НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минусинского городского суда (Красноярский край) от 17.01.2013 № 2-3490/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2013 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего Дудусова Д.А.,

при секретаре Степановой С.Б.,

с участием представителя ответчика Шаповаловой Л.П. (доверенность от 29.10.12г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Березин В.В. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Красноярскому краю» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Березин В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Красноярскому краю» об обязании совершить действия.

Свои требования истец в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. Он является инвалидом третьей группы и получает пенсию по инвалидности в соответствии с законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, в связи с потерей трудоспособности вследствие ранения. После изменений в законодательстве РФ размер получаемой им пенсии уменьшился, так как ему прекратились выплаты ежемесячной денежной компенсации. ГУВД по Красноярскому краю на его обращение ответило, что для решения вопроса о назначении ему денежной компенсации, он должен представить документ ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Красноярскому краю» об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах. Он обратился с заявлением к ответчику в Минусинский филиал № 35; на его заявление ему ответили, что выдать такой документ и отказ в его выдаче ему не могут. В результате указанных действий ответчика он оказался лишенным права на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с утратой трудоспособности. В соответствии с нормами пункта 23 приказа МВД РФ от 18.06.12г. «Об утверждении инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» для решения вопроса о назначении выплаты ежемесячной денежной компенсации необходим документ об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах. На основании изложенного, просит обязать ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Красноярскому краю» провести его освидетельствование и выдать ему документ об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах.

Ответчик- ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Красноярскому краю», действующий через своего представителя по доверенности Шаповалову Л.П., исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим. 15 июля 2011 года вступило в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2011г. № ГКПИ11-521. Указанным решением постановлено: «Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 789, предписывающий устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, учреждениями судебно- медицинской экспертизы». Согласно пункту 1 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789: «Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие)». Пунктом 7 Правил установлено: «Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Согласно пункту 8 Правил: «Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию». Таким образом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 789 установлены следующие документы, необходимые для установления степени утраты профессиональной трудоспособности: акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании; заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда. Кроме того, Федеральное медико-биологическое агентство письмом от 02.09.11г. № 32-024/775 по учреждениям медико-социальной экспертизы разослало письмо заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Топилина М.А. от 09.09.11г. № 30-3/10/2-8997, которым разъяснено: «В случаях принятия решений судами о необходимости установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате травм и заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности при указанных обстоятельствах устанавливается судебными органами». В связи с вышеизложенным, с учетом того, что служба в органах внутренних дел приравнивается к военной службе, полагает, что Минусинскому городскому суду при рассмотрении гражданского дела по иску Березин В.В. к ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по красноярскому краю, об обязании совершить действия необходимо определить порядок установления стойкой утраты трудоспособности в процентах сотрудникам органов МВД России с учетом: требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000г. № 789, Постановления Минтруда РФ от 18.07.2001г. № 56 и отсутствия у Березин В.В. акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании; заключения органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000г. № 789 принято во исполнение абзаца 2 ч.З ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ установлены категории лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Березин В.В., ни к одной из вышеперечисленных категорий не относится и следовательно степень утраты профессиональной трудоспособности не может быть определена по правилам, определенным Постановлением Правительства от 16.10.2000г. № 789. Согласно преамбуле и п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица не являются субъектами исполнения Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», так как не уплачивают взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в связи с чем федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы им не могут быть определены проценты утраты профессиональной трудоспособности. Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.05.2010г. № 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" государственные судебно-экспертные учреждения вправе определять степень утраты профессиональной трудоспособности. Кроме того, Приказом МВД России от 18.06.2012г. № 590 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам" не установлено утрата какой трудоспособности в процентах устанавливается сотрудникам МВД России - общей трудоспособности или профессиональной трудоспособности. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности согласно п.5 ч.З ст.8 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и абзацу 1 ч.З ст. 11 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Согласно ч.З ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» определение общей трудоспособности в процентах в компетенцию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы не входит. В связи с вышеизложенным, заявленные исковые требования Березин В.В. не подлежат удовлетворению.

В суд представлены и судом истребованы следующие доказательства: паспорт истца и справка об инвалидности; устав ответчика; письмо ФМБА РФ от 09.09.11г..

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает следующее.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, данное Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (подпункт 4 пункта 12).

Инструкция, утвержденная Приказом МВД РФ от 18.06.12г. № 590, в соответствии с Федеральными законами от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ "О полиции" и от 30 ноября 2011 г. № 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, то есть утверждена МВД России в пределах предоставленных ему полномочий.

В силу статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности (пункт 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" установлено, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Частью 10 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, для выплаты сотруднику ежемесячной денежной компенсации необходимо определить наличие стойкой утраты трудоспособности и установить факт инвалидности; указанная обязанность прямо возложена законом на учреждения медико- социальной экспертизы.

Исходя из пункта 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522, вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 данных Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. N 194н утверждены Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, согласно которым стойкая утрата общей трудоспособности определяется в процентах (пункты 6-8).

Следовательно, для определения размера утраченного денежного довольствия необходимо определение стойкой утраты трудоспособности в процентах.

Следовательно, ответчик незаконно отказывает истцу в проведении освидетельствования и определении ему стойкой утраты трудоспособности в процентах.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить полностью.

В силу требований пункта 2 статьи 206 ГПК РФ: «В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.».

Учитывая изложенное, суд полагает возможным установить срок исполнения решения в течение одного месяца после даты вступления в силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Березин В.В. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Красноярскому краю» об обязании совершить действия удовлетворить полностью.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Красноярскому краю» в течение одного месяца после даты вступления в силу решения суда провести освидетельствование Березин В.В. и выдать ему документ, определяющий наличие или отсутствие у него стойкой утраты трудоспособности в процентах.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий: