НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 22.05.2020 № 2А-931/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.............. года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе судьи Гориславская Ж.О.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России .............. по .............. к Золотареву С. Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

.............. в суд поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России .............. по .............. к Золотареву С.Е. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, на общую сумму 1258 рублей 21 копейка.

Определением Минераловодского городского суда от .............. административное исковое заявление было принято к производству суда с направлением его копии ответчику и предложением в срок до .............. представить доказательства и возражения относительно предъявленных требований, а также срок до .............. предоставить дополнительные документы, объяснения, возражения относительно предъявленных требований.

В соответствии с положениями ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в том числе, в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

В сроки, установленные судом от ответчика Золотарева С.Е. не поступили возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства.

Согласно положениям, ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 6 ст. 292 КАС РФ).

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно с п.1, п.7 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Золотарев С. Е. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России .............. по ...............

Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с налоговым законодательством (ст. 45 НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании ч.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. ст. 396, 408 НК РФ сумма земельного налог, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, в порядке ст. 85 НК РФ.

На основании представленных сведений за административным ответчиком – Золотаревым С.Е. зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: 357838, Россия, .............., .............., .............., а, кадастровая стоимость - 205776 рубля (доля в праве 1), дата возникновения собственности .............., наименование категории земельного участка – под индивидуальную жилую застройку.

В соответствии с Федеральным законом РФ от ............................ в Закон РФ от ............................ «О налогах на имущество физических лиц», в главу .............. НК РФ «Земельный налог» были внесены изменения, в соответствии с которыми налоговым органам представлено право на направление физическим лицам, плательщикам имущественных налогов, налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Указанные изменения вступили в законную силу с ...............

По правилам п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В адрес Золотарева С.Е. были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пении, штрафов, процентов:

- .............. от .............. со сроком погашения задолженности -..............;

- .............. от .............. со сроком погашения задолженности -..............;

- .............. от .............. со сроком погашения задолженности -..............;

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

По требованию .............. от .............. со сроком погашения задолженности -.............., установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд истек ...............

По требованию .............. от .............. со сроком погашения задолженности – .............., установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд истек ...............

По требованию .............. от .............. со сроком погашения задолженности – .............. установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд истек ...............

В соответствии со ст.52 НК РФ по земельным объектам в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления: .............. от .............. - за 2016 год по сроку уплаты .............. - 617,00 рублей; .............. от .............. - за 2017 год по сроку уплаты .............. - 617,00 рублей.

.............. Межрайонная ИФНС России .............. обратилось в мировой суд за вынесением судебного приказа.

Определением от .............. заявление Межрайонная ИФНС России .............. было возвращено, в виду нарушения правил подсудности.

Повторно Межрайонная ИФНС России .............. обратилось в мировой суд за вынесением судебного приказа ...............

Определением мирового судьи .............. был вынесен судебный приказ.

Определением мирового судьи от .............. судебный приказ о взыскании с Золотарева С.Е. задолженности по налогам и пени был отменен.

Однако до настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена.

В сроки, установленные административным истцом, налогоплательщик задолженность не уплатил, что послужило основанием для обращения в суд.

Однако, заявленные требования Межрайонной ИФНС России .............. по .............. к Золотареву С.Е. удовлетворение не подлежат ввиду следующего.

Проверив сроки на обращение МИФНС России .............. в суд с требованиями о взыскании недоимки, установленные в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Золотарева С.Е. указанной недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При этом абз. 1 п. 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.

Соответственно, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от .............. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, соответствующие положения закона не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.

В силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от .............. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, если такое заявление было принято к производству.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации применил закон по аналогии, сославшись на пункт 1 статьи 6 ГК РФ, и распространил общее правило, предусмотренное пунктом 3 статьи 204 ГК РФ, на случаи отмены судебного приказа (пункт 18 того же постановления Пленума).

Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

Таким образом, факт первоначального обращения административного истца .............. с заявлением о вынесении судебного приказа правового значения не имеет, поскольку заявление .............. возвращено истцу в связи с нарушением правил территориальной подсудности, помимо этого, срок на обращение в суд на .............. также пропущен.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье .............., то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, который истекал .............. (по истечении 6 месяцев с даты .............. указанной в требовании ..............); .............. (по истечении 6 месяцев с даты .............. указанной в требовании ..............); .............. (по истечении 6 месяцев с даты .............. указанной в требовании ..............).

Судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени был отменен в связи с поступившими возражениями должника ...............

В суд с исковым заявлением налоговый орган обратился ...............

Приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от искового производства. При вынесении судебного приказа мировой судья не входит в обсуждении вопроса о сроках обращения в суд с иском. Эти вопросы рассматриваются судом общей юрисдикции при обращении в суд после отмены судебного приказа.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке(п.3 ст.46, п.3 ст.48 НК РФ).

Приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от искового производства. При вынесении судебного приказа мировой судья не входит в обсуждении вопроса о сроках обращения в суд с иском. Эти вопросы рассматриваются судом общей юрисдикции при обращении в суд после отмены судебного приказа.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке(п.3 ст.46, п.3 ст.48 НК РФ).

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, административному истцу должны быть известны сроки и правила обращения в суд, в том числе с заявлением о выдаче судебного приказа.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от .............. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Истекшие к моменту совершения юридически значимого действия сроки приостановлению, перерыву и продлению не подлежат.

Ходатайство о восстановлении срока на взыскание земельного налога и пени по земельному налогу на общую сумму 1258 руб. 21 коп. налоговым органом не заявлено, уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о взыскании налога и суммы пени в административном исковом заявлении не приведено.

Таким образом, каких-либо уважительных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению административного истца в суд за принудительным взысканием задолженности не установлено.

Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ).

Суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований налогового органа не имеется в связи с пропуском срока на подачу административного искового заявления и отсутствием ходатайства о его восстановлении с приведением уважительных причин пропуска данного срока.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-292 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России .............. по .............. к Золотареву С. Е. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 1234 рублей, пени 24 рубля 21 копейка, а всего на общую сумму 1258 рублей 21 копейка – Отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ж.О.Гориславская

1версия для печатиДело № 2а-931/2020 ~ М-640/2020 (Решение)