Дело № 2а-2117/2022 (2а-3054/2021)
УИД 26RS0023-01-2021-007837-19
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
19 июля 2022 года г. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Казанчева И.Т.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени,
У С Т А Н О В И Л:
.............. в суд поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1, в котром административный истец просил взыскать с административного ответчика недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2019 года в сумме 158 873 рублей и пени в сумме 329 рублей 67 копеек за период с .............. по ..............;
- транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 5 505 рублей;
- земельному налогу с физических лиц за 2018, 2019 годы в сумме 40 126 рублей 25 копеек.
Решением Минераловодского городского суда .............. от .............. (судья ФИО3 исковые требования удовлетворены в части, а именно, суд решил:
1). В удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2019 года в сумме 5 505 рублей, отказать;
2). Взыскать с ФИО1 задолженность по уплате земельного налога с физических лиц за 2018 год в размере 2 240 рублей, а в остальной части исковых требований о взыскании земельного налога с физических лиц за 2018, 2019 годы, отказать;
3). Производство по административному делу в части взыскания с ФИО1 налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 158 873 рублей и пени в сумме 329 рублей 67 копеек за период с .............. по .............., прекратить;
4). Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы .............. по .............. на данное решение суда подана апелляционная жалоба, по результатам рассмотрения которой апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам ..............вого суда от .............. (мотивированное апелляционное определение составлено ..............) решение Минераловодского городского суда .............. от .............. (мотивированное решение составлено ..............) отменено в части прекращения производства по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе.
Определением судьи Минераловодского городского суда .............. Казанчева И.Т. от .............. административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени принято к производству суда с назначением подготовки дела к судебному разбирательству на .............. в 11 часов 45 минут и судебного заседания на .............. в 12 часов 00 минут.
Уведомление сторон произведено судом по правилам статей 96-99 КАС РФ.
В судебное заседание административный истец не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие последнего.
В судебном заседании ФИО1, представив письменные возражения, просил суд отказать в удовлетворении рассматриваемых административных исковых требований, поскольку принадлежащее ему на праве собственности имущество, в отношении которого налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц, используется им для предпринимательской деятельности, как индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения. Указанные обстоятельства в силу положений ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), освобождают его от обязанности по уплате заявленного ко взысканию налога на имущество физических лиц.
Изучив материалы административного дела и выслушав административного ответчика, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ч. 1 ст. 59 КАС РФ).
Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установлены НК РФ.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установлены НК РФ. Согласно ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Административный ответчик состоит на налоговом учете.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (ч. 2 ст. 400 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с учетом установленных в данной статье ограничений размеров таких ставок. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ, по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно сведений, представленных в порядке ст. 85 НК РФ Управлением Росреестра по .............., ФИО1 являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- оптово-торговая база с кадастровым номером 26:24:040815:1020, расположенная по адресу: примерно в 40 м. от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: ..............;
- магазин с кадастровым номером 26:24:000000:3868, расположенный по адресу: ..............;
- складское помещение с кадастровым номером 26:24:040816:208, расположенное по адресу: ..............;
- магазин с кадастровым номером 26:23:051302:177, расположенный по адресу: .............., переулок Северный, ...............
Также, согласно выписки из ЕГРИП ФИО1 с .............. является индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП ..............).
Указанные объекты недвижимого имущества ФИО1 использует для осуществления предпринимательской деятельности.
При этом, в соответствии с уведомлением, поданным по форме ...............2-1 в налоговый орган .............., ИП ФИО1 с .............. перешел на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).
В соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).
Информационным письмом ФНС России также разъяснены особенности освобождения от уплаты налога на имущество индивидуального предпринимателя на УСН, в соответствии с которыми недвижимость, используемая в предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем на УСН, может быть освобождена от налога на имущество физических лиц. Льгота распространяется на объекты, не включенные в перечень недвижимого имущества, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. При этом, налоговые органы не уполномочены проверять правомерность включения зданий (помещений) в перечень недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости.
Приказом Министерства имущественных отношений .............. от ............................ утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который включены:
- оптово-торговая база с кадастровым номером 26:24:040815:1020, расположенная по адресу: примерно в 40 м. от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: ..............;
- магазин с кадастровым номером 26:24:000000:3868, расположенный по адресу: ...............
Таким образом, указанные объекты недвижимого имущества, используемые для предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем ФИО1, находящегося на УСН, не освобождаются на основании абзаца 1 п. 3 ст. 346.11 НК РФ от налога на имущество физических лиц.
С учетом изложенного, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговым органом правомерно произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 159 150 рублей, а именно:
- в отношении магазина с кадастровым .............. в размере 47 517 рублей, из расчета: кадастровая стоимость 4 751 749 рублей, доля в праве – 1 целая; налоговая ставка - 1,00 %, количество месяцев владения – 12;
- в отношении оптово-торговой базы с кадастровым .............. в размере 111 633 рублей, из расчета: кадастровая стоимость 22 326 512 рублей, доля в праве – ?; налоговая ставка - 1,00 %, количество месяцев владения – 12.
Пункт 2 статьи 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
По правилам п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органом предоставлено право на направление физическим лицам, плательщикам имущественных налогов, налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 2 ст. 52 НК РФ). В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ ФИО1 направлено налоговое уведомление .............. от ...............
Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с не поступлением в срок оплаты налога на имущество физических лиц налоговым органом начислены пени с последующим направлением в адрес налогоплательщика налогового требования .............., вытекающего из налогового уведомления .............. от ...............
Так, в соответствии с налоговым требованием .............. со сроком исполнения – до .............., по состоянию на .............. за ФИО1 числилась недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год и пени.
В установленный в требовании срок недоимка по налогам и пени уплачена не была.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. Данные правила применяются также при взыскании страховых взносов, штрафов и пеней (пункты 8, 9 ст. 45 НК РФ, пункты 8, 9 ст. 47 НК РФ).
Исходя из правовой природы недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, образование такой недоимки не связано с наличием у налогоплательщика физического лица статуса индивидуального предпринимателя, как следствие, взыскание такой недоимки надлежало производить с учетом положений статей 48 НК РФ.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (в редакции ФЗ № 374-ФЗ от .............. с .............. – превышает 10 000 рублей).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей/10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей / 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей / 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку указанная в налоговом требовании .............. со сроком исполнения до .............. общая сумма налогов и пени, подлежащих взысканию превышала установленный ст. 48 НК РФ лимит, то налоговый орган вправе был обратиться в суд (в приказном порядке) с заявлением о взыскании соответствующей недоимки в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования, т.е. с .............. до ...............
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании спорной недоимки налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка ............................ и ............................, то есть в срок.
.............. мировым судьей судебного участка ............................ и .............. вынесен (выдан) судебный приказ ..............а-28-22-274/2021 о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени, который отменен определением мирового судьи от .............. на основании возражений относительно его исполнения, поступивших от административного ответчика.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку судебный приказ отменен .............., то налоговый орган вправе был обратиться в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением не позднее ...............
Рассматриваемое административное исковое заявление подано в Минераловодский городской суд .............. лишь .............. (согласно дата-штампу на конверте), то есть также в срок.
Каких-либо возражений относительно расчета спорной недоимки административным ответчиком и в суд не представлено, как не представлено доказательств ее уплаты.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также тот факт, что, обращаясь в суд, административный истец преследует цели защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, проанализировав исследованные в условиях состязательного процесса доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные Межрайонной ИФНС России .............. по .............. требования о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени подлежит удовлетворению в заявленном объеме.
Поскольку при подаче искового заявления в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, то в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 4 384 рублей 50 копеек.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 291-292 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с ФИО1, ИНН 263000132905, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 158 873 рублей и пени в сумме 329 рублей 67 копеек, исчисленным за период с .............. по ...............
Взыскать с ФИО1, ИНН 263000132905, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 384 рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд Ставропольского края.
Судья И.Т. Казанчев
Решение суда в окончательной форме (мотивированное) изготовлено 25.07.2022