НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 25.08.2011 № 2-1342

                                                                                    МИНЕРАЛОВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        МИНЕРАЛОВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

гр. дело № 2-1342/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2011г. гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края,

в составе:

председательствующего судьи Коренец Т.Н.

при секретаре Захаровой Н.Ф.

с участием:

представителя истца Морозовой Н.Л. по доверенности Ревенко Д.В., представителя ответчика ООО «Ставропольрегионгаз» по доверенности Гаркуша Т.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Морозовой ФИО9 к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании незаконными действия по истребованию оплаты за отопление за период с 2006г., 2007г., 2009г., 2010г. и погашения долга за отопление по состоянию на 31.08.2010г.,

установил:

Истец Морозова Н.Л. 01.10.2010г. обратилась в Минераловодский суд с иском к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании действий не включению в список-реестр федеральных льготников педагогических работников незаконными и возложении обязанности включить в список-реестр федеральных льготников педагогических работников, признании действий по истребованию оплаты за отопление за период с октября 2003г. по 2010г., а также погашение долга по состоянию на 31.08.2010г., запрете прекращения подачи газа \т.1 л.д.6-8\.

Исковое заявление 20.10.2010г. принято к производству Минераловодского суда судьи Дергаусовой И.Е. \т.1 л.д. 1\.

Представитель истца Морозовой Н.Л. по доверенности Ревенко Д.В. представил заявление об уточнении исковых требований Морозовой Н.Л. к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании действий по невключению в список-реестр федеральных льготников педагогических работников незаконными и возложении обязанности включить в список-реестр федеральных льготников педагогических работников, признании действий по истребованию оплаты за отопление за период с 2006г., 2007г., 2009г. и 2010г., а также погашение долга по состоянию на 31.08.2010г. незаконными \т.1 л.д.140-142\.

Решением Минераловодского суда от 22.12.2010г. исковые требования Морозовой Н.Л. удовлетворены частично, признаны незаконными действия ООО «Ставропольрегионгаз» по истребованию у Морозовой Н.Л. оплаты за отопление за период с 2006г., 2007г., 2009г., 2010г. и погашении долга за отопление по состоянию на 31.08.2010г. Отказано Морозовой Н.Л. в требованиях о признании незаконными действий ООО «Ставропольрегионгаз» по не включению ее в список-реестр федеральных льготников педагогических работников и обязании включить ее в этот список, о запрете ООО «Ставропольрегионгаз» прекращать ей подачу газа. Взыскано с ООО «Ставропольрегионгаз» в пользу Морозовой Н.Л. возврат госпошлины в размере 200руб. \т.2 л.д.16-34\.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15.02.2011г. решение Минераловодского суда от 22.12.2010г. оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя ООО «Ставропольрегионгаз» - ФИО6 без удовлетворения \т.2 л.д. 74-76\.

Постановлением суда надзорной инстанции Президиума Ставропольского краевого суда от 14.07.2011г. надзорная жалоба первого заместителя генерального директора ООО «Ставропольрегионгаз» удовлетворена частично. Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.12.2010г. в части отказа Морозовой Н.Л. в исковых требованиях к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании незаконными действий ООО «Ставропольрегионгаз» по невключению ее в список-реестр федеральных льготников педагогических работников и обязании включить ее в этот список, запрете прекращать подачу газа и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15.02.2011г., оставившее без изменения в данной части решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22.12.2010г., оставлено без изменения. В остальной части решение Минераловодского суда Ставропольского края от 22.12.2010г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от .............. - отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Минераловодский городской суд в ином составе судей \т.2 л.д.89-94\.

Гражданское дело в части рассмотрения исковых требований в отмененной части 28.07.2011г. принято к производству Минераловодского суда \т.2 л.д.100-101\.

В судебном заседании представитель истца Морозовой Н.Л. по доверенности Ревенко Д.В. исковые требования поддержал в заявленном объеме, дал пояснения аналогичные содержащимся в исковом заявлении, что истец Морозова Н.Л. обратилась в Минераловодский суд с требованиями о восстановлении нарушенного права на получение федеральной льготы как работник общеобразовательного учреждения проживающего и работающего в сельской местности в соответствии с ФЗ «Об образовании». По мнению представителя ответчика, истица не имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, поскольку на основании закона «О ветеранах» она получает единую денежную выплату, а социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Между тем, по аналогичным ситуациям Верховным судом была сформирована правовая позиция. Так, в Определении от 04.07.2007г. по делу N 55-Г07-6 суд отметил: «В частности, часть 3 статьи 13 названного Федерального закона, гласит, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Таким образом, федеральный законодатель не исключает случаев, когда возможно предоставление в разных формах мер социальной поддержки по нескольким основаниям». Определением от 15.03.2006г. по делу N 56-Г06-1 ВС РФ указал следующее: «Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм социальной поддержки по нескольким основаниям, в указанном Федеральном законе не содержится. Не указано названного правоограничения и в Законе РФ от 09.06.1993г. "О донорстве крови и ее компонентов", которым установлены меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" либо "Почетный донор СССР". В соответствии со ст. 11 данного Закона финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой средств на развитие донорства, является расходным обязательством Российской Федерации». Определением ВС РФ от 23.06.2010г. по делу № 14-Г10-28 установил: «Однако при всех изменениях законодательства право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», после 01.01.2005г. и до настоящего времени федеральным законодателем сохранено. Исходя из вышеизложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что федеральное законодательство сохраняет предоставление названных льгот педагогическим работникам в натуральной форме, а субъектам РФ лишь передано право определить размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги, для последующего учета в межбюджетных отношениях. В определении от 08.02.2007г. Конституционный суд РФ изложил правовую позицию в отношении надлежащих финансовых условий для реализации закрепленных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 ФЗ «Об образовании» мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в натуральном виде и оно не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами (в данном случае - между федеральным бюджетом и субъекта РФ)». Более того в вышеупомянутом определении Конституционный суд РФ изложил позицию при которой, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсации) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников...., т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. Следовательно, законодатель при формировании системы социальных гарантий и мер поддержки различным категориям граждан не мог ухудшать их положение относительно ранее существовавшего. В преамбуле закона «О ветеранах» определено, что - Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статьей 13 данного закона предусмотрена система мер социальной поддержки, а статьей 22 установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законом Ставропольского края от 07.12.2004 N 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» определен круг лиц и меры социальной поддержки, а именно для ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, награжденных медалью "Герой труда Ставрополья" и т.д. Для каждой из этих категорий предоставляется разный объем мер социальной поддержки. Поскольку ФЗ «О ветеранах» и принятый закон субъекта РФ устанавливают правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, то норма, касающаяся выбора одной из мер социальной поддержки должна реализовываться только в рамках данного закона. Ветеран имеет право выбирать условия выгодные для его социального положения из тех мер, поддержки которые предоставлены законом «О ветеранах». Между тем, если каким-либо законом предоставляется ему дополнительный объем прав и льгот, которые он вправе реализовать, а право на данную реализацию прямо не запрещено законодательством, он может на законном основании ими воспользоваться. Данный вывод подтверждается судебными актами Верховного суда РФ и Конституционным судом. Кроме того, есть довольно успешная судебная практика решения споров между газоснабжающей организацией и Министерством финансов РФ относительно возмещения затрат в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам работающим в сельской местности. Так, исковые требования истца по делу А 63-19573/2009 Арбитражным судом Ставропольского края были удовлетворены, с Министерства финансов РФ были взысканы денежные средства связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Минераловодского района Ставропольского края по оплате за поставленный в 2008 году природный газ на отопление. Согласно справки, выданной истице директором .............. в 2006, 2007, 2009 и 2010 годах ей деньги за газ для отопительных нужд не перечислялись. Просит суд признать незаконными действия ООО «Ставропольрегионгаз» по истребованию с истца оплаты за отопление за период с 2006г., 2007г., 2009г., 2010г. и погашения долга за отопление по состоянию на 31.08.2010г., взыскать с ООО «Ставропольрегионгаз» в пользу Морозовой Н.Л. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200руб.

Представитель ответчика ООО «Ставропольрегионгаз» по доверенности Гаркуша Т.А. заявленные исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (далее - Закон) педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии с п. 30 ст. 16 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации". Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования. Таким образом. Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги. Законом Ставропольского края № 45-КЗ от 14.07.2008г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» установлен данный размер, условия и порядок. В п.2 ст. 3 краевого закона № 45-кз, на который ссылается истец, установлено, что меры социальной поддержки предоставляются в натуральном выражении (освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании») либо в виде ежемесячной денежной выплаты по выбору гражданина, однако данный нормативный документ не вступил в силу: ст. 5 «Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году. Ст. 4 п.2 «До выделения субвенций из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер соц. поддержки педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Речь идет о Законе Ставропольского края № 42-кз от 01.08.2005г. Ст.5 п.1 настоящего закона устанавливает, что меры социальной поддержки, по выбору граждан предоставляются либо в натуральном выражении, либо в виде ежемесячной денежной выплаты в порядке, устанавливаемом Правительством СК. При наличии у гражданина прав на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по нескольким основаниям предоставление указанных мер осуществляется по одному основанию по выбору гражданина. В статье 26.3.1 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения. "Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами." Согласно статье 2 ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 ФЗ от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции ФЗ от 13.01.96 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Ст.3 Закона СК № 45-кз определяет порядок и условия определения круга лиц, имеющих право на получение мер соц. поддержки. ООО «Ставрпольрегионгаз» в соответствии с учредительными документами не обладает полномочиями по определению лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом «Об образовании», а так же по включению этих лиц в список-реестр федеральных льготников. Поэтому для получения информации, о лицах, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «Об образовании» между ООО «Ставропольрегионгаз» и муниципальными общеобразовательными учреждениями Минераловодского района были заключены соглашения о предоставлении информации (далее Соглашение). Т.е. муниципальные общеобразовательные учреждения Минераловодского района составляют списки педагогических работников, а также списки бывших педагогических работников (ныне пенсионеров) имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и в соответствии с п. 2.1.2 вышеуказанных Соглашений данные списки предоставляются в ООО «Ставропольрегионгаз». В соответствии с п. 3.1. Соглашений муниципальные общеобразовательные учреждения Минераловодского района несут ответственность за достоверность сведений содержащихся в предоставленных ООО «Ставропольрегионгаз» списках. ООО «Ставропольрегионгаз» в соответствии с Законом РФ «Об образовании», предоставляет педагогическим работникам (указанным в списках) муниципальных общеобразовательных учреждений Минераловодского района, меры социальной поддержки по поставке природного газа на отопление начиная с .............. Во избежание предоставления мер социальной поддержки по двум основаниям все списки, в том числе и .............. .............. .............. согласовываются с Управлением труда и социальной защиты населения Муниципального района Ставропольского края. В соответствии с согласованным управлением труда и социальной защиты населения муниципального района .............. списком преподавателей .............. ФИО1 получает меры социальной поддержки по основанию «Ветеран труда». Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда определяется ФЗ № 5-ФЗ от 12.01.1995г. Меры соц. поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 22). В данном случае это Закон Ставропольского края № 103-кз от 07.12.2004г. (в редакции Закона СК от 12.11.2008г. № 81-кз) «О мерах социальной поддержки ветеранов», согласно которому меры социальной поддержки предоставляются ветерану труда по одному основанию по выбору ветерана труда. Иными словами, одно и то же лицо может быть педагогическим работником и ветераном, но не может получать одновременно льготу по оплате коммунальных услуг и как педагогический работник и как ветеран. Суммированию данные меры социальной поддержки также не подлежат. Кроме того, сумма ..............., которая является мерой социальной поддержки по основанию «Ветеран труда» и которой пользуется истец, доля отопления не выделяется. По аналогичному делу имеется Решение Кировского районного суда от 08.12.2009г., а также кассационное Определение Ставропольского краевого суда от 19.01.2010г., которым Решение Кировского районного суда от 08.12.2009г. оставлено без изменения. Действуя на основании Постановления Правительства РФ № 549 от 21.07.2008г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», а также Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунально-бытовых услуг гражданам», ООО «Ставропольрегионгаз», обязан предоставлять абоненту счета для оплаты поставленного газа (п.п. 15 и п. 37 указанных Постановлений), что ООО «Ставропольрегионгаз» и делает ежемесячно. Согласно п. 45 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549, поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 3-х расчетных периодов подряд. До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Руководствуясь данной нормой, ООО «Ставропольрегионгаз» направил уведомления истцу о предстоящем отключении по причине неисполнения абонентом условий договора поставки газа в части его оплаты. На основании вышеизложенного исковое заявление Морозовой Н.Л. считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Истец Морозова Н.Л. надлежащим образом извещена судом о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. Обратилась в суд с заявлением от 05.07.2011г., в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности Ревенко Д.В. \т.2 л.д. 110\.

Законный представитель третьего лица Управления труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района СК в лице начальника Труфановой Ж.В. надлежащим образом извещена судом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление от 05.08.2011г. просит рассмотреть дело без участия их представителя \т.2 л.д. 104-106\.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие …, а поэтому суд признает явку в судебное заседание истца Морозовой Н.Л., законного представителя третьего лица Управления труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района СК в лице начальника Труфановой Ж.В. не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для разрешения по существу заявленных исковых требований.

Законный представитель третьего лица Управления труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района СК в лице начальника Труфановой Ж.В. представила отзыв на исковое заявление \т.2 л.д.104-106\, в котором указала, что в соответствии с действующей редакцией ст. 22 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации. С целью реализации переданных субъектам Российской Федерации полномочий в Ставропольском крае принят Закон Ставропольского края от 07.12.2004г. № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» и именно в соответствии с данным законом предоставляются меры социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ставропольского края. Таким образом, ссылка истца на ФЗ «О ветеранах» является безосновательной, так как, во-первых, указанным законом какие-либо меры социальной поддержки ветеранам труда не предусмотрены, а во-вторых, Российская Федерация, передав полномочия субъекту РФ о представлении мер социальной поддержки указанной категории граждан, не может вмешивается в порядок и условия финансирования мер социальной поддержки данной категории граждан. К тому же нет в ФЗ «О ветеранах» такой льготной категории как «Ветеран труда Ставропольского края», которым является ФИО1. Исходя из того, что с 01.01.2005г. вступил в законную силу ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», был совершен переход, к системе по представлению мер социальной защиты гражданам, субъектами Российской Федерации за счет средств субъектов РФ, а также была произведена замена льгот представляемых ранее в натуральной форме на равноценные денежные компенсации. С 01.01.2009г. в Ставропольском крае все меры социальной поддержки, представляемые ранее ветеранам труда и ветеранам труда Ставропольского края в натуральном выражении (льготы на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования внутрикраевых междугородних маршрутов, льготы на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, бесплатное зубопротезирование, бесплатная установка телефона, льготная оплата абонентской платы за телефон, льгота по жилищным и коммунальным услугам), заменены ежемесячной денежной выплатой в размере .............. с .............. размер ежемесячной денежной выплаты проиндексирован и составляет ............... (в состав которой входит, в том числе и льгота за услуги по отоплению и освещению) и бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, оказывающими медицинскую помощи. Реализовав право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 4 Закона Ставропольского края от 07.12.2004г. № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов- ФИО1 фактически получает меры социальной поддержки предусмотренные ветеранам труда Ставропольского края. Следовательно, данное обстоятельство повлекло прекращение предоставления мер социальной поддержки предусмотренных ФЗ «Об образовании», поскольку приведет к дублированию мер социальной поддержки по оплате за отопление и освещение. В соответствии со ст. 4 Закона Ставропольского края от 07.12.2004г. № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» при наличии у ветеранов труда права на получения мер социальной поддержки по нескольким основаниям, они имеют право на получение социальной поддержки только по одному основанию по их выбору. Исходя из смысла данной нормы, речь идет не об отдельных видах мер социальной поддержки, а о выборе одного основания для получения мер социальной поддержки в совокупности. Аналогичные условия предоставления мер социальной поддержки определены ст. 5 Закона Ставропольского края от 01.08.2005г. № 42-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Министерство Финансов Ставропольского края, являющиеся главным распорядителем бюджетных денежных средств Ставропольского края занимает аналогичную позицию по данному вопросу, а в частности представление мер социальной поддержки частично, по конкретному виду коммунальных услуг (отопление, освещение и т.п.) гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по разным основаниям, действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края не предусмотрено. Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Указанная правовая норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан «см. Определение Верховного суда РФ от 29.08.2007г. № 80-Г07-7 и Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.03.2006г. N 1-Г06-2). Между тем, ни в законе Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов», ни в Законе Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» нет такого понятия как форма социальной поддержки и право выбора этой формы не предусмотрено. В Законе Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов» меры социальной поддержки рассматриваются как совокупность мер, соответствующая данному основанию, а не отдельно взятые виды или формы. Реализация совокупности мер социальной поддержки сразу по двум льготным категориям, является недопустимой в рамках действующего законодательства. Что так же подтверждается Определениями Конституционного суда РФ от 20.03.2007г. № 223-0-0, от 29.08.2007 г. № 80-Г07-7, от 13.110.2009г. № 1068-О-О, от 15.07.2008 г. № 423-0-0, от 25.12.2008 г. № 966-0-0 «Оспариваемая заявителями норма закона, устанавливающая право на меры социальной поддержки по одному из имеющихся у ветерана оснований (по сути, воспроизводит положение пункта 3 статьи 13 ФЗ «О ветеранах»), в равной мере распространяется на всех лиц указанной категории, представляет право выбора наиболее благоприятного основания их получения и по этому не может расцениваться как ущемляющая права граждан». Просит в требованиях Морозовой Н.Л. о признании незаконными действий ООО «Ставропольрегионгаз» отказать в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что требования истцом заявлены не обоснованно, не доказаны и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По удостоверению серия СК .............. истец ФИО1 имеет звание «Ветеран труда ..............», на ее же имя выдано страховое свидетельство государственного пенсионного страхования .............. \т.1 л.д.19\.

Истцу ФИО1 .............. вручено уведомление .............. о необходимости оплаты задолженности перед ООО «Ставропольрегионгаз» в сумме ............... \т.1 л.д.20\.

Согласно справки ООО «Ставропольрегионгаз» .............. от .............. начисление ФИО1 по адресу: .............., на потребляемый природный газ ведется по нормам потребления. Размер отапливаемой площади составляет 56,1м2, количество проживающих 1 чел., платеж «варочная плита и водогрейная колонка» (норматив потребления 30м3). За период с января по декабрь 2008г. ФИО1 предоставлялась льгота в соответствии с законом «Об образовании». На основании информации полученной от Управления труда и социальной защиты населения, которая проверяла списки педагогических работников района, за 2009г., в феврале 2010г. отсторнированна льготная сумма в размере -..............., за январь 2010 и весь отопительный сезон 2009г., поскольку ФИО1 в 2009г. получала выплаты как ветеран труда. Долг ФИО1 на .............. составляет .............. \т.1 л.д.21-23\.

Истец ФИО1 значится зарегистрированной по адресу: .............., что также подтверждено данными паспорта \т.1 л.д.24\.

Из справки МОУ СОШ .............. .............. .............. от .............. видно, что ФИО1 принята на должность учителя .............. .............. .............. с .............. (Приказ .............. от ..............) и работает по настоящее время .............. \т.1 л.д.25\.

Согласно справки (без даты выдачи) МОУ СОШ .............. .............. ФИО1 действительно работает в .............. ..............» .............. в должности учителя и состоит в списках педработников (по расходам, связанных с предоставлением льгот по оплате природного газа). Администрация МОУ СОШ .............. доводит до сведения, что за ФИО1 за газ для отопительных нужд были перечислены деньги – .............. в сумме ..............., - .............. перечислены .............. с предоставлением помесячного реестра \т.1 л.д.29\, аналогичные сведения содержатся в справке МОУ СОШ .............. .............. (без даты выдачи), в которой указано, что отделом образования .............. деньги за газ для отопительных нужд не перечислялись \т. 1 л.д.147\.

В списке преподавателей МОУ СОШ .............. .............., имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление по состоянию на 2009г. и на 2008г. включена ФИО1 \т. 1 л.д.84-85, 31\.

В списках преподавателей МОЙ СОШ .............. .............., имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление с 2004г. по 2010г. указана ФИО1 \т.1 л.д.149-158\ и другими доказательствами по делу.

В соответствии с п.5 ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ).

На основании ст. 2 ФЗ от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилой политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг - определенных абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. ФЗ РФ от 29.12.2010г. в ст. ст. 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» внесены изменения с указанием о том, что меры социальной поддержки обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Законом Ставропольского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» № 45-кз от 14.07.2008г., при наличии у педагогического работника права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по иным правовым основаниям он по собственному желанию выбирает меры социальной поддержки по одному основанию (ст. 2 п.2). Аналогичные правовые нормы указаны в Законе Ставропольского края от 28.02.2011г. (ст. 4 п. 3).

Ветеранам труда меры социальной поддержки изначально предусматривались ст. 22 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой ветераны имели право на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе за потребленный газ, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Согласно ст. 13 названного закона, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.

Этот же принцип социальной поддержки закреплен в ч. 2 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», согласно которой гражданину, одновременно имеющему право на ежемесячную денежную выплату по закону «О ветеранах» и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), предоставляется одна ежемесячная выплата либо по ФЗ «О ветеранах», либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Статьей 44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ внесены изменения в ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом Ставропольского края от 07.12.2004г. № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов», предусмотрены меры социальной поддержки в размере 50-ти процентов коммунальных услуг (газ). С 01.01.2009г. данная мера социальной поддержки заменена на ежемесячную денежную выплату (Закон Ставропольского края от 12.11.2008г. №81-кз).

Вышеуказанными законами Ставропольского края предусмотрено, что при наличии у ветерана труда права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана труда.

Судом установлено и документально подтверждено, что истец Морозова Н.Л. работает преподавателем в СОШ .............. .............. и одновременно является ветераном труда и педагогическим работником, проживающим в сельской местности.

За период с января по декабрь 2008г. ФИО1 предоставлялась льгота в соответствии с законом «Об образовании». С 2009г. ФИО1 получала выплаты как ветеран труда в размере ............... ежемесячно.

По сведениям Управления труда и социальной защиты населения Минераловодского района Морозова Н.Л. в 2009г. являлась получателем ежемесячной денежной выплаты как ветеран труда, в том числе и на оплату коммунальных услуг по водоснабжению, электрической и тепловой энергии.

В соответствии с требованиями ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании ст. 9 ч.1 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, истец Морозова Н.Л. реализовала свои гражданские права и определилась по какому основанию (как ветеран труда либо педагогический работник сельской местности) она желает воспользоваться льготой, выбрала вариант получения денежной компенсации как ветеран труда, но не как педагогический работник по льготе в натуральном выражении, что по мнению суда никак не ущемляет интересы истца, которая была вправе убедившись при получении требования об оплате за 2006г. от ответчика, отказаться от получения денежной компенсации как ветеран труда и вправе была воспользоваться льготой в натуральном выражении как педагогический работник.

Суммирование мер социальной поддержки в виде натурального выражения (бесплатного пользования) и получение компенсационных выплат, действующими законодательными актами в отношении педагогических работников сельской местности не предусмотрено.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение от 18.07.2006г. № 295-О, от 24.01.2008г. № 47-О-О, от 19.02.2009г. № 159-О-О, от 15.07.2010г. № 1019-О и др.), что влечет отказ в удовлетворении требований заявленных Морозовой Н.Л. к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании незаконными действия по истребованию оплаты за отопление за период с 2006г., 2007г., 2009г., 2010г., погашения долга за отопление по состоянию на 31.08.2010г., за необоснованностью и недоказанностью исковых требований, поскольку истцом в условиях состязательности и равноправия сторон, не представлены суду допустимые и относимые доказательства (ст.ст. 59-60 ГПК РФ), опровергающие доказательства, представленные ответчиком и третьим лицом. Также суд отмечает, что истец, заявила требования фактически направленные на получение одновременно мер социальной поддержки в натуральном выражении и сохранении за ней права на получение компенсационной выплаты, что является злоупотребляет правом (в иной форме) и недопустимо в соответствии с положением, закрепленным в ст. 10 ГК РФ, поскольку ответчик в результате таких действий истца получает реальные убытки от своей деятельности, поскольку в соответствии с действующим законодательством, такие убытки ответчик может взыскать с соответствующего бюджета только при условии, если гражданину не производится компенсационная выплата в денежном выражении.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 6-7, 10-13, 55-57, 67-68, 194-199 ГПК РФ, ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», ФЗ от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», Законом Ставропольского края № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов», Законом Ставропольского края от 12.11.2008г. № 81-кз, Законом Ставропольского края от 14.07.2008г. № 45-кз «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности», суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Морозовой ФИО10 к ООО «Ставропольрегионгаз» о признании незаконными действия по истребованию оплаты за отопление за период с 2006г., 2007г., 2009г., 2010г. и погашения долга за отопление по состоянию на 31.08.2010г. – отказать за необоснованностью и недоказанностью исковых требований.

Копию решения направить для сведения лицам, участвующим в деле и не присутствовавшим в судебном заседании не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в Минераловодском суде 31.08.2011г.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. с 31.08.2011г., путем подачи жалобы через Минераловодский суд, с оплатой государственной пошлины.

Решение принято в окончательной форме 30.08.2011г.

Председательствующий:

Судья

Коренец Т.Н.