Дело № 2а-1945/2022
УИД: 26RS0023-01-2022-003990-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2022 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Т.В.,
при секретаре Рожкове М.С.,
при участии представителя Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю, заместителю начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3 о признании незаконным налогового уведомления № 44672807 от 01.09.2021 в части обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за налоговый период 2020 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> в размере 68261 руб., признании незаконным отказа в перерасчете налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю о признании незаконным налогового уведомления № 44672807 от 01.09.2021 в части обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за налоговый период 2020 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> в размере 68261 руб., признании незаконным отказа № 09-14/01498 от 27.12.2021 заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3 в перерасчете ФИО2 налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>.
Определением суда от 21.07.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена заместитель начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3, в качестве заинтересованного лица Управление ФНС России по Ставропольскому краю.
Требования административного истца основаны на несогласии с произведенным расчетом налога на имущество за 2020 год, указанного в налоговом уведомлении № 44672807 от 01.09.2021, а именно по применению налоговой ставки в размере 2% на зарегистрированный за ней объект недвижимого имущества, с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу <адрес>, и незаконность отказа должностных лиц налогового органа в проведении перерасчета налога на имущество за 2020 год с применением снижения суммы налога на 50% в соответствии с решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 № 755 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 № 64 «О налоге на имущество физических лиц на территории Минераловодского городского округа» (далее - решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 №755), а также решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.11.2020 № 19 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 № 755 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 № 64 «О налоге на имущество физических лиц на территории Минераловодского городского округа» (далее – решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.11.2020 № 19).
Административный истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание не обеспечила.
Административные ответчики Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Ставропольскому краю, а также заместитель начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3, а также заинтересованное лицо Управление ФНС России по Ставропольскому краю представили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просят в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, поскольку решением от 20.11.2020 № 19 сумма налога на имущество физических лиц для объектов налогообложения включенного в перечень объектов, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) была снижена на 50% только на 2019 год.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю - ФИО1 в судебном заседании доводы возражений на административное исковое заявление поддержала.
Заместитель начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3, а также Управление ФНС России по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание не обеспечили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению настоящего административного дела.
Изучив материалы дела, выяснив позицию сторон, заслушав пояснения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из указанной нормы права следует, что для удовлетворения заявленных требований и признания действий и бездействия необходима не только их противоправность, но и нарушение ими прав, свобод и законных интересов заявителя, а также обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В силу пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 139 НК РФ установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Судом установлено, что ФИО2 с 10.02.2015 является собственником объекта недвижимого имущества, с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2015.
Межрайонной инспекцией ФНС России № 9 по Ставропольскому краю в адрес ФИО2 направлено налоговое уведомление № 44672807 от 01.09.2021, согласно которому ей начислен налог на имущество за 2020 год в размере 136744 руб., с применением налоговой ставки в размере 2% на зарегистрированный за ней объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер>.
08.12.2021 ФИО2 обратилась в Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по Ставропольскому краю с заявлением о несогласии с произведенным расчетом налога на имущество за 2020 год, указанного в налоговом уведомлении № 44672807 от 01.09.2021, а именно по применению налоговой ставки в размере 2% на зарегистрированный за ней объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер>, ссылаясь на необходимость его перерасчета с применением снижения суммы налога на 50% в соответствии с решениями Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 №755, а также от 20.11.2020 № 19.
На указанное обращение налоговым органом дан ответ от 27.12.2021 Исх.№ 09-11/014098, в котором налогоплательщику разъяснен вопрос применения оспариваемой налоговой ставки, а также порядок применения Решений Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 №755, а также от 20.11.2020 № 19 в целях определяемой в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установленной ставки налога на имущество физических лиц в размере 2%, на которые ссылался налогоплательщик.
Действия Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю по произведенному расчету налога на имущество физических лиц за 2020 год, указанного в налоговом уведомлении № 44672807 от 01.09.2021, а именно по применению налоговой ставки в размере 2% на зарегистрированный за ФИО2 объект недвижимости с кадастровым номером <номер> и отказ должностных лиц налогового органа в проведении перерасчета налога на имущество за 2020 год с применением снижения суммы налога на 50 %, были обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ставропольскому краю 29.03.2022 (вх. № 006889).
Решением Управление ФНС России по Ставропольскому краю от 19.05.2022 № 08-19/011954@ жалоба ФИО2 от 25.03.2022 без номера (вх. № 0483/ЗГ от 05.04.2022) на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю, оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО2 в суд с настоящим административным иском.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 НК РФ).
Статьей 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать, в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в установленных главой 32 НК РФ.
На территории Минераловодского городского округа Ставропольского края налог установлен и введен решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 № 64 «О налоге на имущество физических лиц на территории Минераловодского городского округа».
Подпунктом 2 пункта 2 решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 № 64 (в редакции решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 № 755, действующей с 01.01.2019) налоговая ставка установлена в размере 2,0 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ (далее - Перечень).
Пунктом 2.1 Решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 № 64 сумма налога, исчисляемая в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, снижается на 50 процентов.
Согласно пункту 3 решения совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 № 755 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского от 13 ноября 2015 года № 64 «О налоге на имущество физических лиц на территории Минераловодского городского округа» решение вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц за 2019 год.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер> включен приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края в Перечни: на 2019 год от 28.12.2018 № 985 (позиция 5428 приложения к приказу) и на 2020 год от 27.12.2019 № 1317 (позиция 5003 приложения к приказу).
Как следует из оспариваемого налогового уведомления Межрайонной инспекцией ФНС России № 9 по Ставропольскому краю произведено исчисление налога на имущество за 2020 год в размере 136522 руб. в отношении рассматриваемого объекта недвижимого имущества, включенного в Перечень, следующим образом: 6826078,21 руб. х 2% =136 522 руб.
Согласно письму и.о. заместителя главы администрации – начальника финансового управления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 04.05.2022 в целях оказания муниципальной поддержки отдельным категориям налогоплательщиков в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 № 755 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 № 64 «О налоге на имущество физических лиц на территории Минераловодского городского округа» установлена преференция по налогу на имущество физических лиц в виде снижения на 50% суммы налога, исчисленного в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ. Согласно пункту 3 решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 № 755, оно распространяется только на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц за 2019 год. Принимая во внимание, что установленная преференция не является налоговой льготой, не носит заявительный характер и применяется ко всем налогоплательщикам - собственникам объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ норма, устанавливающая срок действия решения от 22.04.2020 № 755 до 01.01.2021, признана избыточной и исключена решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.11.2020 №19 «О внесении изменения в решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.04.2020 № 755 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 № 64 «О налоге на имущество физических лиц на территории Минераловодского городского округа». Следовательно, для исчисления налога на имущество физических лиц за 2020 год по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером <номер>, применяется ставка 2% от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о правомерности исчисления Межрайонной инспекцией ФНС России № 9 по Ставропольскому краю налога на имущество физических лиц ФИО2 по обязательствам 2020 года в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <номер> в сумме 136 522 руб. предъявленного к уплате налоговым уведомлением от 01.09.2021 № 44672807 и законности отказа № 09-14/01498 от 27.12.2021 заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3 в перерасчете ФИО2 налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>.
Доводы административного истца о несогласии с расчетом налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Поскольку отсутствует совокупность названных двух условий, необходимых для удовлетворения административного искового заявления, требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю, заместителю начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3 о признании незаконным налогового уведомления № 44672807 от 01.09.2021 в части обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за налоговый период 2020 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> в размере 68261 руб., признании незаконным отказа № 09-14/01498 от 27.12.2021 заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю ФИО3 в перерасчете ФИО2 налога на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течении одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 01.09.2022.
Судья Т.В. Чернышова