НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Минераловодского городского суда (Ставропольский край) от 13.04.2022 № 2А-940/2022

Дело N 2а-940/2022

УИД: 26RS0023-01-2022-001679-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.,

при секретаре Русановой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды административное дело по административному исковому заявлению N 2а-940/2022 Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, налог в размере 6 882,00 рубля за 2019 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), налог в размере 29 351,00 рубль за 2019 год; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, штраф в размере 4 000,00 рублей за 1-ый и 2-ой кварталы 2017 года, а всего на общую сумму 40 233,00 рубля,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю обратилась в суд с указанным административным иском к ФИО1, в обоснование которого указала, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю, а также в период с 29.11.2011 по 27.01.2021 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

ИП ФИО1 01.09.2017 представлена (отправлена) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2017 года, рeг. .............. Декларация считается представленной 01.09.2017.

Между тем, налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2017 года должна быть представлена не позднее 20.04.2017 года, фактически декларация представлена 01.09.2017. В нарушение пункта 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган.

За нарушение налогоплательщиком установленного законодательством о налогах и сборах срока подачи налоговой декларации пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Сумма налога к уплате в декларации составляет 0,00 рублей.

Количество просроченных месяцев - 5

Налогоплательщик ИП ФИО1 ранее совершил правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением в установленный Кодексом срок налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2016 года, то есть за правонарушение, совершенное после принятия инспекцией решения о привлечении его к ответственности за аналогичные правонарушения (N 16619 от 02.06.2017, вступило в силу 21.07.2017).

ИП ФИО1 01.09.2017 представлена (отправлена) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2017 года, рeг. N 47876694. Декларация считается представленной 01.09.2017.

Между тем, налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2017 года должна быть представлена не позднее 20.07.2017, фактически декларация представлена 01.09.2017.

Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица, и после прекращения им предпринимательской деятельности.

В связи с не поступлением в срок ЕНВД - штраф Межрайонная ИФНС России N 9 по СК в порядке досудебного урегулирования и на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направила требование от 26.04.2018 N 1207, от 26.04.2018 N 1208 для добровольной уплаты сумм налогов письмом в котором указано, что у плательщика ФИО1 имеется задолженность: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: штраф в размере 4 000 рублей за 1 квартал 2017 года, 2 квартал 2017 года.

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов Межрайонная ИФНС России N 9 по СК в порядке досудебного урегулирования и на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направила требование от 10.01.2020 N 395 для добровольной уплаты сумм налогов письмом, в котором указано, что у плательщика ФИО1 имеется задолженность:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 6 882 рубля за 2019 год;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 29 351 рубль за 2019 год.

Однако до настоящего времени задолженность в добровольном порядке не уплачена.

В соответствии с определением мирового судьи от 02 сентября 2021 года отказано в принятии заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю о взыскании налога и пени с ФИО1

В связи с чем просила взыскать ФИО1 недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, налог в размере 6 882,00 рубля за 2019 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), налог в размере 29 351,00 рубль за 2019 год; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, штраф в размере 4 000,00 рублей за 1-ый и 2-ой кварталы 2017 года, а всего на общую сумму 40 233,00 рубля.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. В своем заявлении просил суд рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1, также надлежащим образом извещенный судом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя административного истца - Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю и административного ответчика ФИО1

Изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленное требование обоснованным, доказанным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Так в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю, а также в период с 29.11.201 по 27.01.2021 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Также в судебном заседании установлено, что 01.09.2017 индивидуальным предпринимателем ФИО1 представлена (отправлена) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2017 года, регистрационный ..............

В этот же день, 01.09.2017 индивидуальным предпринимателем ФИО1 представлена (отправлена) в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2017 года, регистрационный N 47876694.

В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации при отправке налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления считается дата ее отправки.

Следовательно, декларация считается представленной 01.09.2017.

Согласно пункту 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

В соответствии со статьей 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается квартал.

Таким образом, налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2017 года должна быть представлена не позднее 20.04.2017, фактически же декларация представлена индивидуальным предпринимателем ФИО1 01.09.2017.

При этом, налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2017 года должна быть представлена не позднее 20.07.201, фактически декларация представлена административным ответчиком 01.09.2017.

В нарушение пункта 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган.

За нарушение налогоплательщиком установленного законодательством о налогах и сборах срока подачи налоговой декларации пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю рассмотрен вопрос о наличии смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик ИП ФИО1 ранее совершил правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением в установленный Кодексом срок налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2016 года, то есть за правонарушение, совершенное после принятия инспекцией решения о привлечении его к ответственности за аналогичные правонарушения (N 16619 от 02.06.2017, вступило в силу 21.07.2017).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей.

В связи с не поступлением в срок ЕНВД - штраф Межрайонная ИФНС России N 9 по СК в порядке досудебного урегулирования и на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направила требование от 26.04.2018 N 1207, от 26.04.2018 N 1208 для добровольной уплаты сумм налогов письмом в котором указано, что у плательщика ФИО1 имеется задолженность: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: штраф в размере 2 000 рублей за 1 квартал 2017 года, и штраф в размере 2 000 рублей за 2 квартал 2017 года.

Однако задолженность в добровольном порядке не уплачена.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю, а так же в период с 03.06.2016 по 10.12.2016 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, который в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, с подпунктом 2 пункта 1 части 1 статьи 6, статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" был обязан уплачивать налоги и страховые взносы.

Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица, и после прекращения им предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов, Межрайонная ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю направлено заказным письмом требование от 10.01.2020 N 395 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором указано, что у плательщика ФИО1 имеется задолженность: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, налог в размере 6 882,00 рубля за 2019 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), налог в размере 29 351,00 рубль за 2019 год.

Однако задолженность административным ответчиком в добровольном порядке не уплачена.

Межрайонная ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратилась к мировому судье судебного участка N 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки с ФИО1

Определением от 02 сентября 2021 года мировой судья судебного участка N 4 города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка N 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края, отказал в принятии заявления Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю о взыскании с ФИО1 недоимки.

Это послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

02 марта 2022 года Межрайонная ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю инициировала административный иск о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам.

Межу тем, недоимки по страховым взносам ФИО1 на момент составления административного искового заявления не погашены.

Так, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд.

Абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Учитывая дату вынесения определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа (02 сентября 2021 года), налоговый орган 02 марта 2022 года обратился с данным заявлением с соблюдением срока, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует отметка отделения связи на конверте почтового отправления.

Вместе с тем, определением мирового судьи судебного участка N 4 города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 02 сентября 2021 года, в принятии заявления Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с ФИО1 налоговому органу было отказано по причине пропуска срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, в связи с чем налоговым органом был подан настоящий иск.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом (часть 7 статьи 219 названного Кодекса).

Из системного толкования приведенных положений закона следует, что суд мог отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований за пропуском срока обращения в суд только в случае установления этого пропуска срока без уважительных причин и невозможности его восстановления.

В обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, представитель административного истца указал, что срок пропущен в связи с введением в действие 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ (далее - КАС РФ), изменился порядок обращения государственного органа в суд о взыскании обязательных платежей и санкций. А именно изменены требования ст. ст. 125, 126, 287 КАС РФ, гл. 11.1 КАС РФ, предъявляемые к заявлению о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, а также увеличился пакет документов, необходимый для формирования заявления о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов. Так, в соответствии с п. 7 ст. 125 КАС РФ, административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

В то же время, материалами дела подтверждено, что административный ответчик в указанный период являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем был обязан уплачивать страховые взносы; добровольно возложенную на него обязанность не исполнил, страховые взносы не уплатил; ФИО1 направлялись требования об уплате страховых взносов и штрафа, которое оставлено без исполнения.

В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Соответственно, решение вопроса о восстановлении срока обращения в суд либо об отказе в его восстановлении разрешается судом при рассмотрении спора по существу, что отражается в итоговом процессуальном документе по результатам рассмотрения административного дела - решении суда, вне зависимости от наличия либо отсутствия ходатайства административного истца о восстановлении указанного срока.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия; вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Суд, принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, что административным ответчиком обязанность по уплате налога в установленный законом срок не была исполнена, а также тот факт, что налоговым органом принимались меры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам в установленном законом порядке, позволяют признать причины пропуска этого срока уважительными и восстановить административному истцу срок обращения в суд с административным исковым заявлением, обстоятельства, препятствующие восстановлению пропущенного срока, по настоящему административному делу отсутствуют.

При таких обстоятельствах требования налоговой инспекции о взыскании с административного ответчика недоимки и штрафа на общую сумму 40 233,00 рубля, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу абзаца третьим подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации и физические лица - при подаче в суд административных исковых заявлений.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей составляет 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Цена, поданного иска, составляет 40 233,00 рубля, следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей уплате, составляет 1 406,99 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со статьей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, уплачивается в бюджет муниципальных районов.

При таких обстоятельствах, государственная пошлина в размере 1 406,99 рублей, от которой при подачи административного иска был освобожден административный истец, подлежит взысканию в бюджет Минераловодского городского округа с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 291-292 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки.

Требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 удовлетворить. Взыскать с ФИО1 недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, налог в размере 6 882,00 рубля за 2019 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), налог в размере 29 351,00 рубль за 2019 год; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, штраф в размере 4 000,00 рублей за 1-ый и 2-ой кварталы 2017 года, а всего на общую сумму 40 233,00 рубля.

Взыскать с ФИО1 в бюджет Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере в размере 1 406,99 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд.

Судья

Копия верна:

Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.