НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 16.02.2021 № 2-2298/20

№ 2-72/2021 (2-2298/2020;)

УИД: 26RS0023-01-2020-005946-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2021 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Колесникова Д.В.,

при секретаре Супруновой А.А.,

с участием представителя истца, Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В.,

представителя ответчика, АО «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» Шевченко Н.Г.,

представителя ответчика, ООО Ремонтно-строительная фирма «АРЭН-Стройцентр», адвокатов Геворкова Г.В. и Марченко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Минераловодском городском суде .............. гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов субъекта Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» и Ремонтно-строительная фирме «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью о взыскании солидарно в пользу .............. в лице Министерства имущественных отношений .............. сумму ущерба, причиненного в результате вырубки защитных лесных насаждений,

у с т а н о в и л:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов субъекта Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в Минераловодский городской суд .............. с исковыми требованиями к Акционерному обществу «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» и Ремонтно-строительная фирме «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью о взыскании солидарно в пользу .............. в лице Министерства имущественных отношений .............. сумму ущерба, причиненного в результате вырубки защитных лесных насаждений. При этом Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов субъекта Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц просил суд взыскать солидарно с Акционерного общества «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» и Ремонтно-строительной фирмы «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью в пользу .............. в лице Министерства имущественных отношений .............. сумму ущерба, причиненного в результате вырубки защитных лесных насаждений в размере 7301490 рублей.

Из содержания исковых требований изложенных в исковом заявлении следует, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения начальника ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» проведена проверка исполнения требований природоохранного и лесного законодательства, законодательства об охране зеленых насаждений. Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером .............. площадью .............., расположенный по адресу: .............., поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – охрана природных территорий (лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия). .............. на земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – .............. на основании
п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.01.2020. Согласно названному выше п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 – ФЗ «О введении в действе Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве. В результате проверки установлено, что .............. специалистами ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» выявлен факт полного уничтожения защитных лесных насаждений на земельном участке кадастровым номером ............... Также проверкой установлено, что .............. между Акционерным обществом «Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы» (далее – АО «ЦИУС ЕЭС», Генподрядчик) и Ремонтно – строительной фирмой «АРЭН – Стройцентр» Общество с ограниченной ответственностью (далее – РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО, Субподрядчик) заключен договор .............. от .............. на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО по строительству ВЛ 500 кВ «Невинномысск – Моздок-2 (ПК992+70 (оп.362)-ПК1258+95 (оп.462)) по титулу «ВЛ 500 кВ Невинномысск – Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 330кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ) (далее – договор ..............). В соответствии с п. 2.1 договора .............., Субподрядчик обязуется выполнить комплекс работ по строительству Объекта, в том числе, строительно – монтажные работы, включая демонтажные работы. Согласно п. 7.9 договора .............., Генподрядчик, то есть АО «ЦИУС ЕЭС», обязуется, при необходимости, в согласованные с Субподрядчиком сроки, передать Субподрядчику предусмотренные «нормативными актами в области проектирования и строительства» документы, разрешающие вырубку леса под строительство. Кроме того, п. 7.5 договора .............. Генподрядчик обязан осуществлять экологический контроль за соблюдением субподрядчиком требований и мероприятий по охране окружающей среды. Срок выполнения работ по договору .............., с учетом дополнительных соглашений, установлен с даты его подписания, то есть с .............. до ............... Согласно информации филиала АО «ЦИУС ЕЭС» от .............., в объеме работ по договору .............. в соответствии с проектной и рабочей документацией предусмотрена вырубка просек на земельном участке с кадастровым номером .............. в охранной зоне строящейся ВЛ 500кВ Невинномысск – Моздок – 2. На вышеуказанном участке предусмотрена вырубка древесно – кустарниковой растительности с корчевкой пней и утилизацией порубочных остатков на площади 3,05 га (толщина деревьев 25-32 см, средняя высота 12 м). Конституцией Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов и зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, леса и иная растительность. Постановлением Правительства Ставропольского края от 14.06.2019 № 265-п утвержден Порядок выдачи разрешений на рубку защитных лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, расположенных на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения на территории .............., в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, если это не запрещено или не ограничено законодательством Российской Федерации (далее – Порядок). Согласно п. 2 названного Порядка, рубка защитных лесных насаждений осуществляется на основании разрешения на рубку защитных лесных насаждений, выдаваемого органом исполнительной власти .............., уполномоченным в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды. .............. Министерством природных ресурсов в адрес
ООО «Вымпелсетьстрой», по результатам рассмотрения поступившего от указанного юридического лица обращения о выдаче разрешения на рубку защитных лесных насаждений, направлена информация о невозможности выдачи разрешения на рубку защитных лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером .............., в связи с выявленным фактом незаконной рубки (полным уничтожением) защитных лесных насаждений на всей площади указанного земельного участка, а также фактическим размещением линии электропередач. Согласно ст. 77 Закона № 7 - ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства и методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.06.2019 № 253-п утверждена Методика определения расчета восстановительной (компенсационной) стоимости при осуществлении рубки защитных лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, расположенных на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения на территории .............., в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, если это не запрещено или не ограничено законодательством Российской Федерации (далее – Методика). В соответствии с п. 2 Методики исчисление восстановительной (компенсационной) стоимости рубки защитных лесных насаждений осуществляется по правилам, установленным для исчисления ущерба причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в результате преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, исчисляется в соответствии с таксами и методикой, предусмотренными особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730. Согласно п. 3 Методики восстановительная (компенсационная) стоимость рубки защитных лесных насаждений подлежит перечислению в бюджет ............... В соответствии с информацией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды .............. от 08.09.2020, на земельном участке с кадастровым номером .............., в настоящее время расположена линия электропередач, пни срубленных деревьев и порубочные остатки отсутствуют, защитные лесные насаждения уничтожены до степени прекращения роста (раскорчевка). С учетом изложенного, Министерством, по поручению Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, в соответствии с таксами и методикой, предусмотренными особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730, произведен расчет ущерба (вреда), в результате уничтожения деревьев до степени прекращения роста на землях занятых защитными лесными насаждениями из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности .............., который составил 7301490 (семь миллионов триста одна тысяча девяносто) рублей 00 копеек. В соответствии со ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания. Таким образом, из анализа указанных норм закона и в соответствии с результатами проверки, АО «ЦИУС ЕЭС» и РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате незаконной вырубки защитных лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером .............. в размере 7301490 (семь миллионов триста одна тысяча девяносто) рублей 00 копеек в бюджет ............... При этом, исковые требования о взыскании суммы ущерба (вреда) в пользу .............. в лице Министерства имущественных отношений .............., обусловлены тем, что .............. на земельный участок под вырубленными защитными лесными насаждениями зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – ............... В соответствии со ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности субъекта Российской Федерации распространяется также и на произрастающие на участке защитные лесные насаждения. Соответственно, в результате вырубки защитных лесных насаждений вред причинен собственнику земельного участка, то есть .............., защита имущественных интересов которого, осуществляется Министерством имущественных отношений .............., в соответствии с Положением о министерстве, утвержденном постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 № 137. Согласно ч. 21 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, платежи по искам о возмещении ущерба, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении ущерба, причиненного государственному или муниципальному имуществу, подлежат зачислению в бюджеты публично-правовых образований, в собственности которых находится указанное имущество, по нормативу 100 процентов. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов субъекта Российской Федерации – .............., в связи с выявленным фактом причинения имуществу субъекта. Также, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, постоянно или временно проживающих на территории особо охраняемого эколого – курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а также приезжающих на отдых в города - курорты федерального значения Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск жителей других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, круг которых определить невозможно. Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в данном случае, выражается в том, что вырубка защитных лесных насаждений, приводит к утрате зеленого фонда, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, к ухудшению экологической обстановки на территории городов курортов, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого – курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 76 Закона № 7 – ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Министерство имущественных отношений .............. уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащем образом. Ходатайств об отложении рассмотрения не заявлено. В направленном суду отзыве на исковые требования содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства имущественных отношений ...............

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Министерство природных ресурсов и окружающей среды .............. уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащем образом. Ходатайств об отложении рассмотрения не заявлено. В направленном суду отзыве на исковые требования содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя природных ресурсов и окружающей среды ...............

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – ООО «Вымпелсетьстрой» уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, надлежащем образом. Ходатайств об отложении рассмотрения не заявлено. Об уважительных причинах невозможности участия представителя третьего лица суд не уведомлен.

При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства.

Помощник Ставропольского межрайонного прокурора Самойлова Е.В. в судебном заседании полностью поддержала обстоятельства и доводы искового заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, просила суд полностью удовлетворить исковые требования, содержание оснований для удовлетворения исковых требований не изменилось.

В отзыве представителя третьего лица - Министерство имущественных отношений .............. изложена правовая позиция, из которой следует, что Министерство поддерживает исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора и просит их полностью удовлетворить.

В отзыве представителя третьего лица - Министерства природных ресурсов и окружающей среды .............. изложена правовая позиция, из которой следует, что Министерство также поддерживает исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора и просит их полностью удовлетворить. Кроме правовой позиции в отзыве указано, что специалистами ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» (далее – лесхоз) .............. в ходе мониторинга выявлен факт полного уничтожения мелиоративных защитных лесных насаждений (далее - МЗЛН) на земельном участке с кадастровым номером .............., расположенном по адресу: .............. и нахождения на нем линии электропередач (далее – ЛЭП). Согласно информации министерства имущественных отношений .............. (далее – минимущество) от .............., данный земельный участок находится в собственности .............. (право собственности зарегистрировано ..............) Одновременно минимущество сообщило, что на указанный земельный участок заключено соглашение об установлении сервитута с ООО «Вымпелсетьстрой» от ............... По факту выявленного нарушения .............. лесхозом направлена информация в Ставропольскую межрайонную природоохранную прокуратуру. .............. в адрес министерства от ООО «Вымпелсетьстрой» поступило заявление на получение разрешения на рубку защитных лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером ............... По результатам рассмотрения данного заявления в выдаче разрешения на рубку МЗЛН, в связи с выявленным фактом незаконной рублики (полным уничтожением) МЗЛН на всей площади земельного участка с кадастровым номером .............. и фактическим размещением на нем ЛЭП было отказано. Далее, распоряжением минимущества от ............................ земельный участок с кадастровым номером .............. предоставлен лесхозу в постоянное (бессрочное) пользование. .............. лесхоз обратился в адрес минимущества с просьбой об отказе в передаче данного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование в связи с нахождением на нем ЛЭП и невозможностью проведения мероприятий по восстановлению МЗЛН. Письма аналогического содержания лесхоз направил в адрес минимущества .............., .............. и ............... В результате, распоряжением минимущества от ............................ право постоянного (бессрочного) пользования за лесхозом прекращено. В адрес лесхоза поступили письма от отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу от .............. и .............. о принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Из отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу .............. в адрес министерства поступил запрос о расчете причиненного ущерба, по факту уничтожения МЗЛН на земельном участке с кадастровым номером ............... Так же запрос о предоставлении размер ущерба от .............. поступил из Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Расчет размера причиненного ущерба в результат уничтожения на землях занятых защитными лесными насаждениями, был исчислен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" на основании предоставленного лесхозом .............. акта обследования и пересчетной ведомости, из которых следует, что МЗЛН на земельном участке с кадастровым номером .............. фактически отсутствуют, территория полностью очищена от растительности и остатков. Так, согласно п. 3 приложения .............. Постановления .............., при отсут­ствии пней срубленных деревьев (раскорчевке, уничтожении) используются материалы лесоустройства. Министерство для получения необходимых документов (материалы ле­соустройства, проект агролесомелиорации и тд.) на данный земельный уча­сток были направлены запросы в министерство сельского хозяйства Ставро­польского края (далее - минсельхоз) .............. и в государственное казен­ное архивное учреждение «Государственный архив ..............» (далее — ГКАУ «ГАСК») .............. По информации представленной Мин­сельхозом и ГКАУ «ГАСК» необходимая документация на земельный уча­сток с кадастровым номером .............. отсутствует. В связи с чем, для расчета была произведена закладка пробных площа­дей на находящемся рядом МЗЛН с кадастровым номером ............... Как следует из расчета ущерба (вреда) причиненного МЗЛН на земельном участке с кадастровым номером .............., составил 7301490 рублей.

Представитель ответчика, АО «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» не согласился с исковыми требованиями Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора и предоставил в суд письменные возражения на исковые требования из которых следует, что АО «ЦИУС ЕЭС» не осуществляло вырубку лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером .............. и не может являться надлежащим Ответчиком по данному делу. В рамках реализации инвестиционного проекта «ВЛ 500кВ Невинномысск – Моздок с расширением ПС 500кВ Невинномысск и ПС 330кВ Моздок (сооружение ОРУ 500кВ)» между АО «ЦИУС ЕЭС» (Генподрядчик) и ООО РСФ «АРЭН-Стройцентр» (Субподрядчик), заключен договор субподряда от ............................ (далее – Договор) на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО, по строительству ВЛ 500кВ Невинномысск – Моздок-2 (ПК992+70 (оп.362) – ПК 1258+95 (оп.462)). В объём работ по данному договору в соответствии с проектной и рабочей документацией (том 549/1-301-26-ЭВ4) входит вырубка просек на земельном участке с кадастровым номером .............. (далее – Земельный участок), в охранной зоне, строящейся ВЛ 500кВ Невинномысск – Моздок-2. На вышеуказанном участке предусмотрена вырубка древесно-кустарниковой растительности с корчевкой пней и утилизацией порубочных остатков на площади 3,05 га (толщина деревьев 25-32 см, средняя высота 12м). Согласно п. 6.11 Договора Субподрядчик обязан выполнить все строительно-монтажные и пусконакладочные работы в соответствии с Проектной и Рабочей документацией. В соответствии с п. 6.5 Договора Субподрядчик обязан при выполнении работ по Договору руководствоваться «нормативными актами в области проектирования и строительства». В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Согласно п. 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Следует отметить, что получение разрешения на рубку лесных насаждений осуществлялось ООО «Вымпелсетьстрой» (Подрядчик) в рамках договора от ............................ (далее – Договор 2) на выполнение СМР, ПНР, оформление ЗИО, ИРД, проведение охранно-спасательных исследований (раскопок) объектов археологического наследования по инвестиционному проекту «ВЛ 500 кВ Невинномысск – Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 500 кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ)», заключенного с ПАО «ФСК ЕЭС» (Заказчик) в лице АО «ЦИУС ЕЭС». Пункт 6.9 Договора 2 предусматривает обязанность Подрядчика получить разрешительную документацию на вырубку лесных насаждений. Таким образом, АО «ЦИУС ЕЭС» не осуществляло рубку защитных лесных насаждений, равно как и не занималось получением разрешения на рубку, т.е. не совершало действий, результатом которых могли явиться нарушения природоохранного законодательства, а, следовательно, АО «ЦИУС ЕЭС» не является надлежащим ответчиком по данному делу. Сумму ущерба в размере 7301490 руб. нельзя признать обоснованной. Как указано в исковом заявлении (абз 2. стр. 5) Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. (далее – Министерство) по поручению Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры был произведен расчет ущерба (вреда) вреда. Письмом от ............................ Министерство предоставило Истцу информацию о сумме ущерба согласно расчету, который был произведен ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» (приложение на 8 л. к письму от ............................). При анализе информации, предоставленной ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз», необходимо отметить следующее. Акт обследования от ............................ не является надлежащим доказательством по делу. ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» произвело обследование защитных лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером .............. и составило Акт от ............................ (далее – Акт). По тексту Акта следует, что лицами, участвующими в обследовании защитных лесных насаждений, в ходе обследования защитных лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером .............. произведен подсчет защитных лесных насаждений согласно перечетной ведомости защитных лесных насаждений, которая является неотъемлемым приложением к Акту. В Акте также указано, что насаждения на Земельном участке фактически не существуют, лицами, осуществляющими проверку, произведена закладка пробных площадей в находящемся рядом полезащитном насаждении с кадастровым номером .............. с составлением перечетной ведомости. Исходя из системного толкования природоохранного законодательства РФ, в перечетную ведомость записываются характеристики произрастающих на земельном участке растений: деревьев и кустарников. Однако сотрудники ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» составили перечетную ведомость с использованием другого участка с кадастровым номером .............., перенеся его характеристики «по аналогии» на спорный Земельный участок, что противоречит назначению и правовой природе перечетной ведомости. Кроме того, никак не подтверждено произрастание зеленых насаждений, в таком же количестве и такой же породы, как на спорном Земельном участке (равно как и произрастание зеленых насаждений вообще), лица, проводившие перечет деревьев и кустарников, никак не обосновали применение земельного участка с кадастровым номером .............. для составления перечетной ведомости спорного Земельного участка. Отдельно следует отметить, что Акт составлен без привлечения представителей Ответчиков. Расчет суммы ущерба произведен с нарушением законодательства РФ. Как уже было отмечено, приложением к письму Министерства от ............................ является Расчет размера, причиненного ущерба в результате уничтожения до степени прекращения роста деревьев (раскорчевка) на землях занятых защитными лесными насаждениями из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности .............. земельный участок с кадастровым номером .............. (далее – Расчет размера причиненного ущерба), который произведен ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз». Как следует из текста Расчета размера причиненного ущерба, расчет производился в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее – Постановление от 29.12.2018 №1730), которое утвердило Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - Особенности возмещения вреда). Согласно приложению № 4 к Особенностям возмещения вреда объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется путем сплошного перечета по породам с распределением на срубленные, поврежденные до степени прекращения роста и поврежденные не до степени прекращения роста. Срубленные сухостойные деревья, а также буреломные и ветровальные деревья учитываются сплошным перечетом. На площади более одного гектара используются материалы лесоустройства либо производится ленточный перечет. При отсутствии пней срубленных деревьев (раскорчевке, уничтожении) используются материалы лесоустройства (п. п. 2, 3 приложения № 4). В исковом заявлении (абз. 3 стр. 3) указано, что в соответствии с Договором вырубка на Земельном участке предусмотрена на площади 3,05 га. Из текста Расчета размера причиненного ущерба следует, что для расчета использованы данные перечета деревьев, на близлежащем земельном участке с кадастровым номером .............., что напрямую противоречит как особенностям возмещения вреда, так и целесообразности применения данного перечета, так как он проведен не на спорном Земельном участке. Отдельно следует отметить, что в Расчете размера причиненного ущерба отсутствует математический расчет, который обосновывает сумму в размере 7301490 руб., в исковом заявлении или представленных в материалы дела документах математический расчет также отсутствует. Ответчик также обращает внимание суда на то, что постановление Правительства Ставропольского края от 04.06.2019, на которое ссылается Истец в своем исковом заявлении (абз. 4 стр. 4), утратило силу в связи с связи с изданием постановления Правительства Ставропольского края от 20.11.2019 № 514-п, вступившего в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru - 22.11.2019).

Представители ответчика, ООО Ремонтно-строительная фирма «АРЭН-Стройцентр», адвокаты Геворков Г.В. и Марченко И.Г. так же не согласились с исковыми требованиями Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора и заявили суду только устные возражения из которых следует, что ООО Ремонтно-строительная фирма «АРЭН-Стройцентр» не согласно с исковыми требованиями поскольку суду не предоставлены доказательство что именно ответчиком были произведены работы в результате которых были уничтожены лесные насаждения, а так же по мнению представителей ответчика истцом не доказан размер причиненного вреда, поскольку его размер определен по аналогии на основании наличия лесных насаждений на другом земельном участке.

Кроме оснований, изложенных в исковых требованиях, судом были исследованы доказательства предоставленные сторонами в обосновании исковых требований и возражений. Исследование судом предоставленных сторонами доказательств установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Акционерное общество «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» включено в Единый государственный реестр юридических лиц, ОГРН 1087746041151. Сокращенное наименование: АО «ЦИУС ЕЭС». Адрес (место нахождения): 117630, город Москва, улица Академика Челомея, дом 5а. АО «ЦИУС ЕЭС» имеет филиал на территории Ставропольского края, адрес местонахождения: 357532, Ставропольский край, город Пятигорск, улица 295 Стрелковой дивизии дом 13, корпус 4.

Ремонтно-строительная фирма «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью включено в Единый государственный реестр юридических лиц, ОГРН 1022001741904. Сокращенное наименование: РСФ «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» ООО. Адрес (места нахождения: 366501, Чеченская республика, Урус-Мартановский район, село Алхан-Юрт, улица А А.Абдулвахабова дом № 34.

Земельный участок с кадастровым номером .............. площадью .............., расположенный по адресу: .............. поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – охрана природных территорий (лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия). .............. на земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – .............. на основании п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ...............

.............. между АО «ЦИУС ЕЭС» (Генподрядчик) и РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО, (Субподрядчик) заключен договор .............. на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО по строительству ВЛ 500 кВ «Невинномысск – Моздок-2 (ПК992+70 (оп.362)-ПК1258+95 (оп.462)) по титулу «ВЛ 500 кВ Невинномысск – Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 330кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ) (далее – договор ..............).

Как следует из положений п. 2.1 договора .............., Субподрядчик обязуется выполнить комплекс работ по строительству Объекта, в том числе, строительно – монтажные работы, включая демонтажные работы.

Согласно п. 7.9 договора .............., Генподрядчик, то есть АО «ЦИУС ЕЭС», обязуется, при необходимости, в согласованные с Субподрядчиком сроки, передать Субподрядчику предусмотренные «нормативными актами в области проектирования и строительства» документы, разрешающие вырубку леса под строительство. Кроме того, п. 7.5 договора .............. Генподрядчик обязан осуществлять экологический контроль за соблюдением субподрядчиком требований и мероприятий по охране окружающей среды.

Срок выполнения работ по договору .............., с учетом дополнительных соглашений, установлен с даты его подписания, то есть с .............. до ...............

В объеме работ по договору .............. в соответствии с проектной и рабочей документацией предусмотрена вырубка просек на земельном участке с кадастровым номером .............. в охранной зоне строящейся ВЛ 500кВ Невинномысск – Моздок – 2. На вышеуказанном участке предусмотрена вырубка древесно – кустарниковой растительности с корчевкой пней и утилизацией порубочных остатков на площади 3,05 га (толщина деревьев 25-32 см, средняя высота 12 м).

.............. между Заказчиком АО «ЦИУС ЕЭС» и Подрядчиком Обществом с ограниченной ответственностью «Вымпелсетьстрой» (Сокращенно ООО «Вымпелсетьстрой») был заключен договор подряда .............. на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление ЗИО, ИРД проведение охранно-спасательных исследований (раскопок) объектов археологического наследия по инвестиционному проекту «ВЛ 500 кВ Невинномысск - Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 500 кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ)».

Как следует из положений статьи 2 договора подряда .............. Подрядчик ООО «Вымпелсетьстрой» обязуется выполнить комплекс работ по оформлению земельно-имущественных отношений на имя Подрядчика с последующей переуступкой на имя Заказчика для строительства и ввода в эксплуатацию объектов, при этом Подрядчик подготавливает и сопровождает процедуры утверждения проекта планировки территории, проекты межевания территории, получению градостроительных планов земельных участков и др. При этом Подрядчик обязуется сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ.

Согласно п. 6.9 договора подряда .............., подрядчик ООО «Вымпелсетьстрой» перед началом строительно-монтажных работ на основании доверенности выданной заказчиком АО «ЦИУС ЕЭС» получает в уполномоченных органах государственной власти разрешение на строительство на данные объекты и иные необходимые разрешения и согласования, необходимые для выполнения работ по Договору, в том числе и разрешительную документацию на вырубку лесных насаждений (при необходимости).

Приложением .............. к договору подряда .............. определен порядок проверки готовности подрядных организаций к выполнению строительно-монтажных работ на объектах ПАО «ФСК ЕЭС». Проверке подлежат подрядчик ООО «Вымпелсетьстрой» и субподрядные организации. При проведении проверки заказчик АО «ЦИУС ЕЭС» устанавливает наличие действующих разрешительных и организационно-распорядительных документов на строительство и др., в том числе наличие разрешения на вырубку леса (лесная декларация,)

Для выполнения взятых на себя обязательств по договору подряда ............................ ООО «Вымпелсетьстрой» в свою очередь .............. заключило договор подряда ............../ВВС с ООО «Компроект». Предметом указанного договора подряда получение разрешительной документацию на вырубку лесных насаждений не предусмотрено.

Согласно акта .............. обследования защитных лесных насаждений на земельном участке и земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности .............., в случаях строительства. реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и перечетной ведомости к нему, ............... сотрудниками ГБУ СК Бештаугорского лесхоза было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером .............., расположенного по адресу : ............... При проведении обследование было установлено, что насаждения на земельном участке с кадастровым номером .............. фактически не существует. Полностью отсутствует древесно-кустарниковая растительность. Произведена раскорчевка. Определить породный состав и другие параметры фактически невозможно. Территория полностью очищена от растительности и её остатков. Произведена закладка пробных площадей в находящемся рядом полезащитном насаждении с кадастровым номером .............. с составлением перечетной ведомости. Породный состав насаждения составляет: дуб, ясень, алыча, вяз, в подросте ясень, в подлеске кустарник терн и бирючина. Состояние насаждения удовлетворительное, возраст примерно 40-50 лет.

Исходя из результатов обследования отраженных в акте .............. и перечетной ведомости к нему был произведен расчет размера причиненного ущерба в результате уничтожения до степени прекращения роста деревьев (раскорчевка) на землях, занятых защитными лесными насаждениями из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности .............. на земельном участке с кадастровым номером: .............. Для расчета использованы данные пересчета деревьев, на близлежащем земельном участке с кадастровым номером .............., ввиду отсутствия пней, стволов деревьев и порубочных остатков на земельном участке с кадастровым номером ............... Расчет размера причиненного ущерба в результате уничтожения был произведен в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730" Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Размер причиненного ущерба в результате уничтожения деревьев до степени прекращения роста на землях, занятых защитными лесными насаждениями из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности .............. составил 7301490 рублей.

Как следует из ответа Министерства природных ресурсов направленного в адрес в адрес ООО «Вымпелсетьстрой» от .............., по результатам рассмотрения поступившего от указанного юридического лица обращения о выдаче разрешения на рубку защитных лесных насаждений, направлена информация о невозможности выдачи разрешения на рубку защитных лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером .............., в связи с выявленным фактом незаконной рубки (полным уничтожением) защитных лесных насаждений на всей площади указанного земельного участка, а также фактическим размещением линии электропередач.

Иных доказательств, подтверждающих основания исковых требований и доказательств подтверждающих основания возражений суду не предоставлено. Ходатайств об истребовании судом доказательств, которые для сторон предоставить затруднительно не заявлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В процессе состязательности суд не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Судом было распределено бремя доказывания по делу, сторонам были разъяснены последствия непредставления доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, судом были созданы сторонам все необходимые условия для полного и всестороннего исследования доказательств и установления фактических обстоятельств дела.

Суд, установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов и зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, леса и иная растительность.

Статьёй 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 14.06.2019
№ 265-п утвержден Порядок выдачи разрешений на рубку защитных лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, расположенных на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения на территории .............., в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, если это не запрещено или не ограничено законодательством Российской Федерации (далее – Порядок).

Согласно п. 2 названного Порядка, рубка защитных лесных насаждений осуществляется на основании разрешения на рубку защитных лесных насаждений, выдаваемого органом исполнительной власти .............., уполномоченным в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства и методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.06.2019
№ 253-п, утратившим силу 20.11.2019, утверждена Методика определения расчета восстановительной (компенсационной) стоимости при осуществлении рубки защитных лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, расположенных на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, если это не запрещено или не ограничено законодательством Российской Федерации.

Принятым вместо постановления № 253-п постановлением Правительства Ставропольского края от 20.11.2019 № 514-п, утверждена Методика определения расчета восстановительной (компенсационной) стоимости при осуществлении рубки защитных лесных насаждений на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, если это не запрещено или не ограничено законодательством Российской Федерации.

Названными постановлениями определен порядок расчета восстановительной (компенсационной) стоимости, в случае проведения санкционированных рубок, то есть при наличии разрешительной документации (разрешения на вырубку).

В соответствии со ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

Как установлено при рассмотрении дела земельный участок с кадастровым номером .............. площадью .............., расположенный по адресу: .............., поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – охрана природных территорий (лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия). .............. на земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – .............. на основании.

В результате проверки специалистами ГБУ СК «Бештаугорский лесхоз» установлено, что .............. был выявлен факт полного уничтожения защитных лесных насаждений на земельном участке кадастровым номером ...............

Работы на указанном земельном участке были произведены субподрядчиком Ремонтно – строительной фирмой «АРЭН – Стройцентр» Общество с ограниченной ответственностью (РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО) на основании договора .............. от .............. заключённого с генподрядчиком, акционерным обществом «Центр инжиниринга на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО по строительству ВЛ 500 кВ «Невинномысск – Моздок-2 (ПК992+70 (оп.362)-ПК1258+95 (оп.462)) по титулу «ВЛ 500 кВ Невинномысск – Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 330кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ) (далее – договор ..............). Указанным договором было предусмотрено, что Субподрядчик РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО обязуется выполнить комплекс работ по строительству Объекта, в том числе, строительно – монтажные работы, включая демонтажные работы, а Генподрядчик, АО «ЦИУС ЕЭС», обязуется, при необходимости, в согласованные с Субподрядчиком сроки, передать субподрядчику предусмотренные «нормативными актами в области проектирования и строительства» документы, разрешающие вырубку леса под строительство. Кроме того, генподрядчик АО «ЦИУС ЕЭС» обязан осуществлять экологический контроль за соблюдением субподрядчиком требований и мероприятий по охране окружающей среды. Срок выполнения работ по договору .............., с учетом дополнительных соглашений, установлен с даты его подписания, то есть с .............. до ............... В объеме работ по договору .............. в соответствии с проектной и рабочей документацией предусмотрена вырубка просек на земельном участке с кадастровым номером .............. в охранной зоне, строящейся ВЛ 500кВ Невинномысск – Моздок – 2. На вышеуказанном участке предусмотрена вырубка древесно – кустарниковой растительности с корчевкой пней и утилизацией порубочных остатков на площади 3,05 га (толщина деревьев 25-32 см, средняя высота 12 м).

.............. между Заказчиком АО «ЦИУС ЕЭС» и Подрядчиком Обществом с ограниченной ответственностью «Вымпелсетьстрой» (Сокращенно ООО «Вымпелсетьстрой») был заключен договор подряда .............. на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление ЗИО, ИРД проведение охранно-спасательных исследований (раскопок) объектов археологического наследия по инвестиционному проекту «ВЛ 500 кВ Невинномысск - Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 500 кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ)». Согласно указанного договора Подрядчик ООО «Вымпелсетьстрой» обязуется выполнить комплекс работ по оформлению земельно-имущественных отношений на имя Подрядчика с последующей переуступкой на имя Заказчика для строительства и ввода в эксплуатацию объектов, при этом Подрядчик подготавливает и сопровождает процедуры утверждения проекта планировки территории, проекты межевания территории, получению градостроительных планов земельных участков и др. При этом Подрядчик обязуется сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результата работ. Подрядчик ООО «Вымпелсетьстрой» перед началом строительно-монтажных работ на основании доверенности выданной заказчиком АО «ЦИУС ЕЭС» получает в уполномоченных органах государственной власти разрешение на строительство на данные объекты и иные необходимые разрешения и согласования, необходимые для выполнения работ по Договору, в том числе и разрешительную документацию на вырубку лесных насаждений (при необходимости). Так же определен порядок проверки готовности подрядных организаций к выполнению строительно-монтажных работ на объектах ПАО «ФСК ЕЭС». Проверке подлежат подрядчик ООО «Вымпелсетьстрой» и субподрядные организации. При проведении проверки заказчик АО «ЦИУС ЕЭС» устанавливает наличие действующих разрешительных и организационно-распорядительных документов на строительство и др., в том числе наличие разрешения на вырубку леса (лесная декларация.)

При выполнении взятых на себя обязательств по договору подряда .............. от .............., подрядчик ООО «Вымпелсетьстрой» для получения разрешения на вырубку лесных насаждений обратился в Министерства природных ресурсов .............., однако .............., по результатам рассмотрения поступившего от указанного юридического лица обращения о выдаче разрешения на рубку защитных лесных насаждений, направлена информация о невозможности выдачи разрешения на рубку защитных лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером .............. в связи с выявленным фактом незаконной рубки (полным уничтожением) защитных лесных насаждений на всей площади указанного земельного участка, а также фактическим размещением линии электропередач.

Исходя из установленных судом обстоятельств дела суд приходит к выводу, что субподрядчиком РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО при выполнении условий договора .............. от .............. заключённого с генподрядчиком, АО «ЦИУС ЕЭС» на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО по строительству ВЛ 500 кВ «Невинномысск – Моздок-2 (ПК992+70 (оп.362)-ПК1258+95 (оп.462)) по титулу «ВЛ 500 кВ Невинномысск – Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 330кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ) (далее – договор ..............), на земельном участке принадлежащем субъекту Российской Федерации – .............. с кадастровым номером .............. площадью .............., расположенном по адресу: .............., отнесенного к категории земель – земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – охрана природных территорий (лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия), без получения разрешения на рубку защитных лесных насаждений, были полностью уничтожены защитные лесные насаждения, в результате чего субъекту Российской Федерации - .............. в результате незаконной вырубки защитных лесных насаждений причинен ущерб в размере 7301490 рублей. При этом Генподрядчик АО «ЦИУС ЕЭС» при выполнении договора подряда допустил нарушение договора в соответствии с которым он должен был передать субподрядчику предусмотренные «нормативными актами в области проектирования и строительства» документы, разрешающие вырубку леса под строительство. Так же генподрядчик АО «ЦИУС ЕЭС» был обязан осуществлять экологический контроль за соблюдением субподрядчиком требований и мероприятий по охране окружающей среды. При этом, для получения в том числе и разрешения для производства вырубки Генподрядчик АО «ЦИУС ЕЭС» заключил договор подряда .............. от .............., с ООО «Вымпелсетьстрой», однако последним разрешение получено не было поскольку на момент обращения для его получения, незаконная вырубка была уже проведена. Незаконными действиями Генподрядчика АО «ЦИУС ЕЭС» и Субподрядчика РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО был причинен вред окружающей среде, который подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Размер причиненного ущерба в результате уничтожения деревьев до степени прекращения роста на землях, занятых защитными лесными насаждениями из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности .............. составил 7301490 рублей. Указанный размер был установлен исходя из результатов обследования отраженных в акте .............. и перечетной ведомости к нему, при этом для расчета использованы данные пересчета деревьев, на близлежащем земельном участке с кадастровым номером .............., ввиду отсутствия пней, стволов деревьев и порубочных остатков на земельном участке с кадастровым номером ............... Расчет размера причиненного ущерба в результате уничтожения был произведен в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730" Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

В соответствии с требованиями ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный окружающей среде, подлежит взысканию солидарно с Генподрядчика АО «ЦИУС ЕЭС» и Субподрядчика РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО, поскольку они действовали согласованно, скоординировано для реализации общего для всех действующих лиц намерения. Оснований для освобождения от ответственности Генподрядчика АО «ЦИУС ЕЭС», не имеется, поскольку Субподрядчик РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО при выполнении работ не вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

Установленные судом обстоятельства дела во взаимосвязи с указанными нормами права позволяют суду прийти к выводу о несостоятельности возражений представителей ответчиков. Основания для солидарной ответственности установлены, размер вреда определен в строгом соответствии с действующими методиками на момент его расчета. О том, что именно Субподрядчик РСН «АРЭН – Стройцентр» ООО при выполнении работ уничтожил лесные насаждения у суда сомнений нет, доказательств обратного представителями ответчиком суд не представлено, то есть для иного вывода у суда оснований не имеется.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.06.2019
№ 253-п, утратившим силу 20.11.2019, утверждена Методика определения расчета восстановительной (компенсационной) стоимости при осуществлении рубки защитных лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, расположенных на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, если это не запрещено или не ограничено законодательством Российской Федерации.

Принятым вместо постановления № 253-п постановлением Правительства Ставропольского края от 20.11.2019 № 514-п, утверждена Методика определения расчета восстановительной (компенсационной) стоимости при осуществлении рубки защитных лесных насаждений на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, если это не запрещено или не ограничено законодательством Российской Федерации.

Названными постановлениями определен порядок расчета восстановительной (компенсационной) стоимости, в случае проведения санкционированных рубок, то есть при наличии разрешительной документации (разрешения на вырубку).

Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730.

Предметом судебного рассмотрения по делу являлось возмещение суммы ущерба, причиненного в результате незаконной (несанкционированной) вырубки защитных лесных насаждений.

Иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы возмещения суммы ущерба, причиненного в результате незаконной (несанкционированной) вырубки, в действующем законодательстве не имеется.

Указание в тексте искового заявления на постановление Правительства Ставропольского края от 04.06.2019 № 253-п обусловлено необходимостью определения уровня бюджета, в который подлежит зачислению сумма ущерба, а именно – бюджета Ставропольского края.

При этом, указание на необходимость зачисления суммы ущерба в бюджет Ставропольского края не изменилось как в п. 3 Методики, утвержденной постановление Правительства Ставропольского края от 04.06.2019 № 253-п, так и в п. 3 Методики, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 20.11.2019 № 514-п.

Аналогичный порядок зачисления суммы ущерба (вреда) предусмотрен также ч. 21 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой платежи по искам о возмещении ущерба, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении ущерба, причиненного государственному или муниципальному имуществу, подлежат зачислению в бюджеты публично-правовых образований, в собственности которых находится указанное имущество, по нормативу 100 процентов, о чем также имеется указание в тексте искового заявления.

Таким образом, расчет размера ущерба (вреда), причиненного в результате уничтожения деревьев до степени прекращения роста на землях занятых защитными лесными насаждениями из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности .............., выполненный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. по поручению Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, произведен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доказательств незаконности произведенного расчета размера ущерба (вреда), равно как иных расчетов, в том числе произведенных с применением каких – либо иных нормативных правовых актов, ответчиком, в условиях состязательности процесса, не представлено.

Таким образом исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов субъекта Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» и Ремонтно-строительной фирме «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью о взыскании солидарно в пользу .............. в лице Министерства имущественных отношений .............. сумму ущерба, причиненного в результате вырубки защитных лесных насаждений, подлежат полному удовлетворению.

При подаче иска Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае удовлетворения исковых требований, судебные расходы (в том числе государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ, не освобожденном от уплаты государственной пошлины.

Из содержания ч. 1 ст. 103 ГПК РФ следует, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены полностью в размере 7301490 рублей, в связи с чем государственная пошлина должна была быть взыскана в доход Минераловодского городского округа .............. солидарно с ответчиков, не освобожденных от уплаты государственной пошлины, в размере 44707 рублей 45 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов субъекта Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» и Ремонтно-строительной фирме «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью о взыскании солидарно в пользу .............. в лице Министерства имущественных отношений .............. сумму ущерба, причиненного в результате вырубки защитных лесных насаждений, удовлетворить полностью.

Взыскать солидарно с Акционерного общества «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» и Ремонтно-строительной фирмы «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью в пользу .............. в лице Министерства имущественных отношений .............. сумму ущерба, причиненного в результате вырубки защитных лесных насаждений в размере 7301490 рублей.

Взыскать солидарно с Акционерного общества «Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической системы» и Ремонтно-строительной фирмы «АРЭН-СТРОЙЦЕНТР» Общество с ограниченной ответственностью в доход Минераловодского городского округа .............. государственную пошлину в размере 44707 рублей 45 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд .............. в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 24 февраля 2021 года.

Судья Д. В. Колесников