НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 17.01.2022 № 2А-150/2022

дело № 2а-150/2022 (№ 2а-3020/2021)

УИД: 26RS0023-01-2021-007839-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2022 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чебанной О.М.,

при секретаре Белоус Н.Г.,

с участием административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество, земельному налогу и пени на общую сумму 3051 рубль 05 копеек.

Административный ответчик ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что считает расчет налога не верным, кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенными, представил письменные возражения, в которых также указал на пропуск налоговым органом сроков для обращения за выдачей судебного приказа. Просил отказать в удовлетворении требований административного истца.

Встречный административный иск ФИО1 к ИФНС России № 9 об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости возвращен заявителю определением суда от 14.01.2022, на основании п.2 ч.1 ст. 129 КАС РФ.

Представитель административного истца МРИФНС России №9 по СК по доверенности ФИО2, будучи надлежащим образом, уведомлена о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась. Представила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

В отзыве на возражения ответчика указала, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Сформированное и направленное в порядке ст. 69,70 НК РФ требование № 6721 от 31 марта 2020 года, для добровольной оплаты сумм налогов заказным письмом в котором указано, что плательщик ФИО1 имеет задолженность. Порядок досудебного спора налоговым органом соблюден. До настоящего времени задолженность не оплачена. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Земельный налог установлен ст. 15 НК РФ в качестве местного налога, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Согласно сведениям, поступившим от регистрирующего органа ФИО1 имеет земельные участки и объекты недвижимости. С 01.01.2016 в РФ действует новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц –исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами Управления Росреестра по СК. Исковые требования поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить.

Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав ответчика, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пункт 4 статьи 391 НК РФ предусматривает, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговым периодом, в соответствии с п. 1 статьи 393 НК РФ, признается календарный год.

Как следует из административного иска на основании сведений, представленных Управлением Федеральной регистрационной службы по СК, ответчик ФИО1 является собственником земельных участков:

-Земельный участок, адрес: .............., СДТ «Строитель» .............., кадастровый .............., площадь 1114, дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............., СДТ «Строитель», .............. кадастровый .............., площадь 625, дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 20,87 дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 22,42, дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 23, дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............., СДТ «Транспортник» .............., кадастровый .............., площадь 572, дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............. кадастровый .............., площадь 162,37, дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 37,82, дата регистрации права ..............;

-Земельный участок, адрес: .............., кадастровый .............., площадь 60, дата регистрации права ...............

-Земельный участок, по адресу: .............., ГК «Спутник» .............., кадастровый .............., площадь, 24, дата регистрации права ...............

Инспекцией на основании вышеуказанных норм ФИО1 был начислен земельный налог за 2018 г. в сумме 7 581 рублей, который ответчиком был оплачен в полном объеме, но несвоевременно (29.01.2020), в связи с чем, ФИО1 начислена пеня в сумме 92,42 рубля за период с 03.12.2019 по 29.01.2020, которая до настоящего времени не оплачена.

В соответствии с положениями ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилой дом, жилое помещение гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания строения, сооружения и помещения.

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как следует из административного иска на основании сведений, представленных Управлением Федеральной регистрационной службы по СК, ответчик ФИО1 является собственником недвижимого имущества:

-Гараж по адресу: .............., ГК «Водник-2» .............., кадастровый .............., площадь 81, дата регистрации права ..............;

724251 (кадастровая стоимость) *1/2 (доля в праве) *0,30% (налоговая ставка) *0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 643 рубля.

-Гараж по адресу: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 33,8, дата регистрации права ..............;

343377 (кадастровая стоимость) * 1 (доля в праве) *0,30 % (налоговая ставка) *0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 661 рубль.

-Гараж по адресу: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 39, дата регистрации права ..............;

374630 (кадастровая стоимость) * 1 (доля в праве) *0,30 % (налоговая ставка) *0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 677 рублей.

-Гараж по адресу: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 38,4, дата регистрации права ..............;

343348 (кадастровая стоимость) * 1 (доля в праве) *0,30 % (налоговая ставка) *0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 559 рублей.

-Гараж по адресу: .............., ГК «Узень» .............., кадастровый .............., площадь 64,9, дата регистрации права ..............;

580295 (кадастровая стоимость) * 1/2 (доля в праве) *0,30 % (налоговая ставка) *0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 383 рубля.

В силу п. 2 ст. 409 НК РФ, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Инспекцией на основании вышеуказанных норм ФИО1 начислен налог на имущество в размере 2923 руб. за 2018 год пеня в размере 35,63 руб. исчислена в период с 03.12.2019 по 29.01.2020.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговом органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Материалами дела установлено, что в соответствии со ст. 52 НК РФ ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 № 33209747, с расчетом земельного налога в сумме 7 581 руб., и расчета налога на имущество в сумме 2 923 руб., что подтверждается копией реестра об отправке.

По правилам п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В установленные сроки налогоплательщик ФИО1 сумму налогов и пени не оплатил, в связи с чем, Инспекцией в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ, направлено требование об уплате задолженности по налогам от 30.01.2020 №6721, что подтверждается реестрами об отправке, с предложением добровольно оплатить суммы налога.

Сума земельного налога за 2018 г. в размере 7581 рублей была оплачена ФИО1 29.01.2020, т.е. с пропуском установленного законом срока, что обоснованно повлекло начисление налоговым органом пени за период с 03.12.2019 по 29.01.2020.

Однако, учитывая, что по предоставленным суду сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по СК, ответчик ФИО1 не является собственником земельного участка по адресу: .............., ГК «Спутник» .............., кадастровый .............., сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют, суд приходит к выводу, что расчет сумы пени должен быть произведен без учета налогообложения указанного участка:

(сумма задолженности 210 рублей, срок уплаты .............., дата фактической уплаты .............., просрочка 57 дней:

210 руб. х 12 дн. х 6.5%/300 + 210 руб. х 18 дн. х 6.5%/300 + 210 руб. х 27 дн. х 6.5%/150 = 3,70 руб.)

Соответственно, взысканию с ФИО1 подлежит пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 г. в размере 88,72 руб. (92,42 руб. – 3,70 руб. = 88,72 руб.).

Сумма задолженности по налогу на имущество за 2018 г. в сумме 2923 рубля ФИО1 до настоящего времени не погашена, в связи с чем, инспекцией также обоснованно начислена пеня в сумме 35,63 рублей за период с 03.12.2019 по 29.01.2020.

Сведений о льготах налогоплательщика, предусмотренных налоговым законодательством, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств погашения задолженности.

Таким образом требования ИФНС подлежат частичному удовлетворению, взысканию с ответчика подлежит:

-задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 923 рубля, пени в размере 35 рублей 63 копейки за период с 03.12.2019 по 29.01.2020;

-пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год в размере 88 рублей 72 копейки за период с 03.12.2019 по 29.01.2020.

Доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом сроков обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, подлежат отклонению ввиду следующего.

В соответствии с налоговым законодательством заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

В п. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ в адрес ответчика было направлено требование об уплате задолженности по налогам от 30.01.2020 №6721, предоставлен срок для оплаты до 31.07.2020.

После истечения установленных сроков, 18.05.2021 налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье.

Судебный приказ от 24.05.2021 о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени был отменен 15.06.2021, в связи с поступившими возражениями должника.

В суд с данным исковым заявлением налоговый орган обратился 30.11.2021 года, т.е. в срок, установленный ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

Таким образом, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье в пределах трехлетнего срока, установленного ст. 48 НК РФ (с учетом суммы задолженности), а в суд с административным иском в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, доводы ФИО1 о пропуске административным истцом пресекательного срока на обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа являются необоснованными.

Доводы ФИО1 о неверном исчислении налога ввиду неправильной кадастровой стоимости объектов недвижимости, судом отклоняются по следующим основаниям.

По общему правилу п. 1 ст. 402 НК РФ (в редакции, применяемой к спорному налоговому периоду) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применительно к спорному налоговому периоду был установлен ст. 403 НК РФ, которой, в частности было предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п 1).

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 2).

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ (п. 2 ст. 408 НК РФ).

Поскольку расчет налога ФИО1 произведен исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, указанной в Едином государственном реестре недвижимости, которая ответчиком в установленном порядке не оспорена, суд приходит к выводу о правильности такого расчета.

Сам по себе факт несогласия налогоплательщика с кадастровой стоимостью объектов недвижимости не является основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с изложенным, с ФИО1 в доход бюджета Минераловодского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, .............. года рождения, ИНН .............., проживающего и зарегистрированного по адресу: ............................:

- задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2993 рубля, пени в размере 35 рублей 63 копейки за период с 03.12.2019 по 29.01.2020;

-пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 года в размере 88 рублей 72 копейки за период с 03.12.2019 по 29.01.2020.

В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС № 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год в размере 3 рубля 70 копеек за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 - отказать.

Взыскать ФИО1, .............. года рождения, ИНН .............., проживающего и зарегистрированного по адресу: .............. доход бюджета Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (31 января 2022 года).

Председательствующий – подпись

Копия верна:

Судья –