НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 28.02.2022 № 2-397/2022

Дело № 2-397/2022

УИД: 26RS0023-01-2021-008601-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2022 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Драчевой О.С.,

при секретаре Лукьяница И.И.,

с участием: истца Филатова М.Д., представителя ответчика Князевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филатова М. Д. к Минераловодской таможне о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Минераловодской таможни, уволенным со службы в таможенных органах единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Филатов М.Д. обратился в суд с иском к Минераловодской таможне о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Минераловодской таможни, уволенным со службы в таможенных органах единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет, в обоснование которого указал, что 02.12.2020 протоколом .............. заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Минераловодской таможни, и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вынесено решение об отказе в постановке его - Филатова М.Д. на учет по предоставлению единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данное решение считает незаконным и необоснованным.

С 15.08.2017 по настоящее время он служит в таможенных органах. С 15.08.2017 по 14.07.2020 проходил службу в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Северо-Кавказской оперативной таможни. Согласно приказа Северо-Кавказского таможенного управления ..............-К «О назначении М.Д.Филатова», в связи с переводом назначен на должность начальника отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Минераловодской таможни.

С 02.09.2009 по 26.06.2018 проживал в г. Ставрополе, где был зарегистрирован по адресу .............., в доме отца - Филатова Д.П., принадлежащем ему на праве собственности. С момента трудоустройства в Северо-Кавказскую оперативную таможню, расположенную по адресу: .............., с 15.08.2017 по настоящее время он проживает по адресу: .............., в виду удаленности прежнего его места жительства в г. Ставрополе до места прохождения службы в Северо-Кавказской оперативной таможне, а именно: расстояния в 165 километров и отсутствии возможности ежедневно приезжать к 8 часам 00 минутам к месту службы и обратно домой, им было принято решение о переезде в ............... 26 июня 2018 года он зарегистрировался по месту жительства по данному адресу.

06 сентября 2018 года на имя заместителя начальника Северо-Кавказского таможенного управления - начальника оперативной таможни С.В.Сазонова им подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» на заседании комиссии Северо-Кавказской оперативной таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможни и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 3 от 04.12.2018 принято решение о постановке Филатова М.Д. - старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой наркотиков, на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 2020 году в порядке перевода, в соответствии с приказом Северо-Кавказского таможенного управления № 43-к от 14.07.2020 «О назначении М.Д.Филатова» он назначен на должность начальника отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Минераловодской таможни, где в последующем подал заявление в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможни единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако в нарушение пункта 8 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы, комиссия по постановке на учет по единовременной выплате Минераловодской таможни не только не поставила автоматически согласно вышеуказанной норме, но и заново стала рассматривать вопрос о постановке его на учет на получение единовременной выплаты.

В виду того, что комиссией Северо-Кавказской оперативной таможней в 2018 году был уже ранее рассмотрен вопрос о постановке его в очередь для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, комиссия Минераловодской таможни во исполнение пункта 8 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 и согласно Приказу ..............-к от 14.07.2020 «О назначении М.Д.Филатова» обязана была поставить его на учет для получения единовременной выплаты с даты - 04.12.2018 (протокол заседания комиссии Северо-Кавказской оперативной таможни .............. от 04.12.2018). Однако комиссия о постановке на учет для получения единовременной выплаты Минераловодской таможни не только не поставила его на учет, но и согласно протоколу заседания комиссии Минераловодской таможни .............. от 02 декабря 2020 года по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет по предоставлению единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением в 2018 году действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Считает данный отказ комиссии Минераловодской таможни незаконным и необоснованным, так как на учет по получению единовременной выплаты он стал по месту нахождения таможенного органа, в котором в настоящее время проходит службу. Жилищные условия он умышленно не ухудшал, а в связи с переездом в 2018 году в Минеральные Воды из города Ставрополя, его местом дислокации стал Минераловодский район. В виду отсутствия возможности ежедневного проезда из города Ставрополь в Минеральные Воды и обратно, он был вынужден сменить место жительства на .............., где и в последующем был зарегистрирован по месту жительства.

Просит признать незаконным решение комиссии, вынесенное протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Минераловодской таможни по постановке его на учет по предоставлению единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения .............. от 02.12.2020; обязать ответчика поставить его на учет по предоставлению единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 04.12.2018.

В судебном заседании истец Филатов М.Д. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дал суду аналогичные показания, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – Минераловодской таможни по доверенности Князева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Филатова М.Д., ранее представила письменные возражения относительно доводов искового заявления, в которых указала, что при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы. Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер.

При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 416-0).

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Документов, подтверждающих факт вынужденной смены регистрации по месту жительства (по независящим причинам) в комиссию предоставлено не было. Также не было предоставлено документов, на каком правовом основании Филатов М.Д. был зарегистрирован по другому месту жительства.

Из представленных Филатовым М.Д. документов комиссия пришла к выводу о совершении им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно: действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении.

Ухудшение жилищных условий выразилось в добровольном выселении сотрудника из жилого помещения, расположенного по адресу: .............. (из дома отца), в жилое помещение, расположенное по адресу: .............. (26 июня 2018 года), 5 лет со дня совершения данных действий на момент подачи документов не истекло, в связи с чем, основания для принятия решения о постановке Филатова М.Д. на учет у комиссии отсутствовали.

Кроме того, Филатовым М.Д. в 2019 году была получена страховая выплата в связи с получением телесных повреждений при следовании пешком из дома по адресу: .............. месту работы по адресу: ...............

Данные обстоятельства опровергают доводы истца об объективных причинах вынужденной смены жительства на ближайшее по удаленности от места работы по адресу: .............., после регистрации в котором, образовалась нуждаемость.

Просила в удовлетворении заявленных требований Филатова М.Д. к Минераловодской таможне отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Филатова М.Д., по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила, устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в таможенных органах Российской Федерации.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 Федеральной таможенной службой Российской Федерации разработан и утвержден приказом от 18.06.2013 № 1111 Порядок формирования и работы Комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, которая в своей деятельности руководствуется Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, Порядком, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Порядка помимо иных перечисленных функций в функциональные обязанности Комиссий входит принятие решения о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также решений об отказе в постановке на учет или снятии с указанного учета. Решение Комиссии оформляется протоколом (пункт 20 Порядка).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, в частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае, если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.

При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом Комиссии таможни не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.

Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 416-0).

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными доказательствами, что с 15.08.2017 по настоящее время Филатов М.Д. проходит службу в таможенных органах.

С 02.09.2009 по 26.06.2018 Филатов М.Д. был зарегистрирован и проживал по адресу: .............., в доме своего отца - Филатова Д.П., принадлежащем ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .............. от 23.04.2009, сведения о регистрации в паспорте гражданина РФ на имя Филатова М.Д.

С 26.06.2018 по настоящее время Филатов М.Д. зарегистрирован по адресу: ...............

На основании обращения Филатова М.Д. от 06 сентября 2018 года комиссией Северо-Кавказской оперативной таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможни и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение о постановке его на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол .............. от 04.12.2018, выписка из книги учета от 06.08.2020 согласно которым Филатов М.Д. принят на учет в Северо-Кавказской оперативной таможне протоколом от 04.12.2018 ..............).

В соответствии с приказом Северо-Кавказского таможенного управления ..............-к от 14.07.2020 «О назначении М.Д.Филатова» в порядке перевода, Филатов М.Д. назначен на должность начальника отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Минераловодской таможни, где в последующем подал заявление в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможни единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В соответствии с выпиской из протокола от 02.12.2020 .............. заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Минераловодской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Филатову М.Д. было отказано в постановке его на учет, в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением в 2018 году действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

При принятии решения Комиссия исходила из следующего.

Согласно заявлению о снятии с учета в связи с переводом в Минераловодскую таможню Филатов М.Д. снят с учета протоколом от 06.08.2020 .............., согласно подпункту «а» пункта 15 раздела II Правил, в соответствии с которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в следующих случаях: по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 369 при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.

При увольнении сотрудников со службы из учреждений, подведомственных одному федеральному органу исполнительной власти, и принятии на службу в учреждения, подведомственные другому федеральному органу исполнительной власти, названные сотрудники ставятся на учет для получения выплаты исходя из даты их принятия на этот учет по предыдущему месту прохождения службы, если между принятием поименованных сотрудников на службу в учреждения, подведомственные другому федеральному органу исполнительной власти, и днем исключения из списков сотрудников по предыдущему месту службы прошло не более 30 календарных дней (пункт 9 Правил).

В судебном заседании также установлено, что Филатов М.Д. служит в таможенных органах Российской Федерации с 15.08.2017, в настоящее время проходит службу в Минераловодской таможне в звании майора таможенной службы, по состоянию на 01.09.2020 общая продолжительность службы для предоставления единовременной социальной выплаты в календарном исчислении составляла 12 лет 01 месяц 03 дня.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органов не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органов.

К заявлению о постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства 03.09.2020 Филатовым М.Д. были приложены документы, указанные в заявлении, в том числе, финансовый лицевой счет жилого помещения, расположенного по адресу: .............. выписка из домовой книги жилого помещения, расположенного по адресу: ...............

Согласно вышеперечисленным документам, с 02.09.2009 по 26.06.2018 Филатов М.Д. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: .............., в жилом доме общей площадью 181,8 кв.м, принадлежащем собственности его отцу – Филатову Д.П., в котором согласно представленной копии домовой книги было зарегистрировано 4 человека (включая заявителя), таким образом, обеспеченность жилой площадью составляет 45,45 кв.м на каждого зарегистрированного в жилом помещении.

С 26.06.2018 Филатов М.Д. зарегистрирован по адресу: .............., в жилом доме общей площадью - 79,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности Мельникову С.И. на основании договора купли-продажи от 19.08.2008. На данной площади зарегистрировано 6 человек, таким образом, общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составила 13,2 кв.м, после регистрации в указанном жилом доме Филатова М.Д.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству истца в качестве свидетеля Мельников С.И. показал, что является коллегой и давним приятелем Филатова М.Д. Ему (Мельникову) на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: .............., где он проживает со своей семьей. В 2017 году Филатов М.Д. перевелся на работу в Минводы. Он (Мельников) предложил Филатову пожить у него, а в 2018 году зарегистрировал его в своем доме по мусту жительства. До настоящего времени Филатов продолжает жить в его доме.

Оценивая показания свидетеля, суд считает, что они не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и полагает, что такие показания свидетель может давать с целью помочь истцу, т.к. является его коллегой и давним приятелем.

Представленная истцом справка о не проживании от 22.02.2022 подтверждает, что на момент ее выдачи истец не проживает по адресу: .............., но не свидетельствует о том, что истец не проживал в указанной квартире в иные периоды времени в том числе с 2017 по 2020 годы.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, подтверждается представленными документами, что Филатов М.Д. снялся с регистрационного учета в доме своего отца непосредственно перед подачей заявления в комиссию о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты по предыдущему месту прохождения службы. В доме своего отца истец, как член семьи собственника, был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на одного члена семьи, в связи с чем, суд приходит к вводу о том, что добровольный отказ Филатова М.Д. от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека после его регистрации составила менее 15 кв.м, могут свидетельствовать о намеренном ухудшении Филатовым М.Д. своих жилищных условий, и искусственном создании ситуации нуждаемости в жилье.

Документов, подтверждающих факт вынужденной смены регистрации по месту жительства по независящим от него причинам, как и документов, на каком правовом основании Филатов М.Д. был зарегистрирован по другому месту жительства, истцом ни в материалы дела, ни в судебном заседании, ни в комиссию предоставлено не было.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудникам состоять на учёте в качестве имеющих право на получения единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшения жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, определяющими условиями предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость, но и не совершение им намеренных действий, повлекшие ухудшение жилищных условий, то есть, действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещение и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется па основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2012 № 283-ФЗ.

В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.

Из представленных Филатовым М.Д. документов, в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, комиссия пришла к правильному выводу о совершении им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно: действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении.

Ухудшение жилищных условий выразилось в добровольном выселении сотрудника из жилого помещения, расположенного по адресу: .............. (из дома отца), в жилое помещение, расположенное по адресу: ...............

Пяти лет со дня совершения данных действий на момент подачи документов не истекло, в связи с чем, и основания для принятия решения о постановке Филатова М.Д. на учет у комиссии отсутствовали.

Решения о постановке сотрудников и граждан на учет, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него, принимают соответствующие комиссии по месту службы сотрудников. В соответствии с приказом ФТС № 1111 Комиссия Минераловодской таможни вправе при решении вопроса о постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты Комиссия на основании документов, представленных сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, проверяет наличие условий, необходимых для их постановки на учет.

Исходя из анализа статей Постановления № 369 в совокупности следует, что постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется на основании поданного в комиссию заявления с приложенным к нему пакетом документов. Причем подача заявления обязательна как при первичном обращении для постановки на учет, так и в случае перевода или принятия на службу в иной исполнительный орган. Иного порядка нахождения на учете для получения единовременной социальной выплаты не предусмотрено.

Таким образом, комиссия Минераловодской таможни при принятии решения не связана с доводами соответствующей комиссии Северо-Кавказской оперативной таможни и вправе принять самостоятельное решение.

Кроме того, таможенные органы обладают свободным служебным жилищным фондом для временного проживания сотрудников таможенных органов в связи с прохождением ими соответствующей службы, в котором осуществляется регистрация должностных лиц по месту пребывания, однако сведений о наличии заявлений Филатова М.Д. о предоставлении ему служебного жилого помещения не имеется.

Также в судебном заседании установлено и подтверждается представленными ответчиком документами, что согласно Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, раздела 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера», 6.1. «Объекты недвижимого имущества, находящегося в пользовании», Филатовым М.Д. заявлены сведения о регистрации по адресу: .............. (дата регистрации с 26.06.2018) и о фактическом его проживании по адресу: .............., в квартире отца Филатова Д.П. с 2017 года, бессрочно на праве безвозмездного пользования.

В Справке о доходах за 2020 год указана только регистрация по адресу: ...............

Указанная Филатовым М.Д. информация в Справках о доходах, свидетельствует о том, что заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в Северо-Кавказскую оперативную таможню было подано 06.09.2018 через два месяца после перерегистрации и при фактическом проживании по иному адресу.

Таким образом, данные обстоятельства опровергают доводы истца об объективных причинах вынужденной смены жительства на ближайшее по удаленности от места работы по адресу: .............., после регистрации в котором образовалась нуждаемость.

В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Согласно вступившему в законную силу решению Минераловодского городского суда от 31.10.2019 по гражданскому делу .............. по исковому заявлению Филатова М.Д. к АО «СОГАЗ» о защите прав потребителя, взыскании страховой выплаты, судебных расходов Филатовым М.Д. взыскана страховая выплата в связи с получением телесных повреждений при следовании пешком из дома по адресу: .............. месту работы по адресу: ...............

Кроме того, обращаясь с иском о защите прав потребителей в Минераловодский городской суд, Филатов М.Д. явно исходил из правил подсудности установленных ст. 29 ГПК и ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которым истцу принадлежит право выбора суда, в том числе по месту своего жительства, и обратился не в Предгорный районный суд.

Данные обстоятельства опровергают доводы истца об объективных причинах вынужденной смены жительства на ближайшее по удаленности от места работы по адресу: .............., после регистрации в котором, образовалась нуждаемость.

Таким образом, указанные выше обстоятельства с учетом положений подпункта «б» пункта 15 данных Правил явились подтверждением законности решения о снятия 02.12.2020 Комиссией Минераловодской таможни с учета Филатова М.Д. для получения единовременной социальной выплаты, что влечет отказ в удовлетворении требований, заявленных истцом о признании незаконными и отмене решения и протокола заседания .............. от 02.12.2020 комиссии Минераловодской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в части снятия Филатова М.Д. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Доводы Филатова М.Д. о том, что перерегистрация была вынужденной и связана с его поступлением на службу в таможенные органы в г. Минеральные Воды также суд считает несотоятельными, поскольку поступление на службу осуществляется на основании волеизъявления лиц вступающих в правоотношения и с учетом имеющейся альтернативы в выборе места проживания непосредственно в г. Минеральные Воды, а именно: наличие в таможенном органе свободного служебного жилищного фонда и имеющейся квартиры отца, в которой собственно и проживал Филатов М.Д. непосредственно до подачи заявления о постановке на учет.

Доводы истца о том, что ранее решением комиссии Северо-Кавказской оперативной таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможни и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 3 от 04.12.2018 он был принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также не могут быть приняты во внимание, т.к. не свидетельствуют о незаконности решения комиссии Минераловодского таможни, оспариваемого по настоящему делу. Наличие ранее принятого другим органом решения о постановке Филатова М.Д. на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты не порождает для ответчика обязанности принять его на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты без проверки законности оснований такой постановки.

Таким образом, доводы истца о нарушении его прав со стороны ответчика не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

В то же время не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в иске доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку исходя из характера спорных правоотношений, учитывая, что заявленные требования основаны на реализации истцом своего права на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу чего правовое регулирование спорных отношений находится за рамками служебного спора, и к указанным правоотношениям подлежит применению установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности, составляющий три года. ввиду следующего.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Филатова М. Д. к Минераловодской таможне о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Минераловодской таможни, уволенным со службы в таможенных органах единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вынесенного протоколом .............. от 02.12.2020, об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности поставить на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 04.12.2018 - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 05 марта 2022 года.

Председательствующий О.С.Драчева