НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 15.02.2018 № 2А-318/2018Г

Дело № 2а-318/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2018 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чебанной О.М.,

при секретаре Архиповой Д.Ю., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца по ордеру № С061766 адвоката Бизяевой Т.А., представителя административного ответчика ФТС СКТУ Минераловодская таможня по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения таможенного органа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Минераловодской таможне, указывая, что 14 сентября 2017 года начальником Минераловодской таможни ФИО3 в результате рассмотрения акта камеральной таможенной проверки от 14.09.2017 г. № 140917/А000112/000 в отношении нее, как указано в решении, установлены факты нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации, выразившиеся в незаконном перемещении на территорию РФ подакцизных товаров, с уклонением от уплаты акциза.

Свое решение начальник Таможни мотивировал тем, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий совместно с УФСБ России по Ставропольскому краю, выявлены признаки преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 194 УК РФ, в действиях ФИО4 (.............. года рождения, зарегистрирован по адресу: ..............) и ФИО1 (.............. года рождения, зарегистрирована по адресу:..............

Данный факт не соответствует действительности, так как уголовное дело по ч.1 ст. 194 УК РФ возбуждено только в отношении ФИО4, что подтверждается копией постановления о возбуждении уголовного дела № 11704008111000004 от 14 апреля 2017 года.

Материалами уголовного дела установлено, что именно ФИО4 организовал незаконные поставки в Российскую Федерацию сигарет производства Республики Армения. Как указано в решении, без уплаты причитающихся платежей (акцизов) за ввоз табачных изделий, путем приобретения товаров в Республике Армения и перемещения товаров воздушным транспортом из аэропорта г. Ереван в аэропорт г. Ставрополь (транзитом через аэропорт «Шереметьево»), С целью осуществления незаконных поставок табачных изделий из Республики Армения в Российскую Федерацию, заведомо осознавая противоправность данного деяния, в целях сокрытия своей причастности, ФИО4 предложил своей знакомой ФИО1 выступить в качестве получателя данных товаров. Согласно возникшей договоренности, товары поступали в Российскую Федерацию на имя ФИО1

Действительно, ФИО4 попросил отправить на ее имя посылку, но что в посылке, какой товар, она не знала, он ей об этом не говорил.

Как указано в решении, согласно экспертному заключению № 1560100003/1 от 12.01.2017 Пятигорской торгово- промышленной палаты, рыночная стоимость указанной товарной партии составила 8 087 500,00 рублей и Северо-Кавказским таможенным управлением произведен расчет платежей, из которого следует, что сумма акциза подлежащего к уплате при ввозе вышеуказанных товаров на территорию Российской Федерации (сигареты с фильтром, код ТНВЭД ЕАЭС 2402209000), страной происхождения которых является Республика Армения, составит 3 661 200 руб.

Далее, согласно экспертному заключению от 12.01.2017 № 1560100004 Пятигорской торгово- промышленной палаты, рыночная стоимость указанной товарной партии составила 20 111 750,00 рублей. Северо-Кавказским таможенным управлением произведен расчет платежей, из которого следует, что сумма акциза, подлежащего к уплате при ввозе вышеуказанных товаров на территорию Российской Федерации (сигареты с фильтром, код ТНВЭД ЕАЭС 2402209000), страной происхождения которых является Республика Армения, составит 6 796 510 руб.

Пунктом 5 ст. 181 Налогового кодекса (НК) РФ установлено, что табачная продукция относится к подакцизным товарам. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками. Ввоз на территорию Российской Федерации не маркированной акцизными марками табачной продукции с дальнейшим помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не допускается.

Однако ответственность по указанной статье должен нести собственник товара, а не лицо, на чье имя поступил товар, тем более, она понятия не имела, что за товар пришел на ее имя.

Согласно и. 1 ст. 186.1 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации.

В соответствии с пи. 7 статьи 186.1 Налогового Кодекса РФ в случаях неуплаты, неполной уплаты акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, уплаты их в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным пунктом 4 настоящей статьи, либо в случаях несоответствия данных, заявленных таможенным органам, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, таможенный орган взыскивает акцизы и пени в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также применяет способы обеспечения уплаты таможенных платежей, пеней, установленные правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Действительно, в ее адрес 13.10.2016 г. из р. Армения в РФ (грузовой терминал аэропорта г. Ставрополь) произведена поставка табачных изделий производства Республики Армения, как установили сотрудники таможни, в количестве 107 000 пачек (2 140 000 штук), рыночная стоимость которых составляет 8 087 500,00 рублей (код товара в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС 2402209000); 14.10.2016 г.

В ее адрес из р. Армения в РФ (грузовой терминал, аэропорта г. Минеральные Воды) поступили посылки количество и стоимость которых ей не известна, и которые она отказалась получить, однако решением ей вменяется оплата акциза за 174 740 пачек (3 494 800 штук), рыночная стоимость которых составляет 20 111 750,00 рублей которые она вообще не видела и не получала.

Однако у нее цели последующей реализации товара не было, так как она не является собственником указанного товара, в связи с чем, не ей, а ФИО4 нарушены требования, установленные законодательством Российской Федерации, выразившиеся в незаконном перемещении на территорию РФ подакцизных товаров, с уклонением от уплаты акциза.

Органами предварительного следствия установлено, что согласованности с ФИО4 в незаконном перемещении на территорию РФ подакцизных товаров, с уклонением от уплаты акциза у нее не было. Во первых о том, что должен был привезти и откуда ей ФИО4 не говорил и ей об этом не было известно. Об этом ФИО4 давал объяснения сотрудникам ФСБ и Таможни. Так как она не является собственником товара, то и не имела права и возможности распоряжаться им, уплачивать акциз и прочее. Таких денежных средств у нее не было. Чтобы закупить товара на 28000000 рублей, для этого также должны быть деньги в наличии, которых у нее не было и нет. Кроме того, установлено, что она ни кого в Республике Армения не знает, товар не заказывала, не перевозила.

Считает, что оспариваемое решение Минераловодской таможни незаконно, вынесено преждевременно, так как органами предварительного следствия не установлена ее вина в незаконном перемещении на территорию РФ подакцизных товаров.

Просит признать незаконным решение начальника Минераловодской таможни ФИО3 по результатам таможенной проверки № 10802000/210/140917/Т000112/001 от 14 сентября 2017 года, которым в отношении нее установлены факты нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации, выразившиеся в незаконном перемещении на территорию РФ подакцизных товаров, с уклонением от уплаты акциза.

В судебном заседании ФИО1 доводы административного иска поддержала, пояснив, что несколько лет назад она в кафе познакомилась с ФИО4, который в 2016 году предложил ей получить посылку на ее имя, она согласилась. ФИО4 и попросил у нее паспорт, за это он дал ей 10 000 рублей. Когда они приехали в терминал, она подписала все документы и вернулась в машину, после чего к ней подошли сотрудники ФСБ. Также пояснила, что никакой товар она из Армении сама не заказывала, о том, что в коробках находятся сигареты, она не знала, также не знала, что на сигаретах нет акциза. Просила иск удовлетворить.

Представитель административного истца адвокат Бизяева Т.А. в судебном заседании заявленный административный иск считала обоснованным, так как сигареты из Армении ввозить на территорию РФ не запрещено. ФИО1 сигареты не приобретала, и не знала, что находится в коробках. По уголовному делу, возбужденному в отношении ФИО4, ФИО1 проходит свидетелем. Поэтому нарушений таможенного законодательства в действиях ФИО1 не имеется. Чтобы уклониться от уплаты акциза, ФИО1 должна быть собственником товара, однако в ходе камеральной проверки было установлено что ФИО1 к производителю сигарет не обращалась и их не приобретала. Факт перемещения товаров именно ФИО1 не доказан. Отправителем сигарет из Армении являлась ФИО5, которую ФИО1 не знает. Просила административный иск удовлетворить, признать незаконным решение таможенного органа, которым установлены факты нарушения ФИО1 требований законодательства, выразившихся в незаконном перемещении на территорию РФ подакцизных товаров, с уклонением от уплаты акциза.

Представитель административного ответчика ФТС СКТУ Минераловодская таможня по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что истец ошибочно путает понятия уголовного процесса и норм таможенного контроля. Лицо, переместившее товар и получающее товар, в рамках таможенного законодательства, это то лицо, которое обязано оплатить акциз. Решение, которое обжалует истец, было принято на основании и по результатам камеральной таможенной проверки, а не на основании возбужденного уголовного дела в отношении ФИО4

Основанием для проведения Минераловодской таможней таможенной проверки явилось наличие информации, установленной Северо-Кавказской оперативной таможней и указывающей на признаки нарушения ФИО1 законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Таможенный контроль был осуществлен по вопросу проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру, связанного с необходимостью уплаты таможенных платежей.

Так, п.п. 5 п. 1 ст. 181 НК РФ установлено, что табачная продукция относится к подакцизным товарам.

В процессе проведения Минераловодской таможней таможенного контроля было установлено, что 13 октября 2016 г. в соответствии с грузовой авианакладной в адрес ФИО1 из Армении произведена поставка табачных изделий производства р. Армения, в количестве 107 000 пачек. ФИО1 расписалась в накладных на получение сигарет.

Кроме того был установлен еще один факт поставки в адрес ФИО1 14 октября 2016 г. в соответствии с авианакладной из Армении табачных изделий в количестве 174 740 пачек.

Целью получения рассматриваемых товаров являлась их последующая реализация, в связи с чем, ФИО1 были нарушены требования действующего законодательства, выразившиеся в незаконном перемещении на территорию Российской Федерации подакцизных товаров.

Тот факт, что уголовное дело по ч. 1 ст. 194 УК РФ возбуждено не в отношении ФИО1 не свидетельствует о незаконности вынесенного решения, и не опровергает факта нарушения ФИО1 таможенного и налогового законодательства, так как на получателе сигарет лежит обязанность по маркировке товара акцизными марками и уплате акциза.

Материалами камеральной таможенной проверки документально подтвержден тот факт, что именно ФИО1 являлась получателем товара (сигарет) и соответственно на ней лежала обязанность по маркировке товара акцизными марками и уплате акциза вне зависимости от привлечения ее к уголовной ответственности.

Следовательно, решение Минераловодской таможни по результатам таможенной проверки № 10802000/210/140917/Т000112/001 от 14.09.2017 является законным и обоснованным. Просил в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Заинтересованное лицо – начальник Минераловодской таможни ФИО3, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 122 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных правом ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС.

В соответствии со статьей 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Как установлено в судебном заседании, Минераловодской таможней на основании статьи 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка в отношении ФИО1 по вопросу уклонения от уплаты акциза при перемещении на территорию Российской Федерации подакцизных товаров: «сигареты с фильтром», код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 240220900, страна происхождения Армения.

По результатам камеральной проверки, таможенными органами было

установлено, что в результате проведенных ОРМ установлено, что гражданин ФИО4 организовал н незаконные поставки в РФ сигарет производства Республики Армения, для чего предложил своей знакомой ФИО1 выступить в качестве получателя данных товаров.

Так, 13.10.2016 г. в адрес ФИО1 из Республики Армения в Российскую Федерацию произведена поставка табачных изделий производства Республики Армения, в количестве 107 000 пачек (2 140 000 штук), что подтверждено данными грузовой авианакладной № 555 EVN-84677176. Согласно экспертному заключению Пятигорской торгово- промышленной палаты от 12 января 2017 г. № 1560100003/1, рыночная стоимость указанной товарной партии составила 8 087 500 рублей.

Также, был установлен еще один факт поставки 14.10.2016 г. в адрес ФИО1 в соответствии с авианакладной №555 EVN-8467765 из Республики Армения в Российскую Федерацию табачных изделий производства Республики Армения, в количестве 174 740 пачек (3 494 800 штук). Согласно экспертному заключению Пятигорской торгово- промышленной палаты от 12 января 2017 г. № 156100004, рыночная стоимость указанной товарной партии составила 20 111 750 рублей.

При этом ФИО1 лично расписалась в накладных на получение сигарет.

В нарушение требований ст. 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», предусматривающей обязательную маркировку табачной продукции иностранного производства специальными (акцизными) марками, уплата акциза за перемещенный на территорию РФ товар (сигареты) произведена не была.

По итогам проведенной камеральной проверки 14.09.2017 г. Минераловодской таможней был составлен акт № 10802000/210/140917/А000112/000, а также принято решение № 10802000/210/140917/Т000112/001, в соответствии с которым установлены факты нарушения ФИО1 требований законодательства Российской Федерации, выразившиеся в незаконном перемещении на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, с уклонением от уплаты акциза.

Обращаясь с настоящим административным иском в суд, ФИО1 указала, что собственником указанного товара (сигарет) она не является, лично данный товар не приобретала, а соответственно не является лицом, обязанным производить уплату акциза табачной продукции.

Суд не может согласиться с данными доводами административного истца по следующим основаниям.

Так, подпунктом 5 пункта 1 статьи 181 НК РФ установлено, что табачная продукция относится к подакцизным товарам.

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» (вместе с «Правилами изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок», «Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции») (далее - Постановление) установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации (далее - табачная продукция), подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции, установленных в соответствии с данным Постановлением образцов.

Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации не маркированной в установленном порядке акцизными марками табачной продукции допускается только в случае ввоза табачной продукции:

а) помещаемой под таможенный режим перемещения припасов и остающейся на бортах морских (речных), воздушных судов и в поездах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации, а также в пунктах их промежуточной остановки и стоянки;

б) помещаемой под таможенный режим международного таможенного транзита;

в) помещаемой под таможенный режим беспошлинной торговли, при наличии на каждой единичной упаковке табачной продукции, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной торговли, обозначения на русском языке "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или текста аналогичного содержания на английском языке;

г) дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также табачной продукции, предназначенной для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

д) физическими лицами для личных, семейных и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в пределах установленных квот в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

е) в качестве выставочных образцов, помещаемых под таможенный режим временного ввоза, в количестве не более 200 штук сигарет, не более 100 штук сигарилл, не более 25 штук сигар каждого наименования, не более 200 единиц прочих табачных изделий каждого наименования;

ж) в качестве образцов для проведения сертификационных испытаний в количестве, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при условии подтверждения их целевого использования.

Таким образом, запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с Постановлением.

Постановлением утверждены Правила изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правил изготовление акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции иностранного производства (далее - табачная продукция) с целью ее реализации (далее - акцизные марки) осуществляется в соответствии с образцами, утвержденными Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил акцизные марки приобретаются импортерами в таможенных органах, уполномоченных на обеспечение импортеров акцизными марками (далее - уполномоченные таможенные органы), по месту государственной регистрации при условии:

подачи в уполномоченный таможенный орган письменного заявления о приобретении акцизных марок для маркировки табачной продукции по форме, утвержденной Федеральной таможенной службой;

предварительной оплаты акцизных марок.

На основании п. 3 Правил акцизные марки выдаются уполномоченными таможенными органами при условии представления импортером в такой таможенный орган по форме, утвержденной Федеральной таможенной службой, обязательства об использовании им акцизных марок в соответствии с их назначением (далее - обязательство импортера), предусматривающего осуществление импортером следующих действий:

а)маркировка табачной продукции акцизными марками в соответствии с настоящими Правилами;

б)ввоз в установленном порядке на таможенную территорию Российской Федерации маркированной акцизными марками табачной продукции и ее доставка до места нахождения таможенного органа назначения;

в)помещение маркированной акцизными марками табачной продукции под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления и уплата причитающихся таможенных пошлин, налогов либо помещение ее под таможенные режимы уничтожения или реэкспорта;

г)возврат поврежденных и (или) неиспользованных акцизных марок в выдавший их уполномоченный таможенный орган (в случае помещения маркированной акцизными марками табачной продукции под таможенные режимы уничтожения или реэкспорта акцизные марки не возвращаются в уполномоченный таможенный орган при условии их повреждения способом, исключающим их повторное использование);

д)представление в уполномоченный таможенный орган, выдавший акцизные марки, отчета об использовании выданных акцизных марок по форме, утвержденной Федеральной таможенной службой.

В соответствии с п. 6 Правил маркировка акцизными марками ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно и. 7 Правил для нанесения акцизных марок на потребительскую тару табачной продукции должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования по назначению.

Приказом ФТС РФ от 20.04.2010 № 800 утверждена формы заявления о приобретении акцизных марок, форма обязательства импортера об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением, форма отчета импортера об использовании приобретенных акцизных марок.

Акцизные марки приобретаются импортерами в таможенных органах, уполномоченными на обеспечение импортеров акцизными марками, по месту их государственной регистрации. Перечень таможенных органов, осуществляющих обеспечение импортеров акцизными марками, приведен в Приказе ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров». На основании вышеуказанного приказа компетенцией по обеспечению импортёров акцизными марками наделены Центральная акцизная таможня и ее структурные подразделения (акцизные таможенные посты).

В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно п. 1 ст. 186.1 НК РФ обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Федеральным законом от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 7 ст. 186.1 НК РФ в случаях неуплаты, неполной уплаты акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, уплаты их в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным пунктом 4 указанной статьи, либо в случаях несоответствия данных, заявленных таможенным органам, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, таможенный орган взыскивает акцизы и пени в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также применяет способы обеспечения уплаты таможенных платежей, пеней, установленные правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, именно лицо, являющееся получателем подакцизных товаров (импортер), перемещаемых на таможенную территорию РФ несет обязанность по маркировке товара акцизными марками и уплате акциза.

В данном случае, ФИО1 собственноручно расписалась в накладных на получение сигарет, тем самым подтвердив, что товар (табачная продукция) поступил именно в ее адрес, следовательно она, как импортер, была обязана обеспечить маркировку ввозимого товара акцизными марками.

Доводы ФИО1 и ее представителя Бизяевой Т.А. о том, что ФИО1, соглашаясь по просьбе ФИО4 получить на свое имя посылку, не знала о содержимом коробок, судом отклоняются, так как из пояснений ФИО1, данных ей 15.11.2016 г. в рамках уголовного дела, (л.д. 103 материалов камеральной проверки) следует, что за сою услугу по получению коробок, она просила у ФИО4 сигареты от упаковки до одного ящика.

Из объяснений ФИО1, данных ей 06.04.2017 г. (л.д. 151 материалов камеральной проверки), следует, что 13.10.2016 г. она вместе с ФИО4 поехала на территорию грузового склада, где находились коробки с сигаретами, после того, как она расписалась в накладных на получение сигарет, сотрудники УФСБ задержали груз – армянские сигареты.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 изначально знала о содержимом коробок, адресованных на ее имя, более того, расписываясь в грузовых авианакладных, содержащих сведения о товаре (сигареты) и его количестве, ФИО1 подтвердила получение поступившего товара и была с этим согласна.

Вместе с тем, ФИО1 имела реальную возможность, ознакомившись с данными накладных, и убедившись, что поступивший товар для нее не предназначен, не удостоверять своей подписью получение товара.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1, вынесением оспариваемого решения.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 186 НК РФ, взимание акциза по подакцизным товарам Евразийского экономического союза, подлежащим в соответствии с законодательством РФ маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, осуществляется таможенными органами РФ, в порядке, установленном ст. 186.1 НК РФ.

Следовательно, Минераловодская таможня, при установленных обстоятельствах имела полномочия и основания для принятия оспариваемого решения.

Доводы ФИО1 и ее представителя Бизяевой Т.А. о том, что в отношении ФИО1 уголовного дела не возбуждалось, а в рамках уголовного дела в отношении ФИО4, ФИО1 проходит только свидетелем, в данном случае правового значения не имеют, так как ФИО1 являлась получателем товара, не обеспечив маркировку табачной продукции акцизными марками, что в правовом значении таможенного законодательства свидетельствует о нарушении правил перемещения подакцизных товаров на территорию РФ.

При этом, доказательств тому, что ФИО1 была введена в заблуждение, действовала под влиянием обмана, угрозы или иных обстоятельств, материалы дела не содержат.

Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные п. 1, 2 ч. 9. ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в полном соответствии с требованиями закона, в пределах своих полномочий, не нарушая прав и законных интересов истца ФИО1, что в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 226, ч.2 п.2 ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 о признании незаконным решения начальника Минераловодской таможни ФИО3 № 10802000/210/140917/Т000112/001 от 14 сентября 2017 года, которым установлены факты нарушения ФИО1 требований, установленных законодательством Российской Федерации, выразившиеся в незаконном перемещении на территорию РФ подакцизных товаров, с уклонением от уплаты акциза – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (20 февраля 2018 года).

Председательствующий – подпись

Решение вступило в законную силу -

Копия верна: