НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минусинского городского суда (Красноярский край) от 25.07.2018 № 2А-1247/18

Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2а-1247/2018

Именем Российской Федерации

г. Минусинск 25 июля 2018 года

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шкарина Д.В.,

при секретаре Витютневой П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1об оспаривании решений Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в Минусинский городской суд с иском, уточненным в соответствии со ст. 46 КАС РФ (л.д. 53) об оспаривании решений Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю. Мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю вынесено решение от №7758 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика, которое ФИО1 было обжаловано в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, решением которого жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения, при этом все выводы, приведенные в решении, обращены к гражданину, обязанность у которого по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и состоящем на учете в налоговом органе по месту жительства. Однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на учете в ИФНС России по г. Курску и предпринимательской деятельностью ни в Курской области, ни в Красноярском крае не занимался (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работал и работает у работодателя), соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд и ФСС за истца уплачивались работодателем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд претензий по уплате страховых взносов истцу как страхователю не предъявлял. Поскольку на момент вынесения обжалуемого решения истец не состоял на учете в нижестоящем налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается в мотивировочной части решения вышестоящего налогового органа, законных оснований о вынесении решения в отношении истца как индивидуального предпринимателя не имелось. С учетом изложенного налоговый орган на основании требований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) вынес решение от ДД.ММ.ГГГГ о взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества плательщика истцу как физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем по взысканию страховых взносов. В связи, с чем просит признать незаконным и отменить решение Межрайонной ИФНС России № 10 Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика. Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ принятое по итогам рассмотрения жалобы ФИО1 на решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании налогов, сборов, пеней. Штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (л.д. 3-4).

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, с учетом заявления об уточнении административных исковых требований. Суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуально предпринимателя и состоял на учете в Курской области, при этом фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял, соответствующие страховые взносы за него уплачивались работодателем, при этом Пенсионный фонд РФ претензий по уплате страховых взносов к нему как к страхователю не предъявлял, в связи с тем, что он не состоял в Межрайонной ИНФР России № 10 по Красноярскому краю на учёте в качестве индивидуального предпринимателя, полагает, что законных оснований для вынесения решения в отношении него как индивидуального предпринимателя не имелось. Кроме того, суду пояснил, что требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за от ДД.ММ.ГГГГ. и за от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствуют утвержденной форме, в связи, с чем оспариваемое решение за от ДД.ММ.ГГГГ. является не законным. Также указал на то, что данное решение было принято не компетентным налоговом органом, так как в качестве индивидуального предпринимателя он был зарегистрирован в ИФНС России по г. Курску и только данный орган мог вынести решение о взыскании с него налогов и сборов.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю по доверенности ФИО2 (л.д. 37), доводы изложенные в возражении на административное исковое заявление (л.д. 22-27), а также в дополнении к возражениям на исковое заявление поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что индивидуальные предприниматели производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Риски связанные с необходимостью уплаты определенных взносов предприниматель принимает на себя в момент регистрации и обязан соблюдать требования законодательства об уплате вносов до момента утраты статуса, при этом гражданин зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий трудовые обязанности у работодателя является застрахованным лицом по двум основаниям как предприниматель и как работник. Сведения о наличии у ФИО1 задолженности поступили из Управления Пенсионного Фонда по г. Курску в порядке взаимодействия, в связи с чем, в адрес ФИО1 были направлены требования о погашении задолженности, которые в установленный законом срок ФИО1 исполнены не были, также с учетом сторнированных сумм пени инспекцией принято законное решение о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика. Довод о том, что в требованиях не указан статус должника- индивидуальный предприниматель, не изменяет предмета требования, поскольку ФИО1 по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем то к нему применены меры взыскания для индивидуальных предпринимателей в бесспорном порядке, в связи с чем инспекцией был соблюден порядок взыскания задолженности с ФИО1 как с индивидуального предпринимателя. Довод о том, что МИФНС России № 10 по Красноярскому краю не имела полномочий для предъявления требования об уплате налогов, пени и страховых вносов является несостоятельны, поскольку в соответствии с требованием федерального законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если индивидуальный предприниматель изменил место регистрации, то он обязан был сообщить об этом в налоговый орган. Также указала, что пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а поскольку срок предъявления административного искового заявления истек ДД.ММ.ГГГГ, а исковое заявление подано ФИО1 в суд ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Управления ФНС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, надлежащим образом (л.д. 65). Представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, рассмотреть спор в отсутствие представителя Управления Федеральной налоговой инспекции (л.д. 46-50). Мотивируя тем, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с получением дохода, при этом гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя и осуществляющий трудовые обязанности у работодателя является застрахованным лицом по двум основаниям - как предприниматель и как работник. Таким образом, индивидуальные предприниматели являются плательщиками: страховых взносов в установленном законом порядке. До ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов входило в компетенцию органов ПФР. Порядок взаимодействия ПФР и налоговых органов по вопросам начислений страховых взносов осуществляется в рамках Соглашения ФНС России № ММВ-23-11/26@ и Пенсионного фонда Российской Федерации № АД-09-31/сог/79 от ДД.ММ.ГГГГ «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоял на учете в ИФНС России по г. Курску Курской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении ПФР по г. Курску; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении ПФР по г. Минусинску и Минусинскому району Красноярского края. Таким образом, в указанные периоды истец являлся плательщиком страховых взносов. В связи с неисполнением истцом требований в установленные для добровольной уплаты сроки, с учетом сторнированных ДД.ММ.ГГГГ сумм пени, а также отсутствием сведений о расчетных счетах, ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в порядке статьи 47 НК РФ принято решение о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 54 484,70 рубля, в том числе недоимки по страховым взносам в сумме 46 306,66 рублей, и пени в сумме 7 178, 04 рублей и направлено в Отдел судебных приставов по г. Минусинску и Минусинскому району УФССП по Красноярскому краю в отношении указанной задолженности постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества. Таким образом, действия инспекции по формированию и направлению в адрес ФИО1 спорного решения о взыскании являются обоснованными. Актуальная сумма задолженности по страховым взносам с учетом произведенных органами ПФР корректировок составила 147 177,47 рублей (177 724,8-7394 - 23 153,33), сумма пени 8 177. 42 рублей (8 592,04 - 414,31 - 0,31). С учетом уточненных сведений о задолженности, представленной ПФР решение от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит исполнению, в части взыскания страховых взносов на общую сумму 23 153,33 рубля. Инспекцией в рамках рассмотрения жалобы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в Отдел судебных приставов по г. Минусинску и Минусинскому району УФССП по Красноярскому краю заказной почтовой корреспонденцией направлены уточнения от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обязательства ФИО1 в отношении задолженности по страховым взносам и пени приведены в соответствие.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоял на учете в ИФНС России по г. Курску и Курской области, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении ПФР по г. Курску; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении ПФР по г. Минусинску и Минусинскому району Красноярского края. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 68-69,78).

В соответствии с частью 2 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Письмом ФНС России от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ в налоговые органы в электронном виде.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в адрес ФИО1 сформированы и направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ. о наличии задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 23 153 рубля 33 копейки и соответствующих пени в сумме 8 592 рубля 04 копейки. Срок исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). А также сформировано и направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о наличии задолженности по страховым взносам за 2016 горд в общей сумме 23 153 рубля копейки. Срок исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения его взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках.

Статьей 47 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика.

Исходя из положений ч. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В связи с неисполнением требований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. о наличии задолженности по страховым взносам в добровольном порядке, учитывая отсутствие сведений о счетах Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (расчет размера которых административным истцом не оспаривается).

Учитывая вышеуказанные положения закона, проверив порядок и сроки выявления недоимки, выставления требования, порядок и сроки принятия решения о взыскании страховых взносов за счет имущества, суд приходит выводу о соблюдении административным ответчиком порядка и процедуры принудительного взыскания. Установив отсутствие у административного ответчика информации о счетах административного истца, суд приходит к выводу, что взыскание недоимки по страховым взносам осуществлено в соответствии с требованиями закона, каких-либо нарушений прав административного истца при вынесении оспариваемого решения не допущено.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок давности для обращения в суд, который подлежит применению на основании статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит исчислению с момента вручения административному истцу копии оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ суд не принимает.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Применительно к данной норме права срок обращения с административным иском в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на административном истце.

В соответствии с ч.4 ст.2 КАС РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству. Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в защиту своих прав в Арбитражный суд Красноярского края в установленный законом срок, определением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления ФИО1 отказано, при этом установлено, что ФИО1 возможность судебной защиты не утрачена, поскольку последний не обращался с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции.

Довод административного истца о том, что фактически предпринимательскую деятельность он не осуществлял, суд не принимает во внимание, поскольку в силу пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода.

Своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Как следует из разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 г. N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства, однако в данном случае ФИО1 не представлено доказательств, что такие обстоятельства исключительного характера имели место в спорный период.

При таких обстоятельствах, административный ответчик правомерно вынес решение о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафам за счет имущества должника, которое содержит все необходимые сведения.

При этом суд отмечает, что действующее законодательство не обязывает органы по контролю за уплатой страховых взносов предпринимать какие-либо меры по розыску расчетных счетов плательщиков страховых взносов, на которых, возможно, имеются денежные средства.

Суд не принимает во внимание доводы административного истца о том, что требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за от ДД.ММ.ГГГГ. и за от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствуют утвержденной форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@, и в них не указан статус административного истца (физическое лицо или индивидуальный предприниматель) в связи, с чем оспариваемое решение за от ДД.ММ.ГГГГ. является не законным, по следующим основаниям.

Требование об уплате налога (сбора) в силу статьи 69 НК РФ представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В пункте 4 статьи 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что требования за от ДД.ММ.ГГГГ. и за от ДД.ММ.ГГГГ. содержат все существенные сведения, а именно: наименование налогового органа и его место нахождение; ФИО индивидуального предпринимателя, место его проживания и его ИНН; сумма недоимки и размере пеней; код бюджетной классификации и ОККТМО (ОКАТО), основания взимания пени, срок в который нужно погасить задолженность. Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований, по которым вышеуказанные требования могут быть признаны не соответствующим налоговому законодательству, а также установленной форме, не имеется. Тот факт, что в указанных требованиях ФИО1 не поименован индивидуальным предпринимателем юридического значения не имеет, так как фактически он на момент направления требований и принятия оспариваемого решения фактически имел статус индивидуального предпринимателя, что было ранее установлено судом.

Доводы административного истца о том, что вышеуказанные требования были предъявлены ему не надлежащим налоговым органом, являются не состоятельными, по следующим основаниям.

На основании п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в Реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.

В силу пп. "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся, в том числе сведения о месте жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

Согласно п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В силу абз. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.

Между тем, обязанность индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента изменения места жительства, сообщить соответствующие сведения в регистрирующий орган была установлена п. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Из копии паспорта ФИО1 следует, что последний зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> однако сведения о смене места жительства административный истец в установленные законом сроки не подал в соответствующий налоговый орган, в связи, с чем после вступления в законную силу Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и получения сведений из Управления ПФР по г. Курску Курской области о наличии у ФИО1 задолженности по страховым взносам, МИФНС России №10 по Красноярскому краю с этого момента является уполномоченным налоговым органом по взысканию с ФИО1 налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Поскольку судом установлено, что решение от ДД.ММ.ГГГГ принято Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю без нарушений действующего законодательства, то решение Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ принятое по итогам рассмотрения жалобы ФИО1 на решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании налогов, сборов, пеней, суд находит законным и обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ФИО1об оспаривании решений Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения изготовлен 31 июля 2018года