НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 14.01.2021 № 2А-2221/20

№ 2а-53/2021

УИД 26RS0023-01-2020-005858-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2021 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Т.В.,

при секретаре Рожкове М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ставропольскому краю к Синкевичу Д.Н. о взыскании недоимки по: налогу на доходы физических лиц в размере 1804 руб. и пени в размере 2055 руб. 19 коп., на общую сумму 3859 руб. 19 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Ставропольскому краю (далее – инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Синкевичу Д.Н. о взыскании недоимки по: налогу на доходы физических лиц в размере 1804 руб. и пени в размере 2055 руб. 19 коп., на общую сумму 3859 руб. 19 коп.

Требования инспекции основаны на том, что Синкевич Д.Н. с 19.06.2003 и по настоящее время состоит на учет в налоговом органе как адвокат. Административным ответчиком подана в инспекцию налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год с суммой заявленного к уплате налога в размере 12 326 руб. по сроку уплаты 15.07.2019. В связи с не поступлением в срок сумм НДФЛ инспекцией в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате задолженности по налогам от 01.08.2019 № 79358 для добровольной уплаты сумм налогов заказным письмом. Указанная сумма налога 21.07.2020 уменьшена на сумму авансовых платежей в размере 10 522 руб., сумма неуплаченного налога за 2018 год составляет 1804 руб. Кроме того, в связи с наличием задолженности по пене по НДФЛ налогоплательщику направлены требования от 30.06.2018 № 14607, от 23.07.2018 № 12231, от 27.09.2018 № 31562, от 05.12.2018 № 38583 о взыскании задолженности по пене по НДФЛ в общем размере 2386 руб. 51 коп., в связи с частичным перерасчетом в сторону уменьшения остаток задолженности по указанным требованиям составил 2055 руб. 19 коп. Сумма пени по требованию от 30.06.2018 № 14607 в размере 367 руб. 69 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2015, 2016 год и авансовых платежей за 2017 год, за период с 01.04.2018 (не позднее 3-х месяцев до даты выставления требования ст. 70 НК РФ) по дату выставления требования 30.06.2018; от 23.07.2018 № 12231 в размере 200 руб. 63 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2016 год, авансовых платежей за 2017 год, налога за 2018 год, за период с 01.07.2018 по дату выставления требования 23.07.2018; от 27.09.2018 № 31562 в размере 1277 руб. 41 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2015, 2016, 2017 год, авансовых платежей за 2017 год, за период с 01.08.2018 по дату выставления требования 27.09.2018, взыскиваемый остаток 946 руб. 09 коп; от 05.12.2018 № 38583 в размере 540 руб. 78 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2015, 2016, 2017 год, авансовых платежей за 2017 год, за период с 01.10.2018 по дату выставления требования 05.12.2018. 11.02.2020 мировым судьей выдан судебный приказ на взыскание с Синкевич Д.Н. налоговой задолженности в общей сумме 40859 руб. 34 коп., однако в связи с поступившими от него возражениями судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 06.05.2020. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим административным иском 05.11.2020.

В дополнении к административному исковому заявлению инспекция указала, что взыскиваемая задолженность по налогу за 2018 г. в сумме 1804 руб. и пени в сумме 2055 руб. 19 коп. образовались у налогоплательщика в связи с нарушением налогоплательщиком Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджет Российской Федерации утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 12.11.2013 №107H. Налогоплательщиком неправильно был заполнен платежный документ об уплате налога по НДФЛ за 2015 год, а именно неверно указан код бюджетной квалификации (КБК) и статуса налогоплательщика (вместо статуса № 11 - адвокат, налогоплательщиком указан статус № 13- физическое лицо). В соответствии со справочником КБК на 2013 год утвержденный приказом Минфина России от 21.12.2012 верное КБК по НДФЛ в соответствии со ст. 227 НК РФ (НДФЛ с доходов, полученных гражданами в качестве предпринимателей, частных нотариусов и др. лиц) за 2015 год это № 182 1 01 02020 01 1000 110. Налогоплательщиком было указано неверное КБК № 182 1 01 02030 01 1000 110 - в соответствии со ст. 228 НК РФ (НДФЛ с доходов физических лиц). Таким образом, уплаченный 15.07.2016 НДФЛ за 2015 год в сумме 11900 руб. был зачислен налоговым органом на другой бюджет и на другой вид налога (как уплата НДФЛ с доходов физического лица). Более того, вышеуказанная ошибка налогоплательщика касается и уплаченного налога за 2013 год в сумме 1 904 руб. Таким образом, у налогоплательщика в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) поступившие платежи по НДФЛ отражены по верному КБК 182 1 01 02020 01 1000 110 - уплата налога произведена налогоплательщиком за 2014 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г., 2019 г. В связи, с чем по указанному КБК образовалась задолженность с 2013 года, которая в последствии при уплате налогоплательщиком налога уменьшала предыдущую задолженность. В связи, с чем на 15.07.2019 и образовалась задолженность в сумме 1 804 руб. с учетом исчисленных и уменьшенных авансовых платежей. Указанные данные подтверждаются сформированным Требованием № 79358 от 01.08.2019 и выпиской из КРСБ налогоплательщика. Пени, указанные в административном исковом заявлении в общей сумме 2055.19 руб., образовались в связи с неуплатой налога по НДФЛ за 2015 г. исчисленного по налоговой декларации за 2015 год в сумме 11026 руб. по КБК 182 1 01 02020 01 1000 110. Указанные данные подтверждаются сформированными и направленными в адрес налогоплательщика требованиями № 38583 от 05.12.2018 с указанием суммы налога за 2015 год в размере 11026 руб. и пени в размере 540 руб. 78 коп., № 31562 от 27.09.2018 с указанием суммы налога за 2015 г. в размере 11026 руб. и пени в размере 1277 руб. 41 коп., № 14607 от 30.06.2018 с указанием суммы налога за 2015 г. в размере 11026 руб. и пени в размере 367 руб. 69 коп., на общую сумму 1 818 руб. 56 коп. Инспекцией взыскивается сумма пени в размере 255 руб. 19 коп. с учетом уменьшения исчисленных в порядке п. 8 ст. 227 НК РФ авансовых платежей. Таким образом, в связи с неверным указанием реквизитов платежного документа (КБК, статус) в КРСБ налогоплательщика по КБК 182 1 01 02020 01 1000 110 правомерно образовалась взыскиваемая задолженность по налогу и соответствующие пени за несвоевременное перечисление налога в бюджет.

Административным ответчиком Синкевич Д.Н. представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых он просит в удовлетворении требований инспекции отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что уплата НДФЛ в спорный период произведена им в полном объеме и в установленные НК РФ сроки.

Инспекция, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание не обеспечила, направив ходатайство об отложении рассмотрения дела на другой срок, в связи с подготовкой информации по представленным административным ответчиком возражениям. Протокольным определением от 14.01.2021 в удовлетворении ходатайства инспекции об отложении судебного заседания отказано, поскольку у инспекции имелось достаточно времени для подготовки позиции по представленным Синкевичем Д.Н. 30.11.2020 возражениям.

Синкевич Д.Н., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, выяснив позицию сторон, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В постановлении от 17.12.1996 № 20-П и определении от 04.07.2002 № 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При таких обстоятельствах, на административного истца действующим законодательством возложена обязанность представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно: законность оснований взыскания с ответчика недоимки по налоговым платежам и по пени.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Как следует из материалов дела, и установлено судом Синкевич Д.Н. с 19.06.2003 и по настоящее время состоит на учет в налоговом органе как адвокат, в связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого с особенностями, предусмотренными ст. 227 НК РФ.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, определены в ст. 227 НК РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Как следует из пп. 8, 10 ст. 227 НК РФ, исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что административным ответчиком в инспекцию поданы налоговые декларации по форме 3-НДФЛ:

- за 2013 год, сумма НДФЛ к уплате в бюджет 5178 руб., оплата налога произведена по чеку-ордеру от 03.05.2014 на сумму 5200 руб.;

- за 2014 год, сумма НДФЛ к уплате в бюджет 9865 руб., оплата налога произведена по чеку-ордеру от 27.05.2015 на сумму 9865 руб.;

- за 2015 год, сумма НДФЛ к уплате в бюджет 11026 руб., оплата налога произведена по квитанции от 30.04.2016 на сумму 11026 руб.;

- за 2016 год, сумма НДФЛ к уплате в бюджет 11888 руб., оплата налога произведена по квитанции от 19.04.2017 на сумму 11900 руб.;

- за 2017 год, сумма НДФЛ к уплате в бюджет 10522 руб., оплата налога произведена по квитанции от 19.03.2018 на сумму 10522 руб.;

- за 2018 год, сумма НДФЛ к уплате в бюджет 12326 руб., оплата налога произведена по чеку-ордеру от 28.05.2019 на сумму 12326 руб.;

- за 2019 гож, сумма НДФЛ к уплате в бюджет 14399 руб., оплата налога произведена по квитанции от 18.07.2020 на сумму 14399 руб.

Декларация о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ в вышеуказанный период налогоплательщиком не подавалась, авансовые платежи не уплачивались. Уточненная налоговая декларация с указанием авансовых платежей налогоплательщиком в налоговый орган не предоставлялась.

Авансовые платежи исчислены налоговым органом самостоятельно по ранее поданным декларация по форме 3-НДФЛ.

Инспекция в обоснование заявленных требований указывает, что налогоплательщиком несвоевременно оплачен НДФЛ по налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год с суммой заявленного к уплате налога в размере 12 326 руб. по сроку уплаты 15.07.2019, в связи с чем в связи с не поступлением в срок сумм НДФЛ инспекцией в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате задолженности по налогам от 01.08.2019 № 79358 для добровольной уплаты сумм налогов заказным письмом. Указанная сумма налога 21.07.2020 уменьшена на сумму авансовых платежей в размере 10 522 руб., сумма неуплаченного налога за 2018 год составляет 1804 руб. Кроме того, в связи с наличием задолженности по пене по НДФЛ налогоплательщику направлены требования от 30.06.2018 № 14607, от 23.07.2018 № 12231, от 27.09.2018 № 31562, от 05.12.2018 № 38583 о взыскании задолженности по пене по НДФЛ в общем размере 2386 руб. 51 коп., в связи с частичным перерасчетом в сторону уменьшения остаток задолженности по указанным требованиям составил 2055 руб. 19 коп. Сумма пени по требованию от 30.06.2018 № 14607 в размере 367 руб. 69 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2015, 2016 год и авансовых платежей за 2017 год, за период с 01.04.2018 (не позднее 3-х месяцев до даты выставления требования ст. 70 НК РФ) по дату выставления требования 30.06.2018; от 23.07.2018 № 12231 в размере 200 руб. 63 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2016 год, авансовых платежей за 2017 год, налога за 2018 год, за период с 01.07.2018 по дату выставления требования 23.07.2018; от 27.09.2018 № 31562 в размере 1277 руб. 41 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2015, 2016, 2017 год, авансовых платежей за 2017 год, за период с 01.08.2018 по дату выставления требования 27.09.2018, взыскиваемый остаток 946 руб. 09 коп; от 05.12.2018 № 38583 в размере 540 руб. 78 коп. начислена в связи с неуплатой НДФЛ за 2015, 2016, 2017 год, авансовых платежей за 2017 год, за период с 01.10.2018 по дату выставления требования 05.12.2018.

Вместе с тем, доводы инспекции о несвоевременной оплате налогоплательщиком НДФЛ по поданным им налоговым декларациям по форме 3-НДФЛ опровергаются представленными налогоплательщиком и вышеуказанными платежными документами об оплате НДФЛ в период с 2013 года по 2019 год.

Более того, авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а, следовательно, в силу ст. 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Авансовый платеж по НДФЛ не является налогом, поскольку окончательная сумма налога определяется по итогам налогового периода.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода, при доказанности фактически полученного дохода налогоплательщика в меньшем размере, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.

Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.

НДФЛ за период с 2013 года по 2019 год исчислен Синкевичем Д.Н. своевременно, в установленные сроки в налоговый орган представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ, которые приняты налоговым органом без замечаний относительно исчисления НДФЛ, налог в указанной в декларациях суммах оплачен налогоплательщиком в полном объеме.

Таким образом, налоговый орган не вправе осуществлять принудительное взыскание авансовых платежей по НДФЛ.

Аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении Свердловского областного суда от 30.01.2020 по делу № 33а-1217/2020 (33а-23546/2019).

В соответствии со ст.ст. 45 и 46 НК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа.

Поскольку в период с 2013 года по 2019 год у Синкевича Д.Н. отсутствовала задолженность по уплате НДФЛ, оснований для начисления ему пени не имелось.

Кроме того, из доводов инспекции, изложенных в дополнении к административному исковому заявлению, следует, что взыскиваемая задолженность по налогу за 2018 г. в сумме 1804 руб. и пени в сумме 2055 руб. 19 коп. образовались у налогоплательщика в связи с нарушением налогоплательщиком Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджет Российской Федерации утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 12.11.2013 №107H. Налогоплательщиком неправильно был заполнен платежный документ об уплате налога по НДФЛ за 2015 год, а именно неверно указан код бюджетной квалификации (КБК) и статуса налогоплательщика (вместо статуса № 11 - адвокат, налогоплательщиком указан статус № 13- физическое лицо). В соответствии со справочником КБК на 2013 год утвержденный приказом Минфина России от 21.12.2012 верное КБК по НДФЛ в соответствии со ст. 227 НК РФ (НДФЛ с доходов, полученных гражданами в качестве предпринимателей, частных нотариусов и др. лиц) за 2015 год это № 182 1 01 02020 01 1000 110. Налогоплательщиком было указано неверное КБК № 182 1 01 02030 01 1000 110 - в соответствии со ст. 228 НК РФ (НДФЛ с доходов физических лиц). Таким образом, уплаченный 15.07.2016 НДФЛ за 2015 год в сумме 11900 руб. был зачислен налоговым органом на другой бюджет и на другой вид налога (как уплата НДФЛ с доходов физического лица). Более того, вышеуказанная ошибка налогоплательщика касается и уплаченного налога за 2013 год в сумме 1 904 руб. Таким образом, у налогоплательщика в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) поступившие платежи по НДФЛ отражены по верному КБК 182 1 01 02020 01 1000 110 - уплата налога произведена налогоплательщиком за 2014 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г., 2019 г. В связи, с чем по указанному КБК образовалась задолженность с 2013 года, которая в последствии при уплате налогоплательщиком налога уменьшала предыдущую задолженность. В связи, с чем на 15.07.2019 и образовалась задолженность в сумме 1 804 руб. с учетом исчисленных и уменьшенных авансовых платежей. Указанные данные подтверждаются сформированным Требованием № 79358 от 01.08.2019 и выпиской из КРСБ налогоплательщика. Пени, указанные в административном исковом заявлении в общей сумме 2055.19 руб., образовались в связи с неуплатой налога по НДФЛ за 2015 г. исчисленного по налоговой декларации за 2015 год в сумме 11026 руб. по КБК 182 1 01 02020 01 1000 110. Указанные данные подтверждаются сформированными и направленными в адрес налогоплательщика требованиями № 38583 от 05.12.2018 с указанием суммы налога за 2015 год в размере 11026 руб. и пени в размере 540 руб. 78 коп., № 31562 от 27.09.2018 с указанием суммы налога за 2015 г. в размере 11026 руб. и пени в размере 1277 руб. 41 коп., № 14607 от 30.06.2018 с указанием суммы налога за 2015 г. в размере 11026 руб. и пени в размере 367 руб. 69 коп., на общую сумму 1 818 руб. 56 коп. Инспекцией начислена сумма пени в размере 255 руб. 19 коп. с учетом уменьшения исчисленных в порядке п. 8 ст. 227 НК РФ авансовых платежей. Таким образом, в связи с неверным указанием реквизитов платежного документа (КБК, статус) в КРСБ налогоплательщика по КБК 182 1 01 02020 01 1000 110 правомерно образовалась взыскиваемая задолженность по налогу и соответствующие пени за несвоевременное перечисление налога в бюджет.

Согласно части 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы НК РФ, Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК).

Согласно пункту 5 Правил значение КБК, в соответствии с законодательством Российской Федерации состоящее из 20 знаков (цифр), указывается в реквизите «104» распоряжения о переводе денежных средств.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки (абзац 7 пункта 7 статьи 45 НК РФ).

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Так как административный ответчик в полном объеме и своевременно оплатил суммы НДФЛ, указанные в поданных им налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ в спорный период, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Синкевича Д.Н. недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 1804 руб. и пени в размере 2055 руб. 19 коп., на общую сумму 3859 руб. 19 коп., поскольку неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном документе при уплате налога своевременно и в полном объеме не может являться основанием для повторного начисления налогоплательщику ранее уплаченных им налогов и соответственно пени. Из материалов дела не следует, что инспекция уведомила налогоплательщика о неверном указании им реквизитов при уплате НДФЛ и необходимости уточнения платежа. Учитывая специфику регулируемых правом общественных отношений налогового органа и налогоплательщика, Синкевич Д.Н. является подчиненной (слабой) стороной в публичных правоотношениях. При этом налоговый орган, воспользовавшись формальным поводом - некорректным заполнением в платежных документах КБК, в условиях наличия предусмотренной законом возможности устранения сомнений в назначении и реквизитах платежа, минуя установленные административные процедуры, фактически повторно произвел доначисление налога и пени в отсутствие на то правовых оснований, чем ухудшил положение налогоплательщика, что недопустимо в силу прямого указания закона.

С учетом изложенного, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю о взыскании с Синкевич Д.Н. недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 1804 руб. и пени в размере 2055 руб. 19 коп., на общую сумму 3859 руб. 19 коп. удовлетворению не подлежат, поскольку административный ответчик в полном объеме и своевременно исполнил обязанность по уплате обязательных платежей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю о взыскании с Синкевич Д.Н. недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 1804 руб. и пени в размере 2055 руб. 19 коп., на общую сумму 3859 руб. 19 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 21.01.2021.

Судья Т.В. Чернышова