НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Миллеровского районного суда (Ростовская область) от 28.01.2022 № 12-205/2021

№ 12-3/2022 (12-205/2021)

61RS0018-01-2021-004213-96

РЕШЕНИЕ

28 января 2022 года г. Миллерово

Ростовская область

Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Ващаева Н.В.,

с участием Филоненко Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Филоненко Т.И. на постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО3 от 28 октября 2021 года , вынесенное в отношении Филоненко Т.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО3 от 28 октября 2021 года по делу об административном правонарушении Филоненко Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Филоненко Т.И. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу за отсутствием в ее действиях состава правонарушения.

В своей жалобе заявитель, ссылаясь на требования части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указывает, что решение о проведении плановой выездной проверки от 14 октября 2021 года было выслано на адрес электронной почты МОУ СОШ в виде сканированной копии, не подписанной с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи 14 октября 2021 года в 10 часов 28 минут, что является грубым нарушением в силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением в силу вышеуказанного закона (часть 1 статьи 20) не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.

Кроме этого, автор жалобы указывает, что по результатам проверки были составлены: акт выездной проверки от 27 октября 2021 года , протокол об административном правонарушении от 28 октября 2021 года и постановление по делу об административном правонарушении от 28 октября 2021 года, предписание об устранении выявленных нарушений, сканированные копии которых были высланы на адрес электронной почты МОУ СОШ 28 октября 2021 года одним файлом.

Заявитель указывает, что она не была извещена о месте и времени рассмотрения протокола, в результате чего нарушены ее права на защиту, предусмотренные ст.25.1, 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции РФ.

Обращено внимание, что документы составлены формально, в протоколе об административном правонарушении указаны ложные сведения в части того, что она не владеет русским языком.

Далее указано, что в соответствии с решением Государственной инспекции труда в Ростовской области от 14 октября 2021 года проверка должна быть плановой, выездной. Вместе с тем, инспектор 26 октября 2021 года запросил посредством мессенджера WhatsApp сканированные копии документов: удостоверения по охране труда, карточки выдачи СИЗ на водителей, психиатрическое освидетельствование на водителей, карты оценки рисков на водителей, протоколы проверки знаний. В связи с тем, что в школе нет водителей, инспектор попросил выслать сканированные копии указанных документов других работников рабочих специальностей. Дополнительно к запрашиваемым документам были предоставлены документы по профессиональным рискам: заключение по результатам классификации опасностей, представляющих угрозу для жизни и здоровья работников, перечень опасностей, представляющих угрозу для жизни и здоровья работников, лист ознакомления работников с возможным риском причинения вреда их жизни и здоровью, протокол общего собрания трудового коллектива об избрании представителей трудового коллектива для участия в комиссии по идентификации опасностей, представляющих угрозу для жизни и здоровья работников. Анализируя выявленные нарушения, зафиксированные в акте выездной проверки от 27 октября 2021 года, и представленные инспектору документы можно сделать вывод по пункту 1 - документы были представлены в полном объеме, по пункту 2 -3 - в перечне документов, запрашиваемых инспектором, таких документов не было.

Филоненко Т.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснения дала в рамках поданной жалобы.

Представитель Государственной инспекции труда в Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы в объёме, предусмотренном ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему:

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Имеющиеся в деле доказательства должны быть оценены в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Из представленных материалов установлено, что в ходе надзорных мероприятий, проведенных в период с 4.10.2021 по 28.10.2021, в отношении Филоненко Т.И. выявлены нарушения требований пунктов 34, 56 Типового положения о СУОТ, согласно предоставленного Положения о СУОТ, документы, подтверждающие привлечение работников к идентификации опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня не предоставлены, т.е. работники (рабочих профессий), которые владеют детализированной и точной информацией обо всх опасностях, связанных с выполнением ими своей работы к указанному мероприятию не привлекались; акты с результатами контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур не оформляются; а также выявлены нарушения ст. 226 Трудового кодекса РФ - не утверждены приказом по предприятию мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодателем, осуществляемые в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Вследствие чего Филоненко Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статья 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен и дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса РФ об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 28 октября 2021 года видно, что он был составлен должностным лицом государственным инспектором ФИО3 в отсутствие Филоненко Т.И.

Постановление о привлечении Филоненко Т.И. к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом вынесено также 28 октября 2021 года.

Из представленных должностным лицом материалов дела усматривается, что в нарушение вышеуказанных норм уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении Филоненко Т.И. по месту жительства не направлялось, доказательства надлежащего извещения Филоненко Т.Н. в деле отсутствуют. Также ей не направлялось уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, следовательно протокол составлен с нарушением закона, а потому не может быть использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении в силу положений ч.3 ст. 26.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
На этом основании доводы жалобы в части того, что административным органом был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, лицу, привлекаемому не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заслуживают внимания.

Усматривая существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления. Поскольку предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодексом РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.

При новом рассмотрении надлежит устранить допущенное нарушение, проверить все доводы, на которые обращено в жалобе заявителя, принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО3 от 28 октября 2021 года , вынесенное в отношении Филоненко Т.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить, возвратить дело об административном правонарушении Государственной инспекции труда в Ростовской области на новое рассмотрение.

На решение может быть подана жалоба в Ростовский областной суд в течение 10 суток.

Судья Н.В.Ващаева