МИНЕРАЛОВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
МИНЕРАЛОВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1341/10
17 сентября 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Кабрельянц М.Р.,
с участием: истца ФИО2 и его представителя адвоката Сорокина Т.В., представителя ответчика – Минераловодской таможни по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску ФИО2 к Минераловодской таможне о взыскании денежных средств в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года в размере 325052,46 рубля, и компенсации морального вреда в размере 500000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском к Минераловодской таможне, в обоснование которого указал, что он с 31 октября 1994 года по 12 мая 2010 года состоял с таможней в трудовых правоотношениях, занимал должность инспектора отдела таможенной охраны, инспектора оперативно-дежурной службы, что подтверждается трудовой книжкой и контрактами о службе в таможенных органах.
В его должностные обязанности входило несение круглосуточного дежурства в таможне согласно утвержденному начальником таможни плану-графику.
Согласно статьи 34 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде, то есть 40 часов в неделю.
Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
Он нес службу сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, без предоставления таможней дополнительного времени отдыха.
Согласно приказу ФТС РФ № 892 от 18 сентября 2006 года «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации», пунктов 4, 5 и 10, нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю.
Правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа для сотрудников может устанавливаться пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также начало и окончание служебного времени. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов.
При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени не должна превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 5 часов. В предпраздничные дни продолжительность служебного времени сокращается на 1 час, как при пяти-, так и при шестидневной рабочей неделе.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудники приказом по таможенному органу могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможенного органа.
Вопреки изложенным нормам права вплоть до момента увольнения со службы в таможенных органах ему дополнительные дни отдыха не предоставлялись, денежная компенсация за переработку в день увольнения выплачена не была, что грубо нарушает его трудовые права.
Нарушенное право на отдых возможно компенсировать в денежном выражении, на что статья 127 Трудового кодекса РФ - при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
При расчете размера такой компенсации следует руководствоваться статьёй 152 Трудового кодекса РФ, указывающей, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Нарушением администрацией трудовых прав, ему причинены моральные страдания, вызванные подорванным руководством таможни положительным образом такого государственного органа, как таможенная служба, полным развенчанием, как оказалось, мифа, о России как социальном государстве, соблюдающем Закон и чтящем права своих граждан и людей, прослуживших государству не один год.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении также указал, что срок исковой давности им не пропущен.
Просит суд взыскать с Минераловодской таможни в его пользу в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года - 325052,46 рубля и компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Представитель истца ФИО2 адвокат Сорокин Т.В. считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку статьей 34 Федерального закона «О службе в таможенных органах» установлено, что продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать рабочего времени, установленного законодательством Российской Федерации о труде (40 часов в неделю).
Привлечение сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течении месяца дополнительных дней отдыха. Пунктами 4, 5, 10 «Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации», утвержденных Приказом ФТС России от 18 сентября 2006 года № 892, также установлено, что нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможенного органа.
Однако, ко времени увольнения ФИО2 по окончании срока службы по контракту, дополнительные дни для отдыха, в компенсацию за привлечение к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени ему не предоставлялись.
Возможность денежной компенсации за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени, Федеральным законом прямо не предусмотрена, то при расчете размера такой компенсации следует руководствоваться статьей 152 Трудового кодекса РФ, согласно которой, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Также считает, что истцом не пропущен срок исковой давности. Просит суд требования истца удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Минераловодской таможни по доверенности ФИО1, требования истца не признал и указал, что в период с 5 мая 1998 года по 11 мая 2010 года проходил службу в Минераловодской таможне в различных должностях отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы.
11 мая 2010 года ФИО2 был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», то есть по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Выплата денежного довольствия сотрудникам таможенных органов производится в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».
Согласно статье 1 указанного Федерального закона, денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат, устанавливаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Выплаты сотрудникам таможенных органов за сверхурочную работу вышеуказанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не установлены.
Таким образом, с учетом изложенного выше, правовые основания для осуществления указанных выплат бывшему сотруднику таможни ФИО2 отсутствуют.
Кроме того, об отсутствии правовых оснований осуществления ФИО2 требуемых им выплат, подтверждается разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), данными в обращенном к Федеральной таможенной службе РФ письме от 21 мая 2009 № 2667-ТЗ, согласно которому вопросы организации службы и оплаты труда сотрудников таможенных органов должны регулироваться вышеназванными Федеральными законами: № 114-ФЗ от 21 июля 1997 года, № 78-ФЗ от 30 июня 2002 года, а не положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Между тем, Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (пункт 8 статьи 1) в качестве компенсаций за особые условия несения службы предусмотрено осуществление дополнительных выплат сотрудникам, в том числе за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
Во исполнение вышеуказанного Федерального закона, приказом Федеральной таможенной службы РФ от 11 января 2005 года № 1 «0 выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» утверждена инструкция, согласно пункту 1 которой, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам таможенных органов, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы.
Так, во исполнение указанного приказа Федеральной таможенной службы РФ, Минераловодской таможней были изданы приказы «Об установлении сотрудникам Минераловодской таможни надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» от 29 января 2007 года № 1-А, от 30 января 2008 года № 18-А, от 29 января 2009 года № 16-А, от 27 февраля 2009 года № 43-А, от 20 мая 2009 года №108-А, от 9 октября 2009 года № 247-А, от 18 января 2010 года № 3-А, от 1 апреля 2010 года № 70-А согласно которым отделу бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни было предписано осуществлять выплаты за периоды: с 01 января по 31 декабря 2007 года, с 01 января по 31 декабря 2008 года, с 01 января по 31 декабря 2009 года сотрудникам Минераловодской таможни в виде ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы согласно списку сотрудников, указанных в приложении к данному приказу.
В указанное число сотрудников был также включен инспектор отдела таможенной охраны таможни ФИО2 с установлением ему процентной надбавки в размере от 60 до 110 процентов оклада по занимаемой штатной должности, что составляло ежемесячно за вышеуказанные оспариваемые ФИО2 периоды от 1951,77 рубль до 3185,60 рублей.
Начисление указанной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, а также их выплата ФИО2 осуществлялась Минераловодской таможней ежемесячно в течение всего оспариваемого им периода по день его увольнения.
Кроме того, часть из предъявленных к Минераловодской таможне исковых требований, связанных с денежной компенсацией ФИО2 за сверхурочно отработанное время за период с января 2007 года по 18 июля 2007 года, предъявлено за пределами срока установленного статьёй 392 ТК РФ для обращения в суд за защитой трудовых прав.
Что исключает сумму произведенного им расчета за период с 01 января 2007 года по 18 июля 2007 года из общей суммы исковых требований о компенсации сверхурочно отработанного времени.
Также считает, что истцом не представлены каких-либо доказательств того, что Минераловодской таможней были нарушены его трудовые права и ему был причинен моральный вред.
Просит суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, свидетелей, и изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, считает необходимым требования ФИО2 удовлетворить частично по следующим основаниям.
Так в судебном заседании установлено, что в период с 5 мая 1998 года по 11 мая 2010 года ФИО2 проходил службу в Минераловодской таможне в различных должностях отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы л.д. 141-148/.
Согласно Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни, введенных приказом начальника Минераловодской таможни, в Минераловодской таможне установлена пятидневная рабочая неделя с нормальной продолжительностью служебного времени 40 часов в неделю. При этом для отдела таможенной охраны установлен круглосуточный режим работы согласно графика дежурств. Сотрудники могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и не рабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможни. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможни.
Согласно представленным помесячным планам дежурств личного состава оперативно-дежурного отдела Минераловодской таможни, ФИО2 в период с января 2007 года по май 2010 года осуществлял круглосуточное дежурство л.д. 29-67/.
При этом, согласно представленной служебной записки, сверхурочно за пределами нормальной продолжительности служебного времени ФИО2 было отработано: в 2007 году – 197 часов; в 2008 году – 620 часов; в 2009 году – 130 часов, в 2010 году переработки не было л.д. 133-139/.
В судебном заседании также установлено, что за работу за пределами установленной продолжительности служебного времени ФИО2 дополнительные дни отдыха не предоставлялись.
Приказами начальника Минераловодской таможни от 29 января 2007 года № 1-А, от 30 января 2008 года № 18-А, от 29 января 2009 года № 16-А, от 27 февраля 2009 года № 43-А, от 20 мая 2009 года №108-А, от 9 октября 2009 года № 247-А, от 18 января 2010 года № 3-А, от 1 апреля 2010 года № 70-А сотруднику таможни ФИО2 устанавливались ежегодные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере от 60 до 110% должностного оклада л.д. 149 173/.
Согласно представленным расчетным листкам, ФИО2 в период с января 2007 года по май 2010 года ежемесячно за сложность, напряженность и специальный режим службы производились начисления от 1951,77 рубль до 3185,60 рублей, а также ежемесячные премии в размере от 622,30 рублей до 1212,25 рублей л.д. 78-120/.
С 12 мая 2010 года ФИО2 был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», то есть по окончании срока службы, предусмотренного контрактом л.д. 148/.
Разрешая заявленные истцом требования суд принимает во внимание, что служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2 Федерального закона № 114-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.
Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени.
Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа.
Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
При этом денежное довольствие сотрудников таможенных органов Российской Федерации установлено Федеральным законом Российской Федерации «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ.
Согласно статьи 1 названного Федерального закона денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Дополнительные выплаты сотрудникам состоят из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 513 руководителю Федеральной таможенной службы предоставлено право устанавливать ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач, сотрудникам таможенных органов Российской Федерации - в размере до одного оклада по занимаемой штатной должности.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 14 июля 2005 года № 533 в целях обеспечения социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, повышения уровня их материального обеспечения установлена с 1 июля 2005 года выплата ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до одного оклада по занимаемой штатной должности. При установлении сотрудникам ежемесячного денежного поощрения учитывается добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, условия, в которых выполняются служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения сложных и важных задач.
Между тем, согласно статьи 99 Трудового кодекса РФ под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Порядком организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденным приказом ФТС от 29 августа 2008 года № 1067, предусмотрена оплата сверхурочной работы на основании приказа таможенного органа, учреждения, а также предусмотрено предоставление дополнительного времени отдыха вместо повышенной оплаты труда.
Исходя из материалов дела, ответчиком не было представлено доказательств предоставления истцу дополнительного времени отдыха в качестве компенсации за сверхурочную работу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом производилась работа по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Из содержания части 1 статьи 139 Трудового кодекса РФ следует, что единый порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается для всех случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Между тем в статьях 149 и 152 Трудового кодекса РФ не указано, оплата сверхурочной работы осуществляется исходя из средней заработной платы работника.
Более того, в статье 153 Трудового кодекса РФ, регулирующей один из случаев оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (работы в выходные и нерабочие праздничные дни), закреплено, что для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад) применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада).
В соответствии со статьёй 129 Трудового кодекса РФ под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
С учетом изложенного является несостоятельным доводы истца, что для оплаты сверхурочной работы должны учитываться предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
Также являются несостоятельными утверждения представителя ответчика о том, что нормы Трудового Кодекса РФ не применяются в отношении сотрудников таможенных органов и выплаты за сверхурочную работу не установлены, являются необоснованными так как не соответствуют действующему законодательству.
Суду представлен представителем Минераловодской таможни расчет сверхурочно отработанного рабочего времени ФИО2 за период с января 2007 года по май 2010 года, и предполагаемой оплаты за переработку, произведенный бухгалтерией Минераловодской таможни, в соответствии с которым сумма выплат ФИО2 за указанный период, с. учетом действующих на расчетный период размеров ежемесячных денежных пособий, оклада по занимаемой должности и оклада по званию, составляет: январь 2007 года - 1913,30 рублей; февраль 2007 года – 598,62 рублей; март 2007 года – 114,80 рублей; апрель 2007 года – 902 рубля; май 2007 года – 24,60 рублей; июнь 2007 года – 1119,95 рублей; июль 2007 года – переработки нет; августа 2007 года – 312,69 рублей; сентябрь 2007 года - 359,52 рублей; октябрь 2007 года – 312,69 рублей; ноябрь 2007 года – 244,50 рубля; декабрь 1102,99 рубля; январь 2008 года – 3233,88 рубля; февраль 2008 года – 1675,70 рублей; март 2008 года – 3223,75 рубля; апрель 2008 года – 913,38 рублей; май 2008 года – 1263,22 рубля; июнь 2008 года – 4563,06 рубля, июль 2008 года – 4611,96 рублей; август 2008 года – 1683,60 рубля; сентябрь 2008 года – 5193,67 рубля; октябрь 2008 года – 3862,11 рубля; в ноябре и декабре 2008 года – переработки нет; январь 2009 года – 4643,03 рубля; февраль 2009 года – переработки нет; март 2009 года – 2101,40 рубль; апрель 2009 года – переработки нет; май 2009 года – переработки нет; в период с июня 2009 года по май 2010 года – переработки нет.
Всего начислено: за 2007 год – 7005,66 рублей; за 2008 год – 30224,33 рубля; за 2009 год 8076,43 рублей, а всего на общую сумму 45306,42 рублей, из них к удержанию НДФЛ – 5890 рублей, к оплате 39416,42 рублей л.д. 133-139/.
Данный расчет произведен исходя из фиксированного размера оплаты работника за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и признан судом верным.
При этом, из указанной суммы надлежит исключить компенсацию за сверхурочно отработанное время за январь, февраль, март, апрель и по 11 мая 2007 года в размере 3553,32 рубля, в связи с пропуском трехлетнего срока исковой давности.
Таким образом, общая сумма, подлежащая выплате ФИО2 за сверхурочно отработанное рабочее временя за период с июня 2007 года по май 2010 года составила 41753,31 рубля, из них к удержанию НДФЛ – 5427,90 рублей, к оплате 36325,41 рублей, которая подлежит взысканию с Минераловодской таможни в пользу истца.
В удовлетворении остальной части требований истца о взыскании с ответчика счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года в размере 288727,05 рублей – отказать, поскольку произведенный истцом расчет учитывает предусмотренные системой оплаты труда все виды выплат, что не соответствует требованиям статьи 153 Трудового кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца в указанной части, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права по следующим основаниям.
Так в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Статья 140 Трудового кодекса РФ определяет сроки расчета при увольнении и устанавливает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Из материалов дела видно, что ФИО2 был уволен со службы в таможенных органах с 12 мая 2010 года в связи с истечение срока контракта. Окончательный расчет после этой даты с ним произведен не был. В суд с иском истец обратилась в июле 2010 года, то есть в течение трех месяцев.
При этом, работник имеет право требовать ему выплаты компенсации за сверхурочно отработанное время за трехлетний период с момента, когда он узнал, что его право нарушено.
Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении имущественных прав (п.63 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004г. №2)
Судом установлены неправомерные действия ответчика в отношении ФИО2 - отказ в выплате повышенной оплаты за сверхурочную работу.
В соответствии со статьёй 237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В связи с изложенным, суд, определяя размер компенсации морального вреда, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с Минераловодской таможни в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, отказав в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда в большем размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.2, 34 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ, ст.1 Федерального закона РФ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ, ст.ст. 99, 104, 129, 143, 152, 153, 237 ТК РФ, ст.ст. 150, 151 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО2 – удовлетворить частично. Взыскать с Минераловодской таможни в пользу ФИО2 денежные средства в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в размере 36325,41 (тридцать шесть тысяч триста двадцать пять рублей сорок одну копейку) рублей.
Взыскать с Минераловодской таможни в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении требований ФИО2 о взыскании с Минераловодской таможни денежных средств в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года в размере 288727,05 рублей и компенсации морального вреда в размере 490000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 22 сентября 2010 года.
Судья Залугин С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1341/10
17 сентября 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Кабрельянц М.Р.,
с участием: истца ФИО2 и его представителя адвоката Сорокина Т.В., представителя ответчика – Минераловодской таможни по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску ФИО2 к Минераловодской таможне о взыскании денежных средств в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года в размере 325052,46 рубля, и компенсации морального вреда в размере 500000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском к Минераловодской таможне, в обоснование которого указал, что он с 31 октября 1994 года по 12 мая 2010 года состоял с таможней в трудовых правоотношениях, занимал должность инспектора отдела таможенной охраны, инспектора оперативно-дежурной службы, что подтверждается трудовой книжкой и контрактами о службе в таможенных органах.
В его должностные обязанности входило несение круглосуточного дежурства в таможне согласно утвержденному начальником таможни плану-графику.
Согласно статьи 34 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде, то есть 40 часов в неделю.
Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
Он нес службу сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, без предоставления таможней дополнительного времени отдыха.
Согласно приказу ФТС РФ № 892 от 18 сентября 2006 года «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации», пунктов 4, 5 и 10, нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю.
Правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа для сотрудников может устанавливаться пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также начало и окончание служебного времени. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов.
При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени не должна превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 5 часов. В предпраздничные дни продолжительность служебного времени сокращается на 1 час, как при пяти-, так и при шестидневной рабочей неделе.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудники приказом по таможенному органу могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможенного органа.
Вопреки изложенным нормам права вплоть до момента увольнения со службы в таможенных органах ему дополнительные дни отдыха не предоставлялись, денежная компенсация за переработку в день увольнения выплачена не была, что грубо нарушает его трудовые права.
Нарушенное право на отдых возможно компенсировать в денежном выражении, на что статья 127 Трудового кодекса РФ - при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
При расчете размера такой компенсации следует руководствоваться статьёй 152 Трудового кодекса РФ, указывающей, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Нарушением администрацией трудовых прав, ему причинены моральные страдания, вызванные подорванным руководством таможни положительным образом такого государственного органа, как таможенная служба, полным развенчанием, как оказалось, мифа, о России как социальном государстве, соблюдающем Закон и чтящем права своих граждан и людей, прослуживших государству не один год.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении также указал, что срок исковой давности им не пропущен.
Просит суд взыскать с Минераловодской таможни в его пользу в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года - 325052,46 рубля и компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Представитель истца ФИО2 адвокат Сорокин Т.В. считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку статьей 34 Федерального закона «О службе в таможенных органах» установлено, что продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать рабочего времени, установленного законодательством Российской Федерации о труде (40 часов в неделю).
Привлечение сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течении месяца дополнительных дней отдыха. Пунктами 4, 5, 10 «Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации», утвержденных Приказом ФТС России от 18 сентября 2006 года № 892, также установлено, что нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможенного органа.
Однако, ко времени увольнения ФИО2 по окончании срока службы по контракту, дополнительные дни для отдыха, в компенсацию за привлечение к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени ему не предоставлялись.
Возможность денежной компенсации за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени, Федеральным законом прямо не предусмотрена, то при расчете размера такой компенсации следует руководствоваться статьей 152 Трудового кодекса РФ, согласно которой, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Также считает, что истцом не пропущен срок исковой давности. Просит суд требования истца удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Минераловодской таможни по доверенности ФИО1, требования истца не признал и указал, что в период с 5 мая 1998 года по 11 мая 2010 года проходил службу в Минераловодской таможне в различных должностях отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы.
11 мая 2010 года ФИО2 был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», то есть по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Выплата денежного довольствия сотрудникам таможенных органов производится в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».
Согласно статье 1 указанного Федерального закона, денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат, устанавливаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Выплаты сотрудникам таможенных органов за сверхурочную работу вышеуказанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не установлены.
Таким образом, с учетом изложенного выше, правовые основания для осуществления указанных выплат бывшему сотруднику таможни ФИО2 отсутствуют.
Кроме того, об отсутствии правовых оснований осуществления ФИО2 требуемых им выплат, подтверждается разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), данными в обращенном к Федеральной таможенной службе РФ письме от 21 мая 2009 № 2667-ТЗ, согласно которому вопросы организации службы и оплаты труда сотрудников таможенных органов должны регулироваться вышеназванными Федеральными законами: № 114-ФЗ от 21 июля 1997 года, № 78-ФЗ от 30 июня 2002 года, а не положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Между тем, Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (пункт 8 статьи 1) в качестве компенсаций за особые условия несения службы предусмотрено осуществление дополнительных выплат сотрудникам, в том числе за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
Во исполнение вышеуказанного Федерального закона, приказом Федеральной таможенной службы РФ от 11 января 2005 года № 1 «0 выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» утверждена инструкция, согласно пункту 1 которой, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам таможенных органов, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы.
Так, во исполнение указанного приказа Федеральной таможенной службы РФ, Минераловодской таможней были изданы приказы «Об установлении сотрудникам Минераловодской таможни надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» от 29 января 2007 года № 1-А, от 30 января 2008 года № 18-А, от 29 января 2009 года № 16-А, от 27 февраля 2009 года № 43-А, от 20 мая 2009 года №108-А, от 9 октября 2009 года № 247-А, от 18 января 2010 года № 3-А, от 1 апреля 2010 года № 70-А согласно которым отделу бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни было предписано осуществлять выплаты за периоды: с 01 января по 31 декабря 2007 года, с 01 января по 31 декабря 2008 года, с 01 января по 31 декабря 2009 года сотрудникам Минераловодской таможни в виде ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы согласно списку сотрудников, указанных в приложении к данному приказу.
В указанное число сотрудников был также включен инспектор отдела таможенной охраны таможни ФИО2 с установлением ему процентной надбавки в размере от 60 до 110 процентов оклада по занимаемой штатной должности, что составляло ежемесячно за вышеуказанные оспариваемые ФИО2 периоды от 1951,77 рубль до 3185,60 рублей.
Начисление указанной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, а также их выплата ФИО2 осуществлялась Минераловодской таможней ежемесячно в течение всего оспариваемого им периода по день его увольнения.
Кроме того, часть из предъявленных к Минераловодской таможне исковых требований, связанных с денежной компенсацией ФИО2 за сверхурочно отработанное время за период с января 2007 года по 18 июля 2007 года, предъявлено за пределами срока установленного статьёй 392 ТК РФ для обращения в суд за защитой трудовых прав.
Что исключает сумму произведенного им расчета за период с 01 января 2007 года по 18 июля 2007 года из общей суммы исковых требований о компенсации сверхурочно отработанного времени.
Также считает, что истцом не представлены каких-либо доказательств того, что Минераловодской таможней были нарушены его трудовые права и ему был причинен моральный вред.
Просит суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, свидетелей, и изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, считает необходимым требования ФИО2 удовлетворить частично по следующим основаниям.
Так в судебном заседании установлено, что в период с 5 мая 1998 года по 11 мая 2010 года ФИО2 проходил службу в Минераловодской таможне в различных должностях отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы л.д. 141-148/.
Согласно Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни, введенных приказом начальника Минераловодской таможни, в Минераловодской таможне установлена пятидневная рабочая неделя с нормальной продолжительностью служебного времени 40 часов в неделю. При этом для отдела таможенной охраны установлен круглосуточный режим работы согласно графика дежурств. Сотрудники могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и не рабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможни. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможни.
Согласно представленным помесячным планам дежурств личного состава оперативно-дежурного отдела Минераловодской таможни, ФИО2 в период с января 2007 года по май 2010 года осуществлял круглосуточное дежурство л.д. 29-67/.
При этом, согласно представленной служебной записки, сверхурочно за пределами нормальной продолжительности служебного времени ФИО2 было отработано: в 2007 году – 197 часов; в 2008 году – 620 часов; в 2009 году – 130 часов, в 2010 году переработки не было л.д. 133-139/.
В судебном заседании также установлено, что за работу за пределами установленной продолжительности служебного времени ФИО2 дополнительные дни отдыха не предоставлялись.
Приказами начальника Минераловодской таможни от 29 января 2007 года № 1-А, от 30 января 2008 года № 18-А, от 29 января 2009 года № 16-А, от 27 февраля 2009 года № 43-А, от 20 мая 2009 года №108-А, от 9 октября 2009 года № 247-А, от 18 января 2010 года № 3-А, от 1 апреля 2010 года № 70-А сотруднику таможни ФИО2 устанавливались ежегодные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере от 60 до 110% должностного оклада л.д. 149 173/.
Согласно представленным расчетным листкам, ФИО2 в период с января 2007 года по май 2010 года ежемесячно за сложность, напряженность и специальный режим службы производились начисления от 1951,77 рубль до 3185,60 рублей, а также ежемесячные премии в размере от 622,30 рублей до 1212,25 рублей л.д. 78-120/.
С 12 мая 2010 года ФИО2 был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», то есть по окончании срока службы, предусмотренного контрактом л.д. 148/.
Разрешая заявленные истцом требования суд принимает во внимание, что служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2 Федерального закона № 114-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.
Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени.
Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа.
Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.
При этом денежное довольствие сотрудников таможенных органов Российской Федерации установлено Федеральным законом Российской Федерации «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ.
Согласно статьи 1 названного Федерального закона денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Дополнительные выплаты сотрудникам состоят из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 513 руководителю Федеральной таможенной службы предоставлено право устанавливать ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач, сотрудникам таможенных органов Российской Федерации - в размере до одного оклада по занимаемой штатной должности.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 14 июля 2005 года № 533 в целях обеспечения социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, повышения уровня их материального обеспечения установлена с 1 июля 2005 года выплата ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до одного оклада по занимаемой штатной должности. При установлении сотрудникам ежемесячного денежного поощрения учитывается добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, условия, в которых выполняются служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения сложных и важных задач.
Между тем, согласно статьи 99 Трудового кодекса РФ под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Порядком организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденным приказом ФТС от 29 августа 2008 года № 1067, предусмотрена оплата сверхурочной работы на основании приказа таможенного органа, учреждения, а также предусмотрено предоставление дополнительного времени отдыха вместо повышенной оплаты труда.
Исходя из материалов дела, ответчиком не было представлено доказательств предоставления истцу дополнительного времени отдыха в качестве компенсации за сверхурочную работу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом производилась работа по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Из содержания части 1 статьи 139 Трудового кодекса РФ следует, что единый порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается для всех случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Между тем в статьях 149 и 152 Трудового кодекса РФ не указано, оплата сверхурочной работы осуществляется исходя из средней заработной платы работника.
Более того, в статье 153 Трудового кодекса РФ, регулирующей один из случаев оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (работы в выходные и нерабочие праздничные дни), закреплено, что для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад) применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада).
В соответствии со статьёй 129 Трудового кодекса РФ под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
С учетом изложенного является несостоятельным доводы истца, что для оплаты сверхурочной работы должны учитываться предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
Также являются несостоятельными утверждения представителя ответчика о том, что нормы Трудового Кодекса РФ не применяются в отношении сотрудников таможенных органов и выплаты за сверхурочную работу не установлены, являются необоснованными так как не соответствуют действующему законодательству.
Суду представлен представителем Минераловодской таможни расчет сверхурочно отработанного рабочего времени ФИО2 за период с января 2007 года по май 2010 года, и предполагаемой оплаты за переработку, произведенный бухгалтерией Минераловодской таможни, в соответствии с которым сумма выплат ФИО2 за указанный период, с. учетом действующих на расчетный период размеров ежемесячных денежных пособий, оклада по занимаемой должности и оклада по званию, составляет: январь 2007 года - 1913,30 рублей; февраль 2007 года – 598,62 рублей; март 2007 года – 114,80 рублей; апрель 2007 года – 902 рубля; май 2007 года – 24,60 рублей; июнь 2007 года – 1119,95 рублей; июль 2007 года – переработки нет; августа 2007 года – 312,69 рублей; сентябрь 2007 года - 359,52 рублей; октябрь 2007 года – 312,69 рублей; ноябрь 2007 года – 244,50 рубля; декабрь 1102,99 рубля; январь 2008 года – 3233,88 рубля; февраль 2008 года – 1675,70 рублей; март 2008 года – 3223,75 рубля; апрель 2008 года – 913,38 рублей; май 2008 года – 1263,22 рубля; июнь 2008 года – 4563,06 рубля, июль 2008 года – 4611,96 рублей; август 2008 года – 1683,60 рубля; сентябрь 2008 года – 5193,67 рубля; октябрь 2008 года – 3862,11 рубля; в ноябре и декабре 2008 года – переработки нет; январь 2009 года – 4643,03 рубля; февраль 2009 года – переработки нет; март 2009 года – 2101,40 рубль; апрель 2009 года – переработки нет; май 2009 года – переработки нет; в период с июня 2009 года по май 2010 года – переработки нет.
Всего начислено: за 2007 год – 7005,66 рублей; за 2008 год – 30224,33 рубля; за 2009 год 8076,43 рублей, а всего на общую сумму 45306,42 рублей, из них к удержанию НДФЛ – 5890 рублей, к оплате 39416,42 рублей л.д. 133-139/.
Данный расчет произведен исходя из фиксированного размера оплаты работника за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и признан судом верным.
При этом, из указанной суммы надлежит исключить компенсацию за сверхурочно отработанное время за январь, февраль, март, апрель и по 11 мая 2007 года в размере 3553,32 рубля, в связи с пропуском трехлетнего срока исковой давности.
Таким образом, общая сумма, подлежащая выплате ФИО2 за сверхурочно отработанное рабочее временя за период с июня 2007 года по май 2010 года составила 41753,31 рубля, из них к удержанию НДФЛ – 5427,90 рублей, к оплате 36325,41 рублей, которая подлежит взысканию с Минераловодской таможни в пользу истца.
В удовлетворении остальной части требований истца о взыскании с ответчика счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года в размере 288727,05 рублей – отказать, поскольку произведенный истцом расчет учитывает предусмотренные системой оплаты труда все виды выплат, что не соответствует требованиям статьи 153 Трудового кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца в указанной части, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права по следующим основаниям.
Так в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Статья 140 Трудового кодекса РФ определяет сроки расчета при увольнении и устанавливает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Из материалов дела видно, что ФИО2 был уволен со службы в таможенных органах с 12 мая 2010 года в связи с истечение срока контракта. Окончательный расчет после этой даты с ним произведен не был. В суд с иском истец обратилась в июле 2010 года, то есть в течение трех месяцев.
При этом, работник имеет право требовать ему выплаты компенсации за сверхурочно отработанное время за трехлетний период с момента, когда он узнал, что его право нарушено.
Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении имущественных прав (п.63 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004г. №2)
Судом установлены неправомерные действия ответчика в отношении ФИО2 - отказ в выплате повышенной оплаты за сверхурочную работу.
В соответствии со статьёй 237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В связи с изложенным, суд, определяя размер компенсации морального вреда, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с Минераловодской таможни в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, отказав в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда в большем размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.2, 34 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ, ст.1 Федерального закона РФ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ, ст.ст. 99, 104, 129, 143, 152, 153, 237 ТК РФ, ст.ст. 150, 151 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО2 – удовлетворить частично. Взыскать с Минераловодской таможни в пользу ФИО2 денежные средства в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в размере 36325,41 (тридцать шесть тысяч триста двадцать пять рублей сорок одну копейку) рублей.
Взыскать с Минераловодской таможни в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении требований ФИО2 о взыскании с Минераловодской таможни денежных средств в счет компенсации за не предоставленные выходные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с 1 января 2007 года по 12 мая 2010 года в размере 288727,05 рублей и компенсации морального вреда в размере 490000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 22 сентября 2010 года.
Судья Залугин С.В.