой А.Л.,
с участием помощника прокурора ЗАТО Мирный Молчановой В.П.,
представителя истца МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» к ФИО2 о выселении из служебного жилого помещения и встречному иску ФИО2 к МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» о заключении договора социального найма на жилое помещение,
у с т а н о в и л:
МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» обратилось в суд с иском к ФИО2 о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, г.Мирный ул. ***, обосновав тем, что данное жилое помещение было предоставлено ФИО2 06 марта 2006 года в качестве служебного на период прохождения службы в ОМВД России по ЗАТО Мирный. На основании приказа УМВД России по Архангельской области от 26 октября 2012 года ФИО2 был уволен со службы в органах внутренних дел, однако, жилое помещение не освободил и не сдал в установленном порядке, поэтому, просит выселить ответчика из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
ФИО2 не согласившись с иском, подал встречный иск о заключении с ним договора социального найма на спорное жилое помещение, в обоснование которого указал, что жилое помещение ему было предоставлено в 2000 году по договору поднайма, затем в 2001 году жилое помещение было включено в число служебных, с указанием его права занимать жилое помещение на период прохождения военной службы, тем самым, фактически оно было предоставлено в качестве служебного именно в 2001 году. Имея соответствующую выслугу, имел право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поэтому, в силу положений ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» он не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Просит в иске о выселении отказать и обязать МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» заключить с ним договор социального найма на занимаемое жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» ФИО1 настаивала на удовлетворении первоначального иска по основаниям, изложенным в исковом заявление, в обоснование возражений по встречному иску, указала, что жилое помещение ФИО2 было предоставлено в качестве служебного в 2006 году на период прохождения службы в ОМВД, на спорные правоотношения положения ЖК РСФСР не распространяются, на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма ответчик не состоял, решения о предоставлении ему жилого помещения на условиях социального найма не принималось, оснований для заключения с ним договора социального найма не имеется. При этом пояснила, что спорное жилое помещение ФИО2 с 2000 года предоставлялось по договору поднайма, что было предусмотрено ЖК РСФСР, постановление о включении квартиры в число служебных от 25 июня 2001 года является недействительным, поскольку, принято в отношении жилого помещения, не являющегося свободным, однако, данное обстоятельство не свидетельствует о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Об увольнении ответчика со службы собственнику жилого помещения стало известно в феврале 2015 года, следовательно, срок исковой давности не пропущен.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска о выселении, поддержал требования встречного иска, указав, что проходил службу в органах внутренних дел с 1995 года, фактически жилое помещение ему было предоставлено в 2000 году, а в качестве служебного в 2001 году, имея соответствующую выслугу при прохождении службы имел право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и в соответствии ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» он не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. При увольнении имел выслугу более 20 лет, иным жилым помещением не обеспечен, также имел право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о выселении из жилого помещения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, а также, заключение прокурора Молчановой В.П., полагавшей, что исковые требования о выселении подлежат удовлетворению, а во встречном иске следует отказать, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст.ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 проходил службу в ОМВД России по ЗАТО Мирный Архангельской области в период с 01.01.1995 по 29.10.2012, уволен из органов внутренних дел на основании приказа УМВД России по Архангельской области от 26.10.2012 с должности старшего следователя следственного отделения. В период с 2002 по 2004 годы проходил службу на должности участкового уполномоченного милиции.
Жилое помещение, о котором идет спор, находится в муниципальной собственности, передано в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства РФ №1380-р от 30.09.2000 года, включено в реестр муниципальной собственности 11 апреля 2001 года, МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» на основании положения и постановления от 13 марта 2017 года осуществляет функции наймодателя. ( л.д.19-22)
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статьей 76 ЖК РСФСР, действующей до 01 марта 2005 г. было установлено, что наниматель жилого помещения вправе с согласия проживающих совместно с ним членов семьи и с согласия наймодателя сдавать в поднаем жилое помещение в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В поднаем может быть сдана нанимателем часть занимаемого им жилого помещения, а при временном выезде - все помещение (на период сохранения права пользования им), при этом ответственным перед наймодателем по договору найма остается наниматель. Лица, проживающие в жилом помещении нанимателя на основании договора поднайма, самостоятельного права на это помещение не имеют.
С 29 апреля 2000 года по 30 ноября 2005 года ФИО2 по договору поднайма, ежегодно перезаключаемому, было предоставлено жилое помещение: кв. *** в г. Мирном.
Нанимателем данного жилого помещения до 2004 года являлся ФИО3.
Из постановления заседания квартирной комиссии войсковой части *** от 16 мая 2001 года, следует, что данное жилое помещение закреплено по договору поднайма за участковым инспектором ФИО2
Указанное жилое помещение включено в число служебных постановлением мэра Мирного от 25 июня 2001 года №*** для военнослужащего ФИО8 на период прохождения военной службы. (л.д.7).
В судебном заседании установлено, что в данном постановлении допущена описка, жилое помещение фактически включено в число служебных для ФИО2 (ответчика), что подтвердила в суде и представитель истца.
Включение жилого помещения в число служебных в период действия договора найма с ФИО9, т.е. в то время когда жилое помещение являлось не свободным, свидетельствует о недействительности такого решения об отнесении жилого помещения к числу служебных.
На основании постановления мэра Мирного от 06 марта 2006 года №*** ФИО2 было предоставлено служебное помещение по адресу: г.Мирный, ул.***
13 марта 2006 года с ФИО2 был заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с п.8.1 которого, договор считается заключенным на весь срок контракта (трудового договора). ( л.д.9-10)
Закон РФ «О милиции» действующий в период возникновения спорных правоотношений предусматривал возможность предоставления органом местного самоуправления сотрудникам органов внутренних дел, в том числе и участковым уполномоченным жилого помещения, как на праве социального найма, так и на ином предусмотренном действующим законодательством праве. Обеспечение такой категории лиц служебным жилым помещением, не противоречит закону
Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено ФИО2 в качестве служебного на законных основаниях и отнесено к специализированному жилищному фонду в установленном порядке, является таковым и в настоящее время.
Доводы ответчика о применении к разрешению спора положений ЖК РСФСР, Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», предусматривающих запрет на выселение из служебных жилых помещений определенных категорий граждан, являются несостоятельными, поскольку, спорные правоотношения возникли после введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Служебное жилое помещение, в связи с которым возник спор, было предоставлено ФИО2 в 2006 году. Включение жилого помещения в число служебных само по себе не является решением о его предоставлении, которое принимается уполномоченным органом, в установленном жилищным законодательством порядке. До введения в действие Жилищного кодекса РФ, основанием для вселения являлся ордер, после введения в действие - соответствующее постановление органа местного самоуправления.
Постановлением от 13 марта 2006 года жилое помещение предоставлено ФИО2 именно в качестве служебного.
До предоставления в 2006 году жилого помещения в качестве служебного, ФИО2 занимал его по договору поднайма, и самостоятельного права на данное жилое помещение не приобрел.
Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.
При этом, при нарушении порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду каких-либо положений отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, ФИО2 на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Более того, спорное жилое помещение не относится к жилищному фонду социального использования. Проживание ответчика в вышеуказанной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с истцом договора социального найма, ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа. Спорная квартира предоставлена ему во временное пользование в качестве служебного жилья на период прохождения службы в органах внутренних дел.
Таким образом, оснований для заключения с ФИО2 договора социального найма жилого помещения не имеется.
Также является и необоснованной и ссылка ответчика на применение к спорным правоотношениям положений ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку данным законом урегулированы вопросы обеспечения жилыми помещения военнослужащих, к которым, ответчик, не относится.
В связи с увольнением ФИО2 из ОМВД России по ЗАТО Мирный договор найма служебного жилого помещения прекратился, поскольку данное жилое помещение ему было предоставлен только на период прохождения службы в органе внутренних дел.
Однако, ФИО2 служебное жилое помещение не освободил, продолжает занимать его и сохраняет регистрацию по месту жительства.
18 января 2016 года в адрес ФИО2 главой администрации Мирного направлялось требование об освобождении служебного жилого помещения, однако, требование не исполнено, жилое помещение не освобождено и не сдано. ( л.д.17-18)
Поскольку требование об освобождении жилого помещения и его сдаче наймодателю в добровольном порядке не исполнено, ответчик подлежит выселению из занимаемого жилого помещения в судебном порядке.
К категории граждан, предусмотренных ч.2 ст. 103 ЖК РФ, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, ответчик не относится.
На учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не состоял и не имел права состоять на таком учете.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 до 2000 года занимал на условиях договора социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: г. Мирный ул. ***, нанимателем которого являлся его отец – ФИО10 Жилое помещение нанимателем было сдано в связи с обеспечением жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г.Иошкар-Оле по адресу: ул. ***, площадью 64,1 кв.м.
Из представленных ответчиком копий свидетельств о государственной регистрации права указанное жилое помещение передано в собственность ФИО10 и ФИО11 по договору передачи в собственность от 25.03.2002 г., т.е. в порядке приватизации.
ФИО2 пояснил в суде, что он как член семьи военнослужащего был обеспечен данным жилым помещением на условиях социального найма, от участия в приватизации отказался, жилое помещение находится в собственности родителей.
Таким образом, ФИО2 был обеспечен жилым помещением за пределами ЗАТО Мирный.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона). Таким образом, из смысла названного закона следует, что право на получение единовременной социальной выплаты имеют сотрудники, нуждающиеся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что ФИО2 не состоит в УМВД России по Архангельской области на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Кроме того, закон не связывает невозможность выселения сотрудника полиции из служебного жилого помещения с невыплатой ему при увольнении указанной субсидии. Спорное жилое помещение является муниципальной собственностью.
Орган местного самоуправления, предоставивший ответчику спорную квартиру в качестве служебного жилого помещения, не несет обязательств по обеспечению сотрудника полиции жильем на условиях договора социального найма и выплате социальных гарантий, поэтому, наймодатель правомерно поставил вопрос о выселении ФИО2 из спорного жилого помещения, предоставлявшегося ему исключительно на период исполнения соответствующих служебных обязанностей.
Предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих выселению ответчика из служебной муниципальной квартиры, в судебном заседании не установлено.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности для обращения в суд за разрешением спора.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 названного кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Прекращение нанимателем служебных отношений служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
С учетом того, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ФИО2 продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ФИО2 из органов внутренних дел не имеется.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что сведения об увольнении ФИО2 из органов внутренних дел поступили в администрацию Мирного из ОМВД России по ЗАТО Мирный в феврале 2015 года ( л.д.12), поэтому именно с этого времени собственнику жилого помещения стало известно о нарушении его права. С учетом положений ст. 200 ГК РФ, срок исковой давности для обращения в суд за разрешением спора о выселении из служебного жилого помещения, истцом не пропущен.
Таким образом, иск о выселении ответчика из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения является обоснованным и подлежит удовлетворению, в удовлетворении встречного иска следует отказать.
Учитывая, что истец в силу п.п. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд, а ответчик не освобожден от ее уплаты, следовательно, на основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ с него подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» к ФИО2 о выселении из служебного жилого помещения, удовлетворить.
Выселить ФИО2 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, г.Мирный, ул. *** без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Мирный» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
В удовлетворении встречного иска ФИО2 к МУ «Управление муниципального имущества, строительства и городского хозяйства администрации Мирного» о заключении договора социального найма на жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Мирнинский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2017 года
Председательствующий Ю.Г. Липкин