№ 2а- 1449/2022
УИД26RS0023-01-2022-003026-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2022 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Шамановой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Аскарян М.Л.,
рассмотрев в помещении суда ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска МИФНС России .............. по .............. к административному ответчику ФИО4 .............. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по СК обратился в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам в размере 13 952 рублей 79 копеек.
Из административного иска следует, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно ленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. ФИО2 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России .............. по .............., а так же в период с 30.11.2009г. по 12.11.2020г. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица, и после прекращения им предпринимательской деятельности. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения дохода в конкретном расчетном периоде, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Согласно части 1 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. База для исчисления страховых взносов для плательщиков определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ. Расчетным периодом по страховым взносам на ОМС неработающего населения признается календарный год. Комментируемая норма в этой части полностью согласуется с предписаниями ст. 423 НК РФ, которой устанавливается расчетный период и отчетный период по уплате страховых взносов. Исходя из смысла комментируемой нормы и ст. 423 НК РФ, под расчетным периодом следует понимать определенный период времени, по окончании которого определяется, исчисляется сумма зачисленных и уплаченных страховых взносов на ОМС неработающего населения. Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Тарифы страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента. До .............. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от .............. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В этой связи принят Федеральный закон от .............. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». В статьях 19 и 20 указанного Закона определены полномочия государственных внебюджетных фондов в отношении страховых взносов за отчетные расчетные) периоды, истекшие до .............., а в статье 21 этого же Закона регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ............... Согласно части 1 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Обмен сведениями между отделениями ПФР и УФНС России осуществляется в электронном виде на региональном уровне. Передаче в налоговые органы подлежит уточненная информация о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на .............., переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на .............., не поступившие в налоговые органы. В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов Межрайонная ИФНС России .............. по СК в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ направила требование от ............................ для добровольной уплаты сумм налогов письмом, в котором указано, что у плательщика ФИО3 имеется задолженность:
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ..............: налог в размере 13 952,79 руб. за 2016г. В связи с частичной оплатой суммы налога в размере 179.49 руб., задолженность была уменьшена. Однако до настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена. В соответствии с Определением мирового судьи от .............. отказано в принятии заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. о взыскании налога и пени с ФИО3. Согласно ст. 23 НК РФ, истечение срока взыскания налога не является основанием для прекращения обязанности по его уплате. Срок, по окончании которого задолженность по налогу и пене не может быть взыскана, законодательством прямо не установлен. В общем случае срок принудительного взыскания налога определяется суммированием указанных процессуальных сроков. Согласно п. 4 ст. 123.4 КАС РФ, отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа по указанным основаниям препятствует повторному обращению в суд с таким же заявлением в порядке приказного производства. Однако если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ (п. 2 ст. 123.4 КАС РФ) в течение шести месяцев после вынесения судом определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Представитель истца просил иск удовлетворить в полном объеме, а также представила ходатайство о восстановлении срока на подачу иска в суд.
Определением суда от .............. произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России .............. по .............. его правопреемником Межрайонной ИФНС России .............. по ...............
Представитель истца – МИФНС России .............. по ..............ФИО5, действующая по доверенности, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. Представила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, на исковых требованиях настаивала.
Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. Заявлений о рассмотрении дела без её участия суду не представила.
Суд, руководствуясь ч. 2 статьи 289 КАС РФ находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика по делу.
Изучив материалы и доказательства по делу, суд приходит к следующему. Суд, руководствуясь ч. 2 статьи 289 КАС РФ находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика делу.
Изучив материалы и доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 ст.23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Из части 1 ст. 286 КАС РФ следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 14. п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе, в том числе, предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения, в случаях, предусмотренных НК РФ.
Как следует из ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 указанной статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
Как установлено и подтверждается материалам дела, по требованию .............. от .............. следует, что за ФИО1 числится следующая задолженность, с учетом уплаченной:
-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ..............: налог в размере 13 952 рубля 79 копеек за 2016 год. Срок уплаты до ...............
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд, учитывает правило возникновения у налогового органа права на обращение в суд - с момента истечения срока исполнения требования, в контексте требований абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, в связи с чем, приходит к выводу, что шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения последнего требования.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ............................, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился в июле 2021. Определением мирового судьи от .............. отказано в принятии указанного судебного приказа в порядке п.3 ч.3 ст. 123.4 КАС РФ (требование не является бесспорными), то есть за пределами шестимесячного срока, который истек .............. (срок уплаты по требованию .............. от .............. до ..............).
.............. налоговый орган обратился в городской суд с настоящим административным иском, что подтверждается штампом Почта России, то есть также за пределами шестимесячного срока, который истек - .............. (определение мирового судьи от ..............).
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом допущено нарушение срока обращения (ч.2 ст. 286 КАС РФ) к мировому судье за выдачей судебного приказа и с административным иском в суд.
В обоснование своих доводов об уважительности пропуска срока обращения в суд с указанным административным иском и к мировому судьей административный истец указывает о том, что обращение в суд с указанным иском преследует цель на своевременное и полное поступление платежей, в случае отказа налоговому органу в восстановлении срока, указанное повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и как следствие приведет к неполному его формированию. Также срок на подачу административного иска был попущен незначительно. По мнению истца, срок может быть восстановлен, в связи с наличием задолженности по налогам и нарушением налогоплательщиком своей прямой обязанности, по уплате законно установленных налогов в бюджет, предусмотренный ст. 23 НК РФ.
Однако задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Вместе с тем как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частно-правовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования.
Соответственно, налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановления от ............................-П и от ............................-П, Определения от ............................-О и от ............................-О-О).
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ............................ «О судебном решении»).
С учетом того, что налоговый орган пропустил срок обращения с иском в Минераловодский городской суд и к мировому судей, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с иском в суд.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ до .............. регулировались Федеральным законом от .............. № 212-ФЗ «О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Согласно ст. 5 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страхователи, в том числе - индивидуальные предприниматели и адвокаты, являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 28 Федерального Закона РФ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» от .............. № 167-ФЗ, установлена обязанность страхователей (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой), не производящих выплаты физическим лицам, уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ от .............. № 212-ФЗ (действующей до ..............).
Исходя из положений ФЗ от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с .............., ФНС России осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В силу ст. 6 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от .............. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующей до ..............) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели. Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
На основании п.1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов в соответствии с ФЗ от ............................ - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании РФ" и ФЗ от ............................- ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В соответствии со ст. 11 Федерального закона .............. – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному медицинскому страхованию.
Административный ответчик ФИО1 состояла на учете за период с .............. по 12.11.2020г. в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальными предпринимателями производится самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из статья 16 ФЗ от .............. № 212-ФЗ следует, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (действующей до ..............).
Пунктом 2 ст. 425 НК РФ установлены тарифы страховых взносов:
- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов Межрайонная ИФНС России .............. по СК в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ направила требование от ............................ для добровольной уплаты сумм налогов письмом, в котором указано, что у плательщика ФИО2 имеется задолженность:
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ..............: налог в размере 14 132,28 руб. за 2016г.
В связи с частичной оплатой суммы налога в размере 179.49руб., задолженность была уменьшена и составила 13 952, 79 руб.
До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена.
Принимая во внимание, что задолженность по налогу в установленные законом сроки административным ответчиком ФИО1 в полном объеме не оплачена, суд приходит к выводу об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с административного ответчика суммы задолженности в размере 13 952 рублей 79 копеек в полном объеме.
Согласно ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при подаче рассматриваемого административного иска в суд административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Из статьи 114 КАС РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Исходя из п.п.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 558 рублей 11 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска МИФНС России .............. по .............. к административному ответчику ФИО4 .............. о взыскании задолженности по обязательным платежам, удовлетворить.
Восстановить процессуальный срок административному истцу МИФНС России .............. по .............. для подачи административного иска МИФНС России .............. по .............. к административному ответчику ФИО4 .............. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
административное исковое заявление МИФНС России .............. по .............. к административному ФИО4 .............. о взыскании задолженности по обязательным платежам удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика ФИО4 .............., .............. года рождения, .............., зарегистрированной и проживающей по адресу: .............., в доход бюджета государства задолженность по недоимки:
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ..............: налог в размере ..............
Взыскать с административного ответчика ФИО4 .............., .............. года рождения, .............., зарегистрированной и проживающей по адресу: .............., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ..............
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в ..............вой суд через Минераловодский городской суд .............. в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Шаманова
Мотивированное решение составлено 11.07.2022.